Порядок открытия счетов в банках

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 13:29, реферат

Краткое описание

целью работы стоит рассмотрение понятий и характеристики банковского счета.
Данная цель определила следующие задачи:
- изучить нормативно-правовую литературу по данному вопросу;
- рассмотреть порядок открытия банковского счета.

Файлы: 1 файл

бесит!!!.doc

— 101.50 Кб (Скачать)

 

Введение

Законодательные основы проведения расчетных операций в Российской Федерации закреплены в Гражданском кодексе РФ (часть 2, гл. 45 «Банковский счет» и 46 «Расчеты»). В частности, согласно ст. 861 ГК РФ безналичные расчеты производятся через банки, иные кредитные организации, в которых открыты соответствующие счета, если иное не вытекает из закона и не обусловлено используемой формой расчетов.

Статьей 845 ГК РФ предусмотрено, что в соответствии с договором банковского счета банк обязуется принимать и зачислять поступающие на счет, открытый клиенту (владельцу счета), денежные средства, выполнять распоряжения клиента о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета и проведении других операций по счету. Банк не вправе определять и контролировать направления использования денежных средств клиента и устанавливать другие, не предусмотренные законом или договором банковского счета ограничения его права распоряжаться средствами по своему усмотрению.

При этом банк может использовать имеющиеся на счете денежные средства, гарантируя право клиента беспрепятственно распоряжаться этими средствами.

Договор банковского счета является консенсуальным, двусторонним и, как правило, возмездным. Отношения по договору банковского счета регулируются гл. 45 ГК РФ, иными законами, банковскими инструкциями и правилами.

Как правило, коммерческие банки самостоятельно с учетом требований закона и установленных банковских правил разрабатывают стандартные формы договоров банковского счета, на условиях которых они осуществляют расчетно-кассовое обслуживание. Клиент может принять их целиком, либо, если его не устроит хотя бы один пункт из предложенных условий, отказаться от заключения договора банковского счета. В соответствии со ст. 846 ГК РФ банк обязан открыть счет клиенту, обратившемуся в банк, на объявленных для счетов данного вида условиях. В противном случае, клиент обращается в суд и взыскивает с банка, отказавшего в открытии счета, причиненные ему убытки.

Актуальность  работы состоит в том, что банковский счет является необходимым средством организации и осуществления расчетов, включая и кредитные операции. Договор банковского счета предполагает обязательства банка перед клиентом по зачислению, перечислению и выдаче со счета соответствующих распоряжениям клиента денежных сумм и проведении других операций по счету. Одновременно может осуществляться и кассовое обслуживание клиента. При этом банку предоставляется право использовать для своих целей средства, находящиеся на счете клиента, гарантируя ему, однако, возможность беспрепятственного распоряжения этими средствами. За пользование денежными средствами клиента банк обязан уплачивать ему процент в размере, определяемом договором (а при отсутствии такого условия - в размере, обычно уплачиваемом банком по вкладам до востребования). Договор расчетного или расчетно-кассового обслуживания, традиционно называемый у нас договором банковского счета, является особой, самостоятельной разновидностью гражданско-правовых договоров. Стороной в этом договоре всегда выступает банк или иное кредитное учреждение (например, клиринговое, специально созданное для осуществления взаимных расчетов участников), имеющее лицензию на совершение такого рода действий (сделок). Банк не хранит в буквальном смысле слова денежные средства своих клиентов, тем более существующие зачастую лишь в безналичной форме (в виде записей на счетах).

Как уже отмечалось о банковских вкладах, между банками  и их клиентурой складываются обязательственно-правовые, а не вещно-правовые отношения. Поэтому  вопрос о том, кто является собственником находящихся на счете клиента банка денежных средств, не имеет юридического смысла, ибо сами эти средства не существуют в виде физически осязаемых вещей. Речь может идти лишь о правах требования, имеющих обязательственно-правовую природу.

Итак, целью работы стоит рассмотрение понятий и характеристики банковского счета.

Данная цель определила следующие задачи:

- изучить нормативно-правовую  литературу по данному вопросу;

- рассмотреть порядок открытия банковского счета.

Таким образом, договор  банковского счета признается возмездным, если только его безвозмездный, характер прямо не установлен соглашением сторон (ст. 852 ). Такова традиционная общая конструкция отношений, возникающих в связи с заключением и исполнением данного договора.

