Кредит,его сущность,функции

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 16:02, реферат

Краткое описание

У предприятий всех форм собственности все чаще возникает потребность
привлечения заемных средств, для осуществления своей деятельности и
извлечения прибыли. Наиболее распространенной формой привлечения средств
является получение банковской ссуды по кредитному договору.
Именно по этому я выбрала такую актуальную тему курсовой работы, как кредит,
его сущность и функции.

Оглавление

1. ВВЕДЕНИЕ 3
2. НЕОБХОДИМОСТЬ КРЕДИТА 3
3. ФУНКЦИИ КРЕДИТА 4
4. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ КРЕДИТА 6
5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 9
6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Исторически валютное законодательство включали в состав законодательства о финансах и кредите.docx

— 64.85 Кб (Скачать)

Закон содержит формулировку «иностранной валюты» (ст.3), под которой  понимаются: а) денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, находящиеся  в обращении и являющиеся законным платежным средством в соответствующем  государстве или группе стран; б) средства на счетах в денежных единицах иностранных государств и международных  денежных или расчетных единицах. Указанные выше 3 характеристики российской валюты, применимы и к иностранной  валюте.

Более широким является понятие «валютные ценности», в  содержание которого входят: иностранная  валюта; ценные бумаги в иностранной  валюте; драгоценные металлы (золото, серебро, платина и металлы платиновой группы); природные драгоценные камни. К последним двум группам не относятся  ювелирные изделия и лом этих изделий.

Закон «О валютном регулировании  и валютном контроле» формулирует  понятия «резидент» и «нерезидент», тем самым, разделяя всех действующих  на валютном рынке субъектов на 2 категории. Такое разделение диктуется  потребностями проведения внешнеэкономических  операций страны и отделение последних  от операций внутрихозяйственных. Анализ зарубежного и международного валютного  законодательства позволяет сделать  вывод, что выработка универсальных  определений «резидент» и «нерезидент» является на сегодняшний день необходимой, но не реализованной задачей. Большинство  стран с развитой рыночной экономикой определяющим признаком считает  наличие или отсутствие тесной связи  хозяйствующего субъекта с национальной экономикой.

Резидентами по российскому  законодательству являются: физические лица, имеющие постоянное место жительства в РФ; юридические лица, созданные  в соответствии с законодательством  РФ, с местонахождением в РФ; предприятия  и организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством РФ, с местонахождением в РФ; дипломатические и иные официальные  представительства РФ за ее пределами; находящиеся за пределами РФ филиалы и представительства резидентов. Нерезидентами являются: физические лица. Имеющие постоянное место жительства за пределами РФ; юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, с местонахождением за пределами РФ; предприятия и организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, с местонахождением за пределами РФ; находящиеся в РФ дипломатические и иные официальные представительства, а также международные организации, их филиалы и представительства; находящиеся в РФ филиалы и представительства нерезидентов.

Таким образом, основными  критериями разделения субъектов, действующих  на валютном рынке РФ, являются: создание их в соответствии с законодательством  РФ или иностранного государства; их фактическое местонахождение или  местожительство. В сфере валютных отношений резиденты и нерезиденты  наделяются различными правами и  обязанностями, в их отношении по-разному  осуществляется валютный контроль.

Закон «О валютном регулировании  и валютном контроле» также дает определение понятия «уполномоченные  банки», под которыми подразумеваются  банки и иные кредитные учреждения, получившие лицензию Центрального Банка  РФ на проведение валютных операций. Покупка  и продажа иностранной валюты в РФ проводится только через уполномоченные банки, как непосредственно, так  и через валютные биржи. Сделки купли-продажи  иностранной валюты, заключенные  в нарушение этих норм, являются недействительными.

Для правильного понимания  валютных правоотношений принципиальное значение имеет законодательное  разграничение валютных операций на 2 основных вида: текущие валютные операции; валютные операции, связанные с движением  капитала. Разделение валютных операций на 2 типа – дань их влиянию на экономические  процессы.

Текущие валютные операции направлены на обслуживание экспортно- импортных торговых операций (в т.ч. на их оплату, включая получение кредитов для этих целей), а также на обеспечение перемещения валютных средств граждан, работающих или проживающих за рубежом (пенсии, доходы, переводы и т.д.). Валютные операции, связанные с движением капитала, означают вложение российского капитала в иностранную экономику, а также ввоз иностранного капитала в страну. И тот, и другой процесс (отток капитала или установление иностранного контроля за отдельными предприятиями) могут иметь негативные последствия для отечественной экономики. Как следствие этого, резиденты осуществляют текущие валютные операции без ограничений, а операции связанные с движением капиталов подлежат жесткому контролю со стороны государства, в лице соответствующих органов.

