Регулирование коммерческих банков

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 18:30, курсовая работа

Краткое описание

В соответствии с Законом Российской Федерации "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" регулирование банковской деятельности и надзор за ней возложено на Банк России. Регулирование и надзор Банк России осуществляет от лица государства с целью создания условий для устойчивого функционирования банков и кредитных учреждений и на этой основе обеспечения доверия общества к банковской системе.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………....3
Глава 1. Лицензирование деятельности коммерческих банков, регистрация их уставов.
1.1 Порядок открытия и регистрации деятельности кредитных организаций……………………………………………………………………...4
1.2 Виды лицензий, выдаваемых коммерческим банкам…………………….11 Глава 2. Роль экономических нормативов, устанавливаемых Банком России, для регулирования деятельности коммерческих банков.
2.1 Экономические нормативы, устанавливаемые Банком России……….15
Глава 3. Надзор Банка России за деятельностью банков
3.1 Надзор за текущей деятельностью кредитных организаций…………….18
3.2 Меры по финансовому оздоровлению кредитных организаций…….…..20
Заключение……………………………………………………………………..26
Список использованной литературы………………………………….........28

Файлы: 1 файл

курсовая дбк.doc

— 124.50 Кб (Скачать)

Как говорилось выше первым этапом надзорной деятельности является лицензирование банков.

                     Второй этап     надзорной    деятельности    -    дистанционный (документарный) надзор,  или проверка  отчетности, предоставляемой банками. Постоянный   контроль    за   деятельностью, осуществляемый органами надзора, позволяет заранее выявить  проблемы, которые  могут  вызвать риск неплатежеспособности банков, их банкротство.

                    Для оценки  финансового  положения  банка   обычно   используют  периодическую  отчетную документацию и ежегодные финансовые отчеты,   включающие годовой  баланс, счет  прибылей  и  убытков, пояснительную  записку. Как   правило, ежемесячно  или    ежеквартально    должны   составляться отчеты о соблюдении  ими  экономических  нормативов  и   предоставлять   их   в  течение  месяца,  следующего  за  отчетным.   Несоблюдение срока предоставления отчета свидетельствует о  наличии   у  банка  проблем. Примерно  1  раз  в  год  внешний  аудитор должен   проверять ежемесячные  и  ежеквартальные  финансовые  отчеты,  по   которым он делает заключения.

                      Важнейшими показателями финансового состояния банка, зависящего  от внутрибанковской системы управления, являются:

      - достаточность капитала (отношение    собственных    средств    к ликвидным активам);

     -  качество его  активов  с  точки   зрения   риска   ликвидности;

     -   доходность, или прибыльность (уровень прибыли на 1 акцию или 1 занятого);

      - ликвидность (способность  банка  своевременно  оплачивать  свои обязательства) - соотношение ликвидности и прочих активов.

                     Финансовое состояние банка во многом определяется качеством его  активов. Глубокий анализ качества активов,  выявление невозвращаемых   или завышенных по стоимости их элементов могут быть осуществлены  в   процессе  инспектирования  на  месте.  Представляемая  банком   отчетная документация может использоваться как показатель состояния   его активов, и на ее основе в некоторой мере можно оценить кредитный   риск, или риск неуплаты по кредиту, со стороны заемщика.

              Инспектирование на местах.

                     Проверка степени достоверности передаваемой  надзорным  органам   информации,   формирование   максимально  точного  представления  о   положении банка,  качестве его менеджмента  могут  быть  обеспечены  только  в  ходе проверки на месте. 

                     Во время   общей   проверки   анализируются  различные  аспекты   деятельности банка и главные области  риска. Как  правило, выявляются   соблюдение  банком законов, правильность составления отчетов, наличие  эффективной  системы  управления  и  производится   оценка   общего   финансового состояния банка.

       По результатам проверок на  месте  составляются   письменные  отчеты,  доводимые до сведения руководства центрального   банка,  оценивающего   информацию   инспекторов   и   дающего   при  необходимости    разрешение   на   принятие   соответствующих   мер   воздействия на банк.

       Затем отчет  вместе  с  сопроводительным письмом направляется в   банк, где на Совете директоров обсуждается сделанные по результатам   проверки заключения.

3.2. Меры по финансовому оздоровлению кредитных организаций.

                    Анализ задач надзорной деятельности в банковской сфере приводит   к формулированию следующих    требований,  выполнение   которых  видится необходимым для стабилизации кредитной системы. Как   будет  ясно  из  последующего   изложения,   указанные   требования   находятся в тесной взаимосвязи.

