Вашингтонское соглашение временно
сгладило противоречия, но не
уничтожило их. В феврале-марте
1973 года валютный кризис вновь
обрушился на доллар, и цена
за унцию упала до 42,22%.
Можно сделать вывод, что развалом
второй мировой валютной системы послужил
недостаток резервных средств (долларов,
фунтов стерлингов, золота), который вел
к торможению мировой торговли, в то же
время избыток привел к дестабилизации
системы фиксированных валютных курсов.
Перейдем к изучению последнего
этапа развития мировой валютной системы,
а именно к Ямайской валютной системе.
1.3 Структура Ямайской валютной
системы.
Кризис Бреттон-Вудской валютной
системы породил обилие проектов
валютной реформы. Соглашение
стран – членов МВФ в Кингстоне
(январь 1976 г.) было названо – Ямайское
соглашение. Это соглашение, известное
под образным названием “коктейль из
ямайского рома”, определило контуры
новой международной валютной системы.
Основой этой системы являются
плавающие обменные курсы и многовалютный
стандарт. Переход к гибким обменным курсам
предполагал достижение трех основных
целей:
-выравнивание темпов инфляции
в различных странах;
-уравновешивание платежных балансов;
-расширение возможностей для
проведения независимой внутренней
денежной политики отдельными центральными
банками.
Новизна и особенность Ямайской
валютной системы состояли в
следующем: введен стандарт СДР
или специальные права заимствования
(“special drawing rights”), то есть “это
международный резервный актив, эмиссия
которого осуществляется МВФ и распределяется
между странами-членами пропорционально
их квотам в МВФ. СДР не имеют материально-вещественной
формы существования и фигурируют лишь
в виде бухгалтерской записи на счетах
центральных банков, а также на специальном
счете МВФ”. СДР был введен вместо золотодевизного
стандарта. Отменена официальная валютная
цена золота, а также заявлено о недопустимости
установления государственного или межгосударственного
контроля над мировыми рынками золота
с целью искусственного замораживания
его цены. Одновременно были приняты и
решения, касающиеся использования золота,
которое находилось в распоряжении МВФ.
Одну шестую часть золотого запаса (а это
составляло 25 млн. тройский унций, или
777,6 т.) МВФ возвратил старым членам в обмен
на их национальные валюты по существовавшей
до Ямайского соглашения официальной
цене (35 ед. СДР за одну унцию) пропорционально
их квотам в капитале Фонда. Такое же количество
золото было продано в течение четырех
лет, начиная с июня 1976 года по май 1980, на
свободном рынке путем регулярно проводившихся
открытых аукционов.
Таким образом, центральные банки
получили возможность свободно
покупать золото на частном
рынке по складывающимся там
ценам и совершать сделки в
золоте между собой на базе его рыночной
стоимости. Так же было упразднено существовавшее
до того времени обязательство стран-участниц
МВФ делать взнос в капитал Фонда в золоте.
Было ликвидировано право МВФ требовать
от стран-участниц золото в счет их взносов
в капитал Фонда или при осуществлении
каких-либо операций с этими странами.
Одним из основных принципов
Ямайской валютной системы была
юридически завершенная демонетаризация
золота. Была отменена официальная
цена на золото, были отменены
золотые паритеты, прекращен размен
долларов на золото.
Ямайское соглашение окончательно
упразднило золотые паритеты
национальных валют, равно как
и единицы СДР. Поэтому оно
рассматривалось на Западе как
официальная демонетизация золота,
лишение его всяких денежных
функций в сфере международного оборота.
Было положено начало фактического вытеснению
желтого металла из системы международных
валютных отношений.
Интернационализация системы международных
ликвидных активов, формирование
коллективной валютной единицы
призваны оказывать стабилизирующее воздействие
на мировую экономику, смягчать последствия
нарушений равновесия платежных балансов,
служить своего рода заслоном на пути
перенесения возмущений, вызываемых такого
рода нарушениями, на внутреннюю экономику
страны.
