Критерии Валютного
курса.
Критерий |
Вид валютного курса |
1. Способ фиксации |
Плавающий
Фиксированный
Смешанный |
2. Способ расчета |
Паритетный
Фактический |
3. Вид сделок |
Срочные сделки
Сделки "спот"
Сделки "своп" |
4. Способ установления |
Официальный
Неофициальный |
5. Отношение к паритету
покупательной способности валют |
Завышенный
Заниженный
Паритетный |
6. Отношение к участникам
сделки |
Курс покупки
Курс продажи
Средний курс |
7. Учет инфляции |
Реальный
Номинальный |
8. Способ продажи |
Курс наличной продажи
Курс безналичной продажи
Оптовый курс обмена валют
Банкнотный курс |
3.Платежный баланс:составление
и структура.
3.1Понятие, принципы
составления и структура платежного
баланса
В настоящее время большинство
стран мира составляют свои платежные
балансы в соответствии с методологией
и принципами, разработанными Международным
валютным фондом. Такой подход значительно
облегчает сопоставление и анализ
платежных балансов разных стран
за разные промежутки времени, а также
позволяет унифицировать процесс
составления платежного баланса.
Платежный баланс представляет
собой статистический отчет, в котором
в систематизированном виде представлены
данные о внешнеэкономических операциях
страны в течение определенного
периода времени.
Экономические операции, совершающиеся
между резидентами и нерезидентами,
охватывают сделки, объектом которых
являются товары, услуги и доход, требования
и обязательства по отношению
к остальному миру, а также трансферты.
Экономическая сделка определена МВФ
как экономический поток, отражающий
создание, трансформацию, обмен, передачу
некоторой стоимости и сопровождающий
изменение собственности на товары
и/или финансовые активы, оказание услуг,
а также предоставление труда
или капитала за плату.
Кроме платежного баланса, основанного
на отражении финансовых потоков, в
системе балансов международных
расчетов используется расчетный баланс,
или позиция страны по международным
инвестициям, составляемый по состоянию
на определенную дату -- как правило, конец
года. Международная инвестиционная позиция
представляет собой совокупность экономических
показателей, отражающих запасы внешних
финансовых активов и обязательств страны
на определенный момент времени. Расчетный
баланс показывает объем и структуру иностранных
активов резидентов, то есть требований
резидентов к нерезидентам, а также объем
и структуру иностранных обязательств
резидентов. В отличие от инвестиционной
позиции, платежный баланс отражает изменения,
произошедшие только в результате экономических
операций.
Основной принцип, лежащий
в основе построения платежного баланса
- принцип двойной записи, то есть
любая экономическая сделка находит
двойное отражение в балансе
путем записи по кредиту одной
статьи и по дебету другой. Согласно
принципам составления платежного
баланса, записи по кредиту производятся
в случаях, касающиеся: движения реальных
потоков, сопровождающих экспорт; движения
финансовых потоков, отражающее уменьшение
зарубежных активов страны либо увеличение
зарубежных обязательств. С другой стороны,
запись, произведенная по дебету, отражает:
движение реальных потоков, сопровождающих
импорт; изменение финансовых потоков,
отражающее увеличение активов и уменьшение
обязательств.
Другими словами, для активов
положительная запись (кредит) означает
отток стоимостей, за которым должен
последовать компенсирующий приток
стоимостей в данную страну, а отрицательная
запись (по дебету) -- приток стоимостей,
за который резиденты должны платить.
В систематизированном виде правила отражения
операций в платежном балансе по дебету
и по кредиту приведены
3.2 Правила отражения
операций в платежном балансе по дебету
и по кредиту
Операция |
Кредит, плюс (+) |
Дебет, минус (-) |
А. Товары и нефакторные
услуги |
Экспорт товаров и экспорт
услуг |
Импорт товаров и импорт
услуг |
Б. Услуги труда
и капитала (оплата труда и доходы
от инвестиций) |
Оказанные нерезидентам резидентами |
Оказанные резидентам нерезидентами |
В. Трансферты |
Получение средств |
Передача средств |
Г. Операции с финансовыми
активами или обязательствами |
Увеличение обязательств
по отношению к нерезидентам или
уменьшение требований к нерезидентам |
Увеличение требований к
нерезидентам или уменьшение обязательств
по отношению к нерезидентам |
3.3Составление платежного
баланса основывается на ряде принципов:
1. Принцип экономической
территории, резидентства и центра экономических
интересов. Смысл их состоит в том, чтобы
определить, каких экономических субъектов
относить к субъектам внешнего мира, а
каких -- к внутренним, какие экономические
операции и потоки считать внешнеэкономическими.
