Экономическая сущность и функции коммерческих банков в экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 19:18, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – определение места коммерческого банка в Российской Федерации, проблем и перспектив развития современной банковской системы. Реализация данной цели возможна лишь через решение следующих конкретных задач: - проследить за процессом становление банковской системы;
- определить функции коммерческого банка в рыночной экономике;
- определить состав активных и пассивных операций выполняемых коммерческим банком на современном этапе развития;
- проанализировать динамику развития банковской системы в Российской Федерации;
- выделить основные проблемы и перспективы стоящие перед коммерческими банками на данном этапе развития.

Оглавление

Введение …………………………………………………………………………..5
1 Экономическая сущность и функции коммерческих банков в экономике….6
Возникновение коммерческих банков: исторические и современные аспекты развития…………………………………………………….....6
Этапы развития банковской деятельности…………………………...9
Функции коммерческих банков в рыночной экономике …………..12
2 Особенности проведения операций коммерческих банков……………........16 2.1 Коммерческий банк как финансовый посредник…………………...16 2.2 Пассивные операции коммерческих банков………………………...20 2.3 Активные операции коммерческих банков…………………………22
3 Оценка деятельности коммерческих банков в современной российской экономике………………………………………………………………………...24 3.1 Тенденции и особенности развития российской банковской системы…………………………………………………………………………...24 3.2 Проблемы функционирования банковской системы на современном этапе………………………………………………………………………………26 3.3 Перспективы развития банковского сектора России.........................28
Заключение……………………………………………………………………….32
Список использованных источников…………………………………………...34
Приложения……………………………………………………………………...36
Приложение А Определения, обозначения и сокращения

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 204.87 Кб (Скачать)

 

 

 

    1. Особенности проведения операций коммерческих банков

2.1 Коммерческий банк как  финансовый посредник

 

Финансовым посредничеством  называется деятельность по аккумуляции  свободного денежного капитала и  размещение его среди заемщиков-пользователей.         Виды финансовых посредников: банки, небанковские финансово-кредитные учреждения, которые иногда называют специализированными финансово-кредитными учреждениями.        Банк в правовом аспекте - финансовый посредник, который исполняет одну или несколько операций, отнесенный законом к банковской деятельности.           К банковской деятельности относится комплекс из последовательных банковских операций:

  • принимать денежные вклады от клиентов;
  • предоставлять клиентам займы и создавать новые платежные средства;
  • производить расчеты между клиентами.

К посредническим операциям  коммерческого банка относятся:

  • лизинговые операции;
  • факторинговые операции;
  • кредитование;
  • прочие операции.          Коммерческие банки являются классическими финансовыми посредниками, оказывающими услуги на рынке ценных бумаг.    У. Шарп определяет финансовых посредников как «организации, выпускающие финансовые обязательства и продающие их в качестве активов за деньги» [14, c. 9]. Данное определение отражает основной принцип функционирования финансовых посредников: «выпуск собственных обязательств для заимствования кредитных фондов у сберегателей (вкладчиков) и передача полученных средств инвесторам (заемщикам) в обмен на их прямые обязательства» [15, c. 114].      Являясь финансовыми посредниками депозитного типа, коммерческие банки покупают денежные ресурсы, принимают депозитные вклады с уплатой определенного процента, а затем размещают эти средства на финансовом рынке. В этом случае происходит выпуск собственных обязательств и взаимосвязанное с ним приобретение обязательств третьих лиц. Аккумулируя временно свободные денежные средства одних субъектов (сберегателей), и предоставляя затем их другим субъектам (эмитентам), имеющим в них потребность, посредники трансформируют объемы капитала, сроки его использования, а также обеспечивают трансформацию риска посредством диверсификации вложений. В процессе трансформации денежных средств, коммерческие банки принимают посредническое участие в платежах, что позволяет преодолеть конфликт интересов сберегателей-инвесторов и заемщиков-эмитентов, возникающий в прямом контакте из-за несовпадения предлагаемых и требуемых сумм, их сроков, доходности. Услуги на рынке ценных бумаг в рамках классического финансового посредничества российских коммерческих банков представлены услугами по управлению денежными средствами клиентов посредством общих фондов банковского управления. Принятые денежные средства клиентов коммерческий банк вкладывает в активы согласно инвестиционной декларации (в иностранную валюту, ценные бумаги, драгоценный металлы), одновременно трансформируя их в обязательства по договору доверительного управления.            Коммерческие банки действуют на рынке ценных бумаг не только как финансовые, но и как торговые посредники. В связи с тем, что в основе российского рынка ценных бумаг лежит континентальная модель, коммерческие банки могут выступать в качестве торгового посредника на рынке ценных бумаг (брокера), совмещая эту деятельность со своей основной деятельностью, в то время как прочие организации осуществляют эту деятельность как, исключительную. Это дает банкам определенные преимущества, поскольку деятельность банков как полноценных финансовых посредников позволяет им извлекать из оказания посреднических брокерских услуг выгоды, недоступные обычным брокерам. Эти преимущества выражаются в следующем:
  • при оказании банком брокерских услуг имеет место положительный эффект масштаба, поскольку часть постоянных затрат, которые неизбежно несут организации при осуществлении брокерской деятельности, распределяется между всеми видами деятельности банка, что делает собственно брокерскую деятельность более доходной;
  • финансовые ресурсы, которыми располагают коммерческие банки по сравнению с небанковскими профессиональными посредниками, дают банку преимущество в рекрутинге опытных специалистов, составляющих основу брокерского направления деятельности банка;
  • как более полноценный участник финансового сектора экономики, банк имеет эксклюзивные каналы информации (например, в лице банков-контрагентов, представителей эмитентов - клиентов банка);
  • коммерческие банки обладают возможностью осуществления инвестиций, обеспечивающих максимальную технологичность процессов предоставления услуг;
  • относительно дешевые кредитные ресурсы, привлекаемые в рамках осуществления основной деятельности, дают коммерческим банкам преимущества в определении ставок маржинального кредитования;
  • характер основного вида деятельности позволяет конструировать комплексные услуги на базе брокерского обслуживания (например, включать в пакет услуг более дешевое, чем у конкурентов расчетно-кассовое обслуживание);
  • коммерческие банки располагают дополнительной клиентской базой в лице клиентов банка по другим операциям: лица, предъявляющие спрос на брокерские услуги при прочих равных условиях охотнее заключат договор со «своим банком» чем с другой компанией, а предложение брокерских услуг клиентам позволяет в короткие сроки сделать рентабельным новое направление деятельности.    Услуги коммерческих банков как торговых посредников на российском рынке ценных бумаг следует разделить на услуги по покупке и продаже ценных бумаг, маржинальные услуги, услуги андеррайтинга, услуги по финансовому консультированию и иные консультационные услуги, маркет-мейкерские услуги. Обязательным условием оказания вышеуказанных услуг в России является получение лицензии профессионального участника на брокерскую деятельность в Федеральной службе по финансовым рынкам. Действующий в России Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг, утвержденный Постановлением Госстандарта от 06.11.2001 г. № 454-ст определяет финансовое посредничество как деятельность, связанную с получением и перераспределением денежных средств. При этом выделяется деятельность, являющаяся вспомогательной по отношению к финансовому посредничеству. Она включает предоставление услуг, относящихся к финансовому посредничеству или тесно связанных с ним, кроме самих услуг по финансовому посредничеству [16]. В финансовом посредничестве различают денежное посредничество и прочее финансовое посредничество, включая финансовый лизинг, предоставление кредита, капиталовложения в ценные бумаги и в собственность, деятельность дилеров, заключение свопов, опционов и других биржевых сделок. В отдельно выделенную вспомогательную деятельность в сфере финансового посредничества и страхования включаются управление финансовыми рынками, биржевые операции с фондовыми ценностями, прочая вспомогательная деятельность в сфере финансового посредничества. Таким образом, деятельность коммерческих банков на российском рынке ценных бумаг статистика относит к деятельности, являющейся вспомогательной по отношению к финансовому посредничеству, и это противоречит устоявшейся теории посредничества и сложившейся практике.        Обязательства коммерческого банка как результат трансформации привлеченных денежных ресурсов напрямую связаны с показателями рынка ценных бумаг в целом, его отдельных сегментов и отдельных видов ценных бумаг. Примером этой взаимосвязи служит мировой финансовый кризис 2008 года. Поэтому коммерческие банки должны осуществлять взвешенную политику в отношении услуг, обусловленных финансовой природой посредничества на рынке ценных бумаг.

