Организация потребительского кредитования в коммерческих банках

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 15:46, реферат

Краткое описание

В России на сегодняшний день самыми активными операторами рынка потребительского кредитования являются банки. Потребительское кредитование часто называют «самой демократичной» банковской услугой. Сегодня российские коммерческие банки стали заниматься ипотечным и автокредитованием, реже кредитованием покупки товаров народного потребления и предоставлением кредита на неотложные нужды.

Оглавление

Введение

1. Понятие и сущность потребительского кредитования
2. Классификация потребительских кредитов
3. Риски при осуществлении потребительского кредитования


Заключение

Список литературы

Файлы: 1 файл

организация потреб. кредит-я в КБ.docx

— 57.19 Кб (Скачать)

По методу погашения различают:

· Кредит с разовым погашением (noninstallment). Потребительский кредит с разовым погашением включает также кредиты в виде отсрочки платежа (за услуги коммунальных предприятий, врачей и медицинских учреждений).

· Кредит с рассрочкой платежа (installment), погашение задолженности по кредиту и процентов осуществляется .Кредиты с рассрочкой делятся на равномерно погашаемые (ежемесячно, ежеквартально) и неравномерно погашаемые (сумма платежа меняется).

По условиям предоставления различают кредиты разовый и  возобновляемый (револьверный).

По методу взимания процентов  ссуды классифицируют следующим  образом:

· ссуды с удержанием процентов  в момент ее предоставления; ссуды  с уплатой процентов в момент погашения кредита;

· ссуды с уплатой процентов  равными взносами на протяжении всего  срока пользования (ежеквартально, один раз в полугодие или по специально оговоренному графику).

Существует также такое  понятие как ссуда с аннуитетным платежом, т.е. платежом с одновременной уплатой процентов за пользование ссудой.

В целом представленная выше классификация отражает многообразие потребительских ссуд, но не исчерпывает  всех возможных критериев классификации, поэтому ее можно продолжить в  зависимости от других признаков.

Потребительский кредит может  быть представлен следующими видами: покупка в рассрочку, кредитные  и расходные карточки, автоматически  возобновляемые ссуды, персональные ссуды.

Потребительский кредит в  товарной форме предоставляется  преимущественно при продаже  предметов длительного пользования - автомашин, холодильников, радиоприёмников, телевизоров, мебели - такой вид кредита  называется покупкой в рассрочку. Этот вид кредита имеет свои плюсы, а именно: форма оплаты позволяет осуществлять расходы в то время, когда доходы ещё не поступили, что, несомненно, очень удобно для многих потребителей при покупке товаров длительного пользования, также этот вид кредита позволяет покупать товары и оплачивать услуги в течение более продолжительного периода, чем нормальный интервал между денежными поступлениями; позволяет клиенту приобретать материальные финансовые активы со стоимостью, превышающей сумму, которую он мог бы заплатить, исходя только из его собственных сбережений.

Однако те же причины могут  быть приведены в случае решения  клиента получить товары, используя  персональную ссуду, банковский овердрафт  или кредитную карточку. И всё  же, в пользу финансовых компаний говорит  следующее:

Покупка в рассрочку «продаётся»  дилерами клиентам в момент продажи. Клиентам предлагается сделка по покупке  в рассрочку, которая легко принимается  «на месте».

До совсем недавнего времени  у клиентов имелось очень слабое представление о наиболее дешёвой  финансовой сделке. Потребители весьма инертны в своих привычках  делать покупки, и даже, если они знают о различиях стоимости услуг, они предпочитают производить сделки с уже известными поставщиками, и многие потребители, вследствие неудачных попыток ознакомиться с ценами на кредитные услуги, просто не знают о существующих вариантах стоимости и доступности различных форм кредита! Потребители, как правило, основывают свои решения на размере месячных выплат и продолжительности срока кредита, а не на фактической стоимости кредита. Однако, очень высокие процентные ставки в определённый момент времени сделали потребителей более чувствительными к издержкам, обусловленным предоставлением займа.

Всё ещё существует большое  количество «внебанковских» людей, не думающих о получении банковских ссуд, овердрафта или кредитной карточки как средствах покупки товаров в кредит. Финансирование покупки в рассрочку, организованное через магазин или выставочный зал, является единственной альтернативной оплаты покупки наличными для таких лиц.

Сейчас даже появилась  новая форма покупки в рассрочку - это соглашения банков с торговыми  фирмами, по которым последние продают  товары в кредит клиентам банков, причём банки сразу выплачивают фирмам наличные деньги на сумму проданных  товаров, а покупатели постепенно погашают кредит банкам.

