Международные кредитные отношения, их роль в регулировании экономики РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 11:34, контрольная работа

Краткое описание

Переход России к рыночной экономике и интеграция страны во всемирное хозяйство вызвали новые явления в ее международных кредитных отношениях. После распада Советского Союза правительство России решило принять на себя внешний долг и активы бывшего СССР. Сумма государственного внешнего долга на начало 1992 г. по оценке составляла 67,5 млрд. долл. Исходя из соотношения долг-активы страна получила формальный статус нетто-кредитора. Однако Россия резко увеличила внешние заимствования в 1992-1998 гг. и оказалась не в состоянии своевременно их обслуживать и погашать.

Оглавление

Введение-----------------------------------------------------------------3
1. Понятие «международный кредит» и его формы------------4
2. Условия и регулирование международных
кредитных отношений----------------------------------------------------------9
3. Государственное регулирование
международных отношений------------------------------------------------------10
Заключение-----------------------------------------------------------------------------16
Список использованной литературы-----------------------------------------------17

Файлы: 1 файл

кредитная кооперация.docx

— 43.90 Кб (Скачать)

Как свидетельствует мировой  опыт, государство поощряет внешнеэкономическую  деятельность предприятий с помощью  субсидий, кредитов, налоговых, таможенных льгот, гарантий, субсидирования процентных ставок, т. е. бонификации (возмещения банкам за счет госбюджета разницы между  рыночными и льготными процентными  ставками по экспортным кредитам). Государственные  гарантии по краткосрочным экспортным кредитам в виде акцептно-авальных операций превращают тратты экспортеров  в первоклассное платежное средство.

Государство, освобождая экспортеров  от уплаты косвенных и некоторых  прямых налогов, способствует снижению цен вывозимых товаров, повышая  их конкурентоспособность. В соответствии с международной практикой товары, пересекающие границу, могут освобождаться  от косвенных налогов. Хотя ГАТТ, преобразованное  в 1995 г. в ВТО, запрещает субсидирование экспорта, государство активно воздействует на размеры и условия экспортных кредитов, особенно средне- и долгосрочных. За счет госбюджета частным фирмам и банкам предоставляются льготные экспортные кредиты из низкого процента. В 70-х годах в ведущих странах  разрыв между ставками по экспортным и иным кредитам достигал 1,5--2 пункта. Государство удлиняет срок кредитования экспортеров, облегчает и упрощает процедуру получения кредитов. Преференциальные условия экспортных кредитов сохранялись  даже при кредитных и валютных ограничениях в стране.

Для поощрения экспансии  монополий на внешних рынках созданы  государственные или полугосударственные  экспортно-импортные (внешнеторговые) банки, которые осуществляют кредитование и страхование внешнеэкономических  операций, гарантируют экспортные кредиты частных банков. Цель создания этих специализированных банков -- обеспечить доступ экспортерам к кредиту, который является важным средством конкуренции наряду с ценой, качеством и услугами, и тем самым стимулировать национальный экспорт. Экспортно-импортные банки призваны дополнять и поощрять деятельность частного капитала, не конкурируя с ним, совместно стимулировать экспорт.

Экспортно-импортный банк (ЭИБ) США создан в феврале 1934 г. для  кредитования торговли с СССР. Однако стремление США использовать этот банк для давления на СССР, требования выплаты  долгов царского и Временного правительств привели к прекращению его  деятельности. На его базе в марте 1934 г. был учрежден второй ЭИБ для  обслуживания торговли с Кубой, а  в мае 1936 г. оба банка были объединены. До второй мировой войны ЭИБ не играл существенной роли. После войны  его полномочия были расширены. В 1945 г. ему было предоставлено право  совершать банковские операции: кредитные, гарантийные (кроме эмиссии ценных бумаг и инвестиций в капитал  акционерных компаний) с целью  стимулирования экспорта американских товаров и услуг. ЭИБ США является государственным банком. Совет директоров банка включает президента, первого  вице-президента и трех директоров, назначаемых президентом США  с согласия Сената. ЭИБ предоставляет  покупателям американских товаров  кредиты на более длительный срок, чем конкуренты США. ЭИБ выступает  от имени американского правительства. Поэтому кредитные соглашения подписываются  и гарантируются правительством страны-заемщика. Предоставление кредита  обусловлено, как правило, обязательной закупкой товаров в США («связанные»  кредиты). Установлен лимит акционерного капитала ЭИБ (1 млрд. долл.) и заимствований  у Министерства финансов под обязательства  банка (не более 6 млрд. долл. единовременно). В результате важных изменений, внесенных  в 1987 г., ЭИБ США предлагает только одну программу предоставления кредитов (в основном иностранным импортерам) и одну программу гарантий по средне- и долгосрочным экспортным сделкам. Обе программы обеспечивают 85% кредитования экспортных сделок. ЭИБ предоставляет  кредиты по минимальным ставкам, допускаемым ОЭСР.