В соответствии с этим положением
устава МВФ, относящиеся к механизму
СДР, были внесены определенные
изменения.
Привязка стоимости СДР к золоту
прекращает свое существование.
Странам-участницам предоставляется
возможность вступать по взаимному
согласию в сделки друг с другом с использованием
СДР без предварительного принятия Фондом
какого-либо общего или специального решения
по данному вопросу.
МВФ может разрешать странам-участницам
производить между собой операции
по использованию СДР. В мае 1979 года
директорат МВФ принял резолюцию, предоставившую
странам-участницам право осуществлять
различные операции, такие как, погашение
любого договорного обязательства без
перевода валюты, в которой произведена
сделка, предоставление кредитом в СДР,
использование их в качестве залога при
получении займов и т.п.
Ямайская валютная реформа не
обеспечила валютной стабилизации.
Кредитные возможности МВФ, несмотря
на увеличение кредитов, остались
скромными по сравнению с огромными
международно-финансовыми потоками и
дефицитом платежных балансов.
На фоне многочисленных проблем,
связанных с колебанием валютных
курсов, особый интерес в мире
вызывает опыт функционирования
зоны стабильных валютных курсов
в Европе, который позволяет входящим
в эту валютную группировку странам
устойчиво развиваться, невзирая на проблемы,
возникающие в мировой валютной системе.
Рассмотрев данные первой главы,
сделаем основные выводы:
- мировая
валютная система представляет
собой совокупность кредитно-денежных
отношений, сложившихся на основе интернационализации
хозяйственной жизни, международного
разделения труда и мирового рынка;
- объективная основа для ликвидации
системы золотой стандарт была
подготовлена развитием международного
движения капитала и эволюцией внутреннего
платежного механизма, в котором кредит
и безналичные деньги заняли господствующие
место;
- недостатками золотого стандарта
была невозможность проводить
независимую денежно-кредитную политику,
направленную на решение внутренних
проблем страны;
- развалом второй мировой валютной
системы послужил недостаток
резервных средств (долларов, фунтов
стерлингов, золота), который вел
к торможению мировой торговли,
в то же время избыток привел
к дестабилизации системы фиксированных
валютных курсов;
- на фоне многочисленных проблем,
связанных с колебанием валютных
курсов, особый интерес в мире
вызывает опыт функционирования
зоны стабильных валютных курсов
в Европе, который позволяет входящим
в эту валютную группировку
странам устойчиво развиваться, невзирая
на проблемы, возникающие в мировой валютной
системе;
-ямайское соглашение окончательно
упразднило золотые паритеты
национальных валют, равно как
и единицы СДР. Поэтому оно
рассматривалось на Западе как
официальная демонетизация золота,
лишение его всяких денежных функций в
сфере международного оборота.
После изучения эволюции мировой
валютной системы, рассмотрим
особенности современного состояния
мирового рынка валюты.
ГЛАВА 2. Современное
состояние мирового рынка валюты.
В настоящее время лишь немногие
страны не используют преимущества
международного разделения труда,
специализации и кооперации. Возрастающая
интернационализация производства
заставляет экономических субъектов
(предприятия, банки, правительства
и физических лиц) активно выходить на
мировой рынок.
Говоря о современном состоянии
мирового рынка валюты невозможно
не коснуться темы государственного
регулирования валютного курса.
2.1 Государственное регулирование
валютного курса.
Действия правительства, влияющие на валютный
курс, принято делить на меры «косвенного»
и «прямого» регулирования.
Косвенное воздействие на валютный
курс оказывают все инструменты
денежно-кредитной и финансовой
политики Центрального банка
(ЦБ) страны. Если, например, ЦБ осуществляет
мероприятия, направленные на снижение
инфляции в национальной экономике, то
это непременно скажется на обменном курсе
национальной валюты: при снижении инфляции
(и прочих равных условиях) обменный курс
стабилизируется. Таким образом, снижая
инфляцию, ЦБ оказывает косвенное влияние
на обменный курс.
