Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 00:33, контрольная работа
Одной из главных задач управления банком является обеспечение достаточного уровня ликвидности - важнейшей качественной характеристики финансового положения кредитных учреждений в глазах его клиентов, свидетельствующей о его надежности и финансовой стабильности.
Банки особенно уязвимы к проблемам ликвидности, с одной стороны, как учреждения специфического характера, с другой, - как учреждения затрагивающие рынки в целом. Привлечение денежных средств клиентов и размещение этих средств в активы от собственного имени являются основной деятельностью любого банка. При этом кредитные учреждения обычно трансформируют краткосрочные пассивы в активы с большим сроком. Таким образом, банки помогают клиентам выравнивать во времени потребление и инвестиции и, следовательно, повышают общий уровень благосостояния общества. Выполняя эту важную экономическую функцию, банки защищают своих клиентов от проблем ликвидности, тем самым, принимая риски ликвидности на себя. В кризисной ситуации проблема ликвидности может проявить себя в работе даже крупных стабильно работающих банков.
Введение…………………………………………………………………………3
Основы управления ликвидностью банка………………………………5
Показатели ликвидности, принятые в мировой практике…………….11
Факторы, влияющие на банковскую ликвидность……………………..15
Список использованной литературы…………………………………………...19
Таким образом, дилемма “риск — доходы” решается отдельно для каждого источника средств, как будто это отдельный банк; отсюда другое название этого метода — метод минибанка.
Для
применения данных положений на практике
необходима их подробная детализация.
Однако можно отметить, что коммерческие
банки, применяющие на практике методы
управления ликвидностью на основе анализа
и прогнозирования денежных потоков,
являются наименее уязвимыми для
негативных воздействий конъюнктурных
колебаний и риска дисбаланса
ликвидности. Таким образом, банки,
которые наиболее быстро и эффективно
овладевают наработанным арсеналом
средств по управлению ликвидностью,
упрочат свою устойчивость и повысят
конкурентоспособность в
Для количественной и качественной оценки ликвидности коммерческих банков в мировой практике используются разнообразные показатели, отражающие надежность и финансовую устойчивость банка, безопасность его деятельности. Одновременно эти показатели выступают в качестве критериев оценки деятельности коммерческого банка.
Для оценки ликвидности банка (его баланса) используется система показателей (нормативов, коэффициентов), определяющих желательные или допустимые с точки зрения регулирующих органов соотношения отдельных активных и пассивных статей баланса, а также структурные соотношения внутри активной и пассивной частей баланса банка.
В большинстве стран показатели ликвидности законодательно регламентируются. Органы банковского надзора, как правило, осуществляют пруденциальное регулирование ликвидности посредством доведения до банков обязательных для исполнения нормативов ликвидности. В этом случае надзорный орган определяет количественный показатель ликвидности (группу показателей), которые вычисляют на основе балансовых данных активов и пассивов по единому для всех банков алгоритму. В зависимости от экономического содержания показателя, орган банковского надзора устанавливает норматив – допустимое максимальное либо минимальное значение – и определяет порядок и сроки предоставления банками отчетности. В некоторых странах коммерческие банки могут самостоятельно определять для себя показатели ликвидности, однако нормативные значения этих показателей они устанавливают по согласованию с органом надзора. Применение пруденциальных нормативов регулирования ликвидности коммерческих банков имеет свои положительные и негативные стороны. В качестве основных положительных сторон обязательных нормативов можно назвать их объективный и универсальный характер, что позволяет сравнить позиции ликвидности как «мелких», так и «крупных» банков вне зависимости от сложности осуществляемых ими операций. Основным недостатком применения обязательных нормативов ликвидности является их нечувствительность к индивидуальным особенностям банков. Единые нормативы не учитывают и не могут учитывать индивидуальную практику и предыдущую историю управления ликвидностью конкретным банком.
К
странам, в которых отсутствуют
обязательные количественные требования
ликвидности, относятся Канада, США,
Япония, Австралия, Португалия. Органы
надзора в эти странах
Так, например, Банк Англии учредил нормы ликвидных активов, которые обязаны поддерживать банки и лицензированные депозитные учреждения. Ликвидные активы, которые должен иметь банк, определяются с учетом типов принятых им депозитов. Например, обязательства со сроком погашения свыше года могут требовать только 5-процентного покрытия ликвидными активами, тогда как краткосрочные обязательства на денежном рынке – 100-процентного покрытия. Банк Англии осуществляет постоянный контроль над денежным сектором и в случае необходимости корректирует свои требования. [9, с. 130].
