Следует
различать валютную политику текущую
и долговременную (структурную).
Текущая валютная политика представляет
собой повседневное, оперативное
регулирование текущей валютной
конъюнктуры, деятельности валютного
рынка. Официальной целью такого
регулирования является поддержание равновесия
платежного баланса, обеспечение упорядоченного
функционирования механизма национальной
и мировой валютных систем.
Долговременная (структурная) валютная
политика – это осуществление
долговременных структурных изменений
в международном валютном механизме.
Валютный рынок состоит из
двух ярусов. На первом ярусе
проводятся операции в розницу,
т. е. продажа и покупка иностранной
валюты юридическими и физическими
лицами. Второй ярус – это межбанковский
рынок. Именно здесь и формируется курс
валюты. Здесь происходит вторжение, интервенция
Центрального банка, т. е. регулирование
валютного рынка.
Изменение курса национальной
валюты по-разному сказывается
на различных субъектах рынка.
Совершенно справедлива негативная
реакция российских потребителей на удорожание
импортных товаров, на которые в числе
других причин влияет падение курса рубля.
Понятно, что, к каким бы
последствиям для различных субъектов
рынка не приводили колебания
валютных курсов, наиболее оптимальной
ситуацией, уже в силу своей предсказуемости
был бы стабильный курс национальной валюты
как важное условие успешной экономической
деятельности.
Можно сделать вывод о влиянии
колебания курсов валют на
совокупный спрос. Повышение курса
валюты ухудшает ситуацию для экспортеров
и улучшает для импортеров, т.е. оба фактора,
с точки зрения совокупного спроса, действуют
в одном направлении – в сторону его уменьшения.
Понижение курса валюты, способствуя увеличению
экспорта и импорта, может содействовать
росту совокупного спроса, т. е. того объема
национального производства, который
может быть, приобретен при прочих равных
условиях.
Что касается воздействия валютного
курса на совокупное предложение,
т. е. того объема производства,
который может быть произведен, то здесь
ситуация складывается противоположным
образом. Вспомним, что понижение курса
валюты вызывает рост цен на импортные
сырье, материалы, оборудование. Это вызывает
рост издержек производства, а результатом
может быть сокращение его объема. Резкое
падение валютного курса может привести
экономику в состояние так называемого
«шока предложения», т. е. вести к сокращению
реального объема производства при одновременном
росте цен. В нормальной экономической
ситуации негативное влияние понижения
курса валюты на совокупное предложение
нейтрализуется возрастанием чистого
экспорта. Однако если в силу определенных
причин роста экспорта не происходит,
то влияние шока предложения на экономическую
систему вследствие резкого падения валютного
курса может быть значительным.
Далее рассмотрим для сравнения
особенности российского валютного
рынка Российской Федерации.
2.2 Специфика
российского валютного рынка.
Валютный рынок Российской федерации
находится в стадии формирования.
Начало его становления относится к 1986
году, когда валютная монополия государства
была разрушена и практически все хозяйствующие
субъекты получили право выхода на внешний
рынок.
До 1986 года в СССР отсутствовала
необходимость в валютном регулировании
внешнеэкономической деятельности. Это
объяснялось существованием государственной
монополии на операции с валютой, которая
проявлялась в отсутствии связей между
внутренними рынками капитала, товаров
и услуг и соответствующими мировыми рынками;
полной централизации управления валютными
ресурсами государства; минимальном количестве
участников внешнеэкономической деятельности.
От имени государства на международном
рынке выступало несколько крупных внешнеторговых
объединений. Валютная выручка от экспорта
концентрировалась на счетах Внешторгбанка
СССР. Государство в лице Госплана СССР,
Минфина СССР и Госбанка СССР осуществляло
плановое распределение средств, полученных
от привлеченных валютных кредитов и экспортной
выручки в соответствии с потребностями
регионов и отраслей. Выделение предприятиям
валютных средств осуществлялось в строгом
соответствии с размером предоставленных
им лимитов. Существовало несколько режимов
валютного курса рубля к доллару США. Официальный
курс рубля к доллару резко отличался
от рассчитанного на основе паритета покупательной
способности.
В 1986 году (с появлением Закона
РФ «О государственном предприятии»)
начинается новый этап в формировании
валютного рынка на территории
СССР. В соответствии с этим
Законом почти все субъекты
отечественной экономики получили право
выхода на внешний рынок. Начался процесс
децентрализации внешнеэкономической
деятельности. В это время валютные поступления
от экспорта делились в определенных пропорциях
между государством и непосредственными
производителями экспортной продукции:
20% валютной выручки оставалось в пользовании
предприятия, 80% продавалось государству
по фиксированному курсу. Следует отметить,
что в этот период отсутствовал специальный
орган валютного регулирования, не был
принят закон, регулирующий валютные операции
на территории СССР. Источником валютного
законодательства служили решения Совета
Министров СССР, а также издаваемые в их
развитие нормативные акты министерств
и ведомств.
В 1989 году впервые появился
официально признанный валютный
рынок в форме валютных аукционов Внешэкономбанка
СССР. Валютные аукционы были организованны
на основе конкурса заявок на покупку-продажу
иностранной валюты предприятий и организаций,
имеющих счета во Внешторгбанке. В ходе
аукционов устанавливался текущий рыночный
курс рубля к доллару. В этот период валютный
рынок не играл значительной роли в экономике
страны.
Вступление в силу закона РФ
«О валютном регулировании и
валютном контроле» в ноябре 1992
года открыло новый этап валютного
регулирования в России. В апреле
1992 года Российская Федерация вступила
в МВФ и, следовательно, вышла на международный
валютный рынок. В дальнейшем совершенствование
валютного регулирования идет по пути
ужесточения и централизации контроля
за ведением валютных операций субъектами
валютного рынка Российской Федерации.
В настоящее время механизм
правового регулирования валютных
отношений в России включает
в себя три структурных элемента:
-валютное законодательство, принимаемое
различными государственными органами;
-валютные отношения, складывающиеся
между различными субъектами
по поводу совершения ими валютных
операций;
-регулирующее воздействие валютного
законодательства на валютные
отношения, осуществляемое с помощью
предписаний и запретов, а также
установления мер ответственности в случае
их нарушения.
Правовое Регулирование в Российской
Федерации порядка совершения
операций с каждым видом валютных
ценностей различно. Так, порядок
совершения операций с драгоценными
металлами и камнями определяется Правительством
РФ, в частности Комитетом РФ по драгметаллам
и драгоценным камням. Порядок обращения
и использования наличной иностранной
валюты и ценных бумаг в иностранной валюте
устанавливает Центральный банк России.
К особенностям валютного законодательства
Российской Федерации относится необычный
перечень документов, относимых к категории
ценных бумаг, которые выражены в иностранной
валюте. Помимо традиционных видов (акции,
облигации, чеки, векселя и сертификаты)
в него включены и платежные поручения,
гарантийные письма и аккредитивы, которые
по своей природе никогда не были ценными
бумагами.
Субъектами валютных отношений
выступают резиденты и нерезиденты
Российской Федерации. В основе
деления субъектов валютного
рынка на резидентов и нерезидентов
лежит общепризнанный в международном
частном праве критерий «оседлости». Резидентами
Российской Федерации признаются юридические
лица, созданные в соответствии с ее законодательством,
и имеющие в нем местонахождение. При определении
круга физических лиц-резидентов принимается
во внимание критерий постоянного места
жительства, известный в международном
частном праве как критерий «домициляции».
По своему содержанию все валютные
операции, проводимые на территории
Российской Федерации, подразделяются
на:
1)операции, связанные с переходом
права собственности и иных
прав на валютные ценности;
2)ввоз и пересылку в (из) Российскую
Федерацию валютных ценностей;
3)осуществление международных денежных
переводов.
Далее, по порядку осуществления,
валютные операции подразделяются
на текущие валютные операции
и операции, связанные с движением
капитала.
Банки РФ могут иметь три вида
лицензий на проведение операции с валютой:
внутреннюю, расширенную и генеральную.
Внутренняя валютная лицензия позволяет
коммерческому банку открывать валютные
счета только в банках Российской Федерации.
Расширенная лицензия дает возможность
открывать до шести счетов в иностранной
валюте за границей. Генеральная лицензия
дает право на открытие любого количества
корреспондентских счетов за границей
и проведение любых операций с валютой
на территории Российской Федерации и
за ее пределами.
В соответствии с валютным законодательством
все российские предприятия независимо
от форм собственности (в том числе с иностранными
инвестициями) обязаны осуществлять продажу
50% валютной выручки от экспорта товаров
на внутреннем валютном рынке Российской
Федерации через уполномоченные банки.
Оставшаяся сумма в иностранной валюте
может быть использована на любые цели,
разрешенные законом. Обязательной продаже
не подлежат следующие поступления в иностранной
валюте от нерезидентов: поступления в
качестве взносов в уставный фонд, а также
дивиденды от участия в капитале; поступления
от продажи ценных бумаг, а также дивиденды
по ценным бумагам; поступления в виде
пожертвований на благотворительные цели;
поступления в виде привлеченных кредитов
и т.д.
Проведя исследование современного
состояния мирового валютного рынка, можно
сделать следующие выводы:
-более быстрый и ощутимый эффект
дают меры прямого регулирования
валютного курса: политика учетной
ставки ЦБ и валютные интервенции
на внешних валютных рынках;
- ожидается, что курсовая динамика
по отношению к доллару в
2010 г. будет выглядеть следующим
образом: 28 руб./$ в I квартале; 26,7 во II
и III кварталах и 26,6 в IV квартале;
- повышение курса валюты ухудшает
ситуацию для экспортеров и
улучшает для импортеров, т.е. оба фактора,
с точки зрения совокупного спроса, действуют
в одном направлении – в сторону его уменьшения;
- валютный рынок Российской Федерации
находится в стадии формирования;
начало его становления относится
к 1986 году, когда валютная монополия
государства была разрушена и практически
все хозяйствующие субъекты получили
право выхода на внешний рынок.
Перейдем к актуальному вопросу
о перспективах развития мировой
валютной системы.
ГЛАВА 3. Перспективы
развития мировой валютной системы.
Практически все аналитики расценивают
введение общей европейской валюты,
как одно из важнейших событий
в международных валютных отношениях
после отмены Бреттон-Вудской
системы. Например, авторы специального
доклада, подготовленного Международным
валютным фондом, заранее провозгласили,
что с учреждением ЭВС (Экономический
и Валютный Союз) евро должна стать второй
по важности валютой официальных резервов
в мире, а ЕЦБ займет свое место как наднациональная
структура по руководству межгосударственной
валютой. Многие даже предполагают, что
рождение нового сверхмощного субъекта
мировой экономики, каким хотят сделать
ЭВС его архитекторы, повлечет за собой
экономический передел мира. Элен Рей,
аналитик из лондонского Центра экономических
исследований, в связи с этим замечает:
"Рядовые европейцы, в самом деле, поглощены
преимущественно проблемами практического
использования новой валюты. Но некоторые
европейские политики и экономисты (особенно
во Франции) видят ЭВС как наилучший шанс
ослабить гегемонию доллара в международной
валютной системе". Насколько оправданы
эти амбиции, можно будет судить лишь по
прошествии нескольких лет.
Хотя целый ряд этих и других
вопросов пока остаются нерешенными,
в общей тональности оценок
преобладают оптимистические ноты. Так,
эксперты МВФ полагают, что, несмотря на
имеющиеся политические, культурные и
экономические проблемы, евро имеет достаточный
потенциал, чтобы преобразить европейский
и международный финансовые рынки и трансформировать
существующую многостороннюю валютную
систему в трехполярную или даже двухполярную.
В настоящее время, по их мнению, похоже,
что евро будет играть более значительную
роль в международной торговле, частных
инвестициях и официальных резервах.
Международное валютное превосходство
приносит существенные политические выгоды.
Достаточно посмотреть на послевоенный
опыт Америки. Доминирующая держава всегда
лучше защищена от внешних влияний при
формулировании и проведении в жизнь финансовой
политики. Она также способна осуществлять
свои внешнеполитические задачи с меньшими
затратами, равно как и оказывать значительное
влияние на другие страны. Помимо этого,
имеются и чисто экономические выгоды.
Страна, валюта которой имеет международный
статус, т.е. в значительном количестве
сосредоточена в руках иностранцев, получает
эмиссионный доход в виде разницы между
номинальной стоимостью денежных знаков
и фактическими издержками их изготовления.
Так, по расчетам Deutsche Bank порядка 50-60% находящихся
в обращении наличных долларов США и 30-40%
немецких марок сосредоточено за пределами
страны их происхождения. В целом, доходы
Соединенных Штатов от международного
спроса на доллары достигают 0,1% ВВП. Специалисты
из Deutsche Bank считают, что эмиссия евро принесла
прибыль в размере 0,05% совокупного ВВП
стран ЕС (или 4 млрд. евро). Статус доллара
как международной валюты и повышенный
спрос на него занижают реальную доходность
при размещении инструментов, обслуживающих
государственный долг США. Таким образом,
любое изменение баланса сил в международной
валютной системе может означать политические
и экономические выгоды для Европы и ущерб
для США.