 

 
1. Порядок открытия счетов в банках.

1.1. Понятие банковского  счета.

Счет является инструментом, позволяющим фиксировать движение денежных средств при ведении бухгалтерского учета и отчетности. Открытие кредитными организациями банковских счетов индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, осуществляется на основании свидетельств о государственной регистрации физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, свидетельств о государственной регистрации юридических лиц, а также свидетельств о постановке на учет в налоговом органе. 

 В соответствии  с характером деятельности клиента,  его правовым статусом и правоспособностью  банки вправе открывать расчетные,  текущие, бюджетные, депозитные, аккредитивные, ссудные, валютные и иные счета.

1) Расчетные счета. Расчетный счет открывается юридическому лицу - резиденту, которое является коммерческой организацией, а также физическому лицу - индивидуальному предпринимателю, которое действует без образования юридического лица для ведения расчетно-денежных операций его деятельности.

Расчетные счета предназначены для:

1. зачисления выручки от реализации продукции (работ, услуг);

2. учета внереализационных  доходов и сумм, полученных от  банков кредитов и иных поступлений;

3. осуществления  расчетов с поставщиками, с бюджетами  по налогам и приравненным  к ним платежам, с работниками  по выплате им заработной платы,  с внебюджетными фондами по  отчислениям в них, с банками  по полученным от них кредитам  и процентам по ним;

4. осуществления  платежей по решению суда и  иных органов, правомочных принимать  решение о бесспорном списании  средств с расчетного счета  юридического лица, и др.

Расчетный счет по основной деятельности открывается, как правило, по месту регистрации предприятия (организации).

Остаток расчетного счета показывает свободные денежные средства, которыми располагает его  владелец. Банк выдает клиенту выписку  по счету по мере совершения операций. Такой документ банк выдает (в сроки, установленные в договоре) только самому клиенту в лице его руководителя или главного бухгалтера, а также его представителю по доверенности.

Действующим законодательством  предусмотрено, что предприятие  может иметь несколько расчетных  счетов, один из которых является основным счетом по расчетам с пенсионным фондом. Для предприятий же наличие нескольких счетов (особенно в разных городах) позволяет диверсифицировать свою деятельность, выигрывать на комиссионных за услуги банков, иметь некоторую подстраховку в случае ухудшения платежного состояния обслуживающего их банка, получать дополнительные доходы от более выгодного размещения средств и уплачивать меньшие проценты по банковским кредитам.

 

1.2. Порядок открытия лицевых счетов

С 1 января 2009 года существенно изменился  порядок кассового обслуживания лицевых счетов, открытых в органах Федерального казначейства. Приказ Федерального казначейства от 07.10.2008 № 7               "О порядке открытия и ведения лицевых счетов Федеральным казначейством и его территориальными органами" изменил порядок открытия и ведения лицевых счетов Федеральным казначейством и его территориальными органами. Министерство финансов РФ в своём приказе от 28 июля 2009 г. № 4 "О внесении изменений в приказ Федерального казначейства от 7 октября 2008г. №7 "О порядке открытия и ведения лицевых счетов Федеральным казначейством и его территориальными органами"  указал на то, что внесение изменений необходимо в целях совершенствования нормативно-правового регулирования порядка открытия и ведения лицевых счетов для учета операций администраторов доходов бюджетов, главных администраторов и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета, главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета, финансовых органов субъектов Российской Федерации (муниципальных образований), а также лицевых счетов для учета операций главных администраторов и администраторов источников финансирования дефицита, главных распорядителей, распорядителей и получателей средств бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов).

Порядок открытия и ведения счетов разработан на основании статей 166.1 и 220.1 Бюджетного кодекса РФ . С 2009 года перечень видов лицевых казначейских счетов изменился. Для учета операций, осуществляемых участниками бюджетного процесса в рамках их бюджетных полномочий, Федеральным казначейством и органами Федерального казначейства открываются следующие виды лицевых счетов:

·  лицевой счет главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств (предназначен для отражения операций по доведению и распределению бюджетных данных по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств);

·  лицевой счет бюджета (предназначен для учета операций по кассовым поступлениям в бюджеты субъектов РФ (местные  бюджеты) и кассовым выплатам из бюджетов субъектов РФ (местных бюджетов), а также операций, осуществляемых бюджетными учреждениями субъектов РФ (муниципальных образований) со средствами от приносящей доход деятельности);

