Особенности работы банков с проблемными кредитами, ее эффективность

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2015 в 14:43, курсовая работа

Краткое описание

В ходе глобального кризиса, с которым Россия столкнулась в конце 2008г., в стране впервые времен распада СССР и перехода от централизованной плановой экономики к рыночной, при вхождении в стадию экономического спада сохранилась функционирующая банковская система.
Результатом этого стало то, что у российских банков впервые накопились кредиты, выданные на коммерческих условиях, но более не приносящие доходов. Однако даже когда кредит перестает приносить доход, он все же обладает некоторой остаточной стоимостью.

Оглавление

Введение
Глава I. Теоретические основы понятия «проблемные кредиты»
1.1 Проблемные кредиты: понятие и причины возникновения
1.2 Классификация и учет проблемных кредитов
1.3 Характеристика рынка неработающих кредитов в России
Глава II. Особенности работы коммерческого банка с проблемными кредитами (на примере ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк»)
2.1 Кредитная политика банка
2.2 Этапы работы банка с проблемными кредитами
2.3 Рекомендации по организации работы банка с проблемными кредитами
Глава III. Основные направления в решении вопроса проблемных кредитов
3.1 Реструктуризация долга как основной способ работы банков с проблемными кредитами
3.2 Взаимодействие банков с коллекторскими компаниями
3.3 Пути совершенствования организации работы банков с проблемными кредитами
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая работа .docx

— 311.34 Кб (Скачать)

Зачастую покупка кредитного портфеля с проблемной задолженностью для коллекторского агентства оборачивается убытками, поскольку взыскать долги бывает невозможно по ряду причин: отсутствие должника, истечение срока исковой давности, потеря банком документов и пр.

При покупке портфеля кредитных плохих долгов коллекторские агентства получают вместе с покупкой имиджевые издержки. Такие риски носят эмоциональный характер. В результате сделки коллекторы ощущают на себе результаты необъективного восприятия обществом, как людей, преследующих должников. Сами же должники в глазах многих граждан становятся жертвами коллекторских агентств.

Эффективность взыскания банковских кредитов повысилась по кредитам, выданным в 2010 году, несмотря на то, что именно в этом году кредитные организации возобновили выдачу розничных займов (практически весь прошлый год портфель кредитов физ.лицам сокращался). Но при этом общая просроченная задолженность продолжает расти: с начала года она увеличилась более чем на 15%, достигнув 7,5% от общего портфеля кредитов физ.лицам.

Не всегда возврат долга является результатом активных действий кредитора. Иногда заемщик, даже если он просрочил несколько платежей подряд, сознательно возвращает кредит.

«Интересным фактом является рост значения кредитной истории для проблемных заемщиков. По сравнению с прошлым годом в 2010 году доля должников, совершающих выплаты из-за боязни окончательно утратить доверие кредитора и бесповоротно испортить себе кредитную историю, увеличилась на 11%», — говорится в исследовании коллекторского агентства.

Также по сравнению с прошлым годом в 2010-м доля заемщиков, выплачивающих долги из-за нежелания сталкиваться с судебными приставами, увеличилась на 7%. Вероятно, такая ситуация объясняется увеличением количества дел, передаваемых в последнее время на судебное разбирательство с последующим исполнительным производством, и широким резонансом в СМИ на этом фоне.

Банки стали жестче, клиенты — ответственнее.

Что касается причин, побуждающих должников возвращать кредит, эксперты соглашаются с ростом значения кредитной истории, однако по-прежнему самым страшным для заемщика остается общение со сборщиками долгов. По мнению Владислава Котельникова, подавляющее большинство розничных заемщиков мало задумываются о своей кредитной истории.

«Исключение, наверное, составляют те граждане, которые брали крупные суммы: ипотечные кредиты или кредиты на покупку дорогих автомобилей, но таких немного — порядка 10% от общего числа проблемных заемщиков. Скорее всего, должников по потребительским кредитам больше пугает общение с коллекторами и приставами», — считает он.

Среди других причин, по которым должники возвращают просроченную задолженность, коллекторы называют контроль со стороны банка или коллекторского агентства, которые регулярно напоминают о необходимости вернуть долг. Это стимулирует заемщика к оплате: ведь если клиенту не напоминать о нарушении платежной дисциплины, он может полагать, что претензий к нему нет.

