Регулирование коммерческих банков

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 18:30, курсовая работа

Краткое описание

В соответствии с Законом Российской Федерации "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" регулирование банковской деятельности и надзор за ней возложено на Банк России. Регулирование и надзор Банк России осуществляет от лица государства с целью создания условий для устойчивого функционирования банков и кредитных учреждений и на этой основе обеспечения доверия общества к банковской системе.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………....3
Глава 1. Лицензирование деятельности коммерческих банков, регистрация их уставов.
1.1 Порядок открытия и регистрации деятельности кредитных организаций……………………………………………………………………...4
1.2 Виды лицензий, выдаваемых коммерческим банкам…………………….11 Глава 2. Роль экономических нормативов, устанавливаемых Банком России, для регулирования деятельности коммерческих банков.
2.1 Экономические нормативы, устанавливаемые Банком России……….15
Глава 3. Надзор Банка России за деятельностью банков
3.1 Надзор за текущей деятельностью кредитных организаций…………….18
3.2 Меры по финансовому оздоровлению кредитных организаций…….…..20
Заключение……………………………………………………………………..26
Список использованной литературы………………………………….........28

Файлы: 1 файл

курсовая дбк.doc

— 124.50 Кб (Скачать)

-   наличие судимости за совершение преступлений против собственности, хозяйственных и должностных преступлений;

-   совершение в течение года административного правонарушения в области торговли и финансов, установленного вступившим в законную силу постановлением органа, уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях;

-   наличие в течение последних двух лет фактов расторжения с указанными лицами трудового договора (контракта) по инициативе администрации по основаниям, предусмотренным пунктом 2 статьи 254 Кодекса законов о труде Российской Федерации;

2) неудовлетворительное финансовое положение учредителей кредитной организации или невыполнение ими своих обязательств перед федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами за последние три года;

3) несоответствие документов, поданных для государственной регистрации кредитной организации и получения лицензии, требованиям федеральных законов.

Решение об отказе в государственной регистрации и выдаче лицензии сообщается учредителям кредитной организации в письменной форме и должно быть мотивировано.

Отказ в государственной регистрации и выдаче лицензии, непринятие Банком России в установленный срок соответствующего решения могут быть обжалованы в арбитражный суд.

Статья 17. Государственная регистрация кредитной организации с иностранными инвестициями и филиала иностранного банка и выдача им лицензий на осуществление банковских операций

Для государственной регистрации кредитной организации с иностранными инвестициями и филиала иностранного банка и получения ими лицензии на осуществление банковских операций помимо документов, указанных в статье 14 настоящего Федерального закона, дополнительно представляются надлежащим образом оформленные документы, перечисленные ниже.

Иностранное юридическое лицо представляет:

1) решение о его участии в создании кредитной организации на территории Российской Федерации или об открытии филиала банка;

2) документ, подтверждающий регистрацию юридического лица, и балансы за три предыдущих года, подтвержденные аудиторским заключением;

3) письменное согласие соответствующего контрольного органа страны его местопребывания на участие в создании кредитной организации на территории Российской Федерации или на открытие филиала банка в тех случаях, когда такое разрешение требуется по законодательству страны его местопребывания.

Иностранное физическое лицо представляет подтверждение первоклассным (согласно международной практике) иностранным банком платежеспособности этого лица.

 

1.2. Виды лицензий, выдаваемых коммерческим банкам

Лицензирование (первый  этап надзора за деятельностью) имеет целью ограничить совершение банковских операций только теми юридическими лицами, которые имеют разрешение на их проведение от уполномоченного органа.

       Для получения лицензии  подавший  заявку  кредитное  учреждение должно соблюдать ряд требований, прежде всего относительно:

       - минимального размера  уставного  капитала;

       - источников первоначально инвестируемого капитала;

      -  состава основных  акционеров;

      - квалификации и моральной характеристики руководства;

       - круга предполагаемых операций и стратегии деятельности;

       - правильности оценки   банковских   активов   по   их   рыночной

   стоимости;

       - комплекса мер по  созданию  резервов  на  случай  возникновения

   сомнительной  задолженности.