Экономический субъект является резидентом
данной страны, если он имеет центр экономических
интересов на экономической территории
страны.
2. Принцип оценки экономической
сделки и времени записи. Для
целей сравнительного анализа
и агрегирования статистических
данных при составлении балансов
международных расчетов требуется
единая система оценки сделок
с реальными и финансовыми
активами и пассивами, а также
оценки активов и обязательств
на определенный момент времени.
МВФ рекомендует производить
оценку всех сделок, а также
активов и обязательств, по рыночным
ценам, согласованным участниками
экономической операции. Обычно
учет в системе платежного
баланса производится по фактическим
ценам (причем, как правило, экспорт
учитывается в ценах CIF, а импорт
-- в ценах FOB).
3. Типы экономических
операций. Основными типами действий
экономических субъектов, которые
можно найти в балансе, являются
не платежи, несмотря на название
баланса, а экономические операции
или сделки, которые могут вовсе
не сопровождаться денежным платежом.
Учет в системе платежного
баланса таких операций и составляет
основное его отличие от баланса
международных платежей страны.
МВФ выделяет следующие виды
экономических операций, которые
отражаются в платежном балансе:
обмен, трансферты, миграция, «вмененные»
операции.
Сделка обмена заключается
в предоставлении одним контрагентом
другому экономической стоимости
в обмен на эквивалентную стоимость
в другой форме.
Трансферты отличаются от
сделок обмена тем, что контрагент не
предоставляет взамен полученной стоимости
ее эквивалента.
Миграция возникает, когда
домашнее хозяйство перемещается на
продолжительное время в другую
страну. Данное явление имеет значение
для платежного баланса в силу
того, что вместе с домашним хозяйством
перемещаются также и некоторые виды активов,
которые как бы импортируются в ту страну,
куда переезжает экономический субъект.
"Вмененные" операции.
В некоторых случаях в платежном
балансе могут учитываться так
называемые «вмененные» экономические
операции, не сопровождаемые движением
стоимости от резидента к нерезиденту
и наоборот. Примером является
реинвестирование полученной прибыли
иностранным акционером предприятия.Стандартные
компоненты баланса можно разбить на две
основные группы счетов: счет текущих
операций, по которому учитываются экономические
сделки, охватывающие товары, услуги, получение
дохода и текущие трансферты, и счет операций
с капиталом и финансовыми инструментами,
учет по которому охватывает капитальные
трансферты, продажу/приобретение непроизведенных
нефинансовых активов, а также операции
с финансовыми требованиями и обязательствами.
Более детальная классификация счетов
платежного баланса
3.4Счет текущих операций.
1. движение товаров.
1.1. Экспорт товаров. Кредит
«+».
1.2. Импорт товаров. Дебет
«-».
Товарный баланс, или баланс
видимых операций (1.1 + 1.2).
2. Услуги, невидимые операции.
2.1. Экспорт услуг. Кредит
«+».
2.2. Импорт услуг Дебет
«-».
Баланс услуг, или баланс
невидимых операций (2.1 + 2.2).
Односторонние трансферты.
3. доходы от инвестиций:
проценты, прибыли, дивиденды
(3.1 + 3.2).
3.1. Поступление процентов,
прибыли, дивидендов. Кредит «+».
3.2. Платежи процентов,
прибыли, дивидендов. Дебет «-»,
4. доходы по оплате
труда (4.1 + 4.2).
4.1. Поступление доходов
по оплате труда. Кредит «+».
4.2. Платежи по оплате
труда. Дебет «-».
5. Текущие трансферты (5.1
+ 5.2).
5.1. Полученные. Кредит «+»,
5.2. Выплаченные. Дебет
«-».
Баланс текущих операций
(1 + 2 + З + 4 + 5).
Счет движения капиталов.
6. Прямые, портфельные и
прочие инвестиции (6.1 + 6.2).
6.1. В страну. Кредит «+».
6.2. За рубеж. Дебет «-».
7. Кредиты и займы (7,1
+ 7.2).
7.1. Займы. Кредит «+».
7.2. Кредиты. Дебет «-».
8. Обязательства, депозиты
и текущие счета (8.1 + 8.2).
8.1. Уменьшение обязательств,
депозитов и счетов. Кредит «+».
8.2, Рост обязательств, депозитов
и счетов. Дебет «-».
Баланс движения капиталов
(6 + 7 + 8).
Государственные (официальные)
резервы и обязательства.
9. Изменения государственных
золотовалютных резервов.
9.1. Уменьшение. Кредит «+».
9.2. Увеличение, Дебет «-».
10. Операции с МВФ.
10.1. Заимствования. Кредит
«+».
10.2. Платежи. дебет «-».
3.5 Платежный баланс
и золотовалютные резервы в механизме
валютного регулирования
Особое место в механизме
валютного регулирования занимают
платежный баланс и золото-валютные
резервы. Эта особенность заключается
в том, что именно через них реализуется
внутренний связь состояния валютного
рынка страны с состоянием ее национальной
экономики и обеспечивается чисто экономическое
регулирование валютной сферы. Платежный
баланс - это соотношение между валютными
платежами экономических субъектов данной
страны (резидентов) за ее экономическими
границами и валютными поступлениями
им из-за экономических границ страны
(от нерезидентов) за определенный период
времени (год, квартал, месяц). По форме
платежный баланс представляет собой
статистический отчет о поступлении валютных
средств в страну и о расходовании их за
определенный период в разрезе отдельных
статей, стран, групп стран. По экономическому
содержанию - это макроэкономическая модель,
характеризующая состояние и динамику
внешнеэкономических отношений данной
страны с внешним миром. Если поступления
превышают платежи, то торговый баланс
будет активным, а его сальдо - положительным;
если платежи превышают поступления, то
торговый баланс будет пассивным, а его
сальдо - Отрицательным. По статье «Баланс
услуг» учитывается движение средств
в связи с обменом между резидентами и
нерезидентами разнообразными услугами:
транспортными, строительными, коммуникационными,
туристическими, культурными, обслуживанием
правительственных структур, другими
деловыми услугами (научными, техническими,
консалтинговыми, рекламными и др.), финансовыми,
лицензионными, информационными и т.д.
Перечень услуг в международных отношениях
постоянно расширяется, и быстро растут
объемы новейших услуг, связанных с развитием
современных информационных технологий.
Это способствует сбалансированию поступлений
и расходов по текущим операциям платежного
баланса с меньшей нагрузкой на национальную
экономику. По статье «Доходы» учитывается
движение средств, связанный с доходами
физических лиц-резидентов, полученным
в оплату труда за рубежом, доходами от
прямых инвестиций за рубежом (дивиденды
по акциям, нераспределенная и реинвестированная
прибыль), доходами от портфельных инвестиций
(проценты по облигациям и другим долговым
обязательствам, дивиденды по акциям и
т.п.), доходами от других инвестиций (проценты
по долгосрочными и другими кредитами
и требованиями: депозитами, остатками
средств на корсчетах и т.п.). По статье
«Текущие трансферты» учитывается движение
средств на безэквивалентных началах
- гуманитарная и техническая помощь, взносы
в фондов международных организаций, безвозмездные
переводы денег из-за рубежа физическим
лицам (наследство, дарение, алименты,
членские взносы в различные благотворительные
фонды и другие фонды и организации и т.д.).
В разделе II «Счет операций с капиталом
и финансовых операций» по статье «Капитальные
трансферты» учитываются все операции,
связанные с передачей права собственности
на основной капитал или аннулированием
долгов кредиторами, когда движение стоимости
осуществляется на эквивалентной основе
(Государственное финансирование крупных
проектов за рубежом, инвестиционные субсидии
корпораций своим зарубежным филиалам,
приобретение (или реализация) нефинансовых
активов - земли и ее недр, патентов, авторских
прав т.п.). Во всех этих случаях происходит
рост капитала в одной стране и уменьшение
- в другой. Оно может осуществляться в
денежной и в материальной формах. В разделе
«Финансовый счет» показываются операции
по купле-продаже и погашению финансовых
требований одной страны к другим. При
этом происходит смена собственности
на финансовые активы или пассивы страны.
Все финансовые операции классифицируются
в три группы: «Прямые инвестиции», которые
представляют собой капитальные вложения
прямых инвесторов в зарубежные предприятия.
Они осуществляются преимущественно для
получение прямым инвестором контрольного
пакета акций этих предприятий. «Портфельные
инвестиции». К ним относятся операции
с теми ценными бумагами, приобретение
которых не являются прямыми инвестициями
(облигации, привилегированные акции,
производные финансовые инструменты,
свидетельства об участии в капитале обществ,
векселя, депозитные сертификаты и т.п.).