В 50-ые годы американские, а  затем и английские банки начали широко применять «упрощённую» практику предоставления потребительских кредитов с помощью кредитных карточек . Сущность такого кредитования сводилась к тому, что выданная банком кредитная карточка давала право её владельцу в пределах разрешённой суммы, т.е. персонального кредитного лимита, покупать товары в тех магазинах, с которыми банк имел соглашения на их продажу в кредит на основе кредитных карточек. Сумма задолженности владельцев карточек магазину оплачивается банком периодически. Владельцы кредитных карточек в свою очередь в установленные сроки погашали долг перед банком, т.е. обязаны были платить определенную минимальную сумму, но не должны были полостью оплачивать долг. Если же минимальная сумма в установленный срок оставалась неоплаченной, то на нее начислялся процент и добавлялся к долгу владельца карточки компании кредитных карточек. Аналогичная схема кредитования с помощью кредитных карточек существует и сейчас.

Кредитные карточки, например: Visa и Mastercard выпускаются банками, но многие строительные общества и финансовые дома тоже выпускают свои кредитные карточки, например, American Express выпускает свою собственную карточку Optima.

Кредитные карточки получили свою популярность по многим причинам. Прежде всего, это оплата кредитной  карточкой делает клиента независимым  от наличных денег, поскольку везде, где бы он ни находился, сможет оплатить стоимость товара или услуг, не имея при этом в кармане наличных денег. Кроме того, потеря карточки не означает потери наличности, так как в этом случае при извещении о потере банка, клиент может быть уверен, что с его счета деньги не исчезнут. В отношении совершенных карточкой покупок клиент получает один раз в месяц подробный обзор. Кроме перечисленных удобств, есть еще одно. Если клиент нуждается в наличных деньгах, то он сможет их получить в ближайшем круглосуточном банкомате. Но это не совсем выгодный, хотя и удобный способ получения денег, так как на выдачу наличными введен налог.

В настоящее время в  США стал применяться потребительский  кредит в виде сочетания текущих  счетов с продажами в рассрочку - «автоматически возобновляемый кредит». Сущность этого способа сводится к тому, что банки на основе изучения платежеспособности заемщика определяют максимальную сумму возможной ему  задолженности.

Например, если заемщик из своего дохода может ежемесячно погашать долг банку в сумме 100 долларов, то банк устанавливает максимальную сумму  задолженности в размере от 1200 до 2400 долларов с учетом возможного погашения ее в течение 12-24 месяцев. Установленную сумму кредита  заемщик использует при помощи чеков, выданных ему банком. При внесении ежемесячных платежей задолженность  заемщика банку уменьшается, а свободный  остаток лимита кредитования увеличивается  и может быть снова использован  заемщиком. Установленный банком лимит  кредитования периодически пересматривается с учетом его платежеспособности. Клиент также получает процент в  то время, когда счет не выходит за рамки кредита. Счет по автоматически  возобновляемому кредиту облагается налогами. Их также возможно выплачивать  с помощью текущего счета клиента.

Многие магазины сейчас предлагают клиентам пользоваться счетами по автоматически  возобновляемому кредиту в качестве альтернативы кредитным карточкам.

Следующий вид потребительского кредита - персональная ссуда.

За исключением покупки  дома (предоставление средств для покупки недвижимости или связующих ссуд) и завещанных ссуд, персональные ссуды обычно берутся для приобретения потребительских товаров длительного пользования (например, мебели); покупки машины; празднования торжеств; проведения отделочных работ в доме; покупки домов-фургонов; оплаты личного образования. В случае обращения за персональной ссудой заемщику обычно достаточно внести 1/5 или 1/3 стоимости, хотя на это не существует каких-либо твердых правил. Источником оплаты служит регулярный доход клиента. Туда же включаются эксплутационные и ремонтные расходы по тем покупкам, которые клиент собирается сделать. Срок предоставления ссуды зависит от цели, ради которой берется ссуда. Например, для покупки машины этот срок будет составлять 2-4 года. Обеспечение обычно не берётся для персональных ссуд за исключением ссуд на приобретение недвижимости и завещанных ссуд, поскольку многие персональные ссуды невелики. В случае крупных персональных ссуд банк может потребовать обеспечение, которое часто предоставляется в виде второй закладной на дом берущего взаймы, если его чистая доля в собственности достаточна (разница между рыночной стоимостью и существующим залогом).

Овердрафт - форма краткосрочного кредита, предоставление которого осуществляется списанием средств по счету клиента (сверх остатка на счету), в результате чего образуется дебетовое сальдо. Право пользования овердрафтом  предоставляется наиболее надежным клиентам.

