Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 20:36, курсовая работа
Задачи курсовой работы:
1) Изучить сущность инфляции, ее причины, классификацию и факторы;
2) Провести анализ динамики инфляционных процессов за 2009-2012гг. и прогноз ее параметров на 2013-2014гг.;
3) Привести схему антиинфляционных мер в России;
4) Выявить социально-экономические последствия инфляции и методы ее регулирования.
Введение……………………………………………………………………... 3
Глава 1 ПОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ИНФЛЯЦИИ. 6
1.1 Понятие инфляции и причины ее возникновения……………………….. 6
1.2 Классификация видов инфляции…………………………………………. 11
1.3 Основные факторы инфляции и формы ее проявления………………… 15
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ДИНАМИКИ ИНФЛЯЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В
РОССИИ ЗА 2009-2012ГГ…………………………………………. 19
2.1 Особенности инфляции в России за 2009-2012гг……………………….. 19
2.2 Анализ антиинфляционных мер в России……………………………….. 22
2.3 Прогноз параметров инфляции на 2013-2014гг…………………………. 25
ГЛАВА 3 СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ
ИНФЛЯЦИИ И МЕТОДЫ ЕЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ……………...
29
3.1 Последствия проявления инфляционных процессов в РФ……………... 29
3.2 Методы регулирования инфляции в РФ…………………………………. 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………… 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………….. 38
В годовом выражении индекс потребительских цен понизился до 8,2% (против 9,6% в январе 2011 г.) в результате снижения цен на продовольственные товары из-за ожидания хорошего урожая и снижения мировых цен [21, c.14].
Отрицательный вклад в инфляцию (-1,8 процентных пункта) внесло удешевление плодоовощной продукции с апреля по август 2011 г. на 28,45%, после ее роста за период 2010 год - март 2011 г. на 68%, чему способствовала временная отмена ввозных таможенных пошлин на картофель, ряд овощей в межсезонный период. Также в связи с высокими оценками ожидаемого урожая 2011 года упали цены на зерно, муку, подсолнечник и другие товары, что замедлило рост либо привело к падению цен на большинство социально-значимых товаров (хлеб, макаронные изделия, сахар, крупы, растительное масло).
Конкретные причины инфляции в России в 2011 году:
- рост тарифов на услуги ЖКХ (в 2011 году повышение цен на теплоэнергию в среднем по стране составило 12%-14%, на водоснабжение и канализацию - на 18%-20%, на электроэнергию на 10%, на газоснабжение - на 17%.);
- рост цен на сахар (на мировом рынке);
- рост цен на говядину и свинину;
- рост цен на продукты (гречка, картофель);
- рост ставок страховых взносов во внебюджетные фонды (с 26% до 34%);
- рост цен на бензин (апрель, май 2011 года);
- низкий уровень конкуренции
в основных отраслях экономики
(высокий уровень
- высокие таможенные барьеры для продовольственных товаров (пошлины на импорт);
- сезонный фактор: недисциплинированные
бюджетные организации
Государственная проверка выявила также необоснованный рост тарифов на коммунальные услуги, который происходит вследствие того, что компании завышают расходы на обслуживание соответствующей инфраструктуры и закладывают их в тарифы. Кроме того в системе ЖКХ используются устаревшие нормативы потребления, в частности, воды, что влечет за собой рост расходов на ремонт. В среднем за 2011 год рост тарифов на услуги ЖКХ зафиксирован на уровне 11.5%.
Причины снижения инфляции в 2011 году [4, c.22]:
- низкий потребительский спрос;
- укрепление курса
рубля (усиление курса рубля
способствует понижению
- стабилизация цен
на глобальных
- замедление роста цен на продукты на внутреннем рынке;
- рост объемов импорта
дешевой плодоовощной
- снижение монетарного давления;
- сезонные факторы: снижение цен на плодоовощную продукцию в июле-августе.
Рассмотрим основные показатели инфляции в 2012 году (таблица 2).
