Потребительский кредит и его развитие в Республике Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 07:01, курсовая работа

Краткое описание

ЦЕЛЬ КУРСОВОЙ РАБОТЫ - дать оценку современного состояния и развития потребительского кредитования в Республике Казахстан. Для достижения указанной цели были поставлены следующие ЗАДАЧИ:

Охарактеризовать систему потребительского кредитования как инструмент преодоления кризисных явлений в условиях транзитивной экономики;

Изучить зарождение кредитной системы в РК;

Рассмотреть возможные модели развития системы потребительского кредитования в Казахстане на основе опыта зарубежных стран;

Проанализировать процесс внедрения и развития потребительского кредитования в РК;

Оглавление

Введение

1. История возникновения потребительского кредита

2. Сущность потребительского кредита

2.1 Роль потребительского кредита в экономике

2.2 Основные формы и виды

3. Условия и порядок предоставления потребительского кредита

3.1 Условия предоставления кредита

3.2 Порядок предоставления кредита

4. Перспективы роста потребительского кредита

5. Кредитование населения, практика зарубежных банков

Заключение

Список литературы

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 75.08 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа

На тему: "ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ КРЕДИТ И ЕГО РАЗВИТИЕ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН" 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Содержание 

Введение

1. История возникновения потребительского кредита

2. Сущность потребительского кредита

    2.1 Роль потребительского кредита в экономике

    2.2 Основные формы и виды

3. Условия и порядок предоставления потребительского кредита

    3.1 Условия предоставления кредита

    3.2 Порядок предоставления кредита

4. Перспективы роста потребительского кредита

5. Кредитование населения, практика зарубежных банков

Заключение

Список литературы 

 

     ЦЕЛЬ КУРСОВОЙ РАБОТЫ - дать оценку современного состояния  и развития потребительского кредитования в Республике Казахстан. Для достижения указанной цели были поставлены следующие ЗАДАЧИ:

     Охарактеризовать  систему потребительского кредитования как инструмент преодоления кризисных  явлений в условиях транзитивной экономики;

     Изучить зарождение кредитной системы в  РК;

     Рассмотреть возможные модели развития системы  потребительского кредитования в Казахстане на основе опыта зарубежных стран;

     Проанализировать  процесс внедрения и развития потребительского кредитования в РК;

 

Введение

 

     Существовавшая  с 30-х годов вплоть до 1993 г. в нашей  стране система безналичных расчетов была приспособлена к затратному механизму хозяйствования и соответствовала  административно-командным методам  управления экономикой. Действовавшая  система безналичных расчетов была ориентирована на обслуживание в  первую очередь интересов поставщика, сводившихся к выполнению своих  плановых заданий по производству и  поставкам продукции.

     Развитие  рыночных Отношений в экономике  потребовало изменения основ  системы безналичных расчетов в том числе принципов их организации.

     Первый  принцип безналичных расчетов в  рыночных условиях хозяйствования состоит  в их осуществлении по банковским счетам, которые открываются клиентам для хранения и перевода средств.

     Названный принцип отличается от первого принципа безналичных расчетов плановой системы  хозяйствования, суть которого заключалась  в проведении всех расчетов предприятий  и организаций через учреждения банка. Последнее вытекало из требования обязательности хранения денег на счетах в банке всеми предприятиями  и организациями, что соответствовало  административно-командным методам  управления экономикой.

     В рыночных условиях хозяйствования проведение расчетов через банк должно обусловливаться  экономической целесообразностью, сочетаться с экономической самостоятельностью субъектов рынка и их материальной ответственностью за свои действия.

     Важно подчеркнуть, что первый принцип  безналичных расчетов в условиях рынка имеет отношение как  к юридическим, так и физическим лицам, в то время как раньше касался  исключительно юридических лиц, поскольку существовало четко законодательное  разграничение сферы наличного  и безналичного денежного оборота.

     Второй  принцип безналичных расчетов заключается  в том, что платежи со счетов должны осуществляться банками по распоряжению их владельцев в порядке, установленной  ими очередности платежей и в  пределах остатка средств на счете. Однако в связи с ухудшением платежной  дисциплины в хозяйстве в условиях спада производства, инфляционных процессов  вновь была установлена календарная очередность платежей с расчетных счетов клиентов (за исключением выплат денежных средств на неотложные нужды, платежей в бюджеты всех уровней, а также в пенсионные фонды, которые должны осуществляться в первоочередном порядке). Эта административная мера является временной и в основном продиктована заботами Правительства о полноте и своевременности формирования в данный период развития экономики доходной базы бюджета и обеспечения необходимых расходов в интересах поддержания приоритетных и жизнеобеспечивающих отраслей хозяйства.

