Кредиты Банка России: их виды и условия предоставления. Роль кредитов в поддержании банковской ликвидности

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2010 в 17:42, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение системы рефинансирования Банка России. С данной целью в работе необходимо решить следующие задачи:
– охарактеризовать законодательную и нормативную базу рефинансирования;
– рассмотреть общее описание системы рефинансирования Банка России;
– показать зарубежный опыт организации системы рефинансирования;
– определить порядок проведения операций по кредитованию под залог ценных бумаг из ломбардного списка Банка России;
– проанализировать технологию предоставления и погашения кредитов Банка России, начисление процентов по ним, документальное оформление и отражение в бухгалтерском учете (на примере кредита «овернайт»);
– провести анализ действия системы рефинансирования, как инструмента денежно-кредитной политики за 2008-2009 гг.;
– выявить проблемы рефинансирования региональных банков;
– выделить направления развития системы рефинансирования Банка России.

Оглавление

Введение 3
1 Теоретические основы рефинансирования кредитных организаций 5
1.1. Законодательная и нормативная база рефинансирования 5
1.2. Общее описание системы рефинансирования Банка России 7
1.3. Зарубежный опыт организации системы рефинансирования 12
2 Организация системы рефинансирования Банка России 15
2.1. Порядок проведения операций по кредитованию под залог ценных бумаг из ломбардного списка Банка России 15
2.2. Технология предоставления и погашения кредитов Банка России, начисление процентов по ним, документальное оформление и отражение в бухгалтерском учете (на примере кредита «овернайт») 19
2.3. Анализ действия системы рефинансирования, как инструмента денежно-кредитной политики за 2008-2009 гг. 23
3 Перспективы развития системы рефинансирования Банка России 27
3.1. Проблемы рефинансирования региональных банков 27
3.2. Направления развития системы рефинансирования Банка России. Создание механизма «единого пула залога» 29
Заключение 32
Список использованных источников 34
Приложения 36

Файлы: 1 файл

Кредиты банка_курсов то что нужно!.doc

— 363.50 Кб (Скачать)

     3. Отсутствие в России законодательной базы и практики рефинансирования через секьюритизацию активов.

     Отсутствие возможностей ССМБ для необходимого увеличения собственного капитала приведет к массовому уходу с рынка банков сектора, что будет иметь серьезные последствия не только для банковской системы, но и для региональной экономики в целом.

     Еще одним последствием ухода с рынка  ССМБ станет кризис малого бизнеса. Спрос  на банковские кредиты со стороны  заемщиков с повышенным уровнем  риска не смогут покрыть крупные отечественные и зарубежные банки, имеющие строгие кредитные регламенты. На сегодняшний день никто, кроме банков сектора, не хочет заниматься выращиванием клиентов и индивидуально работать с рисками каждого малого предприятия.

     На  этапе, пока эти банков слишком малы – инвестиции в них очень рискованны, и абсолютное большинство инвесторов не дают им никаких средств, пока банки не войдут в ТОП-100 по капиталу. Именно поэтому они больше всех других нуждаются в господдержке через систему рефинансирования. Когда же банки сектора вырастут, получат кредитные рейтинги зарубежных агентств и сами выйдут на мировой рынок капиталов, тогда риски инвестирования в них резко снизятся, и банки сами найдут себе рефинансирование, без помощи государства. Помощь ССМБ нужна сейчас, пока они очень уязвимы и им трудно самостоятельно найти инвесторов.

     На  фоне постоянно растущих вмененных  затрат на обеспечение банковской деятельности и выполнения надзорных требований ЦБ, при наличии обязательств по бесплатному выполнению ряда государственных функций (контроль за кассовой дисциплиной, организация финансового контроля, бесплатный прием налоговых платежей). При необходимости постоянного увеличения резервов по ссудному портфелю (из-за его большей рискованности, чем у больших банков) трудно рассчитывать на высокую прибыльность банков сектора.

     Не  будем забывать о резко увеличивающихся  для региональных банкиров затратах на оплату труда квалифицированного персонала и затрат на строительство банковских отделений по причине стремительно растущей конкуренции с филиалами крупнейших банков.

     Ни  один из 20 инструментов, предложенных ЦБ РФ для рефинансирования, не отвечает потребностям региональных банков. Кредиты внутридневные и овернайт не нужны из-за искусственно поддерживаемой избыточной ликвидности (в ущерб доходности), как показали исследования Ассоциации «Россия», остатки на корсчетах и в кассе у банков сектора всегда значительно выше, чем у своих более крупных коллег. В активах банков сектора нет практически ничего из ломбардного списка ЦБ, нет и ГЦБ (поэтому им недоступно прямое и обратное РЕПО). Причина этого вполне понятна: региональные банки стараются не допускать отрицательную процентную маржу – ставки привлечения средств у таких банков больше, чем доходность по залоговым инструментам, предлагаемым ЦБ РФ (с учетом дисконтов, затрат на кассовое обслуживание и разрывы по срокам поступления процентных расходов и доходов) [9].

     В условиях экономического кризиса, будет  иметь место массовый уход с рынка  ССМБ, поскольку основной источник их ресурсов – население и оно, как субъект экономики, наиболее чувствителен к малейшим изменениям экономической ситуации и для него характерны панические и «стадные» настроения. Последующим результатом станет банкротство регионального бизнеса из-за отсутствия источников финансирования для поддержания деятельности. Это не коснется крупных компаний, имеющих возможность привлечения дешевых ресурсов на зарубежных финансовых рынках.

     Подобное  развитие событий благоприятствует иностранным финансовым структурам, состояние и возможности которых не зависят от стадий цикла российской экономики и национальной системы рефинансирования. Способные привлечь дешевые ресурсы на иностранных финансовых рынках, именно они заменят ССМБ в регионах, а не крупные отечественные банки.

     Единственным  средством предотвращения долгосрочного кризиса отечественной банковской системы является создание национальной системы рефинансирования государством ССМБ через Центральный банк либо через крупные коммерческие банки (преимущественно с государственным участием). Данная система должна служить двум целям:

     1. Оказывать стимулирующее воздействие  на развитие банковской системы и всей экономики на этапе экономического подъема;

     2. Являться эффективным механизмом  буферизирующим потери банковской системы и как следствие всей экономики страны на этапе экономического спада.

     Рефинансирование  определяет возможность банков в  привлечении средств под существующие активы. Реальное рефинансирование для региональных банкиров способно решить главную задачу: как минимум сохранить и как максимум быстро увеличить масштаб банковского бизнеса, повысить привлекательность своих банков.

     Для сохранения бизнеса важно наличие  самого факта существования лимита рефинансирования, которым можно и не пользоваться. Он, как воздух, необходим для психологической уверенности в завтрашнем дне, в правильности выбранной долгосрочной стратегии развития.

     Через рефинансирование региональных банков можно попытаться создать и региональные финансовые рынки, отсутствие которых резко тормозит развитие рыночной экономики в нашей стране.

     Таким образом, создание прозрачной и доступной для средних и малых региональных банков национальной системы рефинансирования по степени важности и возможным положительным экономическим эффектам для всей экономики страны можно сравнить с приоритетным национальным проектом в сфере «Повышение конкурентоспособности экономики России».

     3.2. Направления развития системы рефинансирования Банка России. Создание механизма «единого пула залога»

 

     Целью Банка России является создание в  течение ближайших лет единого механизма рефинансирования (кредитования) Банком России кредитных организаций и обеспечение любой финансово стабильной кредитной организации возможности получать внутридневные кредиты, кредиты овернайт и кредиты на срок до 1 года под любой вид обеспечения, входящий в «единый пул обеспечения». Предполагается, что в рамках указанного единого механизма рефинансирования банки – потенциальные заемщики будут заключать с Банком России «рамочные» соглашения, содержащие общие условия кредитования, и предварительно предоставлять в Банк России (блокировать) имущество в целях дальнейшего получения кредитов Банка России под залог (блокировку) указанного имущества [18].

     Предполагается, что в «единый пул обеспечения» будут входить такие активы, как векселя, права требования по кредитным договорам, ценные бумаги, входящие в Ломбардный список Банка России, а также, возможно, иные виды имущества. В рамках работы по созданию «единого пула обеспечения« возможно также изменение требований Банка России к имуществу, принимаемому в обеспечение кредитов Банка России.

     Главное при выборе способов реализации имущества из «единого пула обеспечения» – фактор времени. Исходя из требований ФЗ «О банках и банковской деятельности», заложенное имущество кредитной организацией должно быть реализовано в срок, не превышающий 14 дней. В противном случае Банк России будет обязан отозвать лицензию у кредитной организации, своевременно не удовлетворившей требования Банка России, вытекающие из кредитного договора, если их сумма превышает 1000-кратный размер минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.