           Помимо этого, при решении вопроса о выдаче  лицензии  надзорные органы  могут  учитывать,  например,  условия по формированию сети филиалов нового банка, возможное влияние создаваемого учреждения на уровень  конкуренции  в  кредитно-финансовом секторе,  национальную принадлежность капитала или  учредителя  в  тех  случаях,  когда  в стране  действует особый порядок рассмотрения заявок от иностранных лиц.

       Лицензия должна содержать положения о сроках ее действия,  условиях их продления, возможности внесения в нее поправок или ее аннулирования. В ней может  быть  оговорено  утверждение  центрального банка кандидатур на высшие руководящие посты в банке после проверки их квалификации и опыта,  существенных  (свыше  5%)  изменений  в структуре  собственности,  слияний,  а также перемены названия, уменьшения оплаченного капитала.

          Аннулирование лицензии возможно при следующих обстоятельствах:

- неспособность создаваемого    банка    начать    по   истечении определенного срока осуществление операций;

- невыполнение банком условий лицензии или осуществление операций ,не предусмотренных в лицензии;

- нарушение законов   или  нормативных  актов;

- нанесение ущерба  интересам   кредиторов   и   вкладчиков   при проведении операций.

Документы для получения лицензии на проведение банковских операций рассматриваются центральным банком, и при их соответствии установленным требованиям вновь созданному банку могут быть выданы следующие виды лицензий на осуществление банковских операций:
• лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях (без права привлечения во вклады денежных средств физических лиц);
• лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте (без права привлечения во вклады денежных средств). При наличии указанной лицензии банк вправе устанавливать корреспондентские отношения с Неограниченным количеством иностранных банков;
• лицензия на привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов.
Лицензия может быть выдана банку одновременно с лицензией на осуществление банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте (без права привлечения во вклады денежных средств).
         В лицензии на осуществление банковских операций указываются банковские операции, на осуществление которых данная кредитная организация имеет право, а также валюта, в которой эти банковские операции могут осуществляться.

Дополнительные виды лицензий на осуществление банковских операций:
         В ходе своего развития коммерческие банки и кредитные организации постепенно расширяют виды и масштабы своей деятельности, в результате чего получают у центрального банка дополнительные лицензии.
В соответствии с Инструкцией Банка России № 109-И «О порядке принятия решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций» действующему банку могут быть выданы следующие виды лицензий на осуществление банковских операций:
• лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте (без права привлечения во вклады денежных средств физических лиц). При этом банк вправе устанавливать корреспондентские отношения с любым количеством иностранных банков;
• лицензия на привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов Лицензия может быть выдана банку при наличии или одновременно с лицензией на осуществление банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте

• лицензия на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях;

• лицензия на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях и иностранной валюте. Данная лицензия может быть выдана банку при наличии лицензии на осуществление банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте или одновременно с ней;
• Генеральная лицензия, которая может быть выдана банку, имеющему лицензии на осуществление всех банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте и выполняющему установленные Банком России требования к размеру капитала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Роль экономических нормативов, устанавливаемых Банком России, для регулирования деятельности коммерческих  банков.

2.1 Экономические нормативы, устанавливаемые Банком России

Важным моментом в регулировании деятельности банков является соблюдение обязательных нормативов установленных Банком России (ФЗ «О Центральном банке РФ» глава X):

- минимальный размер уставного капитала для создаваемых кредитных организаций, размер собственных средств для действующих кредитных организаций в качестве условия создания на территории иностранного государства их дочерних организаций и открытия их филиалов, получения небанковской кредитной организации статуса банка (ст.63)

- предельный размер имущественных вкладов в уставный капитал кредитной организации (ст.62 , п 2 );

- максимальный размер риска на одного заёмщика или группу связанных заёмщиков, являющихся по отношению друг к другу зависимыми или основными и дочерними, устанавливается в процентах от размера собственных средств кредитной организации (КО) и не может превышать 25 % размера собственных средств КО (ст.64 );

