Электронные деньги Казахстана

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2010 в 08:30, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы - на основе материалов учебников банковского дела, современной публицистики, рассмотреть возможности применения систем электронных расчетов в розничных банковских услугах, проанализировать работу таких систем на основе имеющегося опыта работы банков, современного законодательства и технологической оснащенности современных коммерческих банков, определить возможные перспективы развития этих систем.

Оглавление

Введение 3
1. Теоретические аспекты систем электронных расчетов в банковском деле 5
1.1 Пластиковые карты, как одна из основ системы электронных расчетов 5
1.2 Платежные системы 7
1.3 Удаленное банковское обслуживание 11
2. Анализ работы электронных систем расчетов 18
2.1 Достоинства и недостатки электронных банковских услуг 18
2.2 Экономическая эффективность внедрения и использования систем электронных расчетов 21
3. Система электронных платежей в Казахстане 26
3.1 Популярность электронных денег. Перспективы развития 26
3.2 Роль Процессингового Центра в развитии и платежных карточных систем Республики Казахстан 28
Заключение 33
Список использованных источников 34
Приложение 1 ………………………………………………………………….35
Приложение 2 ………………………………………………………………….35
Приложение 3 ………………………………………………………...………..36
Приложение 4 ………………………………………………………………….36

Файлы: 1 файл

Электронные дениги Казахстана.doc

— 436.50 Кб (Скачать)

      В рамках ассоциации VISA International карточки выпускают 20 тысяч банков членов VISA.  Эти карточки с логотипом эмитентов принимаются в 10 млн. торговых и сервисных точках во всем мире. В ассоциации Europay International – соответственно 25 тыс. банков и 12 млн. точек.

      В течение последних лет условия  получения карточек клиентами банков стали заметно более либеральными – под влиянием конкуренции тарифы снижаются. Однако их разброс среди  банков – эмитентов достаточно высок. Как правило, выбирая определенный банк, клиент получает преимущество по одной группе тарифов, но переплачивает за другие услуги.

      Чем объясняется столь бурное развитие данной сферы банковских услуг в  последние годы? Следует отметить три основных фактора.

      Во-первых, обслуживая международную, либо внутреннюю пластиковую карточку, банк добивается привлечения богатых клиентов.

      Во-вторых, обслуживая данный круг клиентуры, банки сталкиваются с необходимостью восстанавливать связи и производить расчеты через зарубежные банки, придерживаясь стандартов, принятых в мировой банковской практике, в целях интеграции с мировой банковской системой. Однако, чтобы стать партнером зарубежного банка в обслуживании общих клиентов, российскому банку необходимо достичь высокого уровня развития, в том числе в сфере новых технологий.

      В-третьих, анализируя опыт развития денежно кредитной сферы на Западе, можно сделать вывод, что в перспективе наша страна будет широко использовать пластиковые карты в качестве инструмента денежного обращения.

      В тоже время следует иметь в  виду, что пластиковые карточки международных систем предполагают наличие валютных средств.

      В целом анализ работы банков с международными карточками показывает, что существует опасность финансовой, технической  и интеллектуальной зависимости  от  западных влияний, поставок программного обеспечения и комплектующих, идей.

      Важнейшим направлением обслуживания клиентов банков с использованием новейшей электронной  техники является представление  им электронных услуг в магазинах. В системах межбанковских электронных  переводов денежных средств в торговых организациях осуществляется перечисление средств со счета покупателя на счет продавца в момент покупки или в отдельных случаях с отсрочкой платежа по желанию клиента. Большинство операций выполняется при помощи пластиковых карточек, которые вышли на передовые позиции в организации платежного оборота высокоразвитых стран Запада, постепенно вытесняя чеки и чековые книжки. В последние годы ведутся работы по внедрению многоцелевых карточек, которые можно использовать как кредитные, платежные, чековые гарантийные карточки.5

      Карточка  для пользования данными системами  – необходимый элемент процедуры  перечисления средств. Продавец пропускает ее через специальный терминал и  проверяет покупательную способность  карточки, после чего осуществляется платеж. Вся операция занимает не более 30 секунд.