Заемщику очень важно понимать структуру своего долга и возможные санкции за просрочку. «Если он исправно погашает кредит, а платежи по вине банка или, например, почты не зачисляются вовремя и задолженность обрастает штрафами, то возникает риск, что заемщик может вообще прекратить платежи до разъяснения ситуации по сумме задолженности.

3.3 Пути совершенствования  организации работы банков с  проблемными кредитами

Банковская деятельность неразрывно связана с различного рода рисками (кредитный, операционный, рыночный и т.д.), возникающими в процессе взаимодействия банка с внешней средой. Кредитный риск, то есть вероятность невозврата выданных банком кредитов, предоставляет наибольшую угрозу для жизнедеятельности кредитных организаций. Именно поэтому управление кредитным рисками является основным в банковском деле. Подавляющее число банкротств кредитных организаций обусловлено неграмотной политикой банка в области формирования и управления кредитным портфелем.

Все меры, предпринимаемые коммерческими банками с целью взыскания проблемной задолженности, можно разделить на судебные и внесудебные. По общему мнению участников кредитного процесса, обращение в суд гораздо менее эффективно, чем внесудебное решение, например путем перепродажи долговых обязательств. В свою очередь в числе судебных и внесудебных мер также можно выделить несколько основных направлений работы с проблемных заемщиком.

С точки зрения эффективности усилий, затраченных кредитной организацией на возврат долга, в случае юридического лица наиболее целесообразно изначально применять юридические меры. Что касается физических лиц, то большое воздействие должны оказать «мягкие» меры психологического воздействия, включая каждодневные напоминающие звонки, извещение поставить в известность работодателя заемщика и его ближайшего окружения (соседей, коллег по работе) и т.д. Основная проблема не выйти за рамки законодательного поля и не превратиться из кредитора в шантажиста-вымогателя.

Прежде чем выбрать приемлемый инструмент реализации проблемного актива, банку необходимо произвести инвестиционный анализ – что можно делать с этим объектом, какова его текущая ликвидность, возможно ли повысить его доходность в будущем. В каждом конкретном случае должна быть разработана своя схема реализации.

В заключении следует отметить, что единой схемы работы с проблемными активами не существует, ведь каждый проект индивидуален. Любой из существующих инструментов может быть очень эффективным в каком-то конкретном случае. Но с уверенностью можно сказать: проблема задолженности и «плохих» активов никуда и никогда не исчезнет.

Говоря о кредитной политике банка в целом необходимо акцентировать внимание на следующей предпосылке – проблемные кредиты являются неотъемлемой составляющей банковского бизнеса. Это предполагает, что в любом кредитном учреждении должна быть выстроена целостная система работы с проблемными кредитами. Мировой финансовый кризис особенно сильно ударил по банкам и финансовым учреждениям. Чтобы выжить в условиях кризиса, банкам необходимо мобилизовать все свои ресурсы, как для обеспечения возвратов выданных кредитов, так и для улучшения кредитного портфеля. Именно сейчас, когда на рынке кредитования наступил период затишья, у банков и кредитных организаций есть время и возможности для внедрения и обкатки новых эффективных технологий. Эти технологии позволят им к моменту возобновлении активности на этом рынке быть во всеоружии – не только сохранить розницу, но сделать ее более жизнеспособной и прибыльной.

 

 

 

Заключение

Являясь важнейшей сферой деятельности банков, кредитование оказывает существенное влияние на развитие экономики. В то же время банковское кредитование подвержено воздействию целого ряда факторов, определяющих его динамику и структуру. Систематизация этих факторов и изучение их воздействия на кредитный процесс играет важную роль в повышении эффективности процесса кредитования и нейтрализации его негативных моментов.

По итогам исследования можно сделать следующие основные выводы:

1. От правильности выбора  метода работы с проблемными  кредитами зависит не только  успешность разрешения отдельной  конфликтной ситуации, но и стабильность  и репутация самого банка.

2. Растущие проблемные  кредиты заставляют банки все  больше уделять внимание рынку  потребительского кредитования. Этот  сегмент розничного кредитования  сориентирован на короткие сроки  погашения кредитов и рассчитан, в основном, на разовое кредитование  клиентов для совершения покупок.