 

2.2 Пассивные операции коммерческих банков

 

Пассивные операции коммерческого  банка — это деятельность банка  по аккумулированию собственных  и привлеченных средств в целях  их размещения. Назначение операций коммерческого банка состоит в следующем: обеспечение ресурсами деятельности банка;  формирование дополнительных источников средств для производительного использования в экономике; увеличение доходов физических и юридических лиц, получающих банковские проценты по вкладам; рост собственного капитала банка; создание резервных фондов страхования банковских операций.           Пассивные операции — операции по мобилизации средств, а именно: привлечение кредитов, вкладов (депозитных, сберегательных), получение кредитов от других банков, эмиссия собственных ценных бумаг.   Средства, получаемые в результате пассивных операций, являются основой непосредственной банковской деятельности.    Основные пассивные операции коммерческого банка — депозитные. Депозитные операции — это срочные и бессрочные вложения клиентов банка. Средства, хранящиеся на счетах до востребования (бессрочные вклады), предназначаются для осуществления текущих платежей — наличными или через банк при помощи чеков, кредитных карточек или аккредитивов. Другой вид депозитных вкладов — срочные вклады (с определенными сроками погашения). По этим вкладам обычно выплачиваются более высокие проценты, зависящие от срока вклада, поскольку банки могут более длительное время распоряжаться средствами вкладчика и имеют возможность реинвестировать их. Чаще всего на срочные счета помещаются средства целевого назначения, например суммы, предназначенные предпринимателем для покупки оборудования через 6 месяцев.             К пассивным операциям коммерческого банка можно отнести: создание и увеличение собственного капитала за счет отчислений от прибыли; эмиссию ценных бумаг и их размещение на открытом рынке; депозитные операции; межбанковские займы на внутреннем и внешнем рынке (рис. 1);  различные сберегательные операции.  Сберегательные депозиты служат для накопления средств клиента, о чем клиенту выдается свидетельство (сберегательная книжка).       Среди депозитных операций выделяют следующие группы: депозиты до востребования; срочные и сберегательные депозиты.

Рисунок 1 - Привлеченные средства коммерческого банка

    1. Активные операции коммерческих банков

 

Активные операции коммерческого  банка — это операции по размещению привлеченных и собственных средств  коммерческого банка в целях  получения дохода и создания условий  для проведения банковских операций. Активные операции коммерческого банка — это прежде всего кредитные операции, инвестиционные операции, операции по формированию имущества банка, расчетно-кассовые операции, комиссионно-посреднические (факторинг, лизинг, и пр.). Все кредитные операции можно сгруппировать следующим образом (рис. 2):

 

Рисунок 2 - Классификация кредитных операций

Активные операции банков — это операции по выдаче (размещению) различного рода кредитов. Наиболее часто  встречающимся видом кредита, выдаваемого  банками, является краткосрочная ссуда  экономическим агентам, обычно для  финансирования покупки товарно-материальных ценностей. Эта ссуда может выдаваться под реальное обеспечение или  без него, но в любом случае для  ее получения необходимо наличие  отчетных финансовых документов, характеризующих  финансовое положение заемщика, с  тем чтобы банк мог в любой  момент оценить вероятность своевременного погашения ссуды. [17]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Оценка деятельности коммерческих банков в современной   российской экономике

3.1 Тенденции и особенности  развития российской банковской  системы

 