- максимальный размер крупных кредитных рисков – устанавливается как выраженное в процентах отношение совокупной величины крупных кредитных рисков и размера собственных средств КО. Крупным кредитным риском является сумма кредитов, гарантий и поручительств в пользу одного клиента, превышающая 5 % собственных средств КО. Максимальный размер крупных кредитных рисков не может превышать 800 % размера собственных средств КО (ст. 65);

- нормативы ликвидности кредитной организации. Определяются как:

      отношение её активов и пассивов с учётом сроков, сумм и типов активов и пассивов и других факторов;

      отношение её ликвидных активов (наличных денежных средств, требований до востребования) и суммарных активов (ст. 66)

- нормативы достаточности собственных средств, определяются как отношение размера собственных средств КО и суммы её активов, взвешенных по уровню риска (ст. 67);

- размеры валютного, процентного и финансовых рисков;

- минимальный размер резервов, создаваемых под риски. Банк России определяет порядок формирования и размер образуемых до налогообложения резервов КО для покрытия возможных потерь по ссудам, валютных, процентных и иных финансовых рисков (ст. 69 от 23. 12. 2003 г.)

- нормативы использования собственных средств КО для приобретения акций других юридических лиц, определяются как выраженное в процентах отношение сумм инвестируемых и собственных средств  КО, и этот размер не может превышать 25 % размера собственных акций КО (ст. 70 );

- максимальный размер кредитов, банковских гарантий и поручительств, предоставленных  КО своим участникам (акционерам), определяется в процентах от собственных средств КО и не может превышать 50 % (ст.71). 

              Денежное кредитное регулирование. ЦБ регулирует экономику не прямо, а через денежно-кредитную политику. Воздействуя на кредитные институты, он создаёт определённые условия для их функционирования, от этих условий зависит направление деятельности коммерческих банков. Инструментами регулирования являются:

- Дисконтная и залоговая политика. Если цель ЦБ – удорожание рефинансирования кредитных институтов для уменьшения их кредитного потенциала, он должен поднять учётную ставку. В случае действенного повышения учётной ставки, рефинансирование для коммерческих банков удорожается, что в итоге ведёт к росту стоимости кредитов в стране. Эта политика является способом воздействия на ликвидность кредитных институтов;

- Депозитная политика, при увеличении резервов возрастает кредитный потенциал  коммерческих банков, что при уравновешенном рынке ведёт к снижению процентных ставок и росту инфляции. При проведении контрактивной депозитной политики достигается обратный результат – уменьшение банковских резервов, сокращение кредитного потенциала, рост процентных ставок, снижение темпов инфляции.

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Надзор Банка России за деятельностью банков

3.1 Надзор за текущей деятельностью кредитных  организаций

                Банковский надзор - это  надзор  в  банковской  сфере. Организация   банковского надзора  основывается  на  национальной законодательной   базе и  рекомендациях  международных  банковских  комитетов. Система   банковского надзора обычно включает:

    -   типы банковских учреждений, подлежащих надзору;

    -   процедуру выдачи лицензий на совершение банковских операций;

   - стандарты бухгалтерского учета, банковской и статистической  отчетности;

    - порядок аннулирования лицензий на банковскую  деятельность  или   ограничения банковских операций;

   -  обязательность аудиторских проверок;

    -  порядок назначения временной администрации по управлению банком;

    -  объявление банков неплатежеспособными.

              Можно выделить  следующие  виды   контроля   за   деятельностью коммерческих банков: государственный, ведомственный   и   независимый.

                     Государственный контроль за деятельностью коммерческих банков  выражается  действующей системой банковского законодательства.

                     Ведомственный контроль   включает   надзор   за   деятельностью   коммерческих банков со стороны Центрального банка страны.  Задачи,   цели и границы ведомственного контроля определены  соответствующими   законодательными актами.

                     Независимый контроль  - это   контроль,  осуществляемый   независимыми вневедомственными организациями, т.е.  аудиторскими фирмами.

Информация о работе Регулирование коммерческих банков