Потребительский кредит в банках второго уровня

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 21:43, курсовая работа

Краткое описание

Изобретение кредита, вслед за деньгами, является гениальным открытием человечества. Благодаря кредиту сократилось время на удовлетворение хозяйственных и личных потребностей.
Потребительский кредит является одним из самых распространенных видов банковских операций. При этом следует подчеркнуть, что сфера действия потребительского кредита намного шире, чем только покупки товаров длительного пользования (durable goods), таких как автомашины, бытовая техника и т. п.

Оглавление

Введение
Глава 1. Теоритические аспекты и экономическая сущность потребительского кредита
Понятие и сущность потребительского кредита
Основные формы потребительского кредита

Глава 2. Роль потребительского кредита в экономике и влияние на эффективность труда
2.1 Потребительский кредит в экономике Республики Казахстан
2.2 Организация потребительского кредитования на примере «Kaspi Bank»
2.3. Проблемы и перспективы развития потребительского кредитования в Республике Казахстан
Список используемой литературы
Заключение

Файлы: 1 файл

Курсовая работа Потребительский кредит.docx

— 110.88 Кб (Скачать)

     проблемы  законодательного характера;

     относительно  узкий спектр видов потребительских  ссуд.

     Анализ  рынка, проведенный с точки зрения уровня доходов населения, покупательной  способности, обеспеченности банковскими  учреждениями в региональном аспекте  показал, что вопрос развития кредитования населения стоит в Казахстане весьма остро. При этом банки несут  бремя различных рисков: риска  резкого обесценения ценных бумаг, принятых в обеспечение ссуды, гибели имущества клиента в результате стихийного бедствия и т.д., мошенничества  со стороны заемщика, выбытия последнего с постоянного места жительства в неизвестном направлении, его  смерти и перевода задолженности  на родственников умершего и т.п. Тем не менее, важной характеристикой  современного состояния рынка кредитов является возможность обеспечить большую  возвратность по потребительским ссудам, нежели ссудам, предоставленным предприятиям и организациям.

     Исследование  показало, что современная казахстанская  практика кредитования физических лиц  на потребительские цели требует  своего совершенствования как с  точки зрения расширения объектов кредитования, так и дифференциации условий  предоставления ссуд. 

Совершенствование организации потребительского кредитования в Республики Казахстан 

     Макроэкономическая  стабилизация в целом и преодоление  инфляции, в частности, также позволят населению шире использовать банковские ссуды для решения жизненно важных проблем. Все это указывает на необходимость дальнейшего развития и совершенствования кредитных  связей коммерческих банков с населением на основе изучения отечественного и  зарубежного опыта. С нашей точки  зрения, необходимо развивать комплексное  банковское обслуживание населения, предоставляя последним широкий выбор банковских продуктов и услуг, увеличивая доходы, формируя ресурсную базу банка, расширять кредитные отношения с населением.

     Дальнейшее  развитие и совершенствование кредитных  взаимоотношений банков с населением возможно и целесообразно осуществлять на основе изучения и внедрения на практике передового отечественного и  зарубежного опыта. Использование  опыта других стран в области  кредитования частных лиц может  идти по мере накопления коммерческими  банками опыта по кредитованию, укрепления материально-технической базы, обеспечения  необходимыми кадрами, по нескольким направлениям:

     совершенствования используемых и внедрения новых  видов ссуд;

     повышения качества банковского обслуживания населения;

     дифференциации  условий предоставления ссуд в зависимости  от вида ссуды, срока использования, уровня доходов заемщика и т.д.;

     унификации  порядка оформления и использования  кредитов и др.

     Дальнейшее  улучшение организации кредитования индивидуальных заемщиков требует  решения ряда проблем. Потребительские  кредиты в настоящее время  выдаются не только кредитными институтами, но и предприятиями и организациями, которым кредитные функции не присущи. Кроме того, кредитование потребительских  нужд населения многими организациями  препятствуют решению многих вопросов. Например, отсутствует планирование потребительских кредитов в целом  по стране и по отдельным регионам. В кредитных планах банков предусматриваются  лишь выдаваемые ими кредиты. Затруднено изучение перспектив дальнейшего развития потребительских кредитов, согласование условий пользования ими. Выдача и погашение кредитов недостаточно увязаны с показателями баланса  денежных доходов и расходов населения.

     Вышесказанное подтверждает необходимость концентрации выдачи всех видов потребительских  кредитов в банковской системе.

     Представляется  целесообразным существенно расширить  перечень видов ссуд, предоставляемых  клиентам на образование, на организацию  собственного бизнеса, а также предоставлять  различные услуги, в том числе  информируя клиентов о программах стимулирования инвестиций и предпринимательства.