Современная банковская индустрия  России представляет собой мощную народнохозяйственную отрасль по оказанию широкого спектра  разнообразных услуг: от традиционных депозитно-ссудных и расчетно-кассовых операций, определяющих основу банковского  дела, до новейших форм денежно-кредитных  и финансовых инструментов, используемых банковскими структурами для  удовлетворения потребностей розничных  клиентов.             Особенности российской банковской системы состоят, однако, в том, что она, будучи развивающейся системой рыночного типа:     - не всегда отчетливо проявляет в своей деятельности рассмотренные тенденции, характерные для развитых стран;       - цивилизованные, современные формы зачастую практикуются не всеми банками (погоня за прибылью нивелирует отношения с клиентами);  - технологии в значительной степени не сформулированы в законодательстве и нормативных документах;       - переход на новые технологии в силу ограниченности ресурсов, а в некоторых случаях их незнания и неумения правильно использовать совершается медленно, с опозданием (особенно это касается вложений в банковскую инфраструктуру);         - пока только овладевает новейшими технологиями, нередко копирует их без должной адаптации к национальным условиям;     - развивает технологии в контексте их унификации, без должного учета особенностей кругооборота капитала товаропроизводителей.  Национальная банковская система за небольшой отрезок своего развития в условиях рыночной экономики, несомненно, совершенствует свою деятельность, постепенно наращивает потенциал эффективного обслуживания экономических субъектов.    Современный этап развития банковской системы России - весьма сложный для российских коммерческих банков. Основными проблемами являются: обострение конкуренции; недостаточность капиталов банков для проведения кредитных операций в объемах, необходимых для удовлетворения потребностей субъектов хозяйственной деятельности в заемных средствах - как для пополнения оборотных средств, так и для кредитования технического перевооружения предприятий. Банки ощущают острую нехватку долгосрочных ресурсов для кредитования в основные средства и проектного финансирования в условиях сужающейся маржи по активно-пассивным операциям. В то же время возможность увеличения комиссионных доходов ограничена конкурентной борьбой за клиента, которая в основном сосредоточена в сфере ценовой конкуренции. В этих условиях требования органов контроля, прежде всего Банка России, по повышению качества учета, переходу на международные стандарты финансовой отчетности, ежедневный расчет нормативов деятельности банков и т.д. не дают возможности банкам сокращать затраты и эффективно управлять ими.          Основными тенденциями в развитии банковской системы нашей страны в ближайшие годы станут консолидация банков и их специализация. Первая тенденция даст возможность объединить капиталы, финансовые и технологические ресурсы банков, необходимые для удовлетворения потребностей предпринимателей в высококачественном банковском обслуживании, а также оптимизировать и сократить затраты. Вторая тенденция позволит сосредоточить усилия на качественном выполнении отдельных операций и предоставлении востребованных рынком услуг, сократив затраты на проведение других, не профильных для данного кредитного учреждения операций. Универсальную деятельность смогут позволить себе только очень крупные банки или банковские холдинги, создание которых станет, вероятно, одной из актуальных задач в ближайшем будущем.          Специализация даст возможность обеспечить жизнеспособность кредитных институтов, обладающих высокопрофессиональным в определенной области персоналом. Наиболее актуальной в настоящее время представляется специализация банков на проектном и ипотечном кредитовании. Потребность в этих банковских кредитах велика и удовлетворяется далеко не полностью.     Консолидация может проходить в двух формах - слияния равновеликих кредитно-финансовых учреждений и присоединения крупными банками региональных кредитных институтов. В условиях постоянно снижающейся маржи по активно-пассивным операциям банков обеспечить эффективную деятельность кредитного учреждения возможно только при высоком уровне технологии выполнения операций и большом их объеме. В этих условиях важнейшей задачей является создание широкой дистрибьюторской сети, необходимой для реализации банковских продуктов и услуг. Создание такой сети в рамках узкого регионального кредитного рынка представляется малоэффективным. В связи с этим в ближайшее время важнейшей задачей для крупных банков - лидеров рынка ссудных капиталов станет создание или оптимизация региональной сети и качественное управление ею.  [18]

 

3.2 Проблемы функционирования банковской системы на современном этапе

 