Под валютными ограничениями  подразумеваются законодательное  или административное запрещение, лимитирование или иная регламентация операций резидентов и нерезидентов с валютой и другими валютными ценностями. Валютные ограничения способствуют перераспределению валютных ценностей в пользу государства или крупных предпринимателей, а их введение может диктоваться как политическими, так и экономическими мотивами. Валютные ограничения известны законодательству большинства экономически развитых стран и включают в себя: централизацию валютных операций в центральных (национальных) банках; лицензирование валютных операций; право на полное или частичное блокирование валютных счетов; обязательную продажу валютной выручки экспортеров (полностью или частично) центральному или уполномоченным банкам; ограничение обратимости валют и т.д.

Законодательные ограничения  операций с валютными ценностями – одна из форм валютной политики РФ, которая может применяться как  к текущим операциям, так и  к операциям связанным с движением  капитала. Одним из объектов валютных ограничений является валютные права  предприятий и населения. Деятельность предприятий-экспортеров регулируется с помощью экспортных лицензий, экспортно-импортных  тарифов, обязательной продажи части  валютной выручки на внутреннем рынке  РФ. Российские предприятия могут  покупать ценные бумаги и получать кредиты за рубежом только с разрешения ЦБ РФ.

В отношении физических лиц валютным ограничением является запрет вывоза, ввоза и пересылки  за границу гражданами РФ наличной национальной валюты на сумму свыше 500 МРОТ. Вывоз иностранной валюты свыше 1500 $US допускается только при  наличии справки уполномоченного  банка, а суммы свыше 10 000 $US могут  вывозиться только при наличии специального разрешения ЦБ РФ. Другим важнейшим  валютным ограничением является официальный  запрет обращения и использования  иностранных валют в качестве платежного средства на территории РФ.

В качестве смягчающего  момента в валютной политике РФ можно  назвать предоставленное гражданам  право открывать валютные счета  в банках, а также продавать  и покупать валюту в обменных пунктах  уполномоченных банков. Нерезидентам разрешено открывать счета в  рублях РФ в российских банках, что  является формой допущения нерезидентов на внутренний валютный рынок РФ.

4. Валютный курс  и порядок его определения

В соответствии с  Указом Президента РФ от 14.06.92 г. № 629 «О частичном изменении порядка  обязательной продажи части валютной выручки и взимания экспортных пошлин»  Банк России осуществляет установление официальных курсов иностранных  валют к рублю РФ, используемых при расчетах доходов и расходов государственного бюджета, для всех видов платежно- расчетных отношений государства с предприятиями, объединениями, организациями и гражданами, а также для целей налогообложения и бухгалтерского учета без обязательства осуществлять операции купли-продажи иностранных валют по указанным курсам.

Банк России каждый рабочий день не позднее 12 часов  по московскому времени устанавливает  официальные курсы валют стран, являющихся ведущими внешнеэкономическими партнерами РФ, к российскому рублю. При этом: - официальный курс доллара  США к российскому рублю устанавливается  на основе котировок текущего рабочего дня биржевого и внебиржевого валютных рынков по операциям «$US-рубль  РФ»; - официальные курсы других свободно конвертируемых валют к рублю  РФ рассчитываются и устанавливаются  на основе официального курса $US к рублю, устанавливаемого ЦБ РФ, и курсов данных валют к $US на международных валютных рынках на 10 часов по московскому  времени текущего рабочего дня; - официальные курсы валют с ограниченной конверсией к рублю РФ устанавливаются на основе официального курса $US к рублю, устанавливаемого ЦБ РФ и котировок данных валют к $US на московском биржевом и внебиржевом валютных рынках; - официальные курсы валют стран, являющихся ведущими внешнеэкономическими партнерами РФ, к российскому рублю вводятся в действие приказом Банка России по установленной форме. Указанные курсы вступают в силу в календарный день, следующий за днем подписания приказа, и действуют в отношении каждой из валют до вступления в силу следующего официального курса данной валюты, если иное не определено нормативными актами ЦБ РФ.

После подписания приказов об установлении официальных курсов иностранных валют к рублю  РФ Департамент иностранных операций Банка России передает информацию об установленных курсах в информационное агентство «Рейтер» и территориальные  учреждения ЦБ РФ; приказы об установлении официальных курсов иностранных  валют к рублю РФ в Административный департамент ЦБ РФ для их регистрации  и распространения в заинтересованные министерства, ведомства и организации; электронную копию приказов об установлении официальных курсов иностранных валют к рублю РФ в Департамент внешних и общественных связей для распространения в средствах массовой информации.

5. Правовое регулирование  валютного контроля

Основы правового  регулирования валютного контроля определены разделом 3 Закона РФ «О валютном регулировании и валютном контроле». Согласно статьи 10 названного Закона целью валютного контроля является обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении валютных операций.

Основными направлениями  валютного контроля являются: проверка соответствия проводимых валютных операций законодательству и наличия необходимых  лицензий и разрешений; проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной  валюте перед государством и обязательств по продаже иностранной валюты на внутреннем рынке РФ; проверка обоснованности платежей в иностранной валюте; проверка полноты и объективности учета  и отчетности по валютным операциям, а также по операциям нерезидентов в валюте РФ. Названные функции  позволяют предположить, что кроме  проверки законности валютных операций, валютный контроль должен осуществляться и за их целесообразностью.

