Оценка кредитоспособности заемщика

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 00:20, дипломная работа

Краткое описание

Целью работы является раскрытие сущности оценки кредитоспособности заемщика.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. ПОНЯТИЕ, ПОКАЗАТЕЛИ И ОЦЕНКА КРЕДИТОСПОСОБНОСТИ ЗАЕМЩИКА
1.1 Понятие кредитоспособности заемщика
1.2 Основным показатели, используемые для анализа кредитоспособности
Глава 2. Оценка кредитоспособности заемщиков Калининградского ОСБ № 8626
2.1 Общая характеристика Калининградского ОСБ № 8626
2.2 Методика оценки кредитоспособности заемщиков Калининградского ОСБ № 8626
2.2.1 Система показателей определения кредитоспособности юридических лиц
2.2.2 Методики оценки кредитоспособности физических лиц
2.3 Анализ кредитной политики банка
Глава 3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ В УПРАВЛЕНИИ РИСКАМИ
Заключение
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

димлом Сбербанк.doc

— 245.50 Кб (Скачать)

Сбербанк предоставляет розничным  клиентам широкий спектр банковских услуг, включая депозиты, различные  виды кредитования (потребительские  кредиты, автокредиты и ипотеку), а также банковские карты, денежные переводы, банковское страхование и брокерские услуги. Все розничные кредиты выдаются по технологии «Кредитная фабрика», созданной для эффективной оценки кредитных рисков и обеспечения высокого качества кредитного портфеля. Сбербанк является крупнейшим эмитентом дебетовых и кредитных карт. Совместный банк, созданный Сбербанком и BNP Paribas, занимается POS-кредитованием под брендом Cetelem, используя концепцию «ответственного кредитования».

Сбербанк России обслуживает все  группы корпоративных клиентов, причем на долю малых и средних компаний приходится более 20% корпоративного кредитного портфеля Банка, оставшаяся часть – это кредитование крупных и крупнейших корпоративных клиентов. Банк также предоставляет депозиты, расчетные услуги, проектное, торговое и экспортное финансирование, услуги по управлению денежными средствами и прочие основные банковские продукты. Интеграция бизнеса «Тройки Диалог», переименованной в Sberbank Corporate & Investment Banking (Sberbank CIB), позволила Сбербанку предложить клиентам высокопрофессиональное финансовое консультирование и выбор инвестиционных стратегий, в том числе сложноструктурированные инвестиционно-банковские продукты, ECM, DCM, M&A, а также операции на глобальных рынках.

Сбербанк России предоставляет  банковские услуги во всех 83 субъектах Российской Федерации, располагая уникальной филиальной сетью, которая состоит из 17 территориальных банков и насчитывает более 18 400 подразделений. Кроме того, Банк оказывает услуги через удаленные каналы обслуживания – одну из крупнейших в мире сетей банкоматов и терминалов самообслуживания (порядка 68 тыс. устройств). Сбербанк также активно развивает свои приложения «Мобильный банк» и «Сбербанк Онл@йн» с внушительной клиентской базой, насчитывающей более 9,4 млн и 5,4 млн активных пользователей соответственно.

В последние годы Сбербанк существенно  расширил свое международное присутствие. Помимо стран СНГ (Казахстан, Украина  и Беларусь), Сбербанк представлен  в девяти странах Центральной  и Восточной Европы (Sberbank Europe AG, бывший VBI) и в Турции (DenizBank).

Генеральная лицензия Банка  России на осуществление банковских операций 1481. Официальный сайт Банка  – www.sberbank.ru.

В 1998 году произошло присоединение  Ленинградского областного банка Сбербанка  России к Санкт-Петербургскому банку  Сбербанка России.

На 1 января 1999 года объединенная сеть насчитывала уже 543 филиала. Северо-Западный банк Сбербанка России, объединивший Санкт-Петербургский, Псковский, Новгородский, Калининградский, Карельский и Мурманский банки Сбербанка России, был организован 1 января 2001 года.

Основные направления  преобразований Сбербанка до 2014 года.

Максимальная ориентация на клиента и превращение Сбербанка в «сервисную» компанию по обслуживанию индивидуальных и корпоративных клиентов

Технологическое обновление Банка и «индустриализация» систем и процессов

Существенное повышение  операционной эффективности Банка  на основе

самых современных технологий, методов управления, оптимизации и рационализации деятельности по всем направлениям за счет внедрения производственной Системы Сбербанка, разработанной на базе технологий Lean

Развитие операций на международных рынках, прежде всего  в странах СНГ

В Российской Федерации  создание и функционирование коммерческих банков, правовое регулирование банковской деятельности основывается на Федеральном Законе  «О банках и банковской деятельности», принятом 03.02.96 года, Федеральном Законе «О центральном банке Российской Федерации» от 26.04.95 года, Конституции РФ и других Федеральных Законах, нормативных актах Банка России.