     В этом принципе закреплено право субъектов  рынка самим определять очередность платежей с их счетов. Это представляет собой значительный шаг на пути к утверждению подлинной экономической самостоятельности хозяйственников. Далее в формулировке данного принципа обращает на себя внимание отсутствие указания на источник платежа, что тоже важно для утверждения экономической самостоятельности владельца счета в распоряжении имеющимися у него в обороте средствами и ответственности обеспечения платежа. Главное требование, предъявляемое в данном случае банком к субъекту рынка участнику расчетов, - это осуществление последним платежей в пределах имеющегося остатка средств на счете.

     Третий  принцип - принцип свободы выбора субъектами рынка форм безналичных  расчетов и закрепления их в хозяйственных  договорах при невмешательстве  банков в договорные отношения.

     Этот  принцип также нацелен на утверждение  экономической самостоятельности  всех субъектов рынка (независимо от формы собственности) в организации  договорных и расчетных отношений  и на повышение их материальной ответственности  за результативность этих отношений. Банку  отводится роль посредника в платежах.

     В Положении о безналичных расчетах видна тенденция к превращению  плательщика в главный субъект  платежной операции, так как во всех формах безналичных расчетов инициатива платежа принадлежит плательщику. Данное обстоятельство соответствует  рыночным отношениям в экономике  страны.

     Все три названных принципа безналичных  расчетов хотя и не четко, но прослеживаются в Положении о безналичных  расчетах. Однако, па наш взгляд, к  ним следует добавить еще два  принципа организации безналичных  расчетов: срочность платежа и  обеспеченность платежа.

 

1. История  возникновения потребительского  кредита

 

     Понятие потребительского, или личного кредита  существовало еще в VI в. до нашей эры, в частности на территории современного Израиля. До царя Соломона иудеи использовали личный кредит, т.е. за долги отправлялись в долговое рабство. Царь Соломон запретил такое рабство и обратил личную ответственность в имущественную. Он издал закон, по которому должник теперь отвечал перед кредитором своим имуществом, а не личной свободой. На земле должника ставили столб, на котором было написано, что его имущество принадлежит кредитору в обеспечение определенной суммы, и таким образом уведомляли всех вокруг, что данное имущество заложено. Столбы с такими надписями стали называть ипотекой от греческого “hypotheke”, что означает "залог, заклад".

     Первые  кредиты в истории человечества вызывались, как правило, нуждой, а  не возможностью получить дополнительную прибыль. Как только люди начали выращивать что-то на земле, они сразу столкнулись  с периодическими неурожаями, которые  могли оставить без еды на весь год. Здесь и появляются первые кредиты: если отдельному крестьянину не хватало  собранного урожая, он шел к более  богатому соседу и просил одолжить определенную сумму денег до следующего урожая.

     Кроме того, первые формы кредитов и процентов  имели, конечно же, натуральный характер (разновидность бартера). Крестьянин занимал один мешок зерна, а возвращал  полтора или два. Таким образом, кредит опередил появление и рыночного  хозяйства, и денег. Конечно, ничто  не могло гарантировать, что человек, уже попавший в затруднительное  положение, сможет не только поправить  свои дела, но еще и достать излишек, чтобы отдать долг. Как писал один историк хозяйства, "брать проценты при этих условиях значит падающего  подтолкнуть ".

     Если  человек не мог отдать долг, он мог  лишиться своего имущества. Если у него было нечего взять, он отправлялся отрабатывать долг на поле или на двор к своему кредитору, собственно, уходил в долговое рабство. Конечно, подобное явление  не вызывало одобрения в обществе. Одним из первых борцов против него стала церковь.

     Основным источником аргументов священников в осуждении  процента была Библия. В Евангелии  от Луки написано: "... взаймы давайте, не ожидая ничего... ". Это означает, что кредитор не должен просить ни процентов, ни возврата самой ссуды. К этому добавлялось учение о проценте древнегреческого мыслителя Аристотеля (чью философию средневековая церковь пыталась совместить с христианством). Согласно Аристотелю, процент является противоестественной формой дохода, так как "деньги не могут рождать деньги".