«Прочие инвестиции», то есть преимущественно
операции кредитного характера: коммерческий
кредит; долгосрочные займы, включая кредиты
МВФ и других международных организаций;
краткосрочные ссуды; депозиты, другие
активы или пассивы. Операции «Финансового
счета» занимают особое место в платежном
балансе, так как в них учитывается не
только обычное движение финансовых ресурсов
между странами, инициируемый отдельными
экономическими субъектами, а и движение
ресурсов на макроуровне с целью балансирования
платежного баланса в целом. Обычно это
делается за счет статей «Портфельные
инвестиции» и «Прочие инвестиции». Например,
если по всем статьям баланса общая сумма
поступлений не покрывает суммы платежей,
то, чтобы сохранить стабильными конъюнктуру
валютного рынка и валютный курс, правительство
и центральный банк прибегают к привлечению
портфельных инвестиций или кредитов
МВФ и других международных организаций,
на сумму которых увеличатся поступления
в соответствии по статье «Портфельные
инвестиции» или «Прочие инвестиции».
Однако таким способом невозможно полностью
сбалансировать платежный баланс, ибо
на протяжении года технологически невозможно
адекватно откорректировать объемы портфельных
и других инвестиций. Поэтому в этом процессе
принимают участие статьи раздела III «Резервные
активы», на которых отображается централизованный
золотовалютный запас страны. Если валютные
поступления по всем статьям разделов
I и II длительное время и значительно превышать
валютные платежи, то конъюнктура валютного
рынка будет меняться так, что центральный
банк вынужден будет скупать на рынке
иностранную валюту и пополнять свои резервные
активы. И наоборот, при дефиците баланса
он тратить свои резервы для поддержания
валютного курса. Вместе с тем механизм
изменения резервных активов тоже не обеспечивает
полного сбалансирования платежного баланса.
Дело в том, что конъюнктура валютного
рынке меняется не только под влиянием
несбалансированности платежного баланса
или это влияние «запаздывает» и проявляет
себя в следующем отчетном периоде. Поэтому
объемы сальдо платежного баланса и объемы
операций с валютной интервенции, сложившихся
за соответствующий период, не совпадают.
Чтобы уравнять общие объемы поступлений
и платежей, в баланс введена статья «Ошибки
и упущения», по которой проставляется
необходима для сбалансирования сумма.
Платежный баланс играет важную роль в
разработке и реализации валютной политики.
Как модель внешнеэкономических связей
страны он дает основательную информационную
базу для оценки состояния и перспектив
развития валютных отношений. В частности,
уровень и динамика его сбалансированности
по отчетный год дают возможность определить
причины ухудшения конъюнктуры валютного
рынка и курса национальной валюты в соответствующем
году и вероятную динамику их на перспективу.
Если, например, отчетный платежный баланс
пассивен и размер отрицательного сальдо
имел тенденцию к росту, это негативно
влияло на курс валюты в отчетном году
и давало основания ожидать его падения
в следующем году. Если такая тенденция
не соответствует целям общеэкономического
и монетарной политики, ее следует переломить
на стабилизационную. Подходы к решению
этой задачи тоже можно определить на
основе платежного баланса, в частности
его структурной сбалансированности.
Если, например, торговый баланс (соотношение
экспорта и импорта) имеет хроническое
и растущий дефицит, то для оздоровления
национальной валюты нужно определить
пути сокращения его отрицательного сальдо.
Это могут быть меры по стимулированию
развития отечественного производства,
рост его качества и эффективности, что
будет способствовать повышению конкурентоспособности
отечественных товаров на внутреннем
и внешнем рынках, увеличению экспорта
и сокращению импорта. Если дефицитным
является баланс услуг, соответствующие
меры должны быть направлены на развитие
всех видов услуг для нерезидентов, стабилизации
или даже сокращения внешних услуг для
резидентов. Если указанные изменения
в сфере реальной экономики государство
реализовать не может, то для сбалансирования
привлекаться внешние источники, что вызовет
рост внешней задолженности и сокращение
резервных активов (Золотовалютных запасов).
Однако каждое из этих источников имеет
свои четко обусловлены границы, за которыми
использования становится невозможным.