Коммерческие банки  действуют на основании Устава, который  принимается его участниками

Взаимоотношения банков с клиентами строятся на основе договоров. Банк и предприятия, вступая в договорные отношения, друг с другом,  стремятся к осуществлению своих хозрасчетных интересов, эффективному сотрудничеству.

Надзор за  деятельностью  коммерческих банков осуществляют учреждения  ЦБ РФ,  которые  контролируют  соблюдение обязательных  экономических  нормативов с целью поддержания надежности и  ликвидности  банковской  системы (Инструкция N 1 «О порядке  регулирования  деятельности кредитных организаций»  от 30.01.96 г.) и проверяют правильность исполнения банковского законодательства и нормативных актов ЦБ РФ.

Сбербанк является юридическим  лицом со всеми присущими юридическому лицу характеристиками. Сбербанк РФ является соучредителем или участвует своим капиталом  в деятельности более 100 коммерческих банков, страховых и финансовых компаний, торговых домов, инвестиционных фондов. Сбербанк имеет генеральную лицензию на совершение международных кредитно-расчетных и валютных операций, являясь уполномоченным банком.

«Миссия Банка :

  • Мы даем людям уверенность и надежность, мы делаем их жизнь лучше, помогая реализовывать устремления и мечты.
  • Мы строим одну из лучших в мире финансовых компаний, успех которой основан на профессионализме и ощущении гармонии и счастья ее 
    сотрудников.

Наша  миссия  определяет  смысл  и  содержание  деятельности  Банка, подчеркивая его  важнейшую  роль  в  экономике  России.  Наши  клиенты, их потребности,  мечты и  цели  есть  основа  всей  деятельности  Банка  как организации.  Миссия  Банка  также  устанавливает  амбициозную  цель  наших устремлений -  стать  одной  из  лучших  финансовых  компаний  мира  -  и подчеркивает,  насколько  важны  для   Сбербанка  его  сотрудники,  и насколько  реализация  его  целей  невозможна  без   реализации  их  личных   и  профессиональных целей. Высокие цели Банка достигаются командой единомышленников.

Лозунг Банка —  быть «домашним» для частного вкладчика, респектабельным в глазах корпоративного клиента, опорой и помощником для  государства, признанным авторитетом на международном уровне».

 

2.2 Методика оценки кредитоспособности заемщиков Калининградского ОСБ № 8626

 

Сбербанк России разработал и применяет методику определения кредитоспособности заемщика на основе количественной оценки финансового состояния и качественного анализа рисков. Финансовое состояние заемщика оценивается с учетом тенденций в изменении финансового состояния и факторов, влияющих на такие изменения. При расчете показателей применяется принцип осторожности, т.е. пересчет статей актива баланса в сторону уменьшения на основе экспертной оценки. Для оценки финансового состояния заемщика используются три группы оценочных показателей: коэффициенты ликвидности (ТС, К2, К3); коэффициент соотношения собственных и заемных средств (К4); показатель оборачиваемости и рентабельности (К5). Согласно Регламенту Сбербанка России основными оценочными показателями являются коэффициенты К1-К5, а остальные показатели (оборачиваемости и рентабельности) необходимы для общей характеристики и рассматриваются как дополнительные к первым пяти коэффициентам. По результатам анализа пяти коэффициентов заемщику присваивается категория по каждому из этих показателей на базе сравнения полученных значений с установленными. Далее определяется сумма баллов по этим показателям в соответствии с их весами.

 

Таблица 2.1 - Категории показателей оценки кредитоспособности заемщика в соответствии с методикой Сбербанка России

Коэффициент

I категория

II категория

III категория

К1

0,2и выше

0,15—0,2

Менее 0,1 5

К2

0,8 и выше

0,5—0,8

Менее 0,5

К3

2,0 и выше

1,0—2,0

Менее 1,0

К4, кроме торговли

1,0 и выше

0,7-1,0

Менее 0,7

К4 для торговли

0,6 и выше

0,4—0,6

Менее 0,4

К5

0,15 и выше

Менее 0,1 5

Нерентабельные


 

Следующий шаг — расчет общей суммы баллов (S) с учетом коэффициентов значимости каждого показателя, имеющих следующие значения: К1 = 0,11; К2 = 0,05; К3 = 0,42; К4 = 0,21; К5 = 0,21. Значение S наряду с другими факторами используется для определения рейтинга заемщика.