3. Ни отдельные банки, ни система в целом не обладает  достаточным количеством опытных  и подготовленных специалистов  в области проблемных кредитов. И экономическая теория, и практика  показывает, что эффективность управления  большим объемом финансовых сделок  в банках возрастет при наличии  групп специалистов.

4. Основным направлением в работе банков с проблемными кредитами является реструктуризация. Преимущества реструктуризционных инструментов очевидны для всех. Для заемщиков, которым позволяют в максимально щадящем режиме пережить трудные времена и сохранить положительную кредитную историю. Для банков, решающих проблему собственной ликвидности и сохранения качественной клиентской базы. Для коллекторов, обеспечивающих себе высокую норму положительно урегулированных дел при более низких издержках на классическое взыскание.

5. Ситуация кризиса привела к признанию коллекторских агентств теми банками, которые раньше полностью игнорировали важную роль коллекторов в возвращении плохих долгов. Более того, для многих из них коллекторские агентства стали неотъемлемой частью банковского бизнес-процесса, которая никуда не исчезнет и после кризиса.

6. Инструменты работы с проблемными активами через паевые фонды – открытые, прозрачные, понятные и эффективные. При их использовании банк всегда может продать залоговый объект, который реализуется от фонда, а полученный доход, распределяется между пайщиками.

7. В кредитной политике должно быть четко определено, что банк должен делать с проблемными кредитами, необходимо акцентировать внимание на следующей предпосылке – проблемные кредиты являются неотъемлемой составляющей банковского бизнеса. Для решения выявленных проблем мы предлагаем:

1. Для предотвращения  появления проблемных кредитов  необходимо уже на стадии принятия  решения о выдаче кредита вести  работу посредством улучшения  внутреннего скоринга.

2. Банкам необходимо делать  объективные обзоры кредитов  силами отделов внутреннего контроля, с целью выявления упущенных  или скрытых сотрудниками кредитного  отдела признаков проблемности кредитов.

3. Привлекать к работе  высокопрофессиональных специалистов  для успешной реализации стратегии  банка.

4. Проведение реструктуризации  крупных ссуд и клиентов с  приемлемым уровнем сохранившейся  платежеспособностью.

5. Развитие взаимодействия  служб банка и коллекторских компаний.

Одной из главных задач банковской системы России на несколько лет вперед является ограничение роста проблемных кредитов и доведение их до уровня, обеспечивающего устойчивое и безопасное развитие банков.

 

 

 

Список используемой литературы

1. Гражданский Кодекс  РФ, 2 часть, от 26.01.1996 №14-ФЗ (ред. от 17.07.2009)

2. Федеральный закон от 02.12.1990 № 395-1 (ред. от 23.07.2010) «О банках  и банковской деятельности» (с  изм. и доп., вступающими в силу с 04.10.2010)

3. Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ (ред. от 25.11.2009) «О Центральном  Банке Российской Федерации (Банке  России)».

4. Бурмистрова Л.М. Финансы организаций (предприятий). – М.: Инфра-М, 2009. – 240 с.

5. Костерина Т.М. Банковское дело: учебное пособие. – М.: Изд. Центр ЕАОИ, 2009. - 360 с.

6. Кредиты и займы: учет, налоги и правовые вопросы. 4-е изд., перераб. и доп. Под ред. Касьяновой Г.Ю.,2010.-88с.

7. Ананьев Д.Н. Банковский сектор России. Итоги и перспективы развития // Деньги и кредит. – 2009. - №3. – с. 3-9.

8. Иванова C. Банки опережают  развитие народного хозяйства // Банковское обозрение. – М., Региональный  обзор, 2009. - №1. – с. 14-16.

9. Гетман Т.А. Дополнительные  риски при кредитовании в иностранной  валюте // Банковское дело. – 2010. - №8. - с.72-74.

10. Доронкин М. С малых спрос больше // Эксперт. – 2010. - №42. – с.92-98.

11. Ильясов С.М. Методологические аспекты формирования кредитной политики банка // Деньги и кредит. – 2009. - №6 – с. 23-25.

12. Калмацкий М. «Плохих» долгов становится все больше // Новые известия. – 2010. - №180. – с.2.

Информация о работе Особенности работы банков с проблемными кредитами, ее эффективность