Кредитная система России

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 14:43, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является изучение особенностей и проблем, а также путей совершенствования кредитной системы России.
Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:
Исторические аспекты и этапы формирования кредитной системы
Общие тенденции развития современной кредитной и банковской системы
Основные проблемы кредитной системы на современном этапе
Перспективы развития кредитной системы России

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 190.00 Кб (Скачать)

     Инвестиционные банки (в Великобритании - эмиссионные дома, во Франции - деловые банки) специализируются на эмиссионно-учредительных операциях, т.е. проводят операции по выпуску и размещению ценных бумаг. Они привлекают капитал путем продажи собственных акций или за счет кредита коммерческих банков. Учреждения этого типа гарантируют покупку выпущенных ценных бумаг, приобретая и продавая их за свой счет или организуя для этого банковские синдикаты, предоставляют покупателям акций и облигаций ссуды. Свой капитал инвестиционные банки используют для долгосрочного кредитования различных отраслей, но они не имеют право  принимать депозиты. Хотя доля инвестиционных банков в активах кредитной системы сравнительно невелика, они благодаря их информированности и учредительским связям играют в экономике важнейшую роль.

     Инвестиционные компании исполняют роль промежуточного звена между индивидуальным денежным капиталом и корпорациями, функционирующими в нефинансовой сфере. Инвестиционные компании отличаются от сберегательных учреждений тем, что их сбережения изменяются в зависимости от колебаний курсов ценных бумаг. Повышение цены на акции, которыми владеет компания, приводит к росту курса ее собственных акций. Основной сферой приложения капитала инвестиционных компаний служат акции корпораций.

     Сберегательные учреждения (взаимно-сберегательные банки, ссудно-сберегательные ассоциации, кредитные союзы) аккумулируют сбережения населения и направляют денежный капитал преимущественно в финансирование коммерческого и жилищного строительства.

     Страховые компании, главная функция которых страхование жизни, имущества и ответственности, превратились в настоящее время в важнейший канал аккумуляции денежных сбережений населения и долгосрочного финансирования экономики. Основное внимание страховые   общества сосредоточили на финансировании крупнейших корпораций в области промышленности, транспорта, торговли.

     Пенсионные фонды, как и страховые компании, активно формируют страховой фонд экономики, который приобретает все большую роль в рыночном хозяйстве. Пенсионные фонды вкладывают свои накопленные денежные резервы в облигации и акции частных компаний и ценные бумаги государства, осуществляя таким образом финансирование, как правило, долгосрочное, экономики и государства.

     В настоящее время специализированные кредитно-финансовые учреждения заняли важнейшее место на рынке ссудных капиталов, превратившись в основной резервуар долгосрочного капитала на денежном рынке, существенно потеснив в этой сфере коммерческие банки. Однако падение удельного веса коммерческих банков в совокупных активах кредитно-финансовых учреждений не означает, что их роль в экономике уменьшилась. Они продолжают осуществлять важнейшие функции банковской системы 

Глава 3. Проблемы и пути совершенствования  кредитной системы  России

     В качестве наиболее актуальных проблем  на сегодняшний день можно выделить следующие: 
- низкий уровень банковского капитала; 
- значительный объем невозвращенных кредитов; 
- высокая зависимость ряда банков и иных кредитных организаций от государственных и местных бюджетов; 
- проблемы в корпоративном управлении кредитных организаций; 
- чрезмерная концентрация усилий на развитии тех направлений деятельности, которые приносили немедленный, в основном «спекулятивный» доход;