В России введены единые критериальные уровни экономических нормативов применительно к разным типам банков. Методика расчета отдельных показателей и их предельные значения приближены к международным стандартам. В соответствии с Инструкцией ЦБ РФ № 1 "О порядке регулирования деятельности кредитных организаций" действующие обязательные нормативы ликвидности включают:
1) норматив мгновенной
2)
норматив текущей ликвидности
(Н3) - характеризует степень
3)
норматив долгосрочной
Этот норматив показывает, в какой мере долгосрочные вложения банка сформированы за счет долгосрочных источников средств, т.е. собственных средств банка и средств, привлеченных на длительные сроки. Максимально допустимое значение норматива Н4 устанавливается в размере 120 %. Таким образом, Центральный банк допускает формирование 20% долгосрочных вложений за счет краткосрочных ресурсов. Эта мера направлена на стимулирование долгосрочных инвестиций в экономику со стороны российских банков.
Первые три коэффициента характеризуют ликвидность банка с учетом времени погашения обязательств, т.е. с их помощью контролируется ликвидность банка по реальным или потенциальным обязательствам, возникающим в каждый отдельный момент (Н2), в течение 1 месяца (Н3) или в течение срока более года (Н4);
4)
норматив общей ликвидности (
Минимально
допустимое значение норматива Н5 установлено
на уровне 20 %, т.е. по меньшей мере, 1/5
часть активов банка должна быть
вложена в ликвидные активы, и
доля работающих активов может максимально
составлять 80%. Экономический смысл
расчета норматива Н5 состоит
в определении соотношения
Центральным
банком РФ проводится также контроль
и за ликвидностью по отдельным видам
операций коммерческих банков – операциями
с драгоценными металлами. Норматив
ликвидности по операциям с драгоценными
металлами (Н14) – рассчитывается как
отношение высоколиквидных
3. Факторы,
определяющие ликвидность
На ликвидность банка, как и на его деятельность в целом, действует огромное количество факторов разнонаправленного действия. Эти факторы подразделяют на внешние и внутренние1, которые действуют на уровне самого банка и связаны с его политикой. Первые — банк может только учитывать в своей деятельности, а последние банк может не только учитывать, но и влиять на них, снижая отрицательные последствия от их воздействия.
Внешние факторы носят объективный характер, банк должен максимально приспосабливать к ним свою кредитную политику.
К внешним факторам относятся:
1. Экономическая и политическая обстановка в стране. Нестабильность общей политической и экономической обстановки в стране оказывает прямое воздействие на нестабильность банковской системы в целом и коммерческого банка как его составляющего звена.
2. Эффективность государственного регулирования и контроля. Коммерческие банки испытывают на себе весь спектр воздействия государственных мер денежно-кредитного регулирования. Непосредственное влияние на ликвидность и платежеспособность оказывают следующие моменты:
• рестрикционная политика центрального банка (повышение ставки рефинансирования центральным банком, изменение норм обязательного резервирования, минимального размера собственного капитала, установление обязательных экономических нормативов оказывают воздействие на структуру и эффективность активных и пассивных операций банка);
• фискальная политика государства, т. е. уменьшение или увеличение взимаемых налогов, приводит соответственно к увеличению или уменьшению прибыли банка, что отражается на его платежеспособности и соответственно на ликвидности;
• операции центрального банка на открытом рынке с государственными ценными бумагами и иностранной валютой. Для поддержания ликвидности коммерческого банка, а соответственно и их кредитной активности центральный банк выступает покупателем на открытом рынке.
3.
Состояние денежного рынка и
рынка ценных бумаг. Этот
4.
Возможность поддержки со
5.
Совершенство законодательства (если
в законе есть указание на
то, что каждый коммерческий
банк должен иметь денежные
средства в центральном банке,
это обеспечит хотя бы
6.
Надежность клиентов и
Внутренние факторы напрямую связаны с его деятельностью, поэтому, изменяя внутреннюю или внешнюю политику банка, можно ограничить воздействие факторов, которые вызывают отрицательные колебания в ликвидности. Так, создание филиалов, децентрализация полномочий и целей (инструменты внутренней политики банка) приводит к повышению ликвидности и соответственно платежеспособности банка, так как каждый филиал имеет собственные средства, занимается определенными операциями, что может служить дополнительным источником средств для головного банка. В то же время специализация и разнообразие банковских услуг (как элементы внешней политики) повышает ликвидность.
К внутренним факторам относятся:
1.
Качество управления
2.
Достаточность собственного
3.
Качество и устойчивость