       Во-первых, поскольку  приоритетной   целью   надзора   является   поддержание  кредитной системы,  его главной задачей должны быть не   поиск и наказание "провинившихся" банков,  а создание  условий  для   более эффективного функционирования банковской системы.

       Во-вторых, это  необходимость  активизации   надзора,   которая   включает  в  себя  ряд  аспектов. Важнейшим  условием и одновременно   составным элементом его реализации  является  повышение  открытости   ситуации  в  банковской сфере в целом и в конкретных банках, как для   Центрального   банка,   так   и   для   кредиторов    и    клиентов   банков. Повышение открытости базируется на совершенствовании системы   учета и  отчетности  в  коммерческих  банках  и  приближении  ее  к   требованиям, вытекающим из опыта международной банковской практики,   что позволит повысить эффективность  и  результативность  надзорной   деятельности.

                     В-третьих, надзор  должен  быть  ориентирован  на  два   уровня   анализа  и состояния банковской системы в целом. При этом открытость   является   важным   фактором   совершенствования    диагностической   компоненты   банковского   надзора. Другим   ее  фактором  выступает   совершенствование методики оценки состояния дел в банках.

                    В-четвертых, требование реструктуризации балансов банков. Данное   требование  непосредственно  относится  к  оптимизации  балансов  и   организационно-технологической схемы деятельности банков.

Под реструктуризацией   балансов   понимается   снижение   доли   низколиквидных и неликвидных активов, создание достаточных резервов   на  списание  плохих  кредитов. При  этом  необходимо  предусмотреть   возможность  банков  самостоятельно  списывать  такие ссуды за счет   резервов при контроле со  стороны  налоговых  служб  и  аудиторских   фирм.                   Под оптимизацией  организационной  структуры  банков понимается   централизация информационных потоков многофилиальных  банков  через   компьютерную  сеть  и получение информации о работе территориальных   подразделений  в  режиме  реального  времени, а  также   техническое   переоснащение   банков, снижение  расходов  в  связи  с  сокращением   численности низкоквалифицированного персонала (кассиров и пр.).

                     Развитие структуры банковской системы целесообразно проводить в   русле  перспективных  сдвигов  в структуре экономики. Неоднородность   экономики России проявляется как в  межрегиональных  диспропорциях,   так  и  с  точки  зрения  различий  финансового состояния отдельных   отраслей. Соответственно   перспективная   устойчивость   банковской   системы должна базироваться на тенденциях хозяйственного развития.

                    В структуре  российской  экономики  можно  выделить  три  группы

   регионов.

                    1. Центры деловой    активности    с    диверсифицированной   по  отраслевому признаку  структурой  коммерческой  деятельности. В  них   должны       преобладать      крупные      (оптовые)      кредитные   организации, финансирующие   ключевые   для   российской   экономики   предприятия, федеральный   бюджет,  организующие   межбанковский   и   валютный рынок. Такие структуры должны функционировать  под  жестким   контролем  государства  как  в  форме участия в собственности, так и   через повышенное внимание  надзорного  органа. Розничные  и  средние   банки    нацеливаются    на    обслуживание   местных   предприятий   соответствующего    масштаба. Проводится    политика     ограничения   количества   филиалов   кредитных   организаций, которая  связана  с   достаточной  для   поддержания   конкурентной   среды   численности   банковских  учреждений  одновременно с повышенным риском управления   банков,  имеющих филиалы. Для розничных банковских  услуг  кредитные   организации  открывают отделения, действующие под жестким внутренним   контролем. Работа   филиалов   экономически   целесообразна   только   применительно  к  крупным  банкам  других  регионов для операций на   валютном и межбанковских рынках.

                     2. Регионы, где  преобладает  крупное  промышленное производство   федерального  значения. В  банковской  системе   должна   сочетаться   деятельность филиалов крупных банков финансовых центров с мелкими и   средними   региональными   кредитными    организациями.

                    3. В регионах, где      доминирует      мелкий      бизнес      и   сельскохозяйственное  производство, представляется  возможным делать   ставку  на  местные  частные  банки  и  концентрацию   капиталов.

В  целях  оптимизации  структуры   банковской   системы целесообразно ввести в практику дифференцированный подход к   применению мер регулирования кредитных организаций,  индивидуальный   подход    к   использованию   отдельных   инструментов   управления   ликвидностью в зависимости от эффективности деятельности кредитного  учреждения для системы в целом.

Основные  направления  совершенствования  нормативной базы банковского надзора.

                     Активизация надзора  и  создание  адекватной   системы   ранней диагностики  в  банках предполагает совершенствование всех аспектов   надзорной деятельности.

                     Прежде всего,  необходимо  решительно обеспечивать достоверность   информации, предоставляемой кредитными организациями в Банк России.

