Организация деятельности коммерческого банка

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 16:39, курсовая работа

Краткое описание

Вопросы совершенствования банковской деятельности и определения приоритетных направлений развития банкой системы находятся сегодня в центре экономической, политической и социальной жизни страны. Банковская система является важнейшим элементом системы национальной экономики. Банки как кредитные посредники выполняют специфические функции, заключающиеся в способности аккумулировать потоки денежных средств и осуществлять их перераспределение между секторами экономики в территориальном и отраслевом аспектах. Реализуя данные функции, банки призваны способствовать устойчивому экономическому росту.
Кредитование является той банковской услугой, которая приносит наибольшее количество прибыли. Между тем при совершении кредитных операций у банка возникают высокие риски.

Оглавление

Введение 3
1. Теоретические основы формирования кредитной политики коммерческих банков 5
2. Порядок утверждения и пересмотра кредитной политики коммерческих банков 12
3. Направления совершенствования кредитной политики коммерческих банков 18
Заключение 26
Список использованных источников 28

Файлы: 1 файл

Курсовая по ОДКБ.doc

— 152.50 Кб (Скачать)

Руководитель  кредитного департамента пересматривает текущую кредитную политику совместно с начальниками функциональных отделов банка как минимум один раз в год, а по мере необходимости и чаще. Результаты пересмотра политики выносятся на утверждение Совета директоров банка, причем факт утверждения заносится в протокол совещания Совета. Цель ежегодного пересмотра кредитной политики - обеспечить соответствие текущей политики краткосрочным и долгосрочным стратегическим задачам банка.

Руководитель  кредитного департамента обеспечивает ежегодный пересмотр основных положений кредитной политики всеми лицами, ответственными за организацию кредитного процесса в банке.

Руководитель  кредитного департамента пересматривает текущую кредитную политику совместно  с начальниками функциональных отделов, занимающихся кредитованием. Для отдельных специализированных областей кредитования (кредитование населения, ипотечное кредитование, кредитование среднего и малого бизнеса и др.) могут формулироваться дополнительные направления политики, в рамках которых решаются специализированные вопросы. Руководитель кредитного департамента уполномочен формулировать основные направления кредитной политики, которые подлежат анализу и утверждению в установленном порядке.

 

 

Глава 3 Направления  совершенствования кредитной политики коммерческих банков

Одним из организационных  мероприятий, направленных на улучшение  качества проверки кредитоспособности заемщика, может быть кредитная оценка. Составление данного документа  поможет кредитному инспектору систематизировать  имеющиеся у него сведения и изложить их в сжатом и полном виде для представления руководству.

Кредитный комитет, который, собственно, и принимает  решение о выдаче кредита, имея такой  документ может лучше оценить  перспективность данной сделки, поскольку  вся необходимая информация по кредиту собрана в одном месте и в удобном для восприятия виде. Отпадает необходимость ворошить кипы финансовых отчетов, справок, заключений и других документов.

Работа по составлению  кредитной оценки производится следующим  образом: в процессе проверки заявки клиента на предоставление кредита производится оценка его кредитоспособности, перспективности кредитуемого проекта, качества и достаточности обеспечения. Кредитный инспектор получает необходимые материалы от клиента, от предприятий и банков которые ранее взаимодействовали с ним, изучает бизнес-план, на реализацию которого запрашивается кредит, посещает Заемщика с целью:

  • убедиться в правильности информации, имеющейся в бизнес-плане;
  • получить необходимую информацию, которая нужна для оценки кредита и не включена в бизнес-план;
  • оценить жизнеспособность бизнес-плана и особенно определить способность руководства успешно осуществлять его;
  • подсчитать активы предлагаемого заемщика, особенно те активы, которые предлагается взять как обеспечение на основании  средних рыночных цен и при условии вынужденной продажи;
  • предложить заемщику принять такие условия, при которых он имеет наибольшие шансы на положительное решение.

После получения  всей необходимой информации составляется кредитный обзор в котором  обобщаются имеющиеся факты и излагаются рекомендации и заключения кредитного инспектора [16, с.24-27].

Далее приведен примерный формат кредитного обзора, который должен стать результатом  работы кредитного инспектора по проведению кредитной оценки.

Формат кредитного обзора:

а)Информация о Заемщике.

Этот раздел должен представить полную информацию о заемщике и любых Поручителях  и содержать следующие сведения:

    • когда они были основаны и приватизированы;
    • их юридический статус (например: акционерное общество);
    • сколько каждый имеет акционеров - излагается информация обо всех основных акционерах;
    • в какой отрасли промышленности они берут участие, и какую должность занимают в этой отрасли;
    • какие сильные (слабые) стороны, возможности, угрозы имеют заемщик/Поручители - кратко;
    • Имеют ли заемщик/Поручители дочерние предприятия. Какое влияние они имеют на операции, и особенно, как они влияют на предлагаемый  проект. Если дочерние предприятия имеют значительное влияние, их счета должны быть сведены в таблицах и Оценка должна включать анализ цифр дочерних предприятий.

     б)Информация о Проекте.

Этот раздел должен предоставлять исчерпывающие  сведения о проекте, который требует  финансирования и должен содержать  следующую информацию:

    • целевое использование кредитных средств (может быть представлена в виде бизнес-плана);
    • почему было принято решение о выборе этого варианта;
    • какие рассматривались альтернативы и почему они были отклонены;
    • какие преимущества получит заемщик, осуществляя этот проект (например: будет иметь выход на новые рынки, получит большую часть рынка,  уменьшит базу цены и пр.).

      в) Анализ направления деятельности Заемщика.

Этот раздел должен анализировать отрасль промышленности, в которой принимает участие  заемщик и ее характеристики:

    • расширяется отрасль, стабильна или падает. Необходимо проанализировать перспективы этого производства;
    • циклично ли производство. На каком цикле оно сейчас находится. Какое влияние на него имеет экономическое падение/переходный период;
    • спрос/поставка сырья - сезонные или равномерные на протяжении всего года;
    • это производство направлено на экспорт или на внутренний рынок. Какие новые рынки позволит обслуживать заемщику предлагаемый проект;
    • кто является конкурентом, и доля рынка обслуживаемая конкурентами.

В результате анализа  сильных и слабых сторон и возможностей заемщика, необходимо сделать вывод об угрозах в данной отрасли промышленности и как на них можно повлиять посредством воплощения предлагаемого проекта.

      г)Финансовый анализ.

    • анализ бухгалтерских документов.

Этот раздел должен  освещать бухгалтерскую  политику, которая использовалась для  отчетов предыдущих лет, а также  и то, были ли они подвернуты аудиторской  проверке. Он также должен указывать  имена аудиторов и любые ограничения к их свидетельствам.

Любые разногласия  в отчетах за предыдущие годы должны освещаться вместе с причинами этих разногласий.

    • Коммерческая деятельность.

Этот раздел должен предоставлять исчерпывающий  анализ коммерческой деятельности за предыдущие годы заемщика/Поручителей, включая:

а) продажу: направления  торговли за последние годы должны указываться как денежными терминами  так и терминами объема производства, с анализом причин их увеличения/уменьшения.

б) издержки: какие  основные издержки, с которыми прийдется столкнуться заемщику. Какая разбивка между фиксированными и изменяющимися издержками. Как за последние годы увеличились/уменьшились издержки. Что свидетельствует о том, что издержки находятся под эффективным контролем.

в) другие доходы/издержки: какие другие значительные доходы/издержки имел заемщик, не связанные с доходами/издержками производства и продажи своих основных линий производства (например: арендный доход, выручка от продажи основных активов, затраты на реорганизацию). Может ли это повторяться в будущем.

г) прибыльность капитала: необходимо указать уровень  прибыли, которая достигалась за последние годы в связи с продажей или использованием капитала. Какие  направления и динамика. Указать  причины, относящиеся к этим направлениям.

    • Баланс предприятия.

Все составные  части баланса предприятия должны быть проанализированы.

а) текущие активы (денежные средства или другие активы, которые могут быть переведены в  денежные средства в 12-месячный  период от даты баланса предприятия).

б) деньги: имеет  ли заемщик значительные уровни денежных средств. Если есть, то каков их источник и как предлагается использовать эти средства в деле.

в) дебиторы: Каким  образом уровень должников относится  к уровню и срокам продаж в значении количества дней продажи. Как возникают должники (много мелких должников или долги сконцентрированы в одних руках). Как быстро расплачиваются должники. Должники возникли недавно или наблюдаются значительные задолженности. Каков предыдущий опыт в безнадежных долгах.

г) запасы: Могут  ли быть проданы запасы, или они состоят из устаревших, непродажных товаров. Насколько высоки уровни запасов по отношению к издержкам производства за год.

