Экономическая роль капиталистических 
банков. Б. обеспечивают передачу денежного 
капитала из тех сфер хозяйства и 
общества, где он накопляется, в те 
сферы, где он используется. Благодаря 
Б. действует стихийный механизм 
распределения капитала по сферам и 
отраслям производства и происходит 
известное выравнивание нормы прибыли. 
Б. играют важную роль в экономии обществ, 
издержек обращения и рационализации 
всех процессов обращения товаров 
и капитала. Их функционирование тесно 
связано с денежным обращением. Б. 
продолжают быть центрами хозяйственной 
жизни, играть видную роль в процессах 
централизации и концентрации капитала, 
в развитии монополистической структуры 
экономики. Б. и кредитная система 
в целом позволяют финансовой 
олигархии использовать под своим 
контролем не только капиталы рантье 
и временно свободные денежные капиталы 
предприятий, но и сбережения и постепенно 
расходуемые доходы всех слоев населения. 
Они сосредоточивают в своих 
руках расчёты между предприятиями 
и в немалой мере расчёты предпринимателей 
с потребителями.
         Усиливая 
обобществление производства и в то же 
время способствуя концентрации контроля 
над общественным богатством в руках узкого 
круга монополистов, Б. обостряют противоречия 
капитализма. Наиболее резко эта их роль 
проявляется в том, что они усиливают экономические 
кризисы перепроизводства. Кредитуя капиталовложения 
и расширение продукции, Б. усиливают перепроизводство, 
выход производства за пределы платёжеспособного 
спроса. В ходе самого кризиса они могут 
обострять его, сокращая ссуды и повышая 
ссудный процент. Особенно усиливают кризис 
частые банкротства Б. С другой стороны, 
Б. играют важнейшую роль в проведении 
государственно-монополистических мероприятий, 
направленных на ослабление цикличности 
капиталистической экономики.
         Б. и 
кредит служат одним из важных 
факторов создания в недрах 
капитализма материальных предпосылок 
перехода к социализму, на что 
неоднократно указывали К. Маркс 
и В. И. Ленин. Маркс пишет, 
что банковская система по 
своей формальной организации 
и централизации «... представляет 
собой самое искусное и совершенное 
творение, к которому вообще приводит 
капиталистический способ производства... 
В банковской системе, конечно, 
дана форма общественного счетоводства 
и распределения средств производства 
в общественном масштабе, но только форма» 
(Маркс К. и Энгельс ф., Соч., 2 изд., т. 25, ч. 
2, с. 156). Однако по своему содержанию это 
общее счетоводство и распределение являются 
частнокапиталистическими и служат целям 
увеличения прибыли буржуазии.
         В рамках 
капитализма никакая банковская 
система не может преобразовать 
способ производства и организовать 
действительно планомерное распределение 
средств производства в интересах и в 
масштабах всего общества. Созданная капитализмом 
банковская система используется социалистическим 
государством для развития производительных 
сил и построения социализма. 
         А. В. 
Аникин.
         Банки при 
социализме
         Банки социалистических 
стран обслуживают денежный оборот 
и кредитные отношения в социалистической 
экономике и осуществляют учёт 
и контроль за хозяйственно-финансовой 
деятельностью государственных 
и кооперативных предприятий.
         Основоположники 
научного коммунизма подвергли 
критике разного рода мелкобуржуазные 
реакционные "теории" о социалистическом 
преобразовании общества путём 
изменения одной лишь кредитной 
системы. Маркс писал "...кредитная 
система послужит мощным рычагом 
во время перехода от капиталистического 
способа производства к способу 
производства ассоциированного 
труда, — однако лишь как 
элемент в связи с другими 
великими органическими переворотами 
в самом способе производства" 
(там же, с. 157). Использование Б. 
в качестве рычагов социалистического 
переустройства общества возможно 
лишь при условии обобществления 
производства диктатурой пролетариата, 
создания социалистических производственных 
отношений. Процесс становления нового 
экономического строя включает в себя 
не только социалистическое обобществление 
производства, но и создание социалистической 
системы распределения и обмена общественного 
продукта, в которую входят, в частности, 
Б., аппарат учёта и распределения.
         Программные 
положения Маркса н Энгельса об использовании 
Б. социалистическим государством были 
творчески развиты В. И. Лениным с учётом 
новых исторических условий и на основе 
практики Великой Октябрьской социалистической 
революции.
         Определяя 
главное направление в работе 
Б. после социалистической революции, 
Ленин писал: "Банковская политика, 
не ограничиваясь национализацией 
банков, должна постепенно, но неуклонно 
направляться в сторону превращения 
банков в единый аппарат счетоводства 
и регулирования социалистически 
организованной хозяйственной жизни 
всей страны в целом" (Полн. 
собр. соч., 5 изд., т. 36, с. 220).
         Ленинский 
план социалистического преобразования 
Б. включал, помимо национализации капиталистических 
Б., следующие основные элементы: объединение 
национализированных Б. в единый общенациональный 
государственные Б., увеличение сети его 
филиалов и распространение их по всей 
стране, демократизацию банковского дела, 
концентрацию в государственных Б. всего 
денежного оборота страны и развитие безналичных 
расчётов через банки. Ленин отмечал, что 
только государственная монополия банковского 
дела позволяет социалистическому государству 
направлять и контролировать работу Б. 
в соответствии с задачами планомерного 
развития экономики и неуклонного роста 
благосостояния народа, использовать 
их в качестве аппарата контроля за ходом 
выполнения народно-хозяйственного плана 
и для укрепления смычки между рабочим 
классом и крестьянством. Без крупных 
Б., которые становятся частью социалистического 
государственного аппарата, социализм 
был бы неосуществим.
         Ленинские 
положения о Б. как аппарате 
учёта и контроля за хозяйственной 
деятельностью социалистических предприятий 
имеют значение для всех социалистических 
стран.
         Диктатура 
пролетариата использует Б., превращая 
их в один из мощных рычагов 
построения социализма. Б. при 
социализме принципиально отличаются 
от капиталистических Б. и имеют решающие 
преимущества перед ними. Кредитные вложения 
Б. носят производительный и общественно 
полезный характер: они используются для 
развития экономики и повышения уровня 
жизни народа. Все средства, аккумулированные 
Б., направляются на развитие производства, 
а также в сферу распределения и обращения; 
здесь объектом кредита не могут служить 
фиктивные ценности. Доходы от банковских 
операций используются на нужды народного 
хозяйства и населения. Б. не подвержены 
денежно-кредитным кризисам, так как социалистическая 
система хозяйства исключает возможность 
их возникновения. Объём кредитных, расчётных 
и кассовых операций Б. растет в соответствии 
с неуклонным ростом производства и обращения, 
способствуя осуществлению быстрыми темпами 
расширенного социалистического воспроизводства.
         Будучи 
аппаратом перераспределения денежных 
средств, Б. планомерно организуют 
и концентрируют государственный 
фонд кредитования народного 
хозяйства, осуществляют его прямое, 
целевое и возвратное (краткосрочное 
и долгосрочное) кредитование, выдают 
ссуды населению на потребительские 
нужды, производят безвозвратное 
финансирование капитального строительства 
за счёт государственного бюджета 
и специальных целевых фондов. 
Через Б. социалистического государства 
предоставляют кредит другим 
странам социалистического содружества 
и оказывают кредитную помощь 
развивающимся странам, сбросившим 
иго колониализма.
         Выполняя 
функцию расчётных центров социалистического 
хозяйства, Б. организуют и 
производят Безналичные расчёты 
между предприятиями за материальные 
ценности и услуги, а также 
расчёт предприятий с финансово-банковской 
системой. Б. осуществляют расчёты 
по внешнеторговым и другим 
экономическим взаимоотношениям 
с иностранными государствами.
         Единый 
эмиссионный Б. социалистического 
государства (см. Государственный банк 
СССР) производит эмиссионно-кассовое 
обслуживание социалистического хозяйства 
и населения и планомерное оперативное 
регулирование денежного обращения, концентрирует, 
накопляет и использует валютные фонды.
         Б. осуществляют 
экономическое стимулирование и 
контроль за хозяйственно-финансовой 
деятельностью социалистических 
предприятий, за ходом выполнения 
хозяйственных планов. Банковский 
контроль — одна из важных 
форм государственного контроля 
за работой предприятий.
         Поскольку 
через Б. проходит весь денежный 
оборот народного хозяйства, они 
выполняют роль общегосударственного 
аппарата учёта и счетоводства социалистической 
экономики. Ведя счета предприятий и организаций, 
осуществляя их расчётное и кассовое обслуживание, 
Б. способствуют сохранности денежных 
средств в народном хозяйстве и их экономии.
         Б. с 
помощью кредита и посредством 
расчётного и кассового обслуживания 
колхозов содействуют укреплению 
экономической смычки между рабочим 
классом и крестьянством, между 
государственными и кооперативными 
секторами социалистического производства. 
Б. оказывают помощь колхозам 
в составлении производственных 
и финансовых планов, в налаживании 
учёта и отчётности, в упорядочении 
их финансового хозяйства.
         Посредством 
кредитного, расчётного и валютного 
обслуживания внешнеторговых и 
других взаимоотношений между 
социалистическими странами Б. 
содействуют дальнейшему упрочению 
их экономического сотрудничества 
и взаимопомощи.