     Кроме того, положительный эффект для развития кредитования индивидуальных заемщиков  имело бы также:

     введение  целевых жилищно-строительных вкладов  и предоставление на этой основе первоочередного  права на получение инвестиционного  кредита владельцам вкладов после  соблюдения установленных условий: срока хранения и необходимой  суммы накопления средств на вкладе;

     проведение  маркетинговых исследований банков с целью выявления потребности  населения в новых видах ссуд;

     повышение уровня информированности частных  клиентов банков о новых видах  кредитов и банковских услуг;

     максимальный  учет интересов клиента, индивидуальный подход при кредитовании.

     Развитие  кредитных отношений населения  с банками - это вопрос не только экономический, но и политический и  социальный. Помимо необходимой экономической  и политической стабилизации, разработки коммерческими банками социально-ориентированной  кредитной политики во взаимоотношениях с населением, он требует также  модернизации форм и методов кредитования, совершенствования процентной политики и условий предоставления и погашения  кредитов, использования опыта зарубежных стран с рыночной экономикой.

     Совершенствование кредитования населения в условиях роста межбанковской конкуренции  служит для банка важным фактором, укрепляющим его общественный имидж, привлекательность и доходную базу. Эти свойства потребительского кредита  обеспечивают возрастающее к нему внимание.

     Таким образом, при работе с большим  числом индивидуальных заемщиков их платежеспособность нужно оценивать  только исходя из официальных текущих  доходов, усредненных за достаточно продолжительный период времени. Необходимо также уделять большое внимание стабильности доходов и вероятности  их изменения в будущем. Последнее, относится, в частности, к платежеспособности и к стабильной работе предприятия, перечисляющего заработную плату потенциального заемщика в банк.

     В банке должны быть сформулированы четкие и однозначные критерии, которыми должен руководствоваться работник банка, принимая решение о кредитовании сотрудника предприятия. Список этих критериев  не должен быть избыточным, и любое  значение каждого из них должно быть легко проверяемым.

     На  каждой стадии бизнес-процесса необходимо описать все действия персонала, весь документооборот, бухгалтерский  и юридический, и разработать  все типовые формы документов. Бизнес-процесс должен также предусматривать  нетипичное развитие ситуации, например, изменение группы риска, появление  просроченных обязательств, досрочное  прекращение кредитования. Здесь  также должны быть описаны все  действия и весь документооборот.

     Другими словами, для банка, занимающегося  обслуживанием большого числа индивидуальных заемщиков, не должно возникать "не предусмотренных ранее" ситуаций.

     Финансовые  операции по выдаче/погашению кредитов, погашению процентов, вне балансовому учету, расчету и формированию резервов и т.п. должны осуществляться в автоматическом режиме на уровне непосредственных исполнителей с формированием соответствующих документов и распоряжений по факту их совершения по итогам операционного дня. Количество таких документов должно быть минимизировано. Обратный порядок, например, сначала подписание распоряжения на погашение процентов, а потом сама операция по погашению процентов, приведет к резкому росту издержек банка.

     На  пространстве СНГ казахстанская  банковская система считается одной  из самых прогрессивных и грамотно построенных. Но отечественные потребители  пока не имеют достаточного опыта  в общении с финансовыми институтами. Проблема соотечественников в том, что сбережения у них появились  лишь недавно, и как ими лучше  распорядиться, какому банку, и в  какой форме доверить, многие попросту не знают. Где открыть счет или  депозит? В каком банке выгоднее условия кредитования? Через какой  банк приобрести платежную карточку или осуществить перевод? Все  эти вопросы для казахстанских  потребителей сегодня весьма актуальны.

     В наш стремительный век нелегко  уследить за всеми новшествами и  разобраться в качестве и выгодности услуг, предлагаемых потребителям банковским сектором. Поэтому изначально следует  провести мониторинг банковских услуг, который помог бы заемщику сориентироваться в море предложений. Но при ближайшем  рассмотрении оказалось, что услуги в различных казахстанских банках не имеют существенных отличий. Практически  у всех банков (во всяком случае, у  тех, что активно работают с физическими  лицами) в арсенале имеется несколько  видов депозитов, ипотечных и  потребительских кредитов, платежных  карточек и так далее. И у всех банков условия по этим видам услуг  очень схожи.