Для остальных показателей третьей группы (оборачиваемость и рентабельность) не устанавливаются оптимальные или критические значения ввиду большой зависимости этих значений от специфики хозяйствующего субъекта, его отраслевой принадлежности и других конкретных условий. Осуществляется сравнительный анализ этих показателей и оценивается их динамика.

Качественный анализ базируется на использовании информации, которая не может быть выражена в количественных показателях. Для проведения такого анализа применяются сведения, представленные заемщиком, подразделением безопасности, и информация базы данных. На этом этапе оцениваются риски отраслевые, акционерные, регулирования деятельности хозяйствующего субъекта, производственные и управленческие.

 

2.2.1 Система показателей определения кредитоспособности юридических лиц

Проблема оценки потенциальных и фактических ссудозаемщиков, их финансового состояния с точки зрения способности своевременно вернуть сумму основного долга и процентов была и остается основной из самых актуальных проблем организации кредитования банка. Для предотвращения невозврата кредита банк требует следующие основные необходимые документы для получения кредита:

Для юридических лиц

заявка на кредит;

анкета заемщика (приложение 2);

копия баланса и налоговой декларации;

справка банка об отсутствии задолженностей;

справка с ГНАУ об отсутствии задолженностей перед бюджетом.

Следует отметить, что в современных условиях отсутствуют унифицированные подходы к оценке финансового положения заемщика, поэтому банки вынуждены создавать собственные методики оценки кредитоспособности клиентов самостоятельно либо с помощью аудиторов.

Для определения кредитоспособности Заемщика проводится количественный и качественный анализ рисков. В настоящее время законодательными и нормативными документами предусмотрены следующие показатели для оценки финансового состояния предприятий и организаций:

1. Оценка финансового состояния Заемщика. Оценка финансового состояния Заемщика производится с учетом тенденций в изменении финансового состояния и факторов, влияющих на эти изменения. С этой целью необходимо проанализировать динамику оценочных показателей, структуру статей баланса, качество активов, основные направления хозяйственно-финансовой политики предприятия.

При расчете показателей используется принцип осторожности, т.е. пересчет статей актива баланса в сторону уменьшения на основании экспертной оценки. Для оценки финансового состояния заемщика используются три группы оценочных показателей: коэффициенты ликвидности; коэффициент соотношения собственных и заемных средств; показатели оборачиваемости и рентабельности.

I. Коэффициенты ликвидности. Характеризуют обеспеченность предприятия оборотными средствами для ведения хозяйственной деятельности и своевременного погашения срочных обязательств.

Коэффициент абсолютной ликвидности (К1) характеризует способность к моментальному погашению долговых обязательств и определяется как отношение денежных средств и высоколиквидных краткосрочных ценных бумаг к наиболее срочным обязательствам предприятия в виде краткосрочных кредитов банков, краткосрочных займов и различных кредиторских задолженностей.

 

К1= ДС + КФВ (1)


КО

 

где, ДС – денежные средства на расчетном, валютном и спец. счетах в банках, а также в кассе;

КФВ – краткосрочные финансовые вложения;

КО – краткосрочные обязательства (текущие).

Промежуточный коэффициент покрытия К2 характеризует способность предприятия оперативно высвободить из хозяйственного оборота денежные средства и погасить долговые обязательства. К2 определяется как отношение:

 

К2 = стр.260 + стр.250 + стр.240 (2)

 

РазделV (стр.690) - (стр.640 + стр.650)

 

Коэффициент текущей ликвидности К3 является обобщающим показателем платежеспособности предприятия, в расчет которого в числителе включаются все оборотные активы, в том числе и материальные.

 

К3 = ДС + КФВ +ДЗ (3)

 

где, ДЗ – дебиторская задолженность.

II. Коэффициент соотношения собственных и заемных средств К4. Является одной из характеристик финансовой устойчивости предприятия и определяется как отношение собственных средств ко всей сумме обязательств по привлеченным заемным средствам:

 

К4 = Раздел III (стр. 490) (4)

 

Раздел IV (стр.590) + Раздел V (стр.690) - (стр.640 + стр.650)

 

Коэффициент общей ликвидности (Кол)

 

Кол = ДС+КФВ+ДЗ+ТМЗ (5)


КО

 

где, ТМЗ – товарно-материальные запасы.

Коэффициент финансовой независимости (Кфн).

 

К фн = СК (6)

АК

 

где, СК – собственный капитал;

АК – авансированный капитал (валюта баланса).

Информация о работе Оценка кредитоспособности заемщика