Овердрафт обычно требует  для покрытия краткосрочных договоров - например, многие люди оказываются  без денег в конце каждого  месяца до того, как им выплачивается  зарплата. Сумма дебета не должна превышать  лимита, согласованного банком и заемщиком. Лимит обычно определяется относительно известного дохода. Процент назначается  на сумму овердрафта, обычно как  маржа над базовой ставкой. Процент  насчитывается на ежедневную сумму  овердрафта и ежеквартально записывается на счет. Может быть получен гонорар, когда банк соглашается на предоставление льготы клиенту, даже если она не полностью используется. Овердрафты выплачиваются по требованию, и обычно клиенту об этом сообщается в письменном уведомлении о предоставленной услуге. Банк может потребовать обеспечения под овердрафт, размер которого зависит от услуги, предоставляемой клиенту.

Для людей овердрафты очень  удобны, так как позволяют ощутить  уверенность в том, что их расходы  финансируются, даже если они превышают  имеющиеся у них на данный момент средства. Банк выигрывает от предоставления высокой процентной ставки, но страдает от того, что вследствие существенных колебаний овердрафтов по сумме, он вынужден иметь в наличии достаточные  средства для обеспечения согласованного лимита кредитования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Риски при осуществлении потребительского кредитования

 

Кредитные операции - самая  доходная статья банковского бизнеса. За счет этого источника формируется  основная часть чистой прибыли, отчисляемой  в резервные фонды и идущей на выплату дивидендов акционерам банка. Банки предоставляют кредиты  различным юридическим и физическим лицам из собственных и заемных  ресурсов. Средства банка формируются  за счет клиентских денег на расчетных, текущих, срочных и иных счетах; межбанковского кредита; средств, мобилизованных банком во временное пользование путем  выпуска долговых ценных бумаг и  т.д.

Кредитная сделка предполагает взаимоотношения двух субъектов - кредитора  и заемщика, кредитор передает заемщику объект сделки - ссуженную стоимость - на условиях срочности, возвратности, платности, но при этом остается собственником  объекта сделки. В каждой кредитной  сделке для кредитора присутствует элемент риска: невозврата ссуженной  стоимости заемщиком (по разным причинам) неуплаты процентов по ссуде, нарушения  сроков возврата.

Кредитный риск представляет собой риск возникновения у банка  убытков вследствие неисполнения, несвоевременного либо неполного исполнения должником  финансовых обязательств перед Банком в соответствии с условиями договора.

То есть, при кредитовании возникают риск невозврата заемщиком  суммы кредита, риск невыплаты процентов  по ней, а также риск несвоевременной  уплаты основной суммы долга и  процентов, кроме этого существует риск неисполнения заемщиком каких-либо пунктов договора кредита.

Кредитные операции важны  для банков, а, значит, важным становится и разработка комплекса мероприятий  по снижению риска кредитных операций и управление кредитным риском. Управление кредитным риском основывается на выявлении  причин невозможности или нежелания  заемщика выполнять свои обязательства  и определении методов снижения риска. Целью управления кредитным  риском является снижение вероятности  неисполнения заемщиком своих обязательств по кредитному договору и минимизация  потерь Банка в случае невозврата кредита.

Управление кредитным  риском - это и процесс и сложная  система. Процесс начинается с определения  рынков кредитования, которые часто  называются «целевыми рынками». Он продолжается в форме последовательности стадий погашения долгового обязательства.

Управление кредитным  риском требует от банкира постоянного  контроля за структурой портфеля ссуд и их качественным составом. В рамках дилеммы «доходность - риск» банкир вынужден ограничивать норму прибыли, страхуя себя от излишнего риска. Он должен проводить политику рассредоточения риска и не допускать концентрации кредитов у нескольких крупных заемщиков, что чревато серьезными последствиями в случае непогашения ссуды одним из них. Банк не должен рисковать средствами вкладчиков, финансируя спекулятивные (хотя и высокоприбыльные) проекты. За этим внимательно наблюдают банковские контрольные органы в ходе периодических ревизий. Управление кредитным риском является основным содержанием работы Банка в процессе осуществления кредитных операций и охватывает все стадии этой работы - от анализа кредитной заявки потенциального заемщика до завершения расчетов и рассмотрения возможности возобновления кредитования. Управление кредитным риском составляет ограниченную часть управления процессом кредитования в целом.

Управление кредитным  риском осуществляется в следующей  последовательности:

1. Идентификация кредитного  риска. (Определение наличия кредитного  риска.)

2. Качественная и количественная  оценка риска. Цель качественной  оценки риска - принятие решения  о возможности кредитования, приемлемости  залогов и т.п. Количественная  оценка заключается в присвоении  количественного параметра каждой  ссуде с целью определения  предела потерь по каждой операции.

Информация о работе Организация потребительского кредитования в коммерческих банках