Понятие и причины инфляции

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 00:08, контрольная работа

Краткое описание

Цель данной работы заключается в:
- теоретическом обосновании сущности инфляции, её причин, форм и методов проявления данного явления;
- рассмотрение особенностей инфляционного процесса в России;
- изучение основных положений стратегии и тактики регулирования инфляционного процесса, а так же рассмотрение особенностей направления антиинфляционной политики, сложившейся в мировой практике.

Оглавление

Введение…………………………………………………………3стр.
1.Сущность, причины и формы проявления инфляции….5стр.
1.1 Сущность инфляции……………………………………….5стр.
1.2 Причины, типы и виды инфляции………………………7стр.
2. Инфляция в России…………………………………………12стр.
3. Направления антиинфляционной политики и
способы регулирования инфляции…………………………17стр.
3.1 Антиинфляционная политика……………………………17стр.
3.2 Способы регулирования инфляции………………………22стр.
3.3 Пути совершенствования антиинфляционной
политики РФ……………………………………………………25стр.
Заключение………………………………………………………26стр.
Библиографический список……………………………………28стр.

Файлы: 1 файл

контрольная.doc

— 134.50 Кб (Скачать)

Сбивать темпы инфляции - значит сокращать разницу между денежной и товарной массой в хозяйстве. Для этого подходят все те методы, которые ведут экономику к равновесию.

К первоочередным мерам относятся  следующие:

1. Обеспечение страны в достатке  продовольствием. Для налаживания продовольственного дела в стране следует оказать государственную финансовую помощь сельскохозяйственным предприятиям всех видов собственности и провести мягкую реформу колхозов и совхозов:

а) установление порядка выдачи кредитов сельскохозяйственным предприятиям под векселя с погашением их за счет будущего урожая;

 б) установление государственных  закупочных цен, а также цен  на потребляемые в сельскохозяйственном  производстве ресурсы на уровне, обеспечивающем рентабельную работу  товаропроизводителей и создания системы контрактной торговли промышленными товарами в обмен на сельскохозяйственную продукцию.

2. Воссоздание разрушенного инвестиционного  поля народного хозяйства, без  чего функционирование экономики  становится невозможным. В этих  целях надо, прежде всего, восстановить на банковских счетах предприятий путем индексирования утраченные из-за резкого роста цен и обесценивания рубля суммы амортизации и собственных оборотных денежных средств.

3. Налаживание снабженческо-сбытовых  связей между предприятиями. Хозяйственные связи предприятий в рыночном режиме наиболее эффективны в основном через систему крупных оптовых купцов-синдикатов. Эти структуры могут функционировать в рамках отдельных регионов, в общероссийском и межгосударственном масштабе.

4. Взамен налога на добавленную стоимость, стимулирующего в современных условиях хозяйствования в России рост инфляции и крайне трудно поддающегося контролю налоговых инспекций, определить основным платежом в бюджет налог на прибыль, дифференцировав его ставки в зависимости от роста рентабельности и роста объемов производства, что будет нацеливать производителей на рост массы, а не только нормы прибыли.

5. На время кризиса необходимо  централизовать банковскую систему  России, имея в виду обязательное  исполнение коммерческими и инвестиционными банками директив центрального банка по приоритетности и льготности кредитования регионов, отраслей, предприятий, соблюдения нормативных сроков документооборота.

6. Для стабилизации потребительского  рынка целесообразно:

 а) создать систему стимулирования развития мелкого бизнеса в сфере производства и услуг. Ввести государственные кредиты на аренду производственных помещений и лизинговый кредит на аренду оборудования (с возможностью последовательного выкупа), а также ввести обязательное страхование малых предприятий на первые 3-5 лет деятельности, когда риск разорения особенно значителен;

б) создать условия для повсеместного  распространения параллельно с  существующей системой торговли потребительских  кооперативов на предприятиях, в учреждениях и по месту жительства для закупки и реализации продовольственных и промышленных товаров членам кооператива (по наличному и безналичному расчету) по бесприбыльным розничным ценам.

7. В течение кризисного периода  следует также проводить рациональную государственную политику защиты внутреннего рынка и строгого контроля частной экспортной деятельности.

На основе вышесказанного можно  сделать следующие выводы-рекомендации по стратегии и тактике выживания  бизнеса в условиях современной  инфляции в России:

1. Постараться сохранить основной  профиль бизнеса (продукт или  вид услуги).

2. Диверсификация, как в пределах  основного профиля, так и шире.