Таблица 2
Показатели инфляции в 2012 году
Уровень инфляции в Сентябре 2012 года: |
0,55% |
Уровень инфляции с начала 2012 года: |
5,16% |
Уровень инфляции в Сентябре 2011 года: |
-0,04% |
Уровень инфляции в Сентябре 2011 с начала года: |
4,69% |
Уровень инфляции в 2011 году: |
6,10% |
Уровень инфляции за 12 месяцев 2011 года: |
6,58% |
Уровень инфляции за 60 месяцев (5 лет): |
55,65% |
Определенные риски могут быть связаны с высоким ростом цен на топливо в 2012году (на 17-20% в годовом исчислении на уголь и мазут), что может сказаться на темпах инфляции в период отопительного сезона конца текущего года и начала 2013года.
2.2 Анализ антиинфляционных мер в России
Антиинфляционная политика представляет собой совокупность инструментов государственного регулирования, направленных на снижение инфляции. Экономисты пытаются найти ответ на такой важный вопрос – ликвидировать инфляцию путем радикальных мер или адаптироваться к ней.
Многообразные негативные социальные и экономические последствия инфляции заставляют правительства разных стран проводить определенную экономическую (антиинфляционную) политику. Цель антиинфляционной политики заключается в том, чтобы сделать инфляцию управляемой, а ее уровень – достаточно умеренным. Для этого используется широкий набор денежно-кредитных, бюджетных, налоговых методов, мероприятия в области политики доходов, а также различные программы стабилизации, включая проведение радикальных денежных реформ. Методы борьбы с инфляцией могут быть прямые и косвенные.
Косвенные методы [12, c.6]:
- регулирование общей массы денег через управление ими центральным банком;
- регулирование ссудного и учетного процесса коммерческих банков через управление ими центральным банком;
- обязательные резервы коммерческих банков, операции центрального банка на открытом рынке ценных бумаг.
Прямые методы:
- прямое и непосредственное регулирование государством кредитов и тем самым - денежной массы;
- государственное регулирование цен;
- государственное (по соглашению с профсоюзами) регулирование заработной платы;
- государственное регулирование внешней торговли, ввоза и вывоза капитала и валютного курса.
Стратегическая
цель антиинфляционной политики - привести
темпы роста денежной массы в
соответствие с темпами роста
товарной массы (или реального ВВП)
в краткосрочном плане, а объем
и структуру совокупного
Основные направления антиинфляционной политики в России в 2011 году [23]:
- таргетирование инфляции (регулирование темпа прироста денежной массы в определенных пределах);
- продажа зерна из интервенционного фонда (порядка 5,6 млн. т зерна, ежемесячный объем торгов - до 500 тыс. т зерна (из них 100 тыс. - фуражного), проводились они до конца июня 2011 года);
- для поддержания стабильного уровня цен на зерно на внутреннем рынке в октябре 2011 года были введены ограничения экспорта зерна в пределах 24-25 млн. тонн (свыше этих пределов вводятся повышенные тарифы);
- ужесточение монетарной политики - повышение учетной ставки;
- повышение с 1 февраля 2011г. нормативов обязательных резервов по обязательствам кредитных организаций перед юридическими лицами-нерезидентами в валюте РФ и в иностранной валюте - с 2,5 до 3,5%. С 25 марта размер обязательных резервов повысился с 4,5% до 5,5%, по обязательствам перед физическими лицами и иным обязательствам кредитных организаций в рублях и иностранной валюте - с 3,5% до 4%;
- ужесточение антимонопольных мер (по завышению цен на лекарства, бензин и продукты);
- регулирование (фиксация) цен на электроэнергию и бензин;
- снижение импортных пошлин (на национальном уровне и уровне Таможенного союза) на ряд продовольственных товаров (сахар, гречку, зерно);
- заимствование денежных средств на финансовом рынке - операции на открытом рынке (размещение евробондов РФ);
- расширение валютного коридора (гибкость курсообразования);
- прекращение экспорта бензина в мае и июне для стабилизации ситуации на внутреннем рынке. Экспортная пошлина на бензин с 1 мая 2011г. составила 408,3 долл./т, что на 34% больше по сравнению с изначально запланированной на май пошлиной и на 44% - по сравнению с действовавшей в апреле. В июне пошлина увеличилась до 415,8 долл.;
- повышение ставки рефинансирования;
- сокращение государственных расходов на оборону и МВД;
- сокращение государственных инвестиций (оптимизация расходов на федеральные целевые программы, поддержку юридическим лицам и ипотечным программам);
- принятие трех антимонопольных проектов, в которых уточняются такие понятия, как вертикальное соглашение, государственные или муниципальные преференции, ограничение конкуренции и возможные согласованные действия хозяйствующих субъектов, способные нанести вред конкуренции.
