Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 11:04, курсовая работа
Банки составляют неотъемлемую черту современного денежного хозяйства, их деятельность тесно связана с потребностями воспроизводства. Находясь в центре экономической жизни, обслуживая интересы производителей, банки опосредуют связи между промышленностью и торговлей, сельским хозяйством и населением. Банки - это атрибут не отдельно взятого экономического региона или какой-либо одной страны, сфера их деятельности не имеет не географических, ни национальных границ, это планетарное явление, обладающее колоссальной финансовой мощью, значительным денежным капиталом.
Введение…………………………………………………………………………..3
История развития банковского дела……………………………………………6
Банки и банковская система. Современные представления о сущности банка……………………………………………………………………………..10
Современная банковская система: сущность и структура…………………...11
Пассивные, активные и комиссионные операции банков…………………...15
Роль банковской системы в рыночной экономике. Центральный банк и кредитное регулирование. Сущность и функции центральных банков…….16
Кредитная система и государственное регулирование. Регулирование и дерегулирование. Официальное регулирование……………………………...18
Кредитная система как субъект регулирования………………………………21
Центральные банки и денежно-кредитное регулирование в развитых капиталистических государствах………………………………………………22
Независимость центральных банков…………………………………………..23
Банкнотная и безналичная эмиссии…………………………………………...25
Денежно-кредитная политика………………………………………………….26
Банковское регулирование……………………………………………………..27
Коммерческие банки: сущность и функции…………………………………..30
Банковская система России на современном этапе развития. Банки - стимулятор рыночных отношений в России…………………………………32
Основные цели денежно-кредитной политики Банка России и принципы регулирования банковской сферы. Основная цель Банка России при проведении денежно-кредитной политики…………………………………...37
Принципы регулирования банковской сферы………………………………..38
Предложения банковскому сообществу……………………………………...39
Задачи коммерческих банков по поддержанию стабильности банковской системы………………………………………………………………………….40
Банковские «болезни» и тенденции развития банковской системы………..41
Заключение……………………………………………………………………...45
Список литературы……………………………………………
Еще одним классическим инструментом
в практике центральных банков является
политика учетной ставки, т.е. установление
ставки процента за кредиты, которые
центральный банк предоставляет
коммерческим банкам. За получение
этих кредитов коммерческие банки должны
платить. Коммерческие банки предоставляют
ЦБ платежные обязательства - векселя.
Это могут быть как собственные
векселя банков, так и обязательства
третьих лиц, имеющиеся в банках.
ЦБ покупает, учитывает эти векселя,
удерживая при этом определенный
процент в свою пользу. Если вексель
предусматривает обязательство
уплаты в 1000 долл., то ЦБ покупает его, например,
за 950 долл. Тогда учетная ставка
составит 5%. Средства, полученные от ЦБ,
предоставляются заемщикам
Кредитная система и государственное регулирование. Регулирование и дерегулирование. Официальное регулирование.
Для государств, относимых
к группе промышленно развитых, первая
половина 20 в. прошла под знаком нарастания
государственного вмешательства в
народно хозяйственные
Другая модель, связанная
с развитием объективных, естественно-экономических
процессов, вылилась в годы Великой
депрессии в “новый курс” Ф.Д.
Рузвельта, ставший оригинальным воплощением
теории государственного регулирования
рыночных процессов, у истоков которой
стоял Дж.М. Кейнс. Следует отметить,
что в 20-е годы и в СССР экономическая
мысль развивалась под
Банковские крахи 20 - 30-х годов явственно показали, что эффективное функционирование национальных экономических систем во многом основано на стабильности финансово-кредитных структур.
С неокейнсианской моделью, основанной на взгляде о сугубой необходимости государственного регулирования хозяйственных процессов, начинают активно конкурировать (особенно на рубеже 60 - 70-х годов) воззрения, связанные с признанием принципиальной возможности саморегуляции хозяйства на основе естественно-экономических, рыночных процессов.
Национальные власти во все
большей степени соглашались
с точкой зрения, что сложные и
быстро меняющиеся потребности современной
экономики в финансовых услугах
не могут более адекватно
Дерегуляционная волна возродила
целый ряд мероприятий, свойственных
хозяйственной жизни
1) дерегуляция цен (в
том числе цены ссудного
2) отход от прямого контроля
за кредитом и принудительного
регулирования инвестиционных
3) меры, направленные на
усиление тенденции к
4) упрочение принципа равной и “нейтральной” конкуренции;
5) меры, ориентированные на
рост числа конкурирующих
6) обеспечение достаточной информационной базы, своего рода обозримости рынков;
7) поддержка эффективной собственности (в том числе за счет слияния различных банковских институтов);
8) меры по укреплению
конкурентоспособности
В итоге уже к началу
80-х годов (и на протяжении всего
этого десятилетия) в валютно-финансовой
политике западных государств отчетливо
взаимодействовали две
До определенной степени динамика этого процесса может быть интерпретирована исходя из созданной в конце 20-х годов и прочно забытой в СССР (вплоть до второй половины 80-х годов), несмотря на значительный интерес мировой экономической науки, концепции больших циклов конъюнктуры (“волн Кондратьева”). Изменения в сфере кредита, отмеченные выше, могут быть связаны с началом очередного повышательного движения “волны Кондратьева”, датируемым в зарубежной литературе именно рубежом 70 - 80-х годов.
Перед государством же ставится
соответствующая задача перехода от
прямого административно-
На рынке ссудных капиталов
государство выступает
Прямое государственное воздействие на рынок ссудных капиталов осуществляется двояко: с использованием административных, нормотворческих мероприятий или экономическими средствами, прежде всего за счет использования возможностей государственного бюджета. Ведущими регулирующими институтами в данном случае являются законодательные (парламенты) и исполнительные (различные министерства: финансов, торговли и промышленности и т.д.)
Так называемый разумный надзор связан, прежде всего, с принятием законодательных актов, касающихся деятельности банков, эмиссии ценных бумаг и торговли ими, о фондовой бирже и т.д.
Особый вид государственного
вмешательства в
Манипулирование процентными
ставками во многих странах является
важнейшим инструментом контроля над
денежной массой. Рост процентных ставок,
удорожание кредита, например, побуждают
сокращать кассовые остатки, снижают
объем заимствований; соответственно
сокращается потребность в
Так как объектом официальных регулирующих мероприятий является не только рынок ссудных капиталов, взятый в целом, но и отдельные кредитно-финансовые институты, государство использует целый ряд инструментов воздействия на последние. Уполномоченные государственные органы осуществляют их ревизии, изучают качество банковских активов, определяют степень надежности того или иного банка.
Государственному контролю
могут подлежать структура
В ряде случаев государство
стремится осуществлять контроль даже
на уровне назначений в составах директоров
банков, среди контролеров и
Кредитная система как субъект регулирования.
Банковская система в экономически развитых обществах выступает не только в качестве объекта регулирующих мероприятий. Ее значение как субъекта контроля над народнохозяйственными процессами один из известных западных экономистов формулирует таким образом: “В той мере, в какой контроль осуществляется вообще, его осуществляют банки, кредиты, а не владельцы акций”.
Главный инструмент регулирующего
воздействия банка на хозяйственные
структуры - его капитал. Помимо ведения
политики активного менеджмента
активов и пассивов банки, используя
свой финансовый потенциал, осуществляют
прямое воздействие на заемщиков: кредитор
устанавливает объемы и условия
предоставления и погашения ссуд,
причем в контракте, как правило,
оговаривается ряд требований, соблюдение
которых является непременным условием
кредитования; в случае нарушения
заемщиком платежной дисциплины
либо упомянутых ограничений банк может
отказать в возобновлении ссуды,
что не только дестабилизирует
Серьезные нарушения платежной
дисциплины могут привести к непосредственному
вмешательству банка в процесс
производства. Помимо прямых регулирующих
мероприятий банками
Центральные банки и денежно-кредитное регулирование в развитых капиталистических государствах.
Центральный банк сегодня
является ключевым элементом финансово-кредитной
системы любого развитого государства.
Он выступает проводником
Независимость центральных банков.
Первые ЦБ возникли 300 лет
назад (Шведский Риксбанк в 1668 г.), но повсеместное
распространение и современное
значение они приобрели только в
последние десятилетия. В 1920 г. международная
финансовая конференция в Брюсселе
отмечала, что “в странах, где не
существует центрального эмиссионного
банка, его следует создать”. Там
же подчеркивалось: “Банки и особенно
эмиссионные банки нужно
Исторически ЦБ обычно образовывались как акционерные компании, наделенные особыми полномочиями. Термин “центральный банк” подразумевал самый крупный банк, находящийся в самом центре банковской системы. Затем они постепенно монополизировали некоторые специфические функции, а на определенном этапе власти их национализировали (акционерный статус при этом может сохраняться, например Банк Италии или Национальный банк Австрии).
В большинстве случаев капитал ЦБ полностью принадлежит государству, но акционерами могут быть коммерческие банки и другие финансовые институты. ЦБ по сравнению с коммерческими банками стали скромными по масштабам капиталов, операций и балансов, их функции и методы воздействия на банковскую систему модифицировались. Вместе с тем их сущность в принципе осталась неизменной и заключается в посредничестве между государством и остальной экономикой, регулировании кредитных потоков.
Существенная степень
независимости ЦБ обусловлена его
задачами, которые в любой стране
обычно определяются как поддержание
денежно-кредитной и валютной стабильности
в целях обеспечения
С другой стороны, независимость ЦБ имеет объективные пределы, так как принципиальные противоречия с правительством могли бы свести на нет эффективность проводимой последним экономической политики. Поэтому есть тенденция к усилению влияния правительства в лице, прежде всего министра финансов.
Вместе с тем ЦБ имеют официальное право на высказывание собственного мнения, обладают рядом преимуществ, а право прямых приказов со стороны министерства финансов используется крайне редко. Какие бы функции ни возлагались на ЦБ, он всегда является органом регулирования, сочетающим черты банка и государственного ведомства.
Принципиальное значение
имеет четкое разграничение государственных
финансов и банковской системы, т.е.
ограничение возможности
Значение ЦБ как эмиссионной
монополии и расчетного центра существенно,
но ключевая задача ЦБ теперь лежит
в области денежно-кредитной
Информация о работе Государственные банки как неотъемлемый элемент национальной банковской системы