     Для примера депозиты, на которые можно  в любое время вкладывать деньги, а также снимать их (соблюдая минимальный  неснижаемый остаток). Еще некоторое  время назад они были редкостью, сейчас же такие депозиты предлагают очень многие банки. При этом в какой бы банк вы ни положили деньги на депозит, прибыль по окончании срока вклада будет различаться очень незначительно, так как ставки вознаграждения у всех примерно одинаковы. Скажем, по депозиту "Чемпион", который предлагает БанкЦентрКредит, она составляет 9 процентов для вкладов в тенге и 6,5 процентов для долларовых вкладов (процент на этот и последующие депозиты приводится из расчета, что вклад открыт на 18 месяцев). "АТФ-Классик" от АТФ Банка предполагает банковское вознаграждение 10 проц. для тенговых депозитов и 5,5 процентов для депозитов в долларах. Альянс депозит от Альянс Банка обещает 8 процентов в тенге и 5,5 - в валюте, депозит Казкоммерцбанка "Свобода" - 8,5 процентов в тенге, 6,5 - в долларах, а "Нур Алтын" Нурбанка - 8 проц. в тенге и 5 - в долларах. [31]

     Как видно, ставки вознаграждения отличаются несущественно, хотя имеются и определенные нюансы. Например, в БТА минимальный  первоначальный взнос по депозиту "Формула  успеха" составляет 100 долларов или 15 000 тысяч тенге, а в Нурбанке по "Нур Алтын" - 40 тысяч тенге или 300 долларов. Какие-то банки дарят клиентам, открывающим депозит, платежные карты, другие же привлекают потребителей розыгрышами призов или возможностью поменять валюту депозита в течение срока действия договора без потери вознаграждения. В общем, можно долго изучать предложения, и в конце концов выбрать то, что оптимально подходит именно вам, но итог, то есть полученная прибыль, все равно окажется примерно такой же, как и у вкладчиков других банков. В основном это обусловлено тем, что максимальная ставка выплат по депозитам ограничивается Фондом гарантирования вкладов физических лиц.

     В июне на расширенном заседании консультативного совета АO "Казахстанский фонд гарантирования депозитов" обсуждался вопрос об отмене максимальных ставок вознаграждения по гарантируемым депозитам и расширении гарантируемой базы за счет включения в нее не гарантируемых срочных и условных депозитов (VIP-депозитов).

     Но  пока максимальные ставки остаются в  силе и, как говорится, выше головы банки  прыгнуть не могут. Хотя, конечно, доход  по различным депозитам разнится в зависимости от того, на какой  срок открыт вклад (чем больше срок, тем выше процент доходности), собираетесь  ли вы снимать проценты ежемесячно или хотите получить их в конце  срока депозита с капитализацией (ежемесячное получение процентов, естественно, предполагает меньший  доход), и ряда других причин. Но все  возможные варианты условий по депозитам  можно найти и в пределах одного банка. Если же какой-то банк предлагает более выгодную, необычную или  интересную услугу, то остальные очень  скоро тоже вводят подобную.

     Примерно  такая же ситуация и с кредитованием, переводами, открытием платежных  карточек и так далее. Полноценное  ноу-хау на казахстанском банковском рынке встречается не часто. Из свежих примеров на ум приходят только кредитные  карты Казкоммерцбанка GoCard, предполагающие, что чем больше вы тратите, тем больше у вас скапливается бонусов, которыми затем можно расплачиваться за различные услуги и товары.

     В целом же ситуация с похожестью и  сопоставимостью услуг, предлагаемых казахстанскими банками, свидетельствует  о стабильности и высоком уровне банковской системы страны. Скажем, если вы решите выбрать лучший швейцарский  банк с максимально выгодными  услугами, то вряд ли справитесь с задачей, так как все они примерно на одном уровне и предлагают похожий  продукт. Причем если раньше крупнейшие лидирующие казахстанские банки  уделяли работе с физическими  лицами меньше внимания, чем своему сотрудничеству с крупными клиентами (юридическими лицами), а разнообразные  и выгодные потребительские кредиты  и депозиты для физических лиц  предлагали в основном банки поменьше, то, сейчас конкуренция на рынке  розничных банковских услуг обострилась. И это, кстати, косвенно свидетельствует  о реальном росте доходов населения  и о приумножении личных накоплений казахстанцев. А также говорит о том, что казахстанцы становятся более уверенными в завтрашнем дне и все меньше боятся "жить в кредит".

     Второй  положительный момент, который можно  отметить в сложившейся ситуации, заключается в том, что, не имея возможности  эффективно конкурировать по ставкам  вознаграждения, банки пытаются вводить  новые дополнительные услуги. Но так  как новшества моментально начинают тиражироваться, конкуренция все  больше перемещается в сферу качества сервиса. Поэтому мы пришли к выводу, что сравнивать и оценивать банки  следует не по выгодности их услуг (как  было сказано выше, условия, предлагаемые различными банками, вполне сопоставимы), а по доступности для населения  информации о тех или иных банковских продуктах, уровню сервиса и удобству обслуживания.

Информация о работе Потребительский кредит в банках второго уровня