Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 17:30, курс лекций
Тема1 . Сущность банковского менеджмента
Понятие банковского менеджмента
Функции банковского менеджмента
Жесткий стиль управления эффективен в сложных и кризисных ситуациях, когда необходимо проявить власть и подчинение. Он результативен в организациях с четкой дисциплиной при значительном разрыве в уровне профессионализма руководителя и подчиненных.
Жесткий стиль неэффективен в коллективах, в которых от сотрудников требуются определенная свобода и творчество. При обсуждении спорных проблем, когда необходимо найти нестандартное решение, жесткий стиль лучше не применять. В таких случаях особенно вредны указания на недостатки людей, особенно тех, кто, по мнению руководителя, сделал неудачные предложения, так как это мгновенно сковывает инициативу всего коллектива. Жесткий стиль неэффективен в работе с молодыми специалистами и с людьми чувствительными, щепетильными, неуверенными в своих деловых качествах.
При излишне жестком стиле повышена текучесть кадров, в коллективе заметно уменьшается активность подчиненных, формируется пассивное, безразличное подчинение. От жесткого руководителя уходят чаще всего творческие сотрудники, не признающие излишнего контроля за своей деятельностью. Кроме того, при единоличном принятии решения возможен неполный учет всех факторов и, как следствие, грубые ошибки.
Жесткий стиль руководства наиболее распространен в российских коммерческих банках.
Мягкий (либеральный, свободный, благодушный) стиль. При таком стиле руководитель предоставляет полную свободу своим подчиненным, они сами выбирают направления работы, формулируют производственные задачи и способы их решения. Такой стиль применим в коллективах с высоким творческим потенциалом и при отлаженном производственном процессе. В таких случаях коллектив нередко выдвигает своего лидера, как правило, жесткого и волевого, способного осуществлять реальное руководство. Применение мягкого стиля руководства редко оказывается целесообразным для банка.
Партнерский (демократический, коллективный) стиль управления. При этом стиле руководитель реализует преимущественно коллегиальное управление: сначала собираются мнения руководителей низшего звена, а затем вырабатывается решение на высших уровнях управления. Задания формулируются в виде общего направления, при этом сам подчиненный составляет перечень конкретных задач и выбирает способы их решения. В коллективе, который работает под началом такого руководителя, всегда имеется активный критик, фиксирующий ошибки, и сотрудник, предлагающий способы их устранения.
Для оказания влияния на коллектив и принятия оптимальных решений используется метод предельной откровенности в общении руководства с персоналом
Партнерский стиль успешно
применим в творческих коллективах,
а также при наличии
В настоящее время
целесообразно применять
При выборе стиля руководства целесообразно всех сотрудников разделить на группы:
Таким образом, руководителю банка целесообразно применять дифференцированный подход при выборе стиля руководства.
2. Кадровые
резервы банка, управление
Управление кадровыми резервами банка является одной из подсистем управления персонала, в которой проявляются все функции банковского менеджмента планирование, организация и контроль.
Планирование кадрового резерва - это определение общих потребностей банка в персонале и наиболее рациональных методов его подготовки.
Потребность в персонале определяется в зависимости от того, чем она вызвана: обновлением персонала или расширением деятельности.
При обновлении персонала
(в следствие выхода на пенсию, увольнения,
должностного перемещения) потребность
практически совпадает с
Результатом планирования выступает полный перечень фактически имеющихся и намеченных к созданию должностей.
После составления перечня должностей определяется перечень квалификационных требований к соответствующим рабочим местам. Результатом является выработанные критерии отбора (то есть перечень необходимых личных и деловых качеств кандидата, например, инициативность, способность к принятию нестандартных решений, базовое профессиональное образование и другие критерии).
В рамках определенных критериев отбора осуществляется подбор кандидатов.
Банк может удовлетворять свои потребности в кадрах двумя вариантами:
Преимущества варианта
заключаются в следующих
-проведение всесторонней
оценки претендента на
-изначальная ориентация
программы подготовки на
-создание здоровой
конкуренции между
Недостатки варианта :
Второй вариант - привлечение профессиональных руководителей и специалистов со стороны, или на внешних рынках. Внешние рынки делятся на национальный и международный. В свою очередь национальный подразделяется на региональный и межрегиональный. Такой вариант наиболее целесообразен при поиске кандидата на руководящую должность, так как сотрудники внутри с большей готовностью принимают пришедшего со стороны руководителя, чем бывшего равного им сотрудника.
При отборе кандидатов на должность используют два метода:
метод автоматического отбора и метод индивидуального отбора.
Метод автоматического отбора - это автоматическое выдвижение на роль основного претендента заместителя освобождающего должность руководителя. Метод существенно упрощает работу службы персонала. Недостатки метода - невозможность учета фактора «предел достигнутой компетенции». Этот предел устанавливается исходя из текущей оценки индивидуальной деятельности сотрудника и находит отражение в его личном досье. Так, сотрудник, достигший предела компетенции, может превосходно справляться со своими обязанностями. Но после выдвижения на более высокую должность проявит полную профессиональную некомпетентность.
Практическое применение метода автоматического отбора следует осуществлять в следующих случаях:
Метод индивидуального отбора осуществляется два этапа:
Результат отбора целесообразно оформить в виде документа следующей формы:
№ |
наименование должности и структурного подразделения банка |
ориентировочный срок создания или освобождения должности |
ФИО кандидата на замещение должности |
Примечания |
Данный документ должен быть утвержден руководством банка.
При подготовки кандидатов на замещение должностей используются следующие методы:
Применяется для подготовки низшего персонала. Для этого назначается персональный куратор, который на протяжении фиксированного периода времени вводит обучаемого сотрудника в курс процессов и операций.
Для проведения действенного контроля за формированием кадрового резерва при планировании могут быть рекомендованы документы, составленные по следующей форме :
№ |
форма |
сроки подготовки |
формы контроля | ||||
Подготовки |
начало |
завершение |
текущего |
последую | |||
план |
факт |
план |
факт |
щего | |||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Подобная форма может быть использована и при планировании повышения квалификации работников, и при проведении аттестации.
3. Подсистема оплаты труда персонала коммерческого банка
Подсистема оплаты труда в отечественных банках наименее адаптирована к применению соответствующего зарубежного опыта. Причиной является менталитет отечественного работника, воспитанный на протяжении многих десятилетий. Этот менталитет изначально определяет его отношение к любому, даже самому высокому, гарантированному должностному окладу как к оплате не за результаты труда, а за сам факт пребывания на рабочем месте. Такой подход не способствует повышению эффективности деятельности банковского персонала.
Для решения этой проблемы
целесообразно применять
Исторически формой основной оплаты труда работника банка выступает должностной оклад, размеры которого четко фиксируются в индивидуальном контракте.
Конкретный размер должностного оклада определяется в соответствии с требованиями к конкретному рабочему месту по утвержденному штатному расписанию. Во внутренних документах банка (КОУД) должно быть четко зафиксировано, как может быть установлен и изменен должностной оклад и кем.
Должностной оклад может быть гарантируемым и не гарантируемым.
Гарантированный должностной оклад может быть использован для ограниченных категорий сотрудников: