Кредитный договор, его особенности. Набор документов при его оформлении

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 16:33, курсовая работа

Краткое описание

Прaктически все прeдприниматели в своей повседневной хозяйственной деятельности сталкиваются с одной из самых распространенных форм договоров – договором кредита, выступая в них в качестве либо кредиторов, либо заемщиками.
Гражданский оборот немыслим без кредитных отношений, а регулятивные возможности, которые содержатся в кредитном обязательстве, используются многими гражданско-правовыми институтами, оформляющими денежное обязательство. Это такие институты, как кредитный договор, вексель, облигация, банковская гарантия, банковский вклад, поручительство.

Оглавление

Введение
1. Крeдитный договор: общая характеристика
1.1. Понятие и содержание кредитного договора
1.2. Порядок заключения, расторжение кредитного договора
1.3. Основные требования к содержанию и форме кредитного договора
2. Форма и порядок заключения кредитного договора
2.1. Процедура оформления кредитного договора
2.2. Документы, необходимые для оформления кредитного договора для юридических лиц
2.3. Документы, необходимые для оформления кредитного договора для физических лиц
Заключение.
Список использованных источников.
Приложение

Файлы: 1 файл

кредитный договор.doc

— 216.50 Кб (Скачать)

 

3.1. Процедура оформления кредитного договора

Нeпосредственно кредитный процесс начинается со дня 1-ой выдачи ссуды. Однако до этого момента и вслед за ним проходит целая полоса значительной работы, выполняемой как банком – кредитором, так и клиентом – заемщиком.

Переговоры о кредите начинаются задолго до принятия решения. Здесь однако, все может быть по-разному. Предложение о выдаче кредита может исходить как от банка, так и от клиента. Для развитых рыночных отношений более типичной является ситуация, когда банк ищет клиента, предоставляет ему свой продукт, в том числе крeдиты под те или иные цели и условия. Изучение риска банковских услуг, потенциалах клиентов, обращение к ним с предложениями о сотрудничестве, визиты, - это происходит прежде, чем рассматривается конкретное предложение о кредите.

Такова реальность современной экономики России, испытывающей острый кризис права и финансов. Однако коммерческий банк не освобождается в дальнейшем от другого более сложного этапа – этапа рассмотрения конкретного проекта. Не устойчивость экономической ситуации, инфляции требуют от Российских банков особой осторожности и опыта оценки кредитоспособности клиента, объекта кредитования и надежности обеспечения, качества залога и гарантии. Аналитическая часть этого этапа предоставляет собой чрезмерно ответственную задачу.

В Российских коммерческих банках решение этой задачи, как правило, возлагается на кредитный отдел. В отдельных банках выделяются специальные аналитические подразделения, функцией стала всесторонняя оценка кредитуемого мероприятия. Заключение о возможности кредитования дается работнику, курирующему обслуживание данного клиента. В этом случае вся подготовительная работа возлагается на экономиста банка – он ведет предварительные переговоры, рассматривает представленную в банк документацию, готовит письменное заключение о возможности и условиях кредитования данного проекта, выписывает специальное распоряжение о выдаче кредита, собирает необходимые разрешительные подписи на кредитных документах и т.д. в общем, выполняет всю аналитическую, техническую и организационную работу по соответствующему кредитному проекту.

В небольших банках вся эта работа, как правило, концентрируется в одном кредитном отделе.

Международный опыт зачастую иной. Если это маленький банк, то аналитическая и техническая работа в нем по выдаче кредита разделена между работниками. Один анализирует, готовит решение, другой работник этого отдела выполняет техническую работу по техническому оформлению ссуды. Специализация может быть и иной: кто-то из банковского персонала только приводит клиента в Банк, остальное делают другие. Бывает и так: работники специально созданных отделов по продаже банковских услуг не только приводят клиентов в Банк, но и осуществляют предварительный анализ кредитного проекта, согласовывают юридическую сторону, делают предварительную селекцию риска, составляют свое письменное заключение. Следующее заключение составляется в экономическом управлении. В этом случае реализуется так называемое правило «4-х глаз», когда кредитный проект проходит через фильтр 2-х людей, не находящихся во взаимном подчинении.

Крупные кредиты, как правило, рассматриваются в кредитном комитете. К его заседанию прорабатываются все экономические и юридические вопросы, принимается окончательное решение по рассмотренному вопросу, отрабатываются конкретные условия кредитования.

Такова процедура данного подготовительного этапа. Вслед за ним наступит этап оформления кредитной документации. Работники банка оформляют кредитный договор, выписывают распоряжение по банку, о выдаче кредита, заводят специальное досье на клиента-заемщика.

