Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 20:36, курсовая работа
Задачи курсовой работы:
1) Изучить сущность инфляции, ее причины, классификацию и факторы;
2) Провести анализ динамики инфляционных процессов за 2009-2012гг. и прогноз ее параметров на 2013-2014гг.;
3) Привести схему антиинфляционных мер в России;
4) Выявить социально-экономические последствия инфляции и методы ее регулирования.
Введение……………………………………………………………………... 3
Глава 1 ПОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ИНФЛЯЦИИ. 6
1.1 Понятие инфляции и причины ее возникновения……………………….. 6
1.2 Классификация видов инфляции…………………………………………. 11
1.3 Основные факторы инфляции и формы ее проявления………………… 15
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ДИНАМИКИ ИНФЛЯЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В
РОССИИ ЗА 2009-2012ГГ…………………………………………. 19
2.1 Особенности инфляции в России за 2009-2012гг……………………….. 19
2.2 Анализ антиинфляционных мер в России……………………………….. 22
2.3 Прогноз параметров инфляции на 2013-2014гг…………………………. 25
ГЛАВА 3 СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ
ИНФЛЯЦИИ И МЕТОДЫ ЕЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ……………...
29
3.1 Последствия проявления инфляционных процессов в РФ……………... 29
3.2 Методы регулирования инфляции в РФ…………………………………. 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………… 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………….. 38
Таблица 4
Прогноз динамики цен в основных секторах экономики в 2013 - 2014 годах
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. | |
Индекс цен производителей на внутреннем рынке |
-5,1 |
14,9 |
18,8 |
4,6 |
4,9 |
9,5-9,7 |
товары, торгуемые на внешних рынках |
-13,3 |
23 |
25,2,-25,4 |
2,5-2,7 |
1,5-1,7 |
8,5-9,5 |
товары, потребляемые преимущественно внутри страны (кроме энергетики) |
2,0 |
7,2 |
10,3-10,5 |
5,7-5,9 |
7,5-7,7 |
7,4-7,6 |
Промышленность (дефлятор) |
0,9 |
14,5 |
15,6 |
3,9-4,1 |
4,8-5,0 |
8-8,2 |
Сельское хозяйство (дефлятор) |
2,4 |
10,3 |
8,3 |
4,7 |
6,6 |
5,9 |
Капитальное строительство (дефлятор) |
7,7 |
8,2 |
8,2 |
7,5 |
7,3 |
7,2 |
В целях обеспечения умеренного роста цен и тарифов на товары (услуги) естественных монополий в 2012 - 2014 гг. Правительством Российской Федерации принято решение о переносе срока индексации цен (тарифов) на продукцию (услуги) субъектов естественных монополий, в том числе для населения, с 1 января на 1 июля очередного календарного года (за исключением железнодорожных перевозок).
Индексация в 2013 - 2014 гг. регулируемых оптовых цен на газ природный будет производиться ежегодно 1 июля в размере 15 процентов. В результате, в среднем за год предельный рост цен на газ для всех категорий потребителей, кроме населения, в 2013 году в среднем составит 107,1%, а для населения 110,4 процента. В 2013 - 2014 гг. их рост для всех категорий потребителей в среднем за год не превысит 115 процентов.
Средний рост цен на электроэнергию (регулируемых тарифов и рыночных цен) для всех категорий потребителей, исключая население, предполагается в 2013 году на уровне 107-108%, в 2014 году - 109-111% ежегодно [2, c.18].
Повышение тарифов на
услуги организаций коммунального
комплекса в сфере
Таким образом, максимально возможный рост платы граждан за коммунальные услуги в 2012 году с учетом предоставляемых из бюджетов различных уровней гражданам субсидий (льгот) должен сложиться на уровне, не превышающем 15 % при сопоставимых условиях, то есть без учета дополнительного прироста платы за счет увеличения объема потребления услуг по индивидуальным приборам учета, а также изменения набора коммунальных услуг (введения новых услуг).
Рост тарифов на железнодорожные перевозки в регулируемом секторе в 2013 - 2014 гг. определяется необходимостью покрытия эксплуатационных издержек ОАО «РЖД» и ОАО «ФПК», обеспечения безубыточного уровня деятельности компаний, объемами инвестиционных программ компаний и изменениями в системе тарифного регулирования.
В проекте федерального бюджета РФ на 2013—2014 год, внесенном в Госдуму, заложен прогноз по инфляции в 2013-м — 5,5%, в 2014-м — 5%.
Счетная палата РФ считает, что реалистичный прогноз инфляции в стране на 2013—2014 год на 0,5—1 процентный пункт выше официального.
ГЛАВА 3 СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ
ИНФЛЯЦИИ И МЕТОДЫ ЕЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ
3.1 Последствия проявления инфляционных процессов в РФ
Как любой многофакторный экономический процесс, инфляция имеет целый ряд последствий [8, c.9]:
- расхождение в оценках между денежными потоками и денежными запасами. Все денежные запасы (вклады, кредиты, остатки на счетах и др.) обесцениваются. Обесцениваются также и ценные бумаги. Резко обостряются проблемы эмиссии денег;
- стихийное, неконтролируемое перераспределение доходов: при инфляции проигрывают кредиторы, продавцы, экспортеры, работники бюджетных предприятий, а выигрывают должники, покупатели, импортеры, работники реального сектора. Благодаря инфляции возникают «мнимые» доходы, которые могут и не поступать в финансовую систему;
- искажает все основные экономические показатели: ВВП, рентабельность, процентную ставку и т. п.;
- рост цен сопровождается падением валютного курса национальной денежной единицы.
Влияние инфляции на экономическую жизнь можно рассматривать в двух направлениях: воздействие на перераспределение национального дохода и на объем национального производства [15, c.11].
1. Воздействие на
Национальный доход формируется из различных источников. Их можно разделить на постоянные (доход фиксирован в течение определенного периода времени) и переменные (доход изменяется в зависимости от деятельности экономического агента). Очевидно, что последствия инфляции оказываются наиболее тяжелыми для людей с фиксированными доходами, так как их реальная покупательная способность уменьшается. Люди, живущие на нефиксированные доходы, могут выиграть от инфляции, если их номинальный доход увеличивается более быстрыми темпами, чем растут цены (т.е. их реальный доход возрастает).
Пострадать от инфляции могут и владельцы сбережений, если ставка процента по вкладу (в банк или в ценные бумаги) окажется ниже темпа инфляции.
Инфляция также
Для определения влияния инфляции на перераспределение доходов применяются показатели [14, c.3]:
1) номинальный доход — это доход, выраженный по номинальной стоимости денег (например, оплата труда);
2) реальный доход:
- показывает покупательную способность номинального дохода;
- показывает количество товаров, которое можно купить на сумму номинального дохода в сопоставимых условиях цен.
2. Воздействие на объем национального производства.
Относительно влияния инфляции на объем производства существует два мнения. Первое заключается в том, что инфляция, т.е. рост цен, стимулирует производителя создавать больше продукции. Такая ситуация возможна, если макроэкономическое равновесие установится на III участке кривой совокупного предложения. В этом случае при некоторой умеренной инфляции возможно достижение высокого уровня производства и занятости.
Второе мнение относительно последствий инфляции прямо противоположно. Если в стране наблюдается инфляция издержек, то, как уже упоминалось ранее, объем производства сокращается. При инфляции спроса в условиях полной занятости происходит рост цен, а производство остается на прежнем уровне. В последнем случае может возникнуть ситуация самовоспроизводства инфляции, или инфляционная спираль: повышение спроса вызывает рост цен, что в свою очередь, при сформировавшихся инфляционных ожиданиях, вызывает новый виток ажиотажного спроса.
В октябре 2011 года Всероссийский центр изучения общественного мнения представил данные о том, какие проблемы представляются россиянам наиболее важными в масштабе страны [25].
В топ-3 вошли инфляция (53%), ситуация в жилищно-коммунальной сфере (52%) и низкий уровень жизни населения (51%).
Все это вызывает острую необходимость анализа инфляционных процессов, а также возможных вариантов осуществления антиинфляционной политики.
3.2 Методы регулирования инфляции в РФ
Мировой опыт показывает, что при борьбе с инфляцией используются основные линии антиинфляционной политики [24]:
1. Дефляционная политика (или регулирование спроса) - это ограничение денежного спроса через денежно-кредитный и налоговый механизмы, через снижение государственных расходов, повышение процентной ставки за кредит, усиление налогового пресса, ограничение денежной массы т.п. Эта политика, как правило, вызывает замедление экономического роста, и даже кризисные явления.
2. Политика доходов
предполагает параллельный
3. Политика индексации означает индексацию потерь экономических субъектов из-за обесценивания денег. Правительство РФ периодически индексирует пенсии, стипендии, пособия, заработную плату, однако из-за отсутствия средств это осуществляется без необходимой увязки с ростом цен, как по времени, так и по величине возмещаемых потерь. Поэтому проводимая индексация не всегда оказывает существенное влияние на уровень жизни.
4. Политика стимулирования расширения производства и роста сбережений населения.
Классические методы борьбы с инфляцией [5, c.14]:
1. Кейнсианский подход.
Кейнсианский подход базируется на предпосылке о дефиците благ на рынке вследствие уменьшившегося предложения при неполной загрузке мощностей. Решение проблемы заключается в том, чтобы стимулировать инвестиционный спрос, вследствие чего, учитывая эффект мультипликатора, увеличится совокупное предложение. Рост национального производства в конечном счете приведет к снижению цен, т.е. к снижению инфляции.
Кейнсианские программы стабилизации широко применялись в 30-е гг. и после второй мировой войны. Однако к 70-м гг. активная государственная политика привела к быстрому росту бюджетного дефицита и государственного долга, что вызвало необходимость пересмотра используемых методов.
2. Монетаризм.
Новое экономическое
течение (монетаризм), пришедшее на
смену кейнсианству, использовало основные
идеи неоклассиков. Монетаристы считали,
что государственное
Одновременно с ограничением спроса нужно стремиться увеличить совокупное предложение. Это можно осуществить за счет продажи части государственной собственности (частичная приватизация), усиления антимонопольной политики, поддержке мелкого и среднего бизнеса. Особенностью монетарных программ является приверженность концепции открытой экономики — страна должна быть интегрирована в мировое хозяйство и открыта для притока иностранных капиталов.
Таким образом, рассмотренные методы борьбы с инфляцией противоречивы по своей природе. Поэтому выбор антиинфляционной политики зависит от конкретной экономической ситуации в стране. Следует помнить, что монетаристские программы по сравнению с кейнсианскими более жесткие и гораздо сильнее влияют на социально незащищенные слои населения, поэтому срок их реализации должен быть гораздо меньше.
Всемирный банк считает предпринимаемые российским правительством антиинфляционные меры малоэффективными. Об этом говорится в ежегодном докладе банка об экономике России.
Среди наиболее острых проблем, стоящих перед властями, экономисты банка называют инфляционное давление, обусловленное повышением мировых цен на продукты питания и монетарными факторами. Меры правительства по удержанию инфляции (замораживание цен, повышение экспортных пошлин на зерно и снижение импортных на молочные продукты) способствуют ее замедлению в ближайшее время, но они ведут к искажению цен, и поэтому эффективность мер в среднесрочной перспективе ограничена.
Пути совершенствования антиинфляционных мер в России (таблица 5):
- снижение ставок таможенных пошлин;
- изменения в налоговой политике (снижение страховых взносов в ПФ);
- регулирование тарифов естественных монополий (в пределах инфляции предыдущего года). При инфляции ниже 7% стоит увеличивать тарифы на ту же величину, скорректированную на 1%-2% сверху. В противном случае основные отрасли будут терять инвестиционную привлекательность;
- ужесточение контроля над ценами;
- дотирование и возмещение
расходов на ГСМ
- создание финансового
фонда для регулирования
- в планах принятие закона «О торговле» (фиксирование цен на продукты, если цены растут более чем на 30% в течение 30 календарных дней. Закон также позволит принимать отдельные законы по установлению цен или предельных наценок на любые товары);
- ужесточение антимонопольного законодательства (введение уголовной ответственности за сговоры, ограничивающие конкуренцию, так называемые картели);
- для стабилизации цен на бензин и ГСМ предлагается согласование планов нефтяных компаний по ремонту НПЗ с профильными ведомствами; сезонное резервирование топлива; закрепление нормы по поставкам нефтепродуктов на внутренний рынок в лицензиях на месторождения с запасами от 5 млн. тонн нефти; выравнивание пошлин на сырую нефть и темные нефтепродукты.
Информация о работе Изучение современных инфляционных процессов