Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 05:40, курсовая работа
Проблемам экономического роста в любой стране мира уделяется пристальное внимание, будь то высокоразвитая Япония, пытающаяся осуществить наиболее полно свои широкомасштабные экономические программы и реализовать поставленные экономические цели, или Россия пытающаяся выполнить программу Международного валютного фонда, чтобы получить очередной кредит. Поэтому эта тема довольно актуальна не только для экономистов, но и для политиков, юристов и вызывает неподдельный интерес.
Введение 3
Глава 1. Экономический рост: сущность, типы, факторы
1.1. Сущность экономического роста 5
1.2. Факторы 8
1.3. Типы экономического роста…………………………………...10
1.4 Показатели экономического роста 14
Глава 2. Модели экономического роста
2.1. Кейсианские модели 16
2.2. Неоклассическая модель 20
2.3.Теория нулевого экономического роста 22
Глава 3. Государственное регулирование экономического роста.25
Глава 4. Инфляция
4.1 Сущность и классификация инфляции.......................................27
4.2. Измерение инфляции...................................................................29
4.3. Причины инфляции......................................................................31
Глава 5. Последствия инфляции........................................................33
Глава 6.Борьба с инфляцией.
6.1. Методы борьбы с инфляцией......................................................35
6.2. Особенности антиинфляционной политики в России..............36
Глава 7.Заключение.............................................................................40
Список использованных источников.................................................42
Индекс цен может иметь три численных значения:
Индекс стоимости жизни используется при определении минимальной заработной платы, от него, в свою очередь, зависит уровень заработной платы.
2) Индекс оптовых цен
При исчислении индекса оптовых цен (индекса цен товаров производственного назначения) рассматривается изменение цен определенного количества промежуточных товаров, используемых в производстве. Изменение оптовых цен отражает динамику цен на сырье, полуфабрикаты, материалы, конечные виды продукции на оптовом рынке. Два названных индекса тесно взаимосвязаны, так как рост промышленных товаров и услуг в конечном итоге ведет к росту розничных цен.
3) Дефлятор ВНП (индекс цен на конечные товары и услуги)
Для измерения
общего уровня цен чаще используется
индекс цен валового национального
продукта – так называемый дефлятор
ВНП. Его корзина включает в себя все конечные
товары и услуги, произведенные в обществе.
Следовательно, дефлятор ВНП более полно
отражает изменение цен в обществе, охватывает
не только отдельные группы товаров и
услуг. Реальный ВНП показывает, насколько
возрос валовой национальный продукт
исключительно за счет роста цен.
Дефлятор ВНП = | Номинальный ВНП | • 100 % |
Реальный ВНП |
При расчете
дефлятора ВНП номинальный ВНП
означает расходы в нынешнем году
по текущим ценам, реальный ВНП – расходы
в нынешнем году по ценам базового года.
4.4.Причины инфляции
Повышение
цен и появление излишнего
количества денег – это лишь внешние
проявления инфляции. Ее глубинной
причиной является нарушение пропорций
национального хозяйства
Множество причин инфляции отмечается практически во всех странах. Однако комбинация различных факторов этого процесса зависит от конкретных экономических условий. Все причины инфляции взаимосвязаны и каждая по-своему может вести к росту или падению спроса и предложения, нарушая их баланс. Значение источников инфляции важно для выработки конкретных мер борьбы с инфляцией.
Для рассмотрения механизма инфляции можно обратиться к двум ее типам:
Впрочем,
на практике нелегко отличить один
тип инфляции от другого: часто они
тесно взаимодействуют, поэтому
рост зарплаты, например, может выглядеть
и как инфляция спроса и как инфляция
издержек.
Инфляция спроса
Суть инфляции спроса можно объяснить фразой: «Слишком большое количество денег охотятся за слишком малым количеством товаров». Основными причинами инфляции спроса являются:
Инфляция предложения
Инфляция предложения означает рост цен, спровоцированный увеличением издержек производства в условиях неполного использования производственных ресурсов. Ее иногда так и называют – инфляцией издержек производства. В последнее время тип инфляции, при котором цены растут при снижении совокупного спроса, часто встречается в мировой практике. Основными причинами инфляции предложения являются:
Повышение издержек на единицу продукции сокращает прибыль и объем продукции, которое производители готовы предложить при существующем уровне цен. В результате уменьшается предложение товаров и услуг и увеличиваются цены.
Общее повышение цен приводит к снижению реальных доходов населения. Требования профсоюзов увеличить номинальную заработную плату трудящихся и государственная политика компенсации денежных потерь от инфляции рождает порочный круг: рост цен вызывает требования повышения доходов населения, увеличение доходов ведет к росту издержек предпринимателей на заработную плату (инфляция предложения) и/или к восстановлению платежеспособного спроса (инфляция спроса).
5. Последствия инфляции.
На практике встречаются три основных варианта последствий инфляции для экономических субъектов:
Позитивный вариант
Нулевой вариант
Нейтральные последствия инфляционных процессов – достаточно редкое явление. В этом случае потери от роста цен полностью покрываются увеличением доходов. Такой случай имеет место, когда на отдельных предприятиях или в национальном масштабе проводится «автоматическая индексация» денежных доходов.
Негативный вариант
В целом, хотя инфляция, как и многие другие явления, характерные для экономической жизни, не может быть оценена однозначно. Ее не следует рассматривать как абсолютное зло, поскольку она может быть инструментом стимулирования экономического роста, способствуя оживлению конъюнктуры, повышению цен и нормы прибыли. Именно поэтому ползучая инфляция воспринимается как атрибут современного экономического развития, имеющий скорее положительные последствия, чем отрицательные.
Вместе
с тем нужно учитывать, что
выход инфляции из-под контроля чреват
крайне негативными социально-
6. Борьба с инфляцией.
6.1. Методы борьбы с инфляцией.
Правительство каждой страны, находящейся в экономическом кризисе, должно в первую очередь проводить антиинфляционную политику. При этом крайне желательно, чтобы правительство, одной рукой борясь с инфляцией (в том числе и за счет простых граждан), другой рукой не усугубляло ситуацию в экономике своими непродуманными или даже своекорыстными эгоистичными действиями. Методы борьбы с инфляцией могут быть как прямыми директивными, так и косвенными.
1. Регулирование
общей массы денег через
2. Регулирование ссудного и учетного процесса коммерческих банков через управление ими центральным банком, при этом в условиях борьбы с инфляцией необходимо поддержание жесточайшей финансовой дисциплины;
3. Обязательные резервы коммерческих банков, операции центрального банка на открытом рынке ценных бумаг.
Именно
эти меры были использованы Центробанком
России под управлением Т.Парамоновой
для обуздания инфляции в 1995 году.
Прямые
методы регулирования
1. Прямое
и непосредственное
2. Государственное регулирование цен;
3. Государственное (в том числе и по соглашению с профсоюзами) регулирование заработной платы (эта мера должна сочетаться с поддержанием жесткой фискальной дисциплины, иначе зарплаты «уходят в тень»);
4. Государственное
регулирование внешней
К
подобного рода мерам