Однако более быстрый и ощутимый
эффект дают меры прямого регулирования
валютного курса. К ним, прежде
всего, относятся: политика учетной
ставки ЦБ и валютные интервенции
на внешних валютных рынках. Повышая учетную
ставку, (т.е. процент, который ЦБ взимает
с коммерческих банков за предоставление
им кредита), ЦБ прямо воздействует на
обменный курс национальной валюты в сторону
его повышения. Ведь при высоком проценте
коммерческие банки берут меньше кредитов
и меньше покупают иностранной валюты
на внешних валютных рынках. А снижение
спроса на валюту ведет к повышению обменного
курса национальной валюты.
Проводя валютную интервенцию,
ЦБ продает (или покупает) валюту
своей страны на внешних валютных рынках:
продажа способствует снижению обменного
курса, а покупка – повышению. Подобные
меры прямого регулирования Федеральная
резервная система (Центробанк США) активно
применяла для преодоления падения курса
доллара в конце70-х – начале 80-х годов.
План поддержки доллара включал повышение
банковской учетной ставки и широкомасштабную
валютную интервенцию. Реализация этого
плана позволила сначала приостановить
падение курса доллара, а в 80-х гг. курс
стал даже расти, достигнув максимальной
величины в 1985 г. Стоит отметить, что такое
повышение курса доллара оказалось возможным
только в условиях жесткой денежно-кредитной
политики, которую последовательно проводило
правительство. Главным направлением
этой политики явилось всемерное сокращение
государственных расходов.
Еще одним прямым методом регулирования
валютного курса является «девальвация»
(или ревальвация) национальной
валюты. Девальвация направлена
на снижение курса своей валюты,
а ревальвация – на его повышение
(до отмены золотого стандарта, девальвация
означала официальное снижение золотого
содержания валюты, ревальвация – повышение).
В наше время девальвация осуществляется
путем снижения курса национальной валюты
по отношению к валютам других стран, о
котором объявляет законодательный орган
страны. Ревальвация также осуществляется
как законодательное повышение валютного
курса. Влияние этих мер на разные сферы
экономики весьма противоречиво. Ожидается,
что курсовая динамика по отношению
к доллару в 2010 г. будет выглядеть следующим
образом: 28 руб./$ в I квартале; 26,7 во II и
III кварталах и 26,6 в IV квартале. При этом
курс доллара к евро ожидается на уровне
1,45 в I квартале; 1,38 во II квартале; 1,34 в III
квартале и 1,3 в IV квартале(Приложение
1, рис.2).
Как во всех сферах мировых экономических
отношений, в сфере валютного регулирования,
государство вынуждено маневрировать
между либерализмом (полной экономической
свободой) и разного рода ограничениями.
Полной свободы в сфере валютных отношений
нет нигде. Государство, например, может
запретить национальным экспортерам продавать
вырученную валюту на рынке и обязать
сдавать в обмен на национальную по официальному
курсу. Таким образом, государство формирует
свои валютные резервы, которые затем
использует для оплаты международных
обязательств, для валютных интервенций,
хранит в резерве, и т. д. Валютные ограничения
определяют степень себестоимости (конвертируемости)
валют.
Режим или порядок конвертируемости
(обратимости) национальной валюты
очень важен. Он определяет условия
включения национальной экономики в мировую,
возможности использования преимуществ
международного разделения, труда, перемещения
капиталов в страну и из страны. Режим
обратимости определяет три разновидности
валют: «свободно конвертируемую валюту»
(СКВ), «частично конвертируемую» и «неконвертируемую»
Частично конвертируемая валюта
обладает признаком внутренней
и внешней обратимости. Внутренняя
обратимость означает, что граждане
и юридические лица данной
страны могут без ограничений
покупать иностранную валюту по действующему
курсу, осуществлять в этой валюте расчеты
с зарубежными партнерами. При внешней
обратимости свободный обмен любых валют
на национальную валюту действует только
в отношении иностранных граждан и юридических
лиц.