3. Выделение из структуры предприятия  или создание преимущественно  малых торгово-посреднических фирм.

4. Акцент на разнообразные и многочисленные короткие по времени и высокодоходные операции с высокой степенью риска.

5. Создание общего страхового  фонда для минимизации риска  по всей совокупности отмеченных  выше операций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2 Способы  регулирования инфляции.

 

Для антиинфляционного регулирования используются два типа экономической политики:

1. Политика, направленная на сокращение  бюджетного дефицита, ограничение  кредитной экспансии, сдерживание  денежной эмиссии. В соответствии  с монетаристскими рецептами применяется таргетирование - регулирование темпа прироста денежной массы в определенных пределах (в соответствии с темпом роста ВВП).

2. Политика регулирования цен  и доходов, имеющая целью увязать  рост заработков с ростом цен.  Одним из средств служит индексация доходов, определяемая уровнем прожиточного минимума или стандартной потребительской корзины и согласуемая с динамикой индекса цен. Для сдерживания нежелательных явлений могут устанавливаться пределы повышения или замораживание заработной платы, ограничиваться выдача кредитов и т.д.

Как свидетельствует опыт, остановить инфляцию с помощью одних организационных  мер весьма трудно, если не сказать  невозможно. Для этого необходима структурная реформа, направленная на преодоление возникших в экономике  диспропорций.

Конкретные методы сдерживания  инфляции, «дозировка» и последовательность применения привлекаемых «для лечения лекарств» зависят от постановки правильного «диагноза». «Поставить диагноз»- значит определить характер инфляции, выделить основные и связанные с ними факторы, подстегивающие раскручивание инфляционных процессов. Каждая инфляция специфична и предполагает применение таких рецептов, которые соответствуют характеру и глубине «заболевания».

Вполне очевидно, что управление инфляцией в условиях реформирования централизованной экономики предполагает использование как апробированных, так и нестандартных мер, учитывающих природу инфляции, ее причины, методы проявления. По сути дела, в наших условиях следует вести речь об особой форме инфляции, порождаемой конкретными условиями, противоречиями переходного периода.

Следует признать, что ни в России, ни в других странах, вставших на путь экономических преобразований, расчеты  на быстрое укрощение стихии цен  и пробуждение заинтересованности у производителей не оправдались. Запустить новую систему хозяйственного регулирования оказалось далеко не просто. Переход от одной системы к другой, от централизованно управляемой к основанной на действии рыночных сил, натолкнулся на беспрецедентные проблемы, которые не были предвидимы ни в деталях, ни в целом.

Управлять инфляционным процессом  в переходной экономике оказалось  необычайно трудно. Возник новый тип  инфляции, который не отвечает привычным  оценкам и слабо реагирует  на традиционные методы воздействия. В  случае затяжного инфляционного «заболевания» складывается ситуация своего рода консервации инфляционного климата, негативного или непредвиденного реагирования на попытки вывести экономику из состояния инфляционного шока.

Применительно к России (на начальном  этапе экономической реформы) можно выделить следующие особенности хозяйственной ситуации.

1. Наличие общего структурного  неравновесия и отсутствие конкурентной  среды. Сжатие спроса на многие  потребительские товары, происшедшее  в результате отпуска цен, само по себе не ведет к конкуренции между производителями.

2. Ценовые перекосы и диспропорции  не устранены в ходе либерализации  цен. Свободные цены пока еще  не стали ценами равновесия  и не работают на улучшение  производственной структуры. 

3. Сохраняется давление внешнего долга, резко сужающего маневр валютными ресурсами. Практически отсутствуют страховые фонды - материальные и финансовые.

Результативность макроэкономической политики зависит от последовательности ее реализации и взаимодействия многих факторов. Например, то, что допустимо при сбалансированном рынке, оказывается, бесполезным и даже вредным при рынке несбалансированном, не обладающем должной инфраструктурой. Серьезной проблемой для России становится сокращение расходных статей государственного бюджета, что ведет к развалу социальной сферы, свертыванию капитальных вложений, порождает новые, трудновыполнимые проблемы. Не просчитанные в деталях и не обеспеченные ресурсно и организационно меры таят опасность резкой дифференциации доходов.

Отмеченные мною здесь некоторые особенности напоминают об ограниченности пространства для маневрирования, о неправомерности применения некоторых стандартных рецептов сдерживания инфляции. Это сложившаяся в стране ситуация предполагает весьма осторожные, тщательно взвешенные меры, скажем, по регулированию курса национальной валюты, по регулированию темпов инфляции.