На 3-ем этапе – этапе использования кредита осуществляется контроль за кредитными отношениями: соблюдением лимита кредитования (кредитные линии), целевым использованием кредита, уплатой ссудных процентов, полной и своевременностью возврата ссуд. На данном этапе не прекращается работа по оперативному и традиционному анализу кредитоспособности и финансовых результатов работы клиента, при необходимости проводятся встречи, переговоры с клиентом, уточняются условия и сроки кредитования.

Единой модели погашения, так же как и выдачи кредита, не существует.

Практика порождает многообразие вариантов погашения ссуды, в том числе:

1)эпизoдное погашение на основе срочных обязательств;

2)погашение по мере фактического накопления собственных средств и снижения потребности в кредите с расчетного счета заемщика;

3)систематическое погашение на основе заранее финансируемых сумм (плановых платежей);

4)зачисление выручки, минуя расчетного счета, в уменьшение ссудной задолженности;

5)отсрочка погашения кредита;

6)перенос просроченной задолженности на особый счет «просроченные кредиты»;

7)списание просроченной задолженности за счет резервов банка и др.

Эпизодное погашение кредита на основе срочных обязательств чаще всего применяется при использовании сальдо компенсационных счетов, когда возврат заранее приурочен к какой-то определенной дате. При наступлении срока погашения кредита, обозначенного в кредитном договоре или срочном обязательстве.

Примером погашения кредита по мере фактического накопления собственных средств и снижения потребности в заемных средствах может быть сельскохозяйственные предприятия, испытывающие потребность в кредите в связи с сезонным характером работ. По мере накопления собственных средств, поступление выручки от продажи, данная группа заемщиков получает возможность рассчитаться с банком по ранее полученным ссудам

Систематическое погашение кредита на основе заранее фиксируемых ссуд имеет место при использовании оборотно-платежных ссудных счетов, при достаточно интенсивном платежном обороте. В этих случаях для возврата систематически получаемого кредита производится списание средств с расчетного счета в погашение образующейся ссудной задолженности, также систематически в форме так называемых плановых платежей. Списание этих сумм с расчетного счета может осуществляться ежедневно, один раз в 3-5 рабочих дней. Чем больше банк кредитует объектов кредитования, тем в большей сумме должно производится и систематическое погашение кредита в форме плановых платежей.

Зачисление выручки, минуя расчетного счета, в уменьшение ссудной задолженности является альтернативным по отношению к предшествующему способу возврата кредита. Здесь вся выручка от реализации идет в погашение ссудной задолженности. Практическое зачисление выручки на ссудный счет имеет место и при использовании контокоррента. В этом случае возможна отсрочка возврата кредита. Отсрочка банком может быть произведена на всю сумму кредита, либо на его часть, на 1-305 дней и более.

Перенос просроченной задолженности на особый счет «просроченные кредиты» возникает в случае, если время исчерпано или она невозможна в силу бесперспективности в ближайшие сроки возвратить ссуду. Перенос «просроченного» долга на данный счет означает, что с этого момента клиент обязан платить Банку значительно высокие ссудные проценты.

Списание просроченной задолженности за счет резервов Банка производится в случае, когда долги клиента оказались безнадежными, когда Банк длительное время не получает плату за ранее предоставленные ссуды, да и сам возврат не просматривается вовсе. В этом случае описание долгов клиента, производится за счет средств банка, аккумулируемых в виде резервов.

Рассмотренные варианты погашения ссудной задолженности позволяют классифицировать этот процесс в зависимости от ряда критериев.

По полноте возврата:

1. Полное погашение кредита.

2. Частичное погашение кредита.

По частоте погашения:

1. Разовое погашение кредита.

2. Многоразовое погашение кредита

По времени осуществления погашения:             

1.Статистическое погашение кредита.

2.Эпизодное погашение кредита.

По срокам погашения:

1. Срочное погашение кредита.

2. Отсроченное погашение кредита.

3. Просроченное погашение кредита.

4. Досрочное погашение кредита.

По источникам погашения:

1. Собственные средства клиента.

2. Использование любого кредита.

3. Списание средств со счета клиента.

4. Поступление средств со счета другого предприятия.             

5. Бюджетные поступления и др.

 

2.2. Документы, необходимые для оформления кредитного договора для юридических лиц

В кaждом банке и для кaждого вида кредита имеется свой список предоставления документов для его выдачи. Это зависит от суммы кредита, кто берет кредит юридическое или физическое лицо, а так же от репутации заемщика.
Все необходимые документы, которые может потребовать банк для оформления кредита для юридического лица делятся на 6 групп:

- юридические документы;

- бухгалтерская отчетность;

- ТЭО (бизнес – план) использования кредита;

- документы о кредитуемой хозяйственной операции;

- дополнительная информация о заемщике;

- документы об обеспечении кредита.

К юридическим документам относятся:

- устав, либо учредительный договор и устав, либо только учредительный договор (в зависимости от организационно-правовой формы юридического лица), нотариально заверенные;

- свидетельство о государственной регистрации;

- карточка образцов подписи и печати формой № 0401026, заверенная нотариально;

- документ, подтверждающий полномочия конкретного лица выступать от имени организации и подписывать кредитные договоры (документ о назначении лица на должность либо доверенность);

К документам бухгалтерской отчетности можно отнести:

- баланс формы № 101 заверенный налоговым органом в соответствии с местом регистрации предприятия;

- отчет о финансовых результатах и их использовании в форме № 102, а также справка к форме № 102.

- другие формы квартальной отчетности на последние два квартала;

- отчетность за последний год с приложениями;

- расшифровки структуры дебиторской и кредиторской задолженности (в форме справок с указанием основных дебиторов и кредиторов и сроков погашения задолженностей);

- справки о полученных кредитах и займах либо копии кредитных договоров (договоров займа), действующих на дату представления заявки на кредит;

- справки о выданных поручительствах (с приложением копий договоров);

- копии выписок из расчетных и текущих счетов заемщика, заверенные обслуживающим банком (банками).

- последнее аудиторское заключение с его приложением.

Документами о кредитуемой хозяйственной деятельности являются:

- договоры о покупке необходимых ценностей (с надлежаще оформленными приложениями и дополнениями, из которых ясны состав приобретаемых ценностей, условия их поставки, используемые формы расчетов);

- документация, разрешающая проведение сделок, связанных с кредитуемой операцией (лицензии, сертификаты экспортных квот, сертификаты качества, соответствия, гигиенические сертификаты и т.д.);

- договоры о реализации конечной продукции кредитуемой операции;

- другие договоры, необходимые для проведения кредитуемой операции (к примеру, с транспортными организациями).

Банк вправе собирать информацию и мнение о предприятии заемщике у деловых партнеров, а так же через СМИ и другие источники.

Если потребуется, то банк может потребовать и другие документы от заёмщика, касающиеся его производственной или торговой деятельности. Включая сведения о наличии производственных площадей, складских и торговых помещений, их расположении, а также о маркетинговой деятельности. Что должно быть подтверждено соответствующими документами, содержащими информацию о дополнительном потенциале (кроме отражённого в ТЭО) фирмы – заёмщика.

Согласовываются одновременно и сроки рассмотрения в кредитных отделах банков документов, предоставленных заёмщиками. На практике они не должны превышать шести – семи дней. За это время должны быть подготовлены кредитными работниками предварительные материалы для принятия решения о кредите или отказе в нём фирме – заёмщику.

Окончательное решение по данному вопросу, однако, остаётся за руководителем банка. Решения о крупных кредитах зачастую принимает правление банка. Или специальный кредитный комитет банка, в который входят руководители (высшие менеджеры) банка. На комитет возлагается и обязанность разработки кредитной политики банка, а также, определение уровня процентных ставок за кредит, т.е. его цены.

При положительном решении всех вопросов в отношении выдачи кредита банк – его руководство и заёмщик – его руководство согласовывают окончательные условия кредитования и переходят к заключению кредитного договора.

2.3. Документы, необходимые для оформления кредитного договора для физических лиц

Для крeдитования физических лиц у кaждого банка есть своя программа, и значит свой список документов для оформления кредита. Список необходимых документов так же меняется в зависимости от суммы кредита и кредитной программы. В настоящее время Сбербанк России предоставляет для физических лиц три вида кредитной линии. Это потребительски кредиты, жилищные кредиты и авторкедиты, каждый из этих видов рассмотрим по отдельности.

Потребительский кредит – это кредит, предоставляемый населению для покупки потребительских товаров или оплаты бытовых услуг.

Для получения кредита необходимо иметь следующие документы:

- паспорт гражданина Российской Федерации;

- заявление – анкета,

- документ, подтверждающий регистрацию по месту пребывания (при наличии временной регистрации)

- документы, подтверждающие финансовое состояние и трудовую занятость заемщика / созаемщика. К этим документам относится справка с места работы за последние 6 месяцев по форме 2 – НДФЛ для работающего гражданина, для пенсионера необходимо предоставить справку из Пенсионного Фонда Российской Федерации.

Информация о работе Кредитный договор, его особенности. Набор документов при его оформлении