     Рассмотрим этапы создания «единого пула обеспечения» исходя из действующей системы инструментов рефинансирования (кредитования) Банка России (рисунок 4).

     

Внутридневные кредиты, кредиты овернайт, иные кредиты (по фиксир. пр. ставке на 7 дней, на аукц. основе – на 14 дней)   Кредиты по фиксированной  процентной ставке до 180 дней
 
«РЫНОЧНЫЕ»  АКТИВЫ   «НЕРЫНОЧНЫЕ»  АКТИВЫ
     
Ценные  бумаги из Ломбардного Списка Банка России   Векселя (права  требования по кредитным договорам) организаций сферы материального производства
 

     Рисунок 4. Действующая система инструментов рефинансирования (кредитования) Банка России 

     Схематически  представим этапы создания «единого пула обеспечения». Первый этап создания «единого пула обеспечения» представлен на рисунке 5.

     

Внутридневные кредиты, кредиты овернайт, иные кредиты (по фиксир. пр. ставке на 7 дней, на аукц. основе – на 14 дней)   Внутридневные кредиты, кредиты овернайт, иные кредиты (по фиксир. пр. ставке на 7 дней, на аукц. основе – до 1 года)
 
«РЫНОЧНЫЕ»  АКТИВЫ   «НЕРЫНОЧНЫЕ» АКТИВЫ
     
Ценные  бумаги из Ломбардного Списка Банка России   Векселя (права  требования по кредитным договорам) организаций сферы материального производства
 

     Рисунок 5. Первый этап создания «единого пула обеспечения» 

     Второй  этап создания «единого пула обеспечения» представлен на рисунке 6.

     

Внутридневные кредиты, кредиты овернайт, иные кредиты (по фиксир. пр. ставке на 7 дней, на аукц. основе – до 1 года)
 
«РЫНОЧНЫЕ»  АКТИВЫ   «НЕРЫНОЧНЫЕ»  АКТИВЫ
     
Ценные  бумаги из Ломбардного Списка Банка России   Векселя (права  требования по кредитным договорам) организаций сферы материального производства
     
Акции резидентов

(«голубые  фишки»)

  Иные «нерыночные» активы (закладные, депозиты в банке России, Сбербанке и др.)
     
Эмиссионные ценные бумаги из котировального списка «А» фондовых бирж    
 

     Рисунок 6. Второй этап создания «единого пула обеспечения» 

     Таким образом, Центральный банк будет  проводить работу по дальнейшему  совершенствованию действующей системы кредитования и постепенной централизации этого процесса через создание единого программного кредитного комплекса кредитных операций. Это позволит обеспечить бесперебойное функционирование системы безналичных расчетов, развязку неплатежей и поможет банкам более эффективно управлять своей ликвидностью.

 

      Заключение

 

     Рефинансирование – кредитование Банком России кредитных организаций. Формы, порядок и условия рефинансирования устанавливаются Банком России.

     Ставка  рефинансирования Центрального Банка  Российской Федерации – это процентная ставка, которую Центральный банк РФ использует при предоставлении кредитов коммерческим банкам в порядке рефинансирования.

     Ставка  рефинансирования ЦБ России является инструментом, с помощью которого Банк России воздействует на процентные ставки по депозитам и кредитам, предоставляемым кредитными организациями юридическим и физическим лицам. Поэтому, в своей процентной политике, коммерческие банки в значительной степени ориентируются, да порой и зависят от ставки ЦБ России.

     Порядок осуществления операций рефинансирования представлен в двух нормативных документах Банка России:

     – в Положении Банка России от 4 августа 2003 года № 236-П «О порядке  предоставления Банком России кредитным организациям кредитов, обеспеченных залогом (блокировкой) ценных бумаг.

     – в Положении Банка России от 12 ноября 2007 года № 312-П «О порядке предоставления Банком России кредитным организациям кредитов, обеспеченных активами или поручительствами».

     Предоставленные Банком России кредиты коммерческим банкам учитываются на активном балансовом счёте № 320 «Кредиты, предоставленные банкам».

     Целью заемщика при рефинансировании, как  правило, является решение следующих  задач:

     – получение нового кредита на более  выгодных условиях, например по более  низкой ставке, что позволяет заемщику снижать свои расходы. И одновременно, это дает возможность банкам менять ставки кредитования клиентов.

Информация о работе Кредиты Банка России: их виды и условия предоставления. Роль кредитов в поддержании банковской ликвидности