             За период реализации Стратегии 2008 существенно изменились характеристики развития банковского сектора. Эти изменения соответствуют достаточно динамичному развитию как отдельных российских кредитных организаций, так и целых сегментов рынка банковских услуг (например, потребительского кредитования). В целом для банковского сектора последнее 10-летие стало годами бурного роста и расширения предложения банковских услуг населению и предприятиям. В институциональном плане банки играют главную роль в системе финансового посредничества в Российской Федерации, значительно превосходя остальных участников финансовых рынков по экономическому потенциалу.    Вместе с тем наряду с существенным ростом показателей развития банковского сектора сохраняются проблемы ведения банковского бизнеса, вследствие которых конкурентоспособность российских кредитных организаций и банковского сектора в целом остается недостаточной. Это обусловлено различными факторами, лежащими как вне, так и внутри банковского сектора.           К внешним факторам относятся, в частности, недиверсифицированность экономики и общий дефицит ее инвестиционных возможностей, ограниченность и преимущественно краткосрочный характер кредитных ресурсов, высокий уровень непрофильных (административных) расходов кредитных организаций, в том числе связанных с проведением проверок соблюдения кассовой дисциплины клиентами и хранением больших объемов документов в бумажной форме. Мошенничество пока продолжает оставаться весьма распространенным явлением, с которым приходится сталкиваться как самим банкам, так и регуляторам. В целях повышения конкурентоспособности банковского бизнеса требуется повышение уровня защиты частной собственности, включая формирование стандартных юридических конструкций, защищающих интересы кредиторов, повышение эффективности судебной системы с точки зрения сроков и качества принимаемых решений.        В качестве внутренних недостатков банковского сектора можно отметить: безответственность владельцев и менеджмента некоторых банков при принятии бизнес-решений, диктуемых погоней за краткосрочной прибылью в ущерб финансовой устойчивости; неудовлетворительное в ряде случаев состояние управления, включая корпоративный аспект и управление рисками, в том числе вследствие ориентации кредитных организаций на обслуживание бизнеса владельцев; существование непрозрачных для регулятора и рынка форм деятельности, недостоверность учета и отчетности, приводящие к искажению информации о работе кредитных организаций; вовлеченность отдельных кредитных организаций в противоправную деятельность; недостаточная технологическая надежность информационных систем кредитных организаций, обусловленная в том числе неупорядоченностью в сфере применения информационных технологий в банковской деятельности, включая технологии дистанционного банковского обслуживания.           Указанные недостатки снижают авторитет банковского сообщества и уровень доверия к банковскому сектору, ухудшают возможности привлечения банками инвестиций.        Наличие нерешенных проблем обусловливает необходимость дополнительных усилий со стороны Правительства Российской Федерации и Банка России в целях дальнейшего развития банковского сектора, направленного на качественные изменения в деятельности банков. [19]    

 

    1.  Перспективы развития банковского сектора России

 

Для того чтобы оценить тенденции  и перспективы развития банковского  сектора нужно отследить динамику его развития за последние несколько лет.            И в качестве первой тенденции можно выделить снижение количества действующих кредитных организаций на территории РФ. Еще с 2004 многие Кредитные организации стали укрупняться и объединяться. Это можно увидеть на графике 1.[19]

Рисунок 3

Количество действующих кредитных  организаций уменьшилось с 1329 до 1012 всего за 8 лет.           Можно сказать, что кризис не повлиял на объем предоставления кредитов, привлечения депозитов и посредничества в расчетах многих российских банков. По статистическим данным опубликованным Центральным Банком РФ на конец марта 2011 года, объем активных операций на начало .2009 года составляло 13874,9 млрд. руб., на начало 2010 года 13872,8 млрд.руб., а на начало 2011 уже 16099 млрд.руб.

Рисунок 4

Значительно увеличился в 2010 году объем  кредитования нефинансовых организаций- резидентов. Увеличение составило 1273 млрд. руб. Так же в 2010 году увеличился объем  кредитования финансового сектора, почти в 1,5 раза.         Нельзя не согласиться с тем, что российская банковская система достаточно динамично преодолевает последствия финансового кризиса. Уверенно растут объемы вкладов, размещаемых в банках населением, увеличиваются объемы кредитования как юридических, так и физических лиц.              Если говорить о перспективах развития, то первым можно выделить наращивание капитала банками. Требования ЦБ к коммерческим банкам ужесточились и одним из таких стало требование о минимальном размере капитала. К примеру с 1 января 2012 г. он не должен быть менее 180 млн руб. Так же будут меняться требования к уровню достаточности и качества капитала, это связанно с внедрение принципов Базеля II, и дальнейший переход к принципу Базеля III. И третье, и самое важное изменение в банковском секторе, связанное с капиталом это повышения конкурентоспособности и устойчивости. Банки будут сами стремиться к наращиванию своего капитала и повышению его качества. Потенциал для увеличения конкуренции в банковском секторе большой. Частные банки быстрее реагируют на ситуацию, внедряют инновации, ищут новые ниши, теснее взаимодействуют со своими клиентами. В этом их традиционные преимущества, которые можно наблюдать во многих других государствах. Второй перспективой я бы выделила сокращение доли банков с государственным участием и развитие здоровой конкуренции в банковском секторе. В проекте стратегии развития банковского сектора РФ на период до 2015 года можно ясно выделить решение ЦБ об уменьшении количества госбанков. И как мне кажется, этот процесс будет развиваться в двух направлениях - сокращение самой доли участия государства в конкретных кредитных организациях, а также постепенное увеличение конкурентоспособности частных банков.

Информация о работе Экономическая сущность и функции коммерческих банков в экономике