·  лицевой счет получателя бюджетных  средств. Этому виду счета мы хотим уделить особое внимание. На лицевом счете получателя бюджетных средств отражаются не только операции со средствами федерального бюджета, то есть бюджетные ассигнования и (или) лимиты бюджетных обязательств, но и предельные объемы финансирования, полученных получателем бюджетных средств. Этот счет предназначен также для учета следующих операций:

- для  отражения операций по распределению  лимитов бюджетных обязательств  по кодам статей (подстатей) соответствующих  групп (статей) классификации операций сектора государственного управления в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств (при наличии соответствующих полномочий);

- для  учета принятых бюджетных обязательств  и оплаты денежных обязательств, осуществления операций за счет  средств бюджета (в том числе в пределах источника дополнительного бюджетного финансирования – то есть средства от аренды);

- для  отражения сметы доходов и  расходов по приносящей доход  деятельности, принятия обязательств  за счет средств от приносящей  доход деятельности и осуществления операций со средствами от приносящей доход деятельности;

·  лицевой счет администратора доходов  бюджета (предназначен для отражения  операций по администрированию поступлений  в бюджет);

·  лицевой счет для учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение федерального бюджетного учреждения (предназначен для отражения операций со средствами, поступающими в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете, а также иными законодательными и нормативными правовыми актами Российской Федерации во временное распоряжение получателя средств федерального бюджета, а также подразделения исполнительного производства);

·  лицевой счет главного администратора источников внутреннего финансирования дефицита бюджета (администратора источников внутреннего финансирования дефицита бюджета с полномочиями главного администратора) (предназначен для отражения операций по доведению и распределению бюджетных ассигнований по подведомственным администраторам источников внутреннего финансирования дефицита бюджета с полномочиями главного администратора и (или) администраторам источников внутреннего финансирования дефицита бюджета);

·  лицевой счет главного администратора источников внешнего финансирования дефицита бюджета (администратора источников внешнего финансирования дефицита бюджета с полномочиями главного администратора) (предназначен для отражения операций по доведению и распределению бюджетных ассигнований по подведомственным администраторам источников внешнего финансирования дефицита бюджета с полномочиями главного администратора и (или) администраторам источников внешнего финансирования дефицита бюджета);

·  лицевой счет администратора источников внутреннего финансирования дефицита бюджета (предназначен для учета  бюджетных ассигнований, полученных администратором источников внутреннего финансирования дефицита бюджета, а также для отражения операций по привлечению и погашению источников внутреннего финансирования дефицита бюджета);

·  лицевой счет администратора источников внешнего финансирования дефицита бюджета (предназначен для учета бюджетных ассигнований, полученных администратором источников внешнего финансирования дефицита бюджета, а также для отражения операций по привлечению и погашению источников внешнего финансирования дефицита бюджета);

·  лицевой счет иного получателя бюджетных  средств (предназначен для учета  бюджетных ассигнований и (или) лимитов  бюджетных обязательств, предельных объемов финансирования, полученных иным получателем бюджетных средств, а также для отражения операций по перечислению (возврату) средств федерального бюджета на счет иного получателя бюджетных средств, открытый ему в банке);

·  лицевой счет для учета операций по переданным полномочиям получателя бюджетных средств (предназначен для  отражения операций в соответствии с переданными полномочиями получателя бюджетных средств).

Как и до 2009 года, при открытии лицевых  счетов им будут присваиваться номера. Для открытия лицевого счета любого вида клиент должен представить следующие  документы:

а) заявление  на открытие лицевого счета;

б) карточку образцов подписей.

Перечень остальных  представляемых документов зависит  от вида открываемого лицевого счета. Учредительные документы и документы  о государственной регистрации  не предоставляются при открытии лицевых счетов: участникам бюджетного процесса, являющимся федеральными органами государственной власти Российской Федерации или их территориальными органами, государственными органами, входящими в судебную систему и систему органов прокуратуры Российской Федерации, которые не являются юридическими лицами; участникам бюджетного процесса, являющимся федеральными бюджетными учреждениями с условным наименованием – войсковая часть, не имеющим собственного положения (устава) и действующим на основании общего положения (устава), утвержденного в установленном порядке, а также для открытия лицевых счетов Центральному банку России.

Информация о работе Порядок открытия счетов в банках