В таких ситуациях государство вынуждено
будет прибегать к таким средствам воздействия
на валютный рынок и платежный баланс:
девальвация национальной валюты в качестве
средства стимулирования экспорта и сокращение
импорта; введение дефляционной политики,
направленной на уменьшение цен и доходов,
что будет способствовать сдерживанию
импорта; усиление контроля за деятельностью
всех национальных субъектов валютных
отношений; усиление ограничения на валютные
операции. Эти меры воздействия на уменьшение
дефицита платежного баланса могут осуществляться
каждый отдельно или в комплексе в зависимости
от конкретной сложившейся ситуации в
экономике страны или на валютном рынке.
Для правильного выбора мер по уравновешиванию
платежного баланса важно выявить конкретные
причины, приведшие к его разбалансированности.
С теоретической точки зрения, экономическая
роль платежного баланса определяется
тем, что отраженные в нем обороты непосредственно
влияют на спрос и предложение на валютном
рынке: поступления валюты создает предпосылки
для формирование предложения ее, а платежи
- для формирования спроса на валюту. Эту
связь можно выразить количественно в
виде следующих формул:
1) ПРВ = ЗВ1 + НВ - ЗВ2, где ПРВ
- предложение инвалюты в течение отчетного
периода; ЗВ1 - остатки инвалюты у субъектов
рынка на начало периода; НВ - поступление
инвалюты в течение отчетного периода
по платежному баланса; ЗВ2 - остатки инвалюты
у субъектов рынка на конец периода. Если
остатки инвалюты на начало и конец отчетного
периода одинаковы, то предложение валюты
будет совпадать с поступлениями ее по
платежному баланса, т.е. ПРВ = НВ;
2) П0В = БВ1 + ПО - БВ2, где П0В
- спрос на инвалюту течение отчетного
периода; БВ1 - долговые обязательства
резидентов перед нерезидентами на начало
периода; ПВ - валютные платежи в течение
периода по платежному балансу; БВ2 - долговые
обязательства резидентов перед нерезидентами
на конец периода. Если долговые обязательства
на начало и конец отчетного периода одинаковы,
то спрос на инвалюту будет совпадать
с валютными платежами, определенными
по платежному балансу, т.е. П0В = ПС. Из
приведенных формул можно сделать вывод,
что спрос (П0В) и предложение (ПРВ) на валютном
рынке будут уравновешиваться при условии
сбалансированности поступлений (НВ) и
платежей (ПВ) платежного баланса. Погрешности
могут спричинюватися лишь на величину
различий между объемами остатков валюты
и валютных долговых обязательств экономических
субъектов на начало и конец периода. В
механизме платежного баланса важное
место занимают официальные золотовалютные
резервы (ЗВР), которые учитываются по
статье «Резервные активы» и служат официальным
механизмом урегулирования его сальдо.
Активное сальдо платежного баланса способствует
росту золотовалютных резервов, а пассивное
- их сокращению. Однако экономическая
роль этих резервов не ограничивается
балансировкой платежного баланса, а значительно
выходит за его пределы. Поэтому управления
ими можно рассматривать как самостоятельный
инструмент валютного и денежно-кредитного
регулирования.
Золотовалютные резервы
- это запасы иностранных финансовых
активов и золота, которые принадлежат
государству и находятся в
распоряжении органов денежно-кредитного
регулирования и могут быть реально
использованы на регулятивные и другие
потребности, имеющие общеэкономическое
значение. Эти потребности определяют
цели накопления золотовалютных резервов.
Основными из них являются: обеспечения
страны достаточным запасом международных
платежных средств, с тем чтобы государство,
его отдельные структуры и негосударственные
экономические агенты могли своевременно
рассчитаться по своим внешним обязательствам.
Это так называемое трансакционные назначения
золотовалютных резервов, направленное
на обслуживание связей национальной
экономики с мировой. В этом назначении
они служат запасом ликвидных средств,
обеспечивающих платежеспособность страны
на мировом рынке; обеспечение государству
возможности проводить интервенции на
валютном рынке и рынка денег, с тем чтобы
поддерживать на нужном уровне на них
спрос и предложение и обменный курс национальной
валюты. Это так называемое интервенционное
назначения резервов, направленное на
поддержание внешней и внутренней стоимости
национальных денег. Достижение этих целей
зависит от достаточности объема золото-валютных
резервов и эффективности механизма их
использования. В связи с этим возникает
ряд проблем с использованием этого регулятивного
инструмента: