Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 10:37, контрольная работа
Организационно-правовые основы деятельности банка. Методы кредитования. Депозитные операции банка
1. Организационно-правовые основы деятельности банка
2. Методы кредитования
3. Депозитные операции банка
Список использованной литературы
Содержание работы:
1. Организационно-правовые основы деятельности банка 2. Методы кредитования 3. Депозитные операции банка Список использованной литературы
| 3 8 12 16
|
1. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАНКА
Банк – кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять следующие банковские операции:
- привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц,
- размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности,
- открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.
Кредитная организация (КО) образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество. Хозяйственное общество – коммерческая организация с разделенным на доли уставным капиталом (УК), учредителями которого могут быть юридические и физические лица.
Правовые основы деятельности банков во всем мире представлены законами, регулирующими банковскую деятельность.
Банковское законодательство формируется вместе с ходом развития общества, его хозяйственных потребностей. Все идеи и цели банков находят отражение в законах, они становятся признанными. Банковское законодательство разделяется на три яруса:
1. первый ярус содержит два блока: законы о центральном (эмиссионном) банке и законы о банках второго уровня (o деловых банках). Это два блока законов непосредственно регулируют деятельность банковской системы страны и проведение банками своих операций. Данные законы дополняются отдельными законами: о валютных операциях, банкротстве, банковской тайне, тайне вкладов и др.
2. второй ярус в системе банковского законодательства это законы о бирже, акциях и ценных бумагах, ипотеке, трастовых операциях. Они затрагивают банковскую деятельность непосредственно.
3. третий ярус законов является основополагающим для банков и определяет их идеологию. Это Конституция страны, Гражданский Кодекс, хозяйственное право.
Банковское законодательство имеет огромное значение для:
самих банков в части совершения операций;
упорядочения взаимоотношений банков с другими субъектами;
клиентов при установлении денежных, платежных, кредитных отношений, защиты обоюдных интересов;
правильного понимания всех требований инструкций, положений, нормативов банков с клиентами, самими банками;
общего развития экономики и сохранения целостности денежного оборота.
Банковское законодательство защищает интересы не только самих банков, а прежде всего государства, так как движение денег через банки, централизация финансовых ресурсов, капиталов связаны с экономикой и государство активно регулирует эти процессы.[1]
Законы в сфере банковской деятельности важны для клиентов, банков, государства, отражают широкие интересы и нарушения одной стороной приводит к искажению правовых норм. Банковское законодательство с позиции мирового опыта в целом стабильно, но не застывшая «догма». Эволюционным путем законы дополняются, перерабатываются в интересах того этапа общества, которое развивается
Порядок регистрации банков определен в Инструкции №109 (109-И).
БР устанавливает определенные требования к учредителям банка: для юр.лиц и страховых компаний в 218-П, для физ.лиц – 268-П.
Оценка удовлетворительности финансового положения юр.лица производится на основе анализа абсолютных и относительных показателей: финансовой устойчивости, платежеспособности (ликвидности), деловой активности и эффективности деятельности.
Учредители проводят собрание и подписывают учредительный договор, и не позднее чем через 1 месяц после подписания договора, предоставляют для регистрации следующие документы:
1.Заявление с ходатайством о государственной регистрации кредитной организации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций
2. Учредительный договор в случае создания КБ в форме ООО
3. Устав кредитной организации, утвержденный общим собранием учредителей, должен содержать:
4. Протокол общего собрания учредителей должен содержать
5. Свидетельство об оплате гос пошлины за регистрацию банка в размере 2 тыс. руб. и за предоставление лицензии (0,1% от УК, но не более 40 тыс. руб.).
6. Нотариально удостоверенные копии свидетельств о гос регистрации учредителей юр.лиц, аудиторские заключения о достоверности отчетности с приложением опубликованной отчетности за последние 3 года, годовую отчетность и на последнюю отчетную дату, а также подтверждения налоговых органов о выполнении обязательств перед бюджетными фондами.
7. Список учредителей банка
8. Анкеты кандидатов на должности руководящих исполнительных органов, главного бухгалтера, заместителя главного бухгалтера.
Банк России вправе отказать в регистрации на следующих основаниях:
- несоответствие руководителей банка квалификационным требованиям
- неудовлетворенное финансовое положение учредителей
- несоответствие документов федеральным законам
Документы рассматривают 4 месяца в территориальном учреждении (ТУ) БР, а затем 2 месяца в самом БР. После момента регистрации банк получает статус юр.лица, но совершать операции он может только после получения лицензии.
В особом порядке идет регистрация банков с участием иностранных инвестиций (437-П). При выдачи разрешения на создание таких банков БР учитывает:
уровень использования квоты участия иностранного капитала в банковской системе РФ
финансовое положение учредителей-нерезидентов
очередность подачи заявления
Для получения разрешения учредители банка подают заявление в БР, где указывают сведения об учредителях-нерезидентах, их правовой статус, размер участия каждого в УК (абсолютный и процентный). Если доля участия более 10%, то должна быть информация о местонахождении и направлениях деятельности учредителя.
Разрешением на участие является информационное письмо БР, после получения которого учредители готовят документы по 109-И. Если доля нерезидента составляет до 1% от уставного капитала - разрешение выдает ТУ БР, больше 1% - ЦБ РФ.
Общие подходы к структуре управления банком определяются законодательством. Конкретные вопросы формирования организационной структуры управления банк решает самостоятельно.
Высший орган: Собрание акционеров (участников).
Совет директоров (Наблюдательный совет)
Исполнительные органы: Председатель правления и Правление банка
Общее собрание (проводится не реже 1 раза в год). Решение принимается 3/4 присутствующих голосов. Оно вносит изменения в устав, а также:
определяет порядок приема новых акционеров (участников)
изменение величины УК (об уменьшение – только общее собрание, а увеличение может и Совет директоров)
избирает Совет директоров (Наблюдательный совет)
определяет порядок создания филиалов и представительств
решает вопрос о прекращении деятельности банка
утверждает отчетность
утверждает положение о службе внутреннего контроля
утверждает заключение крупных сделок (более 50% от активов банка)
утверждает сделки в которых заинтересованы члены Совета директоров, лица в исполнительных органах, акционеры, имеющие более 20% в УК и др.
Совет контролирует деятельность правления банка, но он не может вмешиваться в оперативную деятельность банка. Кроме того, совет директоров решает вопросы:
- созыва общего собрания
- увеличения УК, выпуск долговых ценных бумаг
- заключение сделок, которые составляют от 20 до 50% от активов банка
- рассматривает проекты планов развития банка
- утверждает планы доходов, расходов и прибыли банка и др.
Непосредственно деятельностью банка руководит Правление банка (коллегиальный орган). В состав Правления входят руководители ведущих подразделений КБ. Оно несет ответственность перед Советом, а также:
определяет структуру и штатное расписание банка
устанавливает проценты по активам и обязательствам
определяет порядок делопроизводства, в т.ч. утверждает внутрибанковские
нормативные документы
решает вопрос о привлечении к имущественной ответственности работников банка
разрабатывает бизнес-планы, планы санации и др.
Председатель (единоличный орган управления) представляет КБ во всех инстанциях, действует от имени банка (без доверенности), избирается Советом. Он несет персональную ответственность за достоверность, своевременность и полноту отчетности, предоставляемой КБ.
Правление банка по согласованию с Советом директоров назначает руководителя службы внутреннего контроля (242–П). Служба внутреннего контроля осуществляет:
контроль за рисками банковской деятельности
контроль за соблюдением сотрудниками банка установленных процедур и полномочий по принимаемым решениям
информирование руководства о нарушениях
контролирование работы банка по изучению нормативных актов БР
В банке общим собранием избирается Ревизионная комиссия, которая подотчетна Совету банка. Без ее заключения не утверждается баланс. Ревизионная комиссия от имени общего собрания контролирует исполнительные органы, защищает интересы собственников банка.[2]
Структура функциональных подразделений банка определяется экономическим содержанием и объемом выполняемых операций. Каждый банк самостоятельно определяет свою функциональную структуру, распределение функции и ответственность между подразделениями. С расширением банковских операций и услуг усложняется структура управления и возникает проблемы ее рациональной организации
Банк как специфическое предприятие имеет свою организационную основу. Основными признаками ее является функциональный принцип. Это значит, что функции и операции, выполняемые банком, обусловливают особенности его построения и организуют систему управления банком.
В организации банков в каждой стране особый статус отводится центральному банку - денежно-кредитному институту, выполняющему функции: эмиссия денег, осуществление денежно-кредитной политики в стране, надзор за банками второго уровня, выполнение операций для правительства, хранение золото-валютных резервов страны. Характер деятельности, организационная структура центральных банков и система управления ими определяются законодательством страны и положениями о Центральном банке.
Организация банков второго уровня во многих странах выступает в форме акционерных компаний (корпораций), где обязательными требованиями являются: признание банка как юридического лица, ответственность акционеров в пределах купленных акций, наличие пакета акций и создания Совета директоров.
Открытие банка (учреждение нового юридического лица) - это сложный процесс, требующий выполнения множества официальных процедур и получения разрешений.
Основанием для начала деятельности банка второго уровня является получение лицензии на осуществление банковских операций после регистрации его в Книге государственной регистрации. Новый банк, получив статус юридического лица, заявляет о своих операциях в пределах лицензии.
Организационная структура банка определяется двумя методами:
1. Структура управления банком, куда входят органы управления, их полномочия, ответственность.
2. Структура функциональных подразделений; реализация функций отделов и задачи каждого функционального звена. Например, отдел кредитования , инвестиционных операций, по доверительным операциям, обслуживанию клиентов банка и др.