Понятие и причины инфляции

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 00:08, контрольная работа

Краткое описание

Цель данной работы заключается в:
- теоретическом обосновании сущности инфляции, её причин, форм и методов проявления данного явления;
- рассмотрение особенностей инфляционного процесса в России;
- изучение основных положений стратегии и тактики регулирования инфляционного процесса, а так же рассмотрение особенностей направления антиинфляционной политики, сложившейся в мировой практике.

Оглавление

Введение…………………………………………………………3стр.
1.Сущность, причины и формы проявления инфляции….5стр.
1.1 Сущность инфляции……………………………………….5стр.
1.2 Причины, типы и виды инфляции………………………7стр.
2. Инфляция в России…………………………………………12стр.
3. Направления антиинфляционной политики и
способы регулирования инфляции…………………………17стр.
3.1 Антиинфляционная политика……………………………17стр.
3.2 Способы регулирования инфляции………………………22стр.
3.3 Пути совершенствования антиинфляционной
политики РФ……………………………………………………25стр.
Заключение………………………………………………………26стр.
Библиографический список……………………………………28стр.

Файлы: 1 файл

контрольная.doc

— 134.50 Кб (Скачать)

- кредитная инфляция, вызванная  чрезмерной кредитной экспансией;

- непредвиденная инфляция, уровень инфляции, оказавшийся выше ожидаемого за определенный период.

          Вывод: Инфляция является сравнительно новым экономическим фактором, несмотря на то, что отдельные случаи инфляции имели место в истории. Инфляция в существенной степени определяется особенностями конкретного этапа экономического развития той или иной страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Инфляция в России.

 

Российская инфляция – это инфляция издержек и частично бюджетного дефицита, а не избытка денежной массы.

Особенности инфляции в России во многом обусловлены процессом трансформации экономического механизма – от централизованной государственной к рыночной экономике.

Инфляция в России возникла не в  начале 90-х годов, только семь послевоенных лет оказались безинфляционными (1947-1955), но уже с  1955г. инфляция наблюдалась  в скрытой форме постоянно.

 В бывшем СССР государственная  политика была заведомо инфляционной. Недостатки централизованной экономики  требовали огромных расходов, которые  нельзя было нести, не прибегая  к инфляции. Главной причиной  скрытой инфляции были милитаризованная экономика и структурные перекосы в народном хозяйстве. Правительство традиционно наращивало добычу нефти и в то же время допускало упадок отраслей, создающих фонд потребления. В условиях планово-бюджетной экономики, где господствовали нерыночные факторы, инфляция носила подавленный характер: параллельно происходили рост цен, увеличение товарного дефицита, снижение качества товаров и услуг.

Инфляция в  России имела место не только в  новейшей истории страны, в четко  выраженных формах она проявлялась, по крайней мере, три раза. Сначала это было в период первой мировой войны, последовавшей за ней гражданской, в годы послевоенного восстановления, завершившегося на первом этапе НЭПа (1914-1924г.). 

Второй раз  инфляция проявилась уже в советское  время - в годы индустриализации и формирования системы централизованного планирования, фактически на протяжении всех довоенных пятилеток, в годы Великой Отечественной войны и начале послевоенного восстановления (1928-1947г.), по существу в течение двух десятилетий.

Третий раз она проявилась в период экономических реформ, направленных на воссоздание рыночной экономики, после провозглашения государственного суверенитета России и распада СССР (1992-1996г.). В менее отчетливых формах инфляция наблюдалась в советской экономике практические постоянно с 1955 г., хотя и в скрытой форме. Негативные черты централизованной экономики требовали огромных расходов, которые нельзя было нести, не прибегая к инфляции.

Главной причиной скрытой инфляции были милитаризованная экономика и структурные перекосы в народном хозяйстве. Основные фонды страны были связаны с развитием и модернизацией добывающих отраслей - нефти и газа, что недопустимо, поскольку в отношении сравнительных издержек продукция добывающих отраслей не может быть перспективной. В общем, экономическая политика административно-командной системы способствовала формированию огромного инфляционного потенциала.

1990 год оказался  рубежным, последним годом умеренных  темпов инфляции. В России, как  и в большинстве бывших союзных  республик годовые темпы прироста цен составили от 3 до 5%. С 1991 года темпы инфляции резко возросли.

В 1992 году Правительство  России начало проводить последовательную финансовую политику, основанную на либерализации  цен и внешнеэкономической деятельности, внутренней конвертируемости и стабилизации обменного курса рубля за счет валютных резервов. Однако под угрозой нарастания платежного кризиса жесткая финансовая политика сменилась инфляционным кредитованием предприятий. Спрос на валюту повысился, валютные резервы были исчерпаны за короткий срок и курс рубля стремительно упал со 119 руб. за 1 доллар в середине лета до 450 рублей за 1 доллар в ноябре.

Так, в отношении  России следует отметить сложное  сочетание различных групп инфляционных факторов: денежных и не денежных, долгосрочных и краткосрочных. Динамика роста цен после 1992 г. на товары и услуги в значительной мере предопределила и темпы инфляции. В условиях свободной рыночной экономики инфляция находит полное, адекватное выражение в динамике цен, но при частичном государственном регулировании цен, как это происходило в первые годы реформ, инфляция не находит адекватного выражения в росте цен.

В 1993 году сохранялся высокий уровень инфляции (в среднем 22% в месяц) из-за периодической денежной и кредитной эмиссии. Рост курса доллара то ускорялся до 15-20% в месяц, то снижался почти до нуля.

Весной 1994 года инфляция снизилась до 8-10% в месяц, а учетная  ставка осталась неизменной - в результате реальная ставка (относительно уровня инфляции) поднялась до 90% годовых. Коммерческие банки стали уменьшать свои ставки в ответ на снижение инфляции только спустя два-три месяца, а вынудил их на эти действия рост невозвращенных кредитов.

Рост цен оказался ниже запланированного в 1994 году (4-5% в  месяц летом при запланированном 15%-ном среднемесячном росте цен), что привело к снижению поступления в бюджет, уменьшению бюджетного финансирования, хронической задержке выплаты зарплаты. Инфляционная волна, поднятая летней кредитной эмиссией (17 трлн. руб.), обесценила невозвращенные кредиты, а повысившаяся доходность спекулятивных операции помогла компенсировать убытки.

В 1995 году правительство  сделало еще несколько шагов  вперед в управлении финансами. Повышение  норм обязательных резервов для банков снизило объем денег в экономике. Требование обеспечения рублевых резервов для валютных активов привело к увеличению продажи валюты, что стабилизировало рубль и повысило предложение рублевых средств.

Конечной целью  стабилизационной политики в 1996 году было замедление темпов инфляции до 1,9% в среднем за месяц, или около 25% в целом за год. На протяжении девяти месяцев 1996 года в динамике цен в основных секторах российской экономики сохранялась общая тенденция последовательного снижения их темпов роста. Так, месячный сводный индекс потребительских цен снизился со 104,1% в январе до 100,3% в сентябре. Индекс оптовых цен предприятий сократился с 103,2% в январе до 101,8% в сентябре.

К 1998 году ситуация, как казалось, стабилизировалась, но на самом деле иллюзия стабильности была обманчива. Страна, по существу, объявила себя банкротом. В тот момент правительство заявило, что государство не в состоянии осуществлять текущие платежи по внешнему и внутреннему долгу, а российские банки не в состоянии погасить свои обязательства перед вкладчиками и внешними кредиторами.

Одним из первых следствий краха, естественно, стал рост цен. Потребительские цены выросли  только за сентябрь 1998г. на 38% , за октябрь  на 5%. В общей сложности за 1998 г. рост цен превысил 60%. Основные причины - это и несоответствие проводимой антиинфляционной политики, и не желание реформаторов сопоставить реформы с социально-политической обстановкой и реальным экономическим состоянием в обществе. Следствием разбалансированности экономики и политической нестабильности явилось усиление инфляции с 11% в 1997 г. до 84,4% в 1998 г.

В январе 1999 г. рост потребительских цен составлял 8,5%, в феврале - 4,1%, в марте - 2,8%. Замедление темпа инфляции обусловлено снижением платежеспособного спроса в связи с падением реальных располагаемых денежных доходов населения (в декабре 1998 г. на 31,8% по сравнению с декабрем 1997 г.), контролем за денежной эмиссией и динамикой денежных агрегатов относительной стабилизацией валютного курса рубля. Однако за первые восемь месяцев 1999 г. инфляция возросла на 30%, а за год составила 36,5%.

В 2000 году, с приходом к власти новой команды правительства  уровень инфляции удалось взять  под контроль: в 2000 году инфляция составила 20,2%, в 2001 - 18,6%, в 2002 - 15,1%, а в 2003 году - всего 12% .

Снижению инфляции в немалой мере способствовало проведение взвешенной тарифной политики в сфере естественных монополий, совершенствование процесса регулирования цен в 2001-2003 гг. С 2002 года повышение цен и тарифов объявлялось правительством заранее, что способствовало снижению инфляционных ожиданий и обеспечивало предсказуемость финансово-хозяйственной деятельности потребителей их продукции.

