Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 10:10, контрольная работа
Главным звеном банковской системы любого государства является центральный банк страны. В различных государствах такие банки называются по-разному: народные, государственные, эмиссионные, резервные, Федеральная резервная система (США), Банк Англии, Банк Японии, Банк Италии и др.
Законопроекты, касающиеся функциональных обязанностей Центрального банка РФ, подлежат обязательному направлению в Центральный банк РФ для дачи заключения. Согласно п. «в» ст. 106 Конституции РФ подлежат обязательному рассмотрению Советом Федерации принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам: денежной эмиссии, валютного и кредитного регулирования. В заседаниях Государственной Думы, касающихся рассмотрения законопроектов по вопросам экономической, финансовой, кредитной и банковской политики, может принимать участие Председатель Центрального банка РФ или по его поручению один из его заместителей5.
Центральный банк РФ не обладает правом законодательной инициативы, однако он имеет право подзаконного нормотворчества по вопросам, отнесенным к его ведению. Нормативные правовые акты, изданные Центральным банком РФ, обязательны для исполнения всеми федеральными органами государственной власти, в том числе и законодательной.
Центральный банк РФ взаимодействует со Счетной палатой РФ, которая согласно ст. 19 Федерального закона от 11 января 1995 г. № 4 ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» осуществляет контроль за банковской системой, и в частности за деятельностью Центрального банка РФ, его структурных подразделений, других банков и кредитно-финансовых учреждений в части обслуживания ими федерального бюджета. Счетная палата РФ также контролирует деятельность Центрального банка РФ по обслуживанию государственного долга России. Вместе с тем необходимо обратить внимание на то, что проверки финансово-хозяйственной деятельности Центрального банка РФ, его структурных подразделений и учреждений осуществляются на основании решений Государственной Думы и только по предложению Национального банковского совета.
Гарантией
независимости Центрального банка
РФ и невмешательства в его
деятельность законодательной ветви
власти является предоставление Центральному
банку РФ права информировать
о таких фактах Президента РФ, а
также обращаться в суды в порядке
искового производства о признании
недействительными правовых актов
законодательных органов
Центральный банк РФ тесно взаимодействует с исполнительной ветвью власти, особенно с Правительством РФ, Министерством финансов и Министерством юстиции России. Банк России и Правительство Российской Федерации информируют друг друга о предполагаемых действиях, имеющих общегосударственное значение, координируют свою политику, проводят регулярные взаимные консультации. Гарантией невмешательства органов исполнительной власти в деятельность Центрального банка РФ является предоставленное ему право информировать Государственную Думу о фактах превышения исполнительной властью своей компетенции относительно независимости Центрального банка РФ. Банк также вправе обращаться в федеральные суды в порядке искового производства о признании недействительными правовых актов федеральных органов исполнительной власти.
Законодательно
установленные формы
По вопросам, отнесенным к компетенции Центрального банка РФ, он вправе принимать нормативные акты в форме указаний, положений или инструкций. Эти нормативные акты обязательны для исполнения федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, всеми юридическими и физическими лицами. Являясь органом, наделенным правом правотворчества, Центральный банк РФ обязан в надлежащих случаях направлять свои акты на регистрацию в Министерство юстиции РФ, которое ведет Государственный реестр нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.
Финансово-хозяйственная деятельность Центрального банка РФ подлежит ежегодной аудиторской проверке, решение о проведении которой принимает Национальный банковский совет до завершения отчетного года.
Аудит проводится двух видов: внешний и внутренний.
Внешний
аудит осуществляется аудиторской
организацией, выбранной Национальным
банковским советом, имеющей лицензию
на осуществление аудита на территории
Российской Федерации. Между аудиторской
организацией и Центральным банком
РФ заключается договор оказания
аудиторских услуг, согласно которому
Центральный банк РФ обязан предоставлять
аудиторам необходимые
Внутренний
аудит банка осуществляется службой
главного аудитора Центрального банка
РФ, который находится в
Таким образом, перечень законодательно закрепленных за Центральным банком РФ полномочий, образующих его финансово-правовой статус, позволяет ему самостоятельно и независимо от иных органов государственной власти осуществлять денежно-кредитную политику Российской Федерации. Одновременно финансово-правовая компетенция Центрального банка РФ наделяет его статусом полноправного участника широкого круга финансовых правоотношений: финансово-контрольных, бюджетных, налоговых, кредитных, эмиссионных, валютных.6
Глава 3. Организационная структура Банка России.
Банк России представляет собой единую централизованную систему с вертикальной структурой управления. В систему Банка России входят центральный аппарат, территориальные учреждения, расчетно-кассовые центры, вычислительные центры, полевые учреждения, учебные заведения и другие организации, в том числе подразделения безопасности и Российское объединение инкассации, которые необходимы для осуществления деятельности Банка России.
Центральный аппарат Банка России – главная структурная единица вертикальной системы управления ЦБ РФ. Руководит центральным аппаратом совет директоров — коллегиальный орган, определяющий основные направления деятельности ЦБ и осуществляющий руководство и управление. Центральный аппарат создан для исполнения функций Банка России.
В настоящее время в Центральном банке Российской Федерации функционируют следующие структурные подразделения: | |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
Территориальные учреждения - обособленные подразделения Банка России, выполняющие часть его функций на территории субъекта Российской Федерации. Территориальные учреждения Банка России не являются юридическими лицами, не имеют права принимать решения нормативного характера и выдавать без разрешения Совета директоров банковские гарантии и поручительства, вексельные и другие обязательства. Задачи и функции Расчетно-кассовые центры (РКЦ) - структурные подразделения, действующие в составе территориального учреждения ЦБ РФ и осуществляющие банковские операции с денежными средствами. Полевые учреждения Банка России являются воинскими учреждениями и руководствуются в своей деятельности воинскими уставами, а также положением о полевых учреждениях ЦБ, утверждаемым совместно Центробанком и Министерством обороны РФ. Полевые учреждения Банка России предназначены для банковского обслуживания воинских частей, учреждений и организаций Министерства обороны Российской Федерации, иных государственных органов и юридических лиц, обеспечивающих безопасность Российской Федерации, а также физических лиц, проживающих на территориях объектов, обслуживаемых полевыми учреждениями Банка России, в тех случаях, когда создание и функционирование территориальных учреждений Банка России невозможны. Вычислительные центры ЦБ занимаются информационно-вычислительным обслуживанием управлений Банка России. Российское объединение
инкассации – крупнейшая в России
инкассаторская организация, созданная
согласно закону о ЦБ как самостоятельное
юридическое лицо. Осуществляет инкассацию
для подразделений Банка Всего в структуре Центрального банка России работает около 70 тыс. человек. Для сравнения: общая численность сотрудников АвтоВАЗа в 2011 году составила 65 тыс.
Глава 4. Органы управления Центрального банка (Банка России) |
Органами управления Банка России являются:
Национальный банковский совет (НБС)
В соответствии с Законом о Банке России 2002 г., в составе органов управления появился Национальный банковский совет, который формально не называется органом управления, так как формируется из числа лиц, не работающих (за исключением председателя Банка России) на профессиональной основе в Банке России, но фактически им является. НБС задумывался как форма повышения прозрачности Банка России. В Законе о Банке России он именуется «коллегиальным органом Банка России» (ст.12), признается формой подотчетности Банка России перед Государственной Думой (в части назначения ею членов НБС – ст.5).
Состав НБС
В состав НБС входят 12 человек.
Двое
членов НБС направляются Советом
Федерации ФС РФ из числа членов
Совета Федерации, трое – Государственной
Думой из числа депутатов
Полномочия НБС
В компетенцию НБС, в частности, входит:
1) рассмотрение годового отчета Банка России;
2) утверждение на основе предложений Совета директоров на очередной год не позднее 15 декабря предшествующего года:
общего объема расходов на содержание служащих Банка России;
общего
объема расходов на пенсионное обеспечение,
страхование жизни и
общего объема капитальных вложений;
общего объема прочих административно-хозяйственных расходов;
3) утверждение
при необходимости на основе
предложений Совета директоров
дополнительных расходов на
4) рассмотрение
вопросов совершенствования
5) рассмотрение
проекта основных направлений
единой государственной
6) решение
вопросов, связанных с участием
Банка России в капиталах
7) назначение
главного аудитора Банка
8) ежеквартальное
рассмотрение информации
- реализации основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики;
- банковского регулирования и банковского надзора;
- реализации политики валютного регулирования и валютного контроля;
- обеспечения стабильности и развития национальной платежной системы;
- исполнения сметы расходов Банка России;
- подготовки проектов законодательных актов и иных нормативных актов в области банковского дела;
9) определение аудиторской организации - аудитора годовой финансовой отчетности Банка России;
10) утверждение
по предложению Совета
11) внесение
в Государственную Думу
12) утверждение по предложению Совета директоров порядка формирования провизий Банка России и порядка распределения прибыли Банка России, остающейся в распоряжении Банка России;
13) утверждение
по предложению Совета
Председатель Банка России
Председатель Банка России является единоличным органом управления Банка России. Председатель Банка России назначается на должность Государственной Думой сроком на четыре года большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.
Кандидатуру для назначения на должность Председателя Банка России представляет Президент Российской Федерации не позднее чем за три месяца до истечения полномочий действующего Председателя Банка России.
Одно и то же лицо не может занимать должность Председателя Банка России более трех сроков подряд.
Государственная Дума вправе освободить от должности Председателя Банка России по представлению Президента Российской Федерации.
Информация о работе Правовая природа Центрального банка (Банка России)