Валютный контроль в РФ осуществляется двумя видами субъектов: органами валютного контроля и агентами валютного контроля. С  точки зрения полномочий одно из главных  отличий органов валютного контроля от агентов заключается в праве  первых издавать нормативные акты, обязательные для резидентов и нерезидентов в РФ. Органами валютного контроля согласно Закону являются ЦБ РФ и Правительство  РФ, а в качестве агентов валютного  контроля определены уполномоченные банки.

В соответствии с  Законом РФ «О валютном регулировании  и валютном контроле» важнейшим  органом, осуществляющим широкие управленческие функции в сфере валютных отношений  является Центральный банк РФ, который  имеет право: определять сферу и  порядок обращения в РФ иностранной  валюты и ценных бумаг в иностранной  валюте; издавать нормативные акты, обязательные для всех субъектов  валютных отношений; устанавливать правила проведения операций с иностранной валютой, с валютой РФ и ценными бумаги в иностранной валюте и валюте РФ; устанавливать общие правила выдачи лицензий банкам и иным кредитным учреждениям на осуществление валютных операций и выдавать такие лицензии; устанавливать единые формы учета, отчетности, порядок и сроки их предоставления; осуществлять иные регулирующие полномочия.

Помимо ЦБ РФ к  органу валютного контроля относится  Правительство РФ в лице таких  органов, как Министерство финансов РФ, Министерство РФ по налогам и  сборам, Государственного таможенного  комитета РФ, правоохранительных органов. До 17 мая 2000 г. особую роль играла Федеральная  служба РФ по валютному и экспортному  контролю, которая была упразднена в соответствии с Указом Президента РФ «О структуре федеральных органов  исполнительной власти» от 17.05.2000 г. № 867. Ее функции были переданы Министерству финансов РФ и, вновь образованному, Министерству экономического развития и торговли РФ.

Федеральная служба России по валютному и экспортному  контролю, в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 560 от 16.06.93 г. «Вопросы Федеральной службы России по валютному  и экспортному контролю» (в редакции Постановления Правительства РФ от 07.07.1998 г. № 725) выполняла следующие  функции: - координацию деятельности агентов валютного и экспортного  контроля по осуществлению единой государственной  политики в области валютных, экспортно- импортных и иных внешнеэкономических операций; - организацию единой системы контроля за соблюдением резидентами и нерезидентами нормативных актов, регулирующих валютные операции, выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, включая обязательства по продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке, обоснованностью платежей по внешнеторговым операциям и переводов капитала за границу, за осуществлением операций с ценными бумагами в иностранной валюте, а также за другими операциями, относящимися к сфере внешнеэкономической деятельности; организацию проверок полноты и объективности учета и отчетности по валютным и иным внешнеэкономическим операциям, а также по операциям нерезидентов в валюте РФ; - осуществление контроля и учета за соблюдением порядка предоставления предприятиям и организациям права экспорта стратегически важных сырьевых товаров, а также их квотирования и лицензирования; - разработку предложений по совершенствованию валютного законодательства, нормативных и методических документов по вопросам развития системы валютного и экспортного контроля; - организацию и проведение с участием заинтересованных министерств и ведомств, а также с привлечением иностранных специалистов и фирм, аудиторских проверок внешнеэкономической деятельности отдельных резидентов и нерезидентов; - взаимодействие с органами валютного и экспортного контроля других государств; - иные функции валютного и экспортного контроля во исполнение решений Президента РФ и Правительства РФ.

В развитие валютного  контроля ЦБ РФ совместно с ГТК  РФ разработали и ввели в действие Инструкцию от 12.10.93 г. № 19 «О порядке  осуществления валютного контроля за поступлением в РФ валютной выручки от экспорта товаров». Решением РС РФ от 03.12.98 г. данный документ был признан незаконным и не подлежащим применению. В 1999 году ЦБ РФ и ГТК РФ издали новую Инструкцию № 86-И от 13.10.99 г. под тем же названием взамен признанной ВС РФ незаконной. Основная задача, которая решается названными нормативными документами – пресечь утечку капиталов из РФ за границу. Согласно инструкции предприятие-экспортер (резидент РФ заключивший контракт на экспорт товаров) обязан предъявить контракт в уполномоченный банк, где находится валютный счет экспортера, на который должна поступить выручка от экспорта. Банк оформляет паспорт сделки – формализованный документ, содержащий сведения о внешнеэкономической сделке, необходимые для валютного контроля. Паспорт, подписанный уполномоченным банком и экспортером, предоставляется в таможенные органы вместе с другими документами для оформления экспорта товара. Уполномоченный банк принимает на себя функции агента валютного контроля за поступлением валютной выручки по данному контракту.

Информация о работе Кредит,его сущность,функции