      - недостаточное внимание к кредитованию  реального сектора экономики; 
- значительная зависимость банков от крупных акционеров, являющихся одновременно клиентами и участниками их финансово-промышленных групп; 
- низкий профессиональный уровень руководящего звена, а в отдельных случаях и личная заинтересованность в проведении операций, нарушающих экономические интересы клиентов и акционеров; 
- масштабное использование руководителями находящихся в их распоряжении ресурсов для решения политических целей, выходящих за приделы собственного банковского дела; 
- недостаточная жесткость надзорных требований; 
- недостатки действующего законодательства, не урегулированность многих юридически аспектов деятельности банков, осуществления банковского надзора; отсутствие системы страхования вкладов граждан, организация процедур санирования, реструктуризации и банкротства.  
          Если проанализировать все эти проблемы, то мы придем к выводу, что коренной проблемой является – низкое качество управления, когда российские банки не могут адекватно реагировать на меняющуюся ситуацию. 
          В случае благоприятного сценария развития российской экономики (рост ВВП на 4-4,5%, продолжение монетизации экономики и укрепление рубля на 8-9%, а также усиление процессов концентрации и реструктуризации банковского капитала) экономистами предполагаются следующие направления развития кредитной системы.  
          Первое. Активизация кредитования (кредиты могут достигнуть 0,4-0,7% ВВП), что приведет к росту активов на 0,6-0,9% ВВП. При этом в условиях подъема внутреннего спроса и сокращения внешнеторгового сальдо продолжится рост прежде всего рублевого кредитования. Объем государственных ценных бумаг в портфелях банков по номиналу увеличится незначительно. 
          Второе. Увеличение капитализации банков, причем без особого участия государства. Совокупный капитал российских банков близок к докризисному уровню лишь номинально. Реальный капитал отечественной банковской системы около 5 млрд. дол. США. Это ниже капитала одного не самого крупного американского банка. Несмотря на то, что практика прямого участия государства в рекапитализации банков имеется в ряде стран, у государства сеть в распоряжении и другие способы, позволяющие найти источники рекапитализации в самой банковской системе. Так, значительный эффект могут дать косвенные меры поддержки банков со стороны государства. Доходы кредитных учреждений в 2004 г. будут примерно соответствовать доходам второго полугодия 2003 г. (то есть 40-50 млрд. руб. за год или 0,5-0,6% ВВП). Произойдет дальнейшее увеличение роли доходов от кредитования (так как пойдет отдача от прироста кредитов 2003 г.). 
Увеличение роли вкладов населения по мере роста реальных доходов можно предположить, лишь при условии сохранения действующего уровня цен на основные продукты (доля депозитов населения в банковских пассивах увеличится с 19,3% до 21-22%) В противном случае эти цифры могут, наоборот, уменьшиться.  
          Третье. Национальные интересы страны требуют формирования самостоятельной, устойчивой кредитной системы. Именно с национальными приоритетами должна быть связана политика в отношении банков с участием иностранного капитала. Тезис о том, что широкий допуск данных кредитных учреждений на российский рынок банковских услуг усилит конкуренцию и, соответственно, ускорит эффективное развитие отрасли, на наш взгляд, не совсем корректен. Вряд ли можно в данном случае говорить о равноправной конкуренции, так как конкурировать будут не конкретные банки, а стабильность и устойчивость той или иной западной страны с нестабильностью и изменениями в России. В связи с этим необходимо взвешенно подходить к деятельности иностранных кредитных учреждений. 
          Четвертое. Исключительное значение для успешного развития российской кредитной системы имеет налаживание адекватного потребностям экономического роста взаимодействия банков с реальным сектором. 
          Коммерческие банки, с одной стороны, заинтересованы в кредитовании реального сектора. Это классическая банковская операция с хорошо изученными рисками. Но с другой стороны здесь есть две существенные проблемы, связанные с недостаточной защищенностью банков в отношениях кредитор — заемщик и краткосрочностью пассивов. Банки не могут расширять кредитование, потому что государство не обеспечивает защиту их интересов в случае возникновения проблем с возвращением ссуд. 
Еще более сложной проблемой является активизация инвестиционной деятельности банков. Пока в экономике сохраняются денежные суррогаты, бартер, неплатежи, банковская система не может активно осуществлять инвестиционную деятельность. В стране еще не созрели условия для долгосрочных накоплений и ни один коммерческий банк не пойдет на риски длительных инвестиций без государственных гарантий.  
          Пятое. Решение проблемы корпоративного управления в кредитных учреждениях. 
          В рамках принятия стратегических решений 4 сентября 2004 г. в Сочи в конгресс центре отеля «Рэдиссон САС Лазурная» прошел II международный банковский форум «Банки России — XXI век». 
          В его работе приняли участие около 600 руководителей банков из России, Беларуси, Казахстана. Кыргызстана, Латвии, Литвы, Молдовы. Армении, Узбекистана. Азербайджана, Великобритании, Германии, США, Венгрии, а также представители ведущих международных финансовых организаций. 
          В рамках Форума состоялась VI банковская конференция «Развитие корпоративного управления в кредитных организациях: международная практика и Россия», а также были обсуждены проблемы вхождения банков в систему страхования вкладов и перехода российских коммерческих банков на МСФО, проведен ряд других мероприятий. 
          В рамках форума решались актуальные вопросы совершенствования корпоративного управления в кредитных организациях, развития, российской банковской системы, а также был проведен пресс-релиз Ассоциации региональных банков России - организатора Форума. 
          Тема корпоративного управления в банковской сфере исключительно актуальна - в конечном счете от его эффективности зависит будущее отечественной банковской системы.  
          Исследования показали, что для подавляющего большинства российских банков решение проблем, связанных с защитой прав акционеров, - пройденный этап. Практически в 100% случаев акционеры получают необходимую информацию вовремя и в полном объеме до общего собрания: именно общее собрание, а не совет директоров выбирает независимого аудитора, решает другие важные вопросы, касающиеся деятельности банка; результаты общего собрания своевременно доводятся до сведения акционеров и т. п. 
          Гораздо большую озабоченность вызывают две другие группы проблем: во-первых, прозрачность структуры собственности, во-вторых — эффективность системы органов управления банком с точки зрения принципов их формирования и взаимодействия. 
          Банком России в последнее время были предприняты определенные шаги для повышения транспарентности деятельности кредитных организаций. Так, были внесены изменения в Федеральный закон «О банках и банковской деятельности», во исполнение которых Банк России принял Указание «О внесении изменений в Указание Банка России от 16 января 2004 года № 1376 «О перечне, формах и порядке составления и представления форм отчетности кредитных организаций в Центральный банк Российской Федерации». На основании этого же закона Банком России усилены требования к учредителям и учредительным документам кредитных организаций, а также к кандидатам на должности руководителей их исполнительных органов и главных бухгалтеров. 
          Банком России определены порядок ведения учета и представления информации об аффилированных лицах кредитных организаций, а также требования к бизнес-планам. В целях оценки средств, вносимых в оплату уставного капитала, Банк России установил порядок и критерии оценки финансового положения учредителей (участников) кредитной организации. 
Однако задача повышения прозрачности структуры собственности для кредитных организаций пока окончательно не решена. 
          Характерно, что предложенный Правительством ряд мер, направлен, в первую очередь, на повышение капитализации банковской системы и развитие новых технологий. Среди них отметим прежде всего осознание необходимости приравнять налогообложение банков к налогообложению предприятий (как по ставкам, так и по составу затрат), а также создание полноценной законодательной базы по электронным документам в России. 
 

Информация о работе Кредитная система России