Преодолеть инфляцию можно только перестроив хозяйственный механизм, включив рыночные регуляторы. Решение  этой весьма непростой проблемы предполагает достижение политической стабильности и договоренности, согласия и поддержки населением мер регулирования. Без этого самые разумные рецепты и рекомендации не способны дать желаемого результата.

 

 

 

 

 

 

 

 

3.3 Пути совершенствования антиинфляционной политики в РФ.

 

1. снижение ставок таможенных  пошлин;

2. изменения в налоговой политике (снижение страховых взносов в  ПФ);

3. регулирование тарифов естественных  монополий (в пределах инфляции  предыдущего года). При инфляции ниже 7% стоит увеличивать тарифы на ту же величину, скорректированную на 1%-2% сверху. В противном случае основные отрасли будут терять инвестиционную привлекательность.;

4. ужесточение контроля над ценами;

5. дотирование и возмещение расходов на ГСМ сельхозпроизводителей;

6. создание финансового фонда  для регулирования ценовой ситуации  на продовольственном рынке в  стране (рост цен на зерно - существенный фактор риска повышения  инфляции в России, поэтому ценовая  ситуация на рынке зерна оказывает определяющее значение на ситуацию на продовольственном рынке в целом).;

7. в планах принятие закона "О  торговле" (фиксирование цен на  продукты, если цены растут более  чем на 30% в течение 30 календарных  дней. Закон также позволит принимать  отдельные законы по установлению цен или предельных наценок на любые товары).

Таким образом, можно  сделать следующий вывод: последствия инфляции регулируются с помощью определенной антиинфляционной политики, представляющей собой несколько отдельно существующих, но взаимосвязанных части – адаптивная политика, стабилизационные программы, антиинфляционная стратегия и антиинфляционная тактика.

 

 

 

Заключение.

Инфляцию не зря называют проблемой  века. Многие страны мира в результате инфляционных кризисов испытали болезненную полосу развития, прежде чем удалось привести экономику к стабильности.

Мы стали частью мировой хозяйственной  системы и болеем именно ее болезнями.

Главная причина российской инфляции – диспропорции в процессе общественного  воспроизводства.

Так же  возникновению инфляции в России послужили следующие причины:

- глубокие деформации и диспропорции общественного производства;

- структурные перекосы экономики,

- монополизм производителей товарной продукции;

- милитаризированная экономика;

- разбухший государственный аппарат.

Следствие инфляции – нарушение  закона денежного обращения. Основной формой проявления инфляции стал рост цен и обесценение денег. Она  зависит от отраслевых диспропорций, недоразвитости социальных параметров, недостаточности распространения рыночных структур, т.е. товарно-денежных, рыночных отношений во всех сферах хозяйства и отдельных секторах. Подавление инфляции требует от правительства курса на оздоровление социально-экономической ситуации и начало экономического роста, необходимо стимулирование роста новой производственной и технологической базы, позволяющей осуществить глубокие и структурные преобразования в экономике. Но это направление экономической политики оказалось неприемлемым к конкретной российской ситуации, в частности, по причине немонетарной природы российской инфляции, иными словами, скачок цен, наблюдавшийся в сырьевых отраслях, послужил основной причиной повышения уровня цен в других сферах народного хозяйства. Введение налога на добавленную стоимость в российских условиях ещё больше усугубило инфляцию, он прямым образом повлиял на увеличение цен, поскольку включает в себя стоимость на каждой стадии производства и продвижения товара.

Рост и развитие инфляции происходили  в условиях товарного голода на фоне постоянно возникающих кризисов неплатежей, в том числе по банковским структурам, которые достигли больших размеров;

инфляция сопровождалась наличием нереального валютного курса, который  формировался не рынком, а лишь его  потребительской частью;

инвестиции в народное хозяйство не вкладывались из-за невозможности формирования реального валютного курса в равной степени рынком потребительским и рынком инвестиционным (здания, сооружения, земля);

инвестиционная сфера не могла  формироваться, поскольку коммерческие банки не имели реальных налоговых льгот, связанных с вложением в инвестиционный процесс.

Высокий уровень инфляции делает занятие  бизнесом крайне рискованным, поскольку  предприниматели не знают, но каким  ценам они будут продавать  свой товар или покупать сырье.

Информация о работе Понятие и причины инфляции