д) текущие пассивы, то есть пассивы, которые должны быть погашены на протяжении 12 месяцев от даты баланса предприятия.

е) банковские займы: какие другие займы и в каких  банках имеет заемщик. Зачем они  были взяты. Как они обеспечены. Когда  их следует выплатить. Выполнялись  ли выплаты процентов и кредита  до настоящего времени.

ж) кредиторы: каким  образом уровень кредиторов относится к годовым производственным издержкам и срокам закупок. Существует много мелких кредиторов или  есть несколько больших. Есть ли просроченная кредиторская задолженность.

з) налоги: какие  налоги должен выплачивать заемщик. Сроки налоговых платежей.

Оценка также  должна отражать коэффициент ликвидности - отношение текущих активов к  текущим пассивам, и коэффициент  “лакмусовой бумажки” - отношение  денежных и близких к денежным активов плюс дебиторы к текущим  пассивам, а также другие коэффициенты, которые рассчитываются в конкретном банке.

Долгосрочные  активы:

а) основные средства: состав и состояние основных средств. Степень амортизации. Ставки индексации. Какой будет стоимость этих активов  в случае, если они будут продаваться  на рынке.

б) другие долгосрочные активы: например, инвестиции в дочерние предприятия, долгосрочные займы и др.

Долгосрочные  пассивы:

Кредиторы: какую  кредиторскую задолженность имеет  заемщик на срок свыше одного года; как она возникла; когда ее нужно  погашать; обеспечена ли она, и если да, то как.

Отношение всех активов к акционерному капиталу:

а) Излишек показателей  активов над пассивами представляет инвестиции акционеров в дело. Необходимо прокомментировать значение показателя.

б) Необходимо оценить  соотношение акционерного капитала к общим пассивам и какое влияние на это окажет запрашиваемый кредит.

Условные обязательства. Необходимо оценить любые показатели, которые влияют на финансовое состояние  заемщика, но которые не представлены в балансе предприятия, например, выпущенные поручительства, капитальные расходы и определить их потенциальное влияние на баланс.

Сезонные колебания. Необходимо сделать анализ сезонного  влияния на баланс в таких отраслях промышленности, как переработка  продуктов питания, где закупка  и/или продажа сырья может быть сконцентрирована в определенные времена года.

    • Денежный поток.

Проценты выплачиваются  и кредиты возвращаются только деньгами, а не из доходов, поэтому необходимо:

а) оценить способность  заемщика получать деньги;

б) динамика операционного  денежного потока и  причины его уменьшения или увеличения;

в) какие требования предъявляются к денежному потоку (покрытие капитальные затрат, выплата  налогов, дивидендов).

    • Оценка планов клиента.

Необходимо:

а) прокомментировать  предусмотренную продажу, уровни стоимости и доходов для наилучшего и наихудшего случаев и обосновать эти предположения;

б) сравнить предусмотренные  продажи, уровни стоимости и  доходов  с цифрами предыдущих лет и  проанализировать причины изменений.

Информация  о руководстве.

Краткие подробности о каждом из старших руководителей заемщика, включая директора, управляющего производством, главного бухгалтера и товароведа по сбыту и маркетингу.

Как их опыт и  способности могут повлиять на будущую  жизнеспособность компании и особенно на предлагаемый проект.

Полная и  точная информация об имуществе, предлагаемом для передачи в залог. Здесь необходимо привести точный список имущества передаваемого  в залог (земля и постройки, оборудование, автомобили и др.) и дать полное и  подробное описание каждого вида:

    • земля и постройки: сроки владения, место и размеры участков, размер и возраст построек, потенциальное альтернативное использование, рыночная стоимость (мнение об открытом рынке и цены принудительной продажи);
    • оборудование: тип и возраст основных машин, потенциальное альтернативное использование, рыночная стоимость (мнение об открытом рынке и цены принудительной продажи);
    • автотранспортные средства: количество, тип и средний возраст всех автотранспортных средств, рыночная стоимость (мнение об открытом рынке и цены принудительной продажи).

      Характеристика основных рисков и факторов которые снижают их вероятность.

Например: риск - задержка доставки оборудования или  технические проблемы, которые задерживают  производство всей продукции. Факторы  ослабления - поставщик оборудования имеет хорошую репутацию, 50% цены покупки отложено до ввода оборудования в эксплуатацию. Контракт включает штрафы за задержку доставки/задержку начала работы [15, с.143-146].

Информация о работе Организация деятельности коммерческого банка