Закон определяет критерии определения монопольно высокой цены товара (цена товара не признается монопольно высокой в случае, если она установлена на бирже).
Рядом поправок рассматривается применение закона в сфере естественных монополий. Так, правительству РФ предоставляется право установления правил недискриминационного доступа на товарные рынки и к объектам инфраструктуры, используемым субъектами естественных монополий. Инфляция
Закон вводит запрет на злоупотребление доминирующим положением на рынке электроэнергии, предусматривает распространение антимонопольных требований к торгам на запрос котировок, уточняет условия рассмотрения жалоб на нарушение антимонопольного законодательства и основания для направления предостережений [20, c.4].
В 2011 году подавление
роста потребительских цен
В России монетарный фактор на темпы инфляции почти не действует (вклад монетарного фактора на уровень инфляции находится в пределах 5-6%). Удельный вес денежной массы, обслуживающей российскую экономику, по отношению к валовому внутреннему продукту (ВВП) значительно ниже, чем в любой другой стране с развитой рыночной экономикой.
2.3 Прогноз параметров инфляции на 2013-2014гг.
Прогноз параметров инфляции
представлен в федеральном
В 2013 - 2014 гг. инфляция будет постепенно замедляться на фоне стабилизации мировых цен на нефть и другие сырьевые товары, что также должно ослабить рост цен на сельскохозяйственные товары. К концу 2012 года инфляция замедлится до 5-6%, а к 2014 году до 4-5%, в связи с сохранением относительно умеренного роста потребительского спроса [3, c.78].
В 2013 - 2014 гг. может усилиться давление инфляции издержек в связи с прогнозируемым опережающим ростом цен (тарифов) на газ и электроэнергию.
Динамику роста потребительских цен за 2009-2014 годы можно проследить в таблице 3.
Таблица 3
Структура роста потребительских цен (в % к декабрю предыдущего года)
Прирост цен | ||||||
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. | |
Индекс потребительских цен (ИПЦ) |
8,8 |
8,8 |
6,5-7 |
5-6 |
4,5-5,5 |
4-5 |
Продовольственные товары |
6,1 |
12,9 |
4,2-4,4 |
5,3-5,5 |
4,5-4,7 |
4,2-4,4 |
из них без учета плодоовощной продукции |
6,9 |
9,4 |
7,2-7,4 |
5,7-5,9 |
5-5,2 |
4,5-4,7 |
Непродовольственные товары |
9,7 |
5,0 |
6,9-7,1 |
4,5-4,7 |
5-5,2 |
4,4-4,6 |
Платные услуги населению |
11,6 |
8,1 |
9,3-9,5 |
6,8-7 |
7,1-7,3 |
6,6-6,8 |
услуги организаций ЖКХ |
20,6 |
13,4 |
11,5-12 |
9,2- 9,5 |
9,5-9,7 |
11-11,5 |
прочие услуги |
7,8 |
5,5 |
7,9-8,1 |
6,1-6,3 |
6-6,2 |
5,1-5,3 |
В капитальном строительстве,
после существенного роста цен в
2010 - 2011 гг., начиная с 2013 года, прогнозируется
снижение темпов роста цен. Прежде всего,
это будет связано с завершением строительства
олимпийских объектов, и увеличением доли
машин и оборудования в объемах инвестиций
по мере завершения масштабных проектов
в инфраструктурных отраслях.
В отраслях, производящих потребительские товары, в целом рост цен будет умеренным в связи высоким давлением со стороны импорта [1, c.54].
Темпы роста цен в пищевой промышленности в конце 2012 г. - первой половине 2013 г. будут низкими в связи со стабилизацией (снижением) мировых и внутренних цен на зерно и другие виды продовольствия. Во второй половине 2013 г. рост цен может быть ниже уровня инфляции в связи с высокими переходящими запасами зерна, а в 2013 - 2014 гг. рост цен будет определяться умеренным ростом цен на зерно на мировых и внутреннем рынках. В 2013 - 2014 гг. предполагается опережающий по отношению к инфляции рост цен на животноводческую продукцию, что обусловлено ростом спроса на красное мясо и качественные молокопродукты. В легкой промышленности прогнозируется умеренный рост цен (таблица 4).
Информация о работе Изучение современных инфляционных процессов