         Для мировой 
социалистической системы характерны, 
как правило, общие черты реконструкции 
и развития Б. Основные из них: ликвидация 
излишних звеньев банковской системы 
и построение её по функциональному признаку; 
переход от коммерческого кредита к прямому 
банковскому кредитованию предприятий; 
концентрация в общегосударственном центральном 
Б. краткосрочного кредитования, расчётов 
и эмиссионно-кассового обслуживания 
народного хозяйства; организация безналичных 
межхозяйственных расчётов; осуществление 
кредитного планирования и планирования 
денежного обращения; организация экономического 
контроля за производственно-финансовой 
деятельностью предприятий через кредитные, 
расчётные и кассовые операции.
         Вместе 
с тем в структуре Б., в методах 
кредитования, расчётов и кассового 
обслуживания хозяйства, кредитного 
и кассового планирования, банковского 
контроля за работой предприятий в каждой 
социалистической стране имеются присущие 
ей характерные отличия.
         Банковская 
система СССР. Основным звеном 
советской банковской системы 
является Государственный банк 
СССР — единый эмиссионно-кассовый, 
кредитный и расчётный центр страны. 
В 1968 сеть учреждений Государственного 
банка состояла из 4115 филиалов и отделений 
и 76 548 сберегательных касс. Государственый 
банк осуществляет все краткосрочные 
кредитования народного хозяйства (кроме 
строительных организаций), а также финансирование 
и долгосрочное кредитование государственных 
с.-х. организаций, долгосрочное кредитование 
колхозов и др. видов кооперации. Общая 
сумма кредитных вложений Государственного 
банка на начало 1969 составляла 98,4 млрд. 
руб., в том числе краткосрочные кредиты 
— 88,9 млрд. руб., или св. 90%, а долгосрочные 
— 9,5 млрд. руб., или менее 10%.
         Государственный 
банк производит расчётное обслуживание 
народного хозяйства. Безналичный 
платёжный оборот, проходящий через 
Государственный банк, составил 
в 1968 около 1250 млрд. руб.
         Государственный 
банк осуществляет кредитное 
и кассовое планирование. Составление 
и исполнение кредитного плана 
производится на основе народно-хозяйственного 
плана и по мере его выполнения. 
В свою очередь кредитный план 
используется для активного воздействия 
на ход выполнения народно-хозяйственного 
плана, для выявления и мобилизации 
дополнительных внутренних ресурсов 
в хозяйстве. Кассовый план 
Государственного банка определяет 
размеры его денежных оборотов.
         Государственный 
банк концентрирует и накапливает 
валютные фонды страны (в виде 
драгоценных металлов и иностранной 
валюты) и производит расчёт по 
внешнеторговым и другим экономическим 
взаимоотношениям между СССР 
и иностранными государствами. 
Государственный банк экономически 
стимулирует и контролирует рублём 
хозяйственно-финансовую деятельность 
предприятий. Эффективность этого 
контроля обеспечивается дифференцированным 
подходом к предприятиям, оказанием 
материального поощрения хорошо работающим 
предприятиям в виде их льготного кредитования 
и применения санкции к плохо работающим 
предприятиям, переводом последних на 
особый режим кредитования.
         Через многочисленную 
сеть сберегательных касс Государственный 
банк производит приём и хранение 
трудовых сбережений населения 
в форме различных вкладов, 
обслуживает население по операциям 
с займами государственными (См. 
Займы государственные) и безналичным 
расчётам (перечисляет со счетов вкладчиков 
средства на оплату коммунальных услуг 
и пр.). По вкладам, которые возвращаются 
по первому требованию их владельцев, 
сберкассы уплачивают проценты (либо выигрыши). 
Общая сумма вкладов населения на 1969 составляла 
32,4 млрд. руб. и возросла по сравнению с 
1950 в 17,5 раза, а средний размер вклада в 
1968 достиг 473 руб. и увеличился против 1950 
почти в 3,5 раза. Рост вкладов свидетельствует 
о значительном повышении благосостояния 
трудящихся.
         Вторым 
звеном кредитной системы СССР 
является Всесоюзный банк финансирования 
капитальных вложений — Стройбанк. 
Он обслуживает капитальное строительство 
всех отраслей народного хозяйства, 
кроме сельского хозяйства (банковское 
обслуживание последнего осуществляет 
Государственный банк). Стройбанк 
аккумулирует специально выделяемые 
хозяйственными организациями и 
бюджетом средства для выполнения 
плана капитальных вложений. За 
счёт этих средств Стройбанк 
осуществляет безвозвратное финансирование 
капитального строительства, предоставляя 
долгосрочный кредит на капитальное 
строительство, реконструкцию и 
ремонт и краткосрочный кредит строительным 
организациям на образование оборотных 
фондов. Сеть Стройбанка в 1968 состояла 
из 457 контор и отделений и 517 пунктов уполномоченных 
(при Государственном банке).