Монетаристская теория денег

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Января 2012 в 10:16, курсовая работа

Краткое описание

Монетаристская концепция опирается на количественную теорию денег, хотя ее интерпретация несколько отличается от традиционной. количественная теория говорит о том, что прямая связь между количеством денег и уровнем цен определяются количеством денег, находящихся в обращении, а покупательная способность денег обусловливается уровнем цен.

Оглавление

Введение 3
Количественная теория денег 6
Функции, виды и роль денег в экономике 9
2.1 Происхождение денег и их виды 9
2.2 Функции денег и их роль в экономике 10
3. Сущность спроса на деньги 13
4. Понятие денежной системы РФ 15
5. Инфляция и безработица 17
6. Принципы, цели и инструменты денежной теории 21
7. Монетарная политика 22
7.1 Чего не может монетарная политика 22
7.2 Что может монетарная политика 24
7.3 Характерные признаки монетаризма 27
Заключение 28
Список использованной литературы 30

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 57.80 Кб (Скачать)

     Официальной денежной единицей в нашей стране является рубль. Введение на территории РФ другие денежные единицы запрещено. Официальный курс рубля к иностранным денежным единицам определяется Центральным Банком РФ (ЦБР) и публикуется в печати. Исключительным правом эмиссии наличных денег, организации их обращения и изъятия на территории РФ обладает Банк России. Он отвечает за состояние денежного обращения с целью поддержания нормальной экономической деятельности в стране.

     Видами  денег, имеющими законную платежную  силу, является банкноты и металлические монеты, которые обеспечиваются всеми активами Банка России, в том числе золотым запасом, ценными государственными бумагами, резервами кредитных учреждений, находящимися на счетах Центрального Банка России. На территории России функционируют наличные деньги (банкноты и монеты) и безналичные деньги (в виде средств на счетах в кредитных учреждениях).

     В связи с тем, что российская денежная единица – рубль по закону не связана с денежным металлом (золотом), фиксированный его масштаб цен  отсутствует. Официальный масштаб  цен рубля устанавливается государством.

     Регулирование денежного обращения, возлагаемое  на Банк России, осуществляется в соответствии с основными направлениями денежно-кредитной  политики, которая разрабатывается  и утверждается в порядке, установленном банковским законодательством. Банк России, наделенный исключительным правом эмиссии денег, особо ответственен за поддержание равновесия в сфере денежного обращения. В отличие от периода существования действительных (золотых) денег при бумажно-кредитном обращении, когда знаки стоимости оторвались от металлической основы. Центральный Банк должен создавать определенные ограничения, сдерживающие эмиссию этих денег.

     Используя денежно-кредитную политику, как  средство регулирования экономики, Центральный банк привлекает следующие  инструменты:

  1. Ставки учетного процента (дисконтную политику);
  2. Нормы обязательных резервов кредитных учреждений;
  3. Операции на открытом рынке;
  4. Регламентацию экономических нормативов для кредитных учреждений и другие.

     Для осуществления кассовых обслуживания кредитных учреждений, а также  других юридических лиц на территории РФ создаются расчетно-кассовые центры при главных территориальных  управлениях Банка России. Эти  центры формируют оборотную кассу  по приему и выдаче билетов и монет. Резервные фонды представляют собой запасы не выпущенных в обращение банкнот и монет в хранилищах Центрального банка России имеют важное значение для организации и центрального регулирования кассовых ресурсов. Остаток наличных денег в оборотной кассе лимитируется, и при превышении установленного лимита излишек денег передаются из оборотной кассы в резервные фонды.

     Наличные  деньги выпускаются в обращение  на основе эмиссионного разрешения –  документа, дающего право Центральному банку России подкреплять оборотную кассу за счет резервных фондов денежных банкнот и монет. Этот документ выдается Правлением Банка России в переделах эмиссионной директивы, т.е. предельного размера выпуска денег в обращение, установленного Правительством Российской Федерации.

     Совместные  действия Правительства и Банка  России в сфере денежно-кредитной  политики в последние годы позволили  достичь снижения инфляции до приемлемого уровня и удержания под контролем динамики инфляции и валютного курса.

     5 Инфляция и безработица 

     Инфляция  – кризисное состояние денежной системы, возникшее в середине XVIII в. в связи с огромным выпуском бумажных денег. Термин «инфляция» длительное время связывали с обеспечением денег и ростом товарных цен, считая ее чисто монетарным явлением. Однако практика зарубежных стран показывает, что инфляция может происходить при относительно стабильной денежной массе.