      С точки зрения проблем внедрения  пластиковых карт можно сказать:

  • карточный бизнес в настоящий момент уже довольно сильно развит во всем мире;
  • технологически этот вид бизнеса очень прогрессивен, постоянно развивается,  и в нем используются наиболее передовые достижения науки и техники;
  • для внедрения банковских продуктов, основанных на использовании банковских карт, требуются большие затраты, особенно на первых этапах;
  • при довольно сильной унификации банковских карт, оборудования, используемого в карточном бизнесе, правил обслуживания, ведения и соблюдения технических стандартов, на современном рынке банковских услуг наблюдается очень большое разнообразие различных банковских карточек, различных как по технологии исполнения карты, так и по набору услуг,  и по разнообразию   Платежных систем, в которых они участвуют;
  • в результате этого  разнообразия, многие банки, занимающиеся эти бизнесом, эмитируют и обслуживают множество различных карточек, различных платежных систем, с целью предложить наиболее полный пакет карточных услуг своим клиентам. Приходится покупать дорогостоящее оборудование, которое имеет тенденцию, как и вся современная компьютерная техника морально устаревать, в связи с этим, уже масса такого бывшего в употреблении оборудования предлагается к продаже. Некоторые типы карт, например с магнитной полосой, постепенно перестают использоваться, уступая место микропроцессорным картам;
  • банки, вступающие в этот бизнес в более позднее время, немного выигрывают тем, что при тех же затратах приобретают для работы с картами более совершенное оборудование, берут в обслуживание, более высокотехнологические карточки, себестоимость которых с каждым днем становится все ниже. Они  вступают в уже проверенные временем и зарекомендовавшие себя устойчивые платежные системы различного уровня. Банки, вступившие на этот путь ранее, успели больше зарекомендовать себя, как высокотехнологичные банки, и успели собрать наиболее привлекательную клиентуру для своего карточного бизнеса. Банки, не использующие передовые технические решения, в будущем рискуют вообще потерять часть своих клиентов, из-за неспособности обслуживать их на современном уровне  развития банковских услуг;
  • пластиковые карты позволяют клиентам мобильно пользоваться банковскими услугами;
  • большинство клиентов, физических лиц,  современных банковских карточных услуг имеют доходы выше среднего уровня, поскольку стоимость обслуживания карт, на сегодняшний день остается довольно высокой. Уровень спроса на карточные банковские продукты сильно зависит от инфраструктуры обслуживания карточек, от готовности торговых организаций принимать их к оплате. Только в крупных городах, в карточный бизнес возможно массово привлечь клиентуру  со средним уровнем дохода. В остальных же случаях клиентов, можно привлечь на льготных условиях, внедряя широкомасштабные проекты, с поддержкой крупных корпоративных клиентов, организации "зарплатных" проектов;
  • карточный бизнес является высоко рисковым,  в большинстве случаев имеет длительный срок окупаемости.

      С точки зрения технологий электронных  платежных систем следует отметить, что:

  • банковская  карта не является заменителем наличных денег, а является лишь одним из средств, используемых при  расчетах;
  • пластиковая карта подтверждает право ее владельца получать товары и услуги, наличные деньги, производить расчеты;
  • пластиковые карты имеют уже довольно развитую правовую базу во все мире;
  • с правовой точки зрения, пластиковая карта выступает, как документ, подтверждающий право владельца на платеж, и с помощью специальных устройств, позволяет оставлять доказуемое подтверждение того, что платеж действительно был совершен;
  • безопасность ведения расчетов посредством пластиковых карт   базируется  на техническом уровне исполнения карты (имеют множество степеней защиты, особенно микропроцессорные), на обеспечении при расчетах в большинстве случаев авторизации карт, проверки личности владельцев карты;
  • практически пластиковые карты возможно использовать в любых технологиях проведения электронных расчетов. Их можно использовать, как дополняющий элемент, при удаленном банковском обслуживании клиентов, при проведении денежных переводов, платежей между банками и клиентами. Карты активно используются в электронной коммерции, при оплате товаров и услуг через Интернет, при создании городских (региональных) систем оперативных взаиморасчетов между субъектами экономики.
  • современное техническое совершенство микропроцессорных карт, дает неограниченный простор для фантазии разработчиков, при создании принципиально  новых банковских продуктов.

    1.3  Удаленное банковское обслуживание

 

      Исходя  из выше изложенного, можно сделать  вывод, что большое количество систем электронных расчетов, платежных  систем основано на применении пластиковых  карт. К электронным системам расчетов в банках также относятся обслуживание клиентов в офисах и на дому с использованием электронной техники, различных систем электронных коммуникаций, денежные расчеты в системах электронной коммерции, межбанковские электронные переводы. Многие из них могут не использовать пластиковые карты, как необходимый элемент.6

      Понятие "пластиковые карты" очень тесно  увязано с темой настоящей  работы, т.к. является одной из важных сторон, электронных Платежных  услуг, предоставляемых банками. С другой стороны, тема "пластиковые карты" является более обширной. Она  включает в себя не только проблемы электронных расчетных (платежных) систем, банковских услуг клиентам, но и массу других, экономических, технических, правовых и других вопросов, связанных с чисто "карточным бизнесом". "Пластиковые карты" - это отдельная тема в списке дипломных работ университета,  требует более детального анализа и  создает множество других предметов исследования.

      Более подробно, в работе  будут рассмотрены  вопросы удаленного банковского  обслуживания клиентов, поскольку это самая классическая  форма розничных электронных банковских услуг. При удаленном обслуживании клиентов пластиковые карты, могу и не применяться, поскольку заменяются другими технологическими инструментами. Но для наиболее качественного обслуживания клиентов, просто необходимо интегрировать услуги по обслуживанию карточек, в удаленное банковское  обслуживание. Намного привлекательнее для клиента будет ситуация, когда благодаря различным системам типа "Клиент-банк", он не просто сможет быстро, не выходя из офиса, отправить платежный документ в банк, но и получатель платежа в другом банке получит деньги в минимально короткие сроки. Только став участником современных электронных межбанковских электронных расчетов, банк способен обеспечить соответствующий уровень оперативности платежей для своих клиентов.

      Совершенствование экономического механизма в условиях перехода к рынку предъявляет  все более высокие требования к функционированию денежного обращения, организации расчетного и кассового обслуживания. Рост платежного оборота и обусловленный им рост издержек обращения настоятельно диктуют необходимость создания принципиально новых механизмов денежного обращения, обеспечивающих быстрорастущие потребности в платежах и ускорение оборачиваемости денежных средств при одновременном  снижении издержек денежного обращения и сокращения трудовых затрат.

      Данная  проблема не может быть решена при  массовом использовании существующих форм денег, так как в силу своей  физической природы они имеют  предел подвижности, обуславливают высокую трудоемкость финансовых расчетов, не обеспечивают непрерывность цепи расчета и затрудняют контроль за своим движением. Один из путей решения этой проблемы –  использование новых технологий  научно-технического прогресса в сфере применения заменителей наличных денег и создания различных систем  электронных расчетов, использовании для этого передового опыта индустриально развитых стран с рыночной экономикой.

        «Home banking»- банковское обслуживание клиентов на дому и на их рабочем месте.7

      Наряду  с использованием банкоматов, электронных  систем расчетов и платежей ведение  банковских операций на дому («home banking») представляет собой самостоятельную  форму банковских услуг населению, основанных на

      использовании электронной техники.

      Пользователи  систем электронных банковских услуг  на дому самостоятельно приобретают  необходимое оборудование, а банк консультирует клиентов по вопросам оборудования домашних терминалов и  приобретения необходимого программного обеспечения. Подобные системы позволяют клиенту банка, используя экран монитора или телевизора, персональный компьютер, подключиться по телекоммуникационным линиям связи (телефон или видео) к банковскому компьютеру. В данном случае банковские операции могут осуществляться 7 дней в неделю круглосуточно. Перед началом каждой операции владелец счета использует «ключ» в коде защиты от неправомочного подключения к системе. Пользование данной системой позволяет управлять текущим счетом, вкладом, расчетами клиента с бюджетом, счетами платежей и сбережений.

      Среди операций, выполняемых при помощи подключения персонального компьютера к банковской компьютерной системе, выделим следующие:

  • получение баланса счета на текущий день;
  • ознакомление с деталями инструкций, правил, в соответствии с которыми могут вноситься изменения, исправления и т.д.;
  • возможность заказать чековую книжку и отчет о движение средств на счете за определенный период времени; осуществление перечислений по счетам клиентов;
  • оплата услуг различных компаний (например, выпускающих кредитные и другие пластиковые карточки, причем при помощи компьютера на дому можно оплатить счета вперед); 
  • выполнение операций с ценными бумагами и др. Кассовое обслуживание клиентов на дому в ряде случаев не ограничивается их счетами в национальной валюте.

      С точки зрения обслуживания клиентов - юридических лиц, банки стараются  придерживаться установленных правил введения безналичных расчетов. Правила  расчетно-кассового обслуживания клиентов, права и обязанности сторон, оговоренные в  договоре банковского счета, в основном совпадают с нормами и отношениями между банком и клиентом при использовании систем типа "Клиент-Банк". 8

      Система «Клиент банк» позволяет (в классическом варианте):

  • передавать в банк платежные поручения;
  • получать выписки со счетов клиентов;
  • получать электронные копии платежных документов по зачислению средств на счета клиентов;
  • обмениваться с банком электронными текстовыми сообщениями;
  • получать справочную информацию (перечень выполняемых банковских операций, курсы валют и т.д.)
  • осуществлять импорт (экспорт) информации с системой автоматизации предприятия клиента.

Информация о работе Электронные деньги Казахстана