В 2005 году темпы инфляции несколько  замедлились (10,9 процента) по сравнению  с 2004 годом (11,7 процента), хотя целевой  ориентир в 8,5 процента остался недостижим. Прогнозом социально-экономического развития России на 2006 год установлено, что потребительская инфляция должна составить не более 8,5 процентов, но с учетом высокого роста потребительских цен в первом квартале года Минэкономразвития РФ скорректировал прогноз и назвал новую цифру - не более 10%.

На основании вышеизложенной информации можно рассмотреть динамику инфляции в России с началом осуществления политики либерализации экономики и цен в процентах к предыдущему году:

1993 - 840 %; 1994 - 215%; 1995 - 131 %; 1996 - 21,8 %; 1997 - 11-12 %; 1998 - 70 %; 1999 - 36,5 %; 2000 - 20 %; 2001 - 18,6 %; 2002 год - 15,1% ; 2003 год- 12%  ;  2004 год- 11,7% ; 2005 год- 10,9% ; 2006 год - 9,0% ;  2007 год - 11,9% ; 2008 год - 13,3% ; 2009 год- 8,1%; 2010 год -8,8% ; 2011 год – 8%

Вывод: Таким образом, российский кризис носит системный и структурно-технологический характер. Он возник из-за того, что прежняя система экономики, основанная на командах сверху, жесткой централизации материальных и финансовых ресурсов, подавлении рыночных механизмов и конкуренции, на уравнительности и иждивенчестве предприятий, завела страну в тупик. Прежняя система обусловила: технологическую и экономическую стагнацию, структурные перекосы в экономике, дефицитность, запущенность потребительского сектора, перегруженность базовыми производствами при гигантской милитаризации. Эти недостатки препятствовали переходу к новому технологическому укладу, развернувшемуся в мировой экономике.

3. Направления антиинфляционной  политики и способы регулирования инфляции.

3.1 Антиинфляционная политика.

 

Правительство каждой страны, находящейся в кризисе, должно проводить антиинфляционную политику.

Антиинфляционная политика - комплекс мер по государственному регулированию экономики, направленных на борьбу с инфляцией.

Опыт борьбы с инфляцией показывает, что основной целью государственной антиинфляционной политики должно являться не искоренение инфляции, а превращение её в управляемый процесс, доведение до умеренного уровня.

Можно выделить несколько вариантов  государственной антиинфляционной политики в зависимости от целей, основных инструментов, ориентации на решение тактических или стратегических задач.

В зависимости от цели выделяют два  направления такой политики.

Первое – адаптивная политика, ориентированная на смягчение негативного  влияния высокой инфляции на уровень жизни населения и ослабление социально-политической напряженности в обществе. Инструментами для этого является индексация заработной платы и некоторых других денежных доходов.

Второе направление – политика, нацеленная на снижение высоких темпов инфляции путем воздействия на факторы, их обусловливающие. концептуальные основы такого регулирования различны.

Кроме того, необходимо выделить и  некоторые стабилизационные программы, используемые для борьбы с галопирующей и гиперинфляцией. Это:

1) ортодоксальные программы финансовой стабилизации, приоритетами которых являются ликвидация бюджетного дефицита и поддержание темпов прироста денежной массы в обращении в соответствии с реальными возможностями увеличения производства;

2) гетеродоксальные программы,  исходящие из параллельного действия механизмов инфляции спроса и инфляции издержек (проведение политики доходов, стимулирование производства с помощью низких процентных ставок и снижения налогов, государственное регулирование внешнеэкономической деятельности и валютных операций).

Негативные социально-экономические  последствия инфляции вынуждают  правительство проводить определенную экономическую политику.

Различают две их части: антиинфляционную стратегию и антиинфляционную тактику.

Составляющие антиинфляционной стратегии:

1.гашение антиинфляционных ожиданий  путем информирования населения;

2.долгосрочная денежная политика (введение жестких лимитов на  ежегодные приросты денежной  массы);

3.сокращение бюджетного дефицита (увеличение налогов или уменьшение  расходов государства).

Антиинфляционная тактика должна быть направлена на увеличение предложения  товаров без повышения спроса или на снижение спроса без падения  предложения. Важную роль здесь может  сыграть повышение степени товарности народного хозяйства.

 Этому содействует льготное налогообложение предприятий, продающих побочные продукты производства, услуги, информацию, формирующие новые рынки.

Мощным фактором снижения инфляции является приватизация государственной  собственности, реализация государственных  стратегических запасов, материальных ресурсов предприятий, массированный потребительский импорт.

Регулирование спроса предусматривает  повышение норм сбережений, и уменьшение уровня их ликвидности. Для этого  значительно повышаются процентные ставки по вкладам, по государственным облигациям, форсируется приватизация. Иногда даже вводится временное замораживание вкладов. Когда полностью исчерпаны все способы противодействия инфляции, может быть проведена денежная реформа конфискационного типа.

Информация о работе Понятие и причины инфляции