     Современная инфляция не только характеризуется  падением покупательной способности денег в связи с ростом цен, но и обусловлена противоречиями процесса производства, порожденными различными факторами (причинами) как в сфере производства и реализации, так и в денежном обращении, кредите и финансах. Первопричина инфляции – диспропорции между различными сферами народного хозяйства: накоплением и потреблением, спросом и предложением, доходами и расходами государства, денежной массой и потреблениями хозяйства в деньгах и т.д.

     Таким образом, инфляция, как многофакторный процесс, - это проявление диспропорциональности и развитии. Учитывая, что инфляция несет в себе серьезные угрозы для оптимального функционирования экономического механизма, она является постоянным объемом в системе макро-регулирования и финансовой стабильности. Для этого правительство должна осуществлять непрерывный мониторинг финансово-экономической ситуации в стране.

     В основу монетаристских принципов регулирования  экономике наряду с концепцией экономического цикла положены разработанные ими  теории инфляции и безработицы.

     Монетаристская  теория инфляции и безработицы и  связанные с ними рекомендации по регулированию экономики формировались как ответная реакция на кейнсианские  аналоги. Монетаристы повергли критическому анализу концепцию кривых Филипса, в которой обосновывается взаимосвязь краткосрочных и долгосрочных изменений уровня безработицы и темпа инфляции, необходимость краткосрочного регулирования. Они выступают против этой концепции, признавая только краткосрочную связь уровня безработицы и темпа «непредвиденной» инфляции, являющейся результатом ошибочной экономической политики. Необходимость краткосрочного регулирования категорически отрицается. Кривые Филипса, считают монетаристы, не отражают стабильное соотношение и количественную зависимость между изменениями безработицы и цен в длительном периоде или в условиях высокого уровня инфляции. Следовательно, данная концепция не может быть использована государством в качестве эффективного инструмента прогнозирования и регулирования темпов инфляционного роста цен.

     Монетаристы в своей концепции инфляции проводят различия между ожидаемой и непредвиденной инфляции. Первая предполагает долгосрочный темп роста цен, соответствующий  рациональным ожиданиям агентов  хозяйственной системы применительно к изменению цен. Под рациональным ожиданием понимается индивидуальные долгосрочные прогнозы динамики цен, которые используются для принятия рыночных решений о величине факторов производства. В данный случае рационализм инфляционных ожиданий состоит в их адекватности установкам рационального поведения хозяйствующего индивида на рынке.

     В результате действия фактора ожидаемой  инфляции, по мнению монетаристов, инфляционный процесс всегда будет значительно превышать темп, которые должны были бы следовать из концепции Филипса. Таким образом, всякий раз, как правительство попытается повысить уровень занятости, и уровень безработицы окажется ниже «естественной» нормы, произойдет наложение ожидаемой инфляции на реальные темпы роста цен, в результате чего инфляция резко усилится.

     Монетаристы исходя из того, что занятость связана  лишь с краткосрочной непредвиденной инфляцией, поскольку она отклоняет уровень безработицы от естественного. Непредвиденную инфляцию она считает следствием ошибочной деятельности правительственных органов. Содержание монетаристской концепции естественного уровня безработицы заключается в том, что условия равновесия сохраняется стабильный и оптимальный для экономики естественный уровень безработицы. По мнению широко известных монетаристов М. Фридмана, Т. Саржента и Р. Люкса-младшего, естественная безработица не зависит от макроэкономических факторов и определяется только микроэкономическими. Они считают, что снизить естественный уровень безработицы с помощью расходов на социальные программы и жесткий финансово-бюджетной политикой. Другие государственные меры по регулированию занятости – установление минимальных ставок заработной платы – неизбежно содействует росту инфляции.

     Монетаристская  теория безработицы, отрицающая регулирующее воздействие на занятость макроэкономических факторов, ими же и опровергается. Являясь продуктом капиталистического накопления, условием развития рыночной экономики.

     Монетаристское  объяснение причин инфляции исключительно  денежными факторами и государственным регулированием занятости слабо согласуется с действительностью. Инфляция порождается государственно-монополитической структурой, элементами механизма которой является скрытая форма перелива капитала, рост правительственных расходов и образование в связи с этим хроническим дефицитов государственных бюджетов, рост государственного долга и инфляционные по сути методы его покрытия, чрезмерная кредитная экспансия коммерческих банков, внешнеэкономическая политика. Весь этот достаточно сложный механизм современного капитализма своим функционированием порождает и усугубляет инфляцию.

     На  основе теории инфляции и безработицы  монетаристы рекомендуют государству  целый комплекс регулятивных мероприятий: снижение государственный расходов за счет сокращения социальных программ, расходов на выплаты различного рода пособий; поддержание минимальных ставок заработной платы; ослабление влияния профсоюзов; проведение кредитно-денежной политики на основе денежной конституции; приспособление налоговой системы к антиинфляционной политики (снижение налогов); обеспечение Федеральной резервной системы стабильного роста денежной массы;  сокращение роста дефицита федерального бюджета, в том числе и за счет расходов на оборону.

     Вместе  с тем монетаристы – типичные представители меновой концепции. Первопричину экономических процессов они видят не в производстве, а в обращении. Монетаристы не в состоянии объяснить внутреннее содержание, истоки рассматриваемых тенденций классической экономики. Пологая на эмпиризм, они рекомендуют определять размер денежной массы приближенно к темпам роста выпуска продукции.

     6 Принципы, цели и инструменты денежной теории

     Основные  принципы денежной теории:

  1. Фундаментальное различие между номинальным и реальным количеством денег;
  2. Кардинальное отличие перспектив, открывающихся перед отдельным индивидуумом и обществом в целом при изменении номинального количества денег;

     Эти моменты составляют ядро монетарной теории.

  1. Решающая роль стремлений отдельных субъектов, которую отражает различие понятий ex ante и ex post. В момент получения дополнительной наличности объем затрат превосходит ожидаемый объем получений (ex ante: затраты превосходят получения). Ex post: обе величины оказываются равными. Но попытки индивидуумов истратить больше, чем они получают, заранее обреченные на провал, приводят к общему росту затрат и получений.
  2. Отличие конечного состояния от процесса перехода в это состояние демонстрирует разницу долгосрочной статикой и краткосрочной динамикой.
  3. Смысл понятия «реальный запас денег» и его роль в процессе перехода от одного стационарного состояния равновесия к другому.

     7 Монетарная политика

     7.1 Чего не может монетарная политика

     Исторический  опыт продемонстрировал уже справедливость первого ограничения. Как отмечено ранее, крах политики дешевых денег явился главной причиной реакции против простодушно воспринятого кейнсианства. В Соединенных Штатах реакция выразилась в широком признании ошибочности проводимой во время войны и в первые послевоенные годы политики фиксированного курса облигации, в отказе от этой политики и признании такого шага желательным и жизненно необходимым. Выяснилось также, что за этим отказом не последовали все те беды и несчастья, которые тогда предрекались.

     Выяснилось  также, насколько велико непонимание  всех тонкостей взаимосвязи между  деньгами и учетной ставкой. Допустим , ФРС решила понизить ставку. Она будет скупать ценные бумаги. Это повысит их курс и снизит доход. Попутно увеличивается количество доступных банкам резервы, а, следовательно, и величина банковского кредита, т.е., по существу, общее количество денег. Вот почему, в частности, центральные банки и финансисты в целом, как правило, убеждены, что рост денежной массы ведет к снижению учетной ставки. Экономисты-теоретики приводят к тому же из совершенно иных соображений. Перед их мысленным взором встает диаграмма предпочтения ликвидности с отрицательным наклоном. Ну а как людей заставить держать у себя больше денег? Только предложив им меньший процент.

     Правы и те и другие, но только до определенного  момента. первоначальная реакция на увеличение количества денег более быстрым темпом приведет к падению на какое-то время учетной ставки до уровня ниже, чем был ранее. Но это лишь начало процесса, а отнюдь не его конец. Быстрый рост количества денег стимулирует их траты как благодаря инвестированию при понижении рыночного процента, так и в результате роста иных расходов при повышении цен из-за того, что масса наличности превысила желаемую величину. Однако расходы одного человека всегда оборачиваются доходами другого. Возросший доход приведет к росту предпочтения ликвидности и спроса на кредиты; повысятся также цены, что снизит реальное количество денег. Три перечисленных эффекта весьма быстро, скажем, меньше чем за год, изменят на обратный знак первоначального давления на ставку. При этом появится тенденция ее возвышения к прежней величине, хотя этот процесс идет более медленно, занимая приблизительно от года до двух лет. В действительности, учитывая запаздывающую реакцию экономических процессов, можно полагать, что в ходе колебательного установления равновесия учетная ставка может на какое-то время и превысить свой первоначальный уровень.

Информация о работе Монетаристская теория денег