Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 19:18, курсовая работа
Цель исследования – определение места коммерческого банка в Российской Федерации, проблем и перспектив развития современной банковской системы. Реализация данной цели возможна лишь через решение следующих конкретных задач: - проследить за процессом становление банковской системы;
- определить функции коммерческого банка в рыночной экономике;
- определить состав активных и пассивных операций выполняемых коммерческим банком на современном этапе развития;
- проанализировать динамику развития банковской системы в Российской Федерации;
- выделить основные проблемы и перспективы стоящие перед коммерческими банками на данном этапе развития.
Введение …………………………………………………………………………..5
1 Экономическая сущность и функции коммерческих банков в экономике….6
Возникновение коммерческих банков: исторические и современные аспекты развития…………………………………………………….....6
Этапы развития банковской деятельности…………………………...9
Функции коммерческих банков в рыночной экономике …………..12
2 Особенности проведения операций коммерческих банков……………........16 2.1 Коммерческий банк как финансовый посредник…………………...16 2.2 Пассивные операции коммерческих банков………………………...20 2.3 Активные операции коммерческих банков…………………………22
3 Оценка деятельности коммерческих банков в современной российской экономике………………………………………………………………………...24 3.1 Тенденции и особенности развития российской банковской системы…………………………………………………………………………...24 3.2 Проблемы функционирования банковской системы на современном этапе………………………………………………………………………………26 3.3 Перспективы развития банковского сектора России.........................28
Заключение……………………………………………………………………….32
Список использованных источников…………………………………………...34
Приложения……………………………………………………………………...36
Приложение А Определения, обозначения и сокращения
2.1 Коммерческий банк как финансовый посредник
Финансовым посредничеством
называется деятельность по аккумуляции
свободного денежного капитала и
размещение его среди заемщиков-
К посредническим операциям коммерческого банка относятся:
2.2 Пассивные операции коммерческих банков
Пассивные операции коммерческого банка — это деятельность банка по аккумулированию собственных и привлеченных средств в целях их размещения. Назначение операций коммерческого банка состоит в следующем: обеспечение ресурсами деятельности банка; формирование дополнительных источников средств для производительного использования в экономике; увеличение доходов физических и юридических лиц, получающих банковские проценты по вкладам; рост собственного капитала банка; создание резервных фондов страхования банковских операций. Пассивные операции — операции по мобилизации средств, а именно: привлечение кредитов, вкладов (депозитных, сберегательных), получение кредитов от других банков, эмиссия собственных ценных бумаг. Средства, получаемые в результате пассивных операций, являются основой непосредственной банковской деятельности. Основные пассивные операции коммерческого банка — депозитные. Депозитные операции — это срочные и бессрочные вложения клиентов банка. Средства, хранящиеся на счетах до востребования (бессрочные вклады), предназначаются для осуществления текущих платежей — наличными или через банк при помощи чеков, кредитных карточек или аккредитивов. Другой вид депозитных вкладов — срочные вклады (с определенными сроками погашения). По этим вкладам обычно выплачиваются более высокие проценты, зависящие от срока вклада, поскольку банки могут более длительное время распоряжаться средствами вкладчика и имеют возможность реинвестировать их. Чаще всего на срочные счета помещаются средства целевого назначения, например суммы, предназначенные предпринимателем для покупки оборудования через 6 месяцев. К пассивным операциям коммерческого банка можно отнести: создание и увеличение собственного капитала за счет отчислений от прибыли; эмиссию ценных бумаг и их размещение на открытом рынке; депозитные операции; межбанковские займы на внутреннем и внешнем рынке (рис. 1); различные сберегательные операции. Сберегательные депозиты служат для накопления средств клиента, о чем клиенту выдается свидетельство (сберегательная книжка). Среди депозитных операций выделяют следующие группы: депозиты до востребования; срочные и сберегательные депозиты.