Другие программы включают:

1) гарантии по ссудам  для приобретения оборотного  капитала;

2) инжиниринг для финансовой  поддержки НИОКР и подготовки  технико-экономического обоснования  дальнейшего развития национального  экспорта, ЭИБ США осуществляет  страховые операции совместно  с Ассоциацией страхования иностранных  кредитов (АСИК), созданной этим банком  и страховыми компаниями в  1961 г. для страхования частных  кредитов американских экспортеров. 

Аналогично ЭИБ США  гарантирует погашение кредитов коммерческим банкам по среднесрочным  сделкам экспортеров.

На долю ЭИБ приходится до 40% общей суммы кредитов правительства  США иностранным государствам. ЭИБ  предоставляет кредиты иностранным  покупателям американских товаров  и услуг через финансовые институты  в разных странах. Основной регион деятельности ЭИБ -- развивающиеся страны. Их доля в операциях банка возросла с 37% в 1945--1955 гг. до 90% в настоящее время.

С 70-х годов произошли  изменения в структуре операций ЭИБ по линии переориентации их с  кредитных на гарантийные и страховые, которые достигли 3/4 числа годовых  сделок банка. Это обусловлено увеличением  частных экспортных кредитов и возросшим  риском в международных кредитных отношениях. Банковские гарантии ЭИБ покрывают до 90% кредитного риска, обеспечивая погашение кредитов коммерческих банков импортерами или их «домашними банками» (сроком от 181 дня до 5 лет). Комиссия за гарантии дифференцируется с учетом предполагаемого риска.

Аналогичные государственные  экспортно-импортные банки и агентства  экспортного страхования существуют в Австрии, Бельгии, Великобритании, Дании, Нидерландах, Канаде, Италии, Норвегии, Финляндии, ФРГ, Швейцарии, Швеции, Японии и в других странах. Французский  банк для внешней торговли (создан в 1919 г.) предоставляет льготные долгосрочные кредиты, краткосрочные кредиты  на рыночных условиях, гарантии по кредитам, получаемым экспортерами в коммерческих банках и по векселям. В Великобритании кредитование и финансирование внешней  торговли осуществляются коммерческими  банками при поддержке Департамента Гарантий Экспортных Кредитов (ДГЭК). Деятельность экспортно-импортных банков тесно  связана с операциями институтов по страхованию экспортных кредитов и зарубежных инвестиций.

В России аналогичные функции  выполняют Банк внешней торговли, Банк внешнеэкономической деятельности, специализирующийся на обслуживании внешнего долга, управлении активами бывшего  СССР.

Одной из форм государственного регулирования кредита является регламентация основных показателей  международной деятельности банков по линии:

1) ограничения круга их  операций за рубежом; 

2) нейтрализации последствий  взаимного влияния внутренних  и заграничных операций;

3) регулирования участия  национальных банков в международных  банковских консорциумах. Своеобразной  формой регулирования являются  «джентльменские соглашения» между  государственным органом надзора  и контроля и филиалами национальных  банков за рубежом.

Формы межгосударственного  регулирования международного кредита. Противоречие между уровнем интернационализации  хозяйственной жизни и ограниченностью  национальных форм регулирования привело  к развитию межгосударственного  регулирования международного кредита. Оно преследует следующие основные цели:

1) регулирование международного  движения ссудного капитала для  воздействия на платежный баланс, валютный курс, рынки ссудных  капиталов; 

2) совместные межгосударственные  меры по преодолению кризисных  явлений; 

3) согласование кредитной  политики по отношению к определенным  заемщикам -- в основном к развивающимся,  а также странам Восточной  Европы, России и других стран  бывшего СССР.

Межгосударственное регулирование  международного кредита осуществляется в различных формах:

* координация условий  экспортных кредитов и гарантий;

* согласование размера  помощи развивающимся странам;

*регламентация деятельности  международных и региональных  валютно-кредитных и финансовых  организаций;

* рециклирование нефтедолларов  и др.

Межгосударственное регулирование  международного кредита имеет краткую  историю, но роль его возрастает. Государство  стремится встроить рыночные силы, конкуренцию в сфере международного кредита в механизм государственного регулирования, придать ему гибкость.

Попытки координации условий  экспортных кредитов впервые были предприняты  в 1934 г., когда был организован  Международный союз страховщиков кредитов и инвестиций* со штаб-квартирой  в Берне. Бернский союз, объединяющий страховые компании около 30 стран, предназначен для обмена информацией и составления  рекомендаций относительно условий  государственного страхования экспортных кредитов. Этот совещательный консультационный орган не выносит решений, обязательных для его членов. Бернский союз не является межправительственной организацией, так как входящие в него государственные  учреждения официально не представляют свои правительства. Но, несмотря на «джентльменские  соглашения» (1953 г.) членов Бернского  союза не предоставлять гарантии по экспортным кредитам на срок свыше 5 лет, на практике крупные экспортеры добились государственных гарантий по кредитам на более длительные сроки.

С формированием ЕС регулирование  международного кредита поднялось  на межгосударственный уровень и  осуществляется через региональные организации. Страны -- члены ЕС заключили  соглашение об условиях кредитования экспорта, минимальных процентных ставках  и максимальных сроках кредитов.

С целью ограничения государственного стимулирования экспорта товаров в  условиях обострения конкуренции на мировых рынках регламентация международного кредита осуществляется в рамках ОЭСР. В начале 60-х годов достигнута договоренность членов ОЭСР об унификации сроков и процентных ставок по кредитам, доли покупательского аванса в контрактах на поставки судов. В 70-х годах достигнуто соглашение о предварительных консультациях  по кредитам сроком более 5 лет и  организован обмен информацией  между правительствами. С 70-х годов  применяются межгосударственные меры по ограничению субсидирования экспорта как средства конкурентной борьбы. В июне 1976 г. в рамках ГАТТ заключено  «джентльменское соглашение» о  единых условиях экспортных кредитов, субсидируемых государством, между  США, Японией, ФРГ, Францией, Италией, Канадой, Великобританией вначале сроком на год. Затем оно было продлено до апреля 1978 г. и далее на неопределенный срок и распространено почти на все  страны -- члены ОЭСР. Договоренность стран ОЭСР об условиях экспортных кредитов, пользующихся государственной  поддержкой, называется консенсусом. Главные  элементы консенсуса: единый размер авансового платежа -- обычно 15% от суммы контракта; дифференцированные условия кредитов по трем условным группам стран (богатые, средние, бедные), определяемые исходя из ВВП на душу населения; максимальный срок погашения; минимальные процентные ставки. В консенсусе косвенно подтверждено право страны выходить за его рамки  при условии предварительной  информации участников соглашения (например, при снижении стоимости кредита).

С середины 70-х годов до 1982 г. активно практиковалось межгосударственное регулирование движения ссудного капитала путем рециклирования нефтедолларов  из нефтедобывающих стран. Региональное рециклирование осуществляли страны -- члены ОПЕК путем использования валютной выручки от экспорта нефти для развития национальной экономики, помощи другим развивающимся странам, прибыльных инвестиций в развитых странах. Развитые страны производили рециклирование нефтедолларов в своих интересах для:

1) покрытия дефицита платежных  балансов;

2) перераспределения нефтедолларов  через банки в пользу развивающихся  стран -- импортеров нефти в  целях расширения национального  экспорта в эти страны;

3) аккумуляции указанных  средств в международных валютно-кредитных  и финансовых организациях (для  последующего их использования  в собственных интересах). С этой  целью были созданы специальные  фонды, в частности нефтяной  фонд МВФ.

Важной формой межгосударственного  регулирования международного кредита  являются международные совещания  в верхах, на которых делаются попытки  выработать совместные мероприятия  по этим проблемам. На встречах на высшем уровне вопросы экспортных кредитов, передачи технологии, торговли зерном приобрели политическое значение в  свете отношений Восток -- Запад.

Своеобразной формой сотрудничества банков на многосторонней основе стали  международные банковские клубы. Например, Форекс клаб объединяет 1600 банкиров, представляющих мировые финансовые центры, и ежегодно проводит совещания по актуальным проблемам  международных валютно-кредитных  и финансовых отношений.

Межгосударственное регулирование  кредита испытывает влияние противоречивых тенденций -- партнерство и разногласия -- во взаимоотношениях трех основных мировых  финансовых центров -- США, Западной Европы, Японии. Каждый центр силы стремится  перенести последствия нестабильности национальной экономики на своих  партнеров.

Ведущие корпорации и банки  активно используют государственное  регулирование международного кредита, когда им это выгодно. Иначе они  конфликтуют с ним и бесконтрольно  осуществляют международные кредитно-финансовые операции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Итак, можно сделать вывод, что международный кредит играет важную роль в развитии международной  торговли. В то же время, несмотря на позитивные стороны применения кредитов, нельзя не упомянуть и о его  негативной роли для государства.

Позитивная роль международного кредита заключается: в стимулировании внешнеэкономической деятельности страны, создании благоприятного климата  для зарубежных частных инвестиций, обеспечении бесперебойности международных  расчетных и валютных операций, обслуживающих  внешнеэкономические связи страны. Негативная роль международного кредита  в развитии рыночной экономики заключается  в обострении её противоречий.

Международный кредит форсирует  перепроизводство товаров, перераспределяя  ссудный капитал между странами, усиливает диспропорции общественного  воспроизводства, облегчая развитие наиболее прибыльных отраслей и задерживая развитие отраслей, в которые иностранный  капитал не привлекается. По каналам  мирового рынка ссудных капиталов  происходит перемещение денег, усиливающее  неустойчивость денежного обращения  и кредита, валютной системы, платежных  балансов, национальной и мировой  экономики в целом. В целях  укрепления позиций ведущих стран  банки, государства, международные  и региональные кредитные и финансовые организации периодически проводят политику кредитной дискриминации  и кредитной блокады по отношению  к определенным странам, которые  проводят неугодную им политику. Кредитной  дискриминацией называется установление худших условий получения, использования  или погашения международного кредита  в целях оказания на них политического  или экономического давления. Основные методы кредитной дискриминации - кредитные  ограничения, повышение кредитных  ставок, комиссионных и сборов и  т. д.

Информация о работе Международные кредитные отношения, их роль в регулировании экономики РФ