                К  числу  грубых  нарушений,  по  отношению  к  которым  необходимо   применять весь состав мер воздействия вплоть  до  отзыва  лицензии,  можно отнести:

       а) сознательное искажение отчетности;

       б) занижение  налоговой  базы  и   базы   отчислений   в   фонд   обязательных  резервов.

                     Надзор за руководителями банков (филиалов) должен опираться  на   изменение законодательно установленных требований к их квалификации   и стажу работы в банковской системе в сторону усиления. Руководитель   кредитной   организации  (помимо  экономического  или  юридического   образования) должен иметь опыт работы  руководителем  подразделения   кредитной   организации, связанного   с   осуществлением  банковских   операций, не менее  трех  лет  и  положительную  репутацию  в  сфере   банковского  бизнеса. Необходимо  узаконить возможность Центрального   банка РФ дать немотивированный отказ в согласовании  кандидатуры  в   случаях,  когда  имеется  проверенная информация о недобросовестной   коммерческой репутации кандидата или связи с криминальными сферами.

                 Требуется   также  включать  в  состав  должностных  лиц, назначение   которых   подлежит    обязательному    согласованию    в    Главном   территориальном  управлении (Национальном  банке)  ЦБ  РФ,  главного   аудитора  банка. Кроме  того,   необходимо   установить   запрет   на   совмещение  должностей,  подлежащих  согласованию  в  ЦБ  РФ, одним   физическим лицом в различных кредитных  организациях. Вместе  с  тем   решение  этого  блока  вопросов  напрямую  связано  с существенными   корректировками в действующем законодательстве.

                     Одновременно необходимо   предоставить   Банку   России   право   временно отказать в регистрации кредитной организации без  указания   мотивов, если имеются "особенные" сомнения в ее устойчивости. Одним   из факторов надежности создаваемой кредитной организации  выступает  ее стратегия становления на основных финансовых рынках. Безусловно,   следует иметь возможность принимать  различные  решения  в  случаях  желания  учредителей  предложить  региону или системе в целом новые банковские услуги или,  напротив,  включиться в конкурентную борьбу  за перераспределение клиентов и ресурсов других банков.

                      Контроль за деятельностью филиальной сети  банков  нуждается  в тщательной   методологической   доработке.   Необходимо  установить порядок  наделения  филиала   собственными   средствами, методику контроля за соблюдением обязательных нормативов максимального риска на одного кредитора и вкладчика. Требуется также ввести в  практику определение   головной  конторой  лимитов  на  проведение  операций филиалов   с   учетом   необходимости    соблюдения    обязательных экономических   нормативов  и  формирования  резервов  в  целом  по   кредитной организации .Указанные лимиты,  согласованные  с  Главным  территориальным  управлением  (Национальным  банком) ЦБ РФ по месту   расположения головного банка,  сообщаются учреждению Банка  России,   контролирующему   деятельность   филиала,   куда  тот  представляет   соответствующую  отчетность. Исключения могут  быть   сделаны   для   кредитных    организаций, внедривших   сертифицированные    ЦБ   РФ   технические  решения, позволяющие   банку   в  оперативном   режиме   контролировать текущие операции филиала.

       Мониторинг состояния  всех  корреспондентских   счетов   банков   должен  предоставить  в  распоряжение  ЦБ  РФ  оперативную  картину   распределения ликвидности в режиме реального времени как в  разрезе   конкретного банка, так и экономических регионов.

       Необходимо продолжить работу по совершенствованию экономических нормативов  с  учетом эффективности их применения,  в бухгалтерском

учете. Система требований,  предъявляемых к  кредитной  организации,   должна  улавливать наиболее вероятные риски,  способные повлиять на   финансовое состояние банков.

              Таким образом, по данной главе можно сделать вывод, что банковская система расширяется, но одновременно происходит высокий процент отзыва лицензий и применение таких крайних мер как ликвидация кредитных организаций. В данной главе рассмотрены меры воздействия на банки: неофициальные и официальные. Что касается требований к совершенствованию банковского надзора то сюда нужно отнести: создание условий для более эффективного функционирования банковской системы; повышение открытости ситуации в банковской сфере; два уровня анализа и состояния банковской системы в целом.  Перспективная устойчивость банковской системы должна базироваться ещё и на тенденциях хозяйственного развития. Всё это может значительно повлиять на развитие банковской системы.

             

 

 

Заключение

 

В заключении можно сказать что, современное состояние   банковской   системы   России   требует  принятия комплексных  мер по ее укреплению,  поддержанию финансовой   устойчивости банков.

Информация о работе Регулирование коммерческих банков