Рисунок 1 - Привлеченные средства коммерческого банка
Активные операции коммерческого банка — это операции по размещению привлеченных и собственных средств коммерческого банка в целях получения дохода и создания условий для проведения банковских операций. Активные операции коммерческого банка — это прежде всего кредитные операции, инвестиционные операции, операции по формированию имущества банка, расчетно-кассовые операции, комиссионно-посреднические (факторинг, лизинг, и пр.). Все кредитные операции можно сгруппировать следующим образом (рис. 2):
Рисунок 2 - Классификация кредитных операций
Активные операции банков
— это операции по выдаче (размещению)
различного рода кредитов. Наиболее часто
встречающимся видом кредита, выдаваемого
банками, является краткосрочная ссуда
экономическим агентам, обычно для
финансирования покупки товарно-материальных
ценностей. Эта ссуда может выдаваться
под реальное обеспечение или
без него, но в любом случае для
ее получения необходимо наличие
отчетных финансовых документов, характеризующих
финансовое положение заемщика, с
тем чтобы банк мог в любой
момент оценить вероятность
3 Оценка деятельности коммерческих банков в современной российской экономике
3.1 Тенденции и особенности
развития российской
Современная банковская индустрия
России представляет собой мощную народнохозяйственную
отрасль по оказанию широкого спектра
разнообразных услуг: от традиционных
депозитно-ссудных и расчетно-
3.2 Проблемы функционирования банковской системы на современном этапе
За период реализации Стратегии 2008 существенно изменились характеристики развития банковского сектора. Эти изменения соответствуют достаточно динамичному развитию как отдельных российских кредитных организаций, так и целых сегментов рынка банковских услуг (например, потребительского кредитования). В целом для банковского сектора последнее 10-летие стало годами бурного роста и расширения предложения банковских услуг населению и предприятиям. В институциональном плане банки играют главную роль в системе финансового посредничества в Российской Федерации, значительно превосходя остальных участников финансовых рынков по экономическому потенциалу. Вместе с тем наряду с существенным ростом показателей развития банковского сектора сохраняются проблемы ведения банковского бизнеса, вследствие которых конкурентоспособность российских кредитных организаций и банковского сектора в целом остается недостаточной. Это обусловлено различными факторами, лежащими как вне, так и внутри банковского сектора. К внешним факторам относятся, в частности, недиверсифицированность экономики и общий дефицит ее инвестиционных возможностей, ограниченность и преимущественно краткосрочный характер кредитных ресурсов, высокий уровень непрофильных (административных) расходов кредитных организаций, в том числе связанных с проведением проверок соблюдения кассовой дисциплины клиентами и хранением больших объемов документов в бумажной форме. Мошенничество пока продолжает оставаться весьма распространенным явлением, с которым приходится сталкиваться как самим банкам, так и регуляторам. В целях повышения конкурентоспособности банковского бизнеса требуется повышение уровня защиты частной собственности, включая формирование стандартных юридических конструкций, защищающих интересы кредиторов, повышение эффективности судебной системы с точки зрения сроков и качества принимаемых решений. В качестве внутренних недостатков банковского сектора можно отметить: безответственность владельцев и менеджмента некоторых банков при принятии бизнес-решений, диктуемых погоней за краткосрочной прибылью в ущерб финансовой устойчивости; неудовлетворительное в ряде случаев состояние управления, включая корпоративный аспект и управление рисками, в том числе вследствие ориентации кредитных организаций на обслуживание бизнеса владельцев; существование непрозрачных для регулятора и рынка форм деятельности, недостоверность учета и отчетности, приводящие к искажению информации о работе кредитных организаций; вовлеченность отдельных кредитных организаций в противоправную деятельность; недостаточная технологическая надежность информационных систем кредитных организаций, обусловленная в том числе неупорядоченностью в сфере применения информационных технологий в банковской деятельности, включая технологии дистанционного банковского обслуживания. Указанные недостатки снижают авторитет банковского сообщества и уровень доверия к банковскому сектору, ухудшают возможности привлечения банками инвестиций. Наличие нерешенных проблем обусловливает необходимость дополнительных усилий со стороны Правительства Российской Федерации и Банка России в целях дальнейшего развития банковского сектора, направленного на качественные изменения в деятельности банков. [19]
Для того чтобы оценить тенденции
и перспективы развития банковского
сектора нужно отследить
Рисунок 3
Количество действующих
Рисунок 4
Значительно увеличился в 2010 году объем кредитования нефинансовых организаций- резидентов. Увеличение составило 1273 млрд. руб. Так же в 2010 году увеличился объем кредитования финансового сектора, почти в 1,5 раза. Нельзя не согласиться с тем, что российская банковская система достаточно динамично преодолевает последствия финансового кризиса. Уверенно растут объемы вкладов, размещаемых в банках населением, увеличиваются объемы кредитования как юридических, так и физических лиц. Если говорить о перспективах развития, то первым можно выделить наращивание капитала банками. Требования ЦБ к коммерческим банкам ужесточились и одним из таких стало требование о минимальном размере капитала. К примеру с 1 января 2012 г. он не должен быть менее 180 млн руб. Так же будут меняться требования к уровню достаточности и качества капитала, это связанно с внедрение принципов Базеля II, и дальнейший переход к принципу Базеля III. И третье, и самое важное изменение в банковском секторе, связанное с капиталом это повышения конкурентоспособности и устойчивости. Банки будут сами стремиться к наращиванию своего капитала и повышению его качества. Потенциал для увеличения конкуренции в банковском секторе большой. Частные банки быстрее реагируют на ситуацию, внедряют инновации, ищут новые ниши, теснее взаимодействуют со своими клиентами. В этом их традиционные преимущества, которые можно наблюдать во многих других государствах. Второй перспективой я бы выделила сокращение доли банков с государственным участием и развитие здоровой конкуренции в банковском секторе. В проекте стратегии развития банковского сектора РФ на период до 2015 года можно ясно выделить решение ЦБ об уменьшении количества госбанков. И как мне кажется, этот процесс будет развиваться в двух направлениях - сокращение самой доли участия государства в конкретных кредитных организациях, а также постепенное увеличение конкурентоспособности частных банков.
Информация о работе Экономическая сущность и функции коммерческих банков в экономике