     И кроме того, церковь пыталась найти некие рациональные доказательства неестественности процента. Одним из аргументов был, например, следующий: поскольку отданные в долг деньги возвращаются кредитору обратно в целости, процент является платой за время, а время нельзя продавать, так как оно принадлежит Богу. Пользуясь своей властью, церковь пытается покончить с процентом "сверху". В 1179 г. папа Александр III запрещает процент под страхом лишения причастия. В 1274 г. папа Григорий X применяет более строгое наказание - изгнание из государства. В 1311 г. папа Климент V вводит в качестве наказания отлучение от церкви.

     К концу средних веков государство, наконец, перестает бороться против любой формы кредитов и пытается не допустить ростовщичества регулированием высоты процента. В 1545 г. в Англии максимальной была объявлена ставка 10% в год. В 1624 г. она снижена до 8%, а в 1652 г. - до 6%. Другие страны действовали похожим  образом. Например, в 1640 г. в Нидерландах  была установлена максимальная ставка процента в размере не выше 5%, во Франции в 1601 г. был установлен максимальный процент 6%.

     В России такой закон ввели в 1754 г., а максимальный процент был  тоже равен 6%. В XVIII в. широкая волна протеста против запрещения процентов начинает постепенно разрушать общественное мнение, и в XIX в. практически везде отменяют контроль за размером процента. Однако в законодательстве многих стран остается понятие ростовщичества ("эксплуатации нужды, слабости разумения, неопытности или душевного возбуждения кредитующегося") и уголовная ответственность за него.

     Но займы "по нужде" не были единственным видом потребительских  займов в античном мире или в средние  века. Часто занимать деньги приходилось  богатым людям, которые по каким-то причинам не могли выйти на тот  уровень потребления, который был  им необходим. Нуждой это вряд ли можно  было назвать, хотя мотивы аналогичные.

     В конце XVII в. английский купец и автор  памфлетов на экономические темы Дадли Норт писал: "В нашей стране деньги, отдаваемые под проценты, гораздо менее, чем в десятой своей части, идут в руки предпринимателей... они ссужаются, главным образом, для покупки предметов роскоши, выдаются на расходы людям, которые хотя и являются крупными землевладельцами, но тратят деньги быстрее, чем приносит им их землевладение... ". Ссуды выдавались, как правило, под залог земли, и именно это являлось причиной того, что через некоторое время помещики во многих странах оказывались в долгах.

     Крупными  заемщиками могли быть короли, займы  которых носили либо военный характер, либо потребительский. Короли были одними из самых "плохих" заемщиков, так  как легко могли решить не возвращать деньги.

     В практике российских банков XIX - начала ХХ вв. также существовало понятие  личного кредита. При этом личный кредит - это кредит без залога, предоставляемый  личности, которая, по мнению банка, обладает достаточной платежеспособностью  и репутацией, которые в совокупности дают гарантии возврата кредита. В настоящее  время термин "личный кредит" (individual credit) употребляется в широком значении кредита, предоставленного банком физическому лицу.

     На  протяжении многих веков банковский потребительский кредит был слабо  развит в капиталистическом обществе, что было обусловлено целым рядом  объективных и субъективных причин. Вплоть до Второй мировой войны коммерческие банки развитых капиталистических стран почти не предоставляли населению денежные ссуды на потребительские цели. Первыми вступили на этот путь коммерческие банки США. Еще в 1920-1930 гг. группа из нескольких банков, возглавляемая одним из предшественников нью-йоркских "City-Corp" и "Bank of America", создала у себя отделы потребительского кредита. Первоначально эта банковская группа предоставляла займы частным лицам на такие цели, как оплата медицинской помощи, стоматологических услуг, обучения и т.п., но затем приступила и к выдаче ссуд на покупку в рассрочку потребительских товаров. После окончания войны сектор потребительского кредита стал одним из наиболее быстроразвивающихся сегментов рынка кредитных услуг коммерческих банков. В других западных странах бум в области банковского кредитования потребительских нужды населения начался в конце 50-х годов. Таким образом, особое развитие потребительский кредит получил в условиях общего кризиса капитализма (главным образом после 2-ой мировой войны 1939-1945) в связи с резким усилением несоответствия между ростом производства и ограниченностью платёжеспособного спроса трудящихся.

Информация о работе Потребительский кредит и его развитие в Республике Казахстан