Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 10:07, курсовая работа
В настоящее время деятельность Центрального банка России приобретает огромное значение, поскольку от его эффективного функционирования и правильно выбранных методов, посредством которых он осуществляет свою деятельность, зависит стабильность и дальнейший рост экономического потенциала страны, отдельных секторов экономики, а также укрепление позиций на международном рынке.
Введение…………………………………………………………………………...3
Организационная структура Центрального Банка России……………………..5
Общая характеристика целей и функций ЦБ РФ……………………………….7
Осуществление Центральным банком России единой государственной денежно-кредитной политики……………………………………..……………19
Заключение………………………….……………………………………………29
Список литературы и нормативных источников ……………………………...30
1) финансирование бюджетного дефицита путем подключения инфляционного налога (мотив фискального дохода);
2) достижение оптимального уровня занятости (мотив занятости);
В странах с переходной экономикой проведение денежно-кредитной экспансии может быть обусловлено также необходимостью проведения структурных преобразований в экономике, что требует, в первую очередь, стимулирования инвестиционной активности. Кроме того, денежно-кредитная экспансия помогает предотвратить нарастание социальной напряженности и как следствие политической нестабильности. При проведении денежно-кредитной экспансии правительство может руководствоваться также институциональным мотивом, который подразумевает защиту национальной банковской системы и финансовых рынков от различного рода кризисов. Ну и, наконец, может иметь место социально-институциональный мотив, направленный ни предотвращение паники среди вкладчиков и оттока сбережений из банков.
Необходимо отметить, что следствием проведения денежно-кредитной экспансии в долгосрочной перспективе может стать усиление инфляционных процессов.
Таким образом, и рестрикция, и экспансия могут иметь крайне негативные последствия для экономики страны: от спада производства и «денежного голода» до раскручивания инфляционной спирали. В связи с этим основной задачей монетарных властей является выбор оптимальной модели денежно-кредитного регулирования, обеспечивающей достижение конечных целей и не несущей в себе разрушительного влияния на экономику.
Цели денежно-кредитного регулирования можно разделить на конечные, промежуточные и тактические. К конечным (стратегическим) целям денежно-кредитного регулирования относят снижение уровня инфляции, безработицы, равновесие платежного баланса или достижение определенного уровня ВВП. Начиная с 40-х гг. XX в. и вплоть до середины 70-х гг. в качестве стратегической цели регулирования провозглашалось снижение уровня безработицы. Современная практики денежно-кредитного регулирования свидетельствует о том, что в большинстве стран конечной целью денежно-кредитного регулирования становится снижение уровня инфляции. К промежуточным целям традиционно относят достижение оптимального объема денежной массы в экономике, поддержание уровня золотовалютных резервов и управление величиной процентной ставки. Тактические цели денежно-кредитного регулирования связаны с ежедневной работой центрального банка и обычно направлены на сглаживание колебаний ликвидности рынка.
Денежно-кредитное регулирование экономики может осуществляться с помощью административных и рыночных инструментов.
Центральный банк может реализовать политику прямых количественных ограничений в ряде случаев:
- при прямом регулировании кредитных и иных инвестиционных операций (что принято считать рационированием кредита);
- в ситуации прямого регулирования норм доходности банковских операций (что принято называть регламентацией пределов ставок по кредитным или депозитным операциям);
- при проведении политики содействия развитию отдельных отраслей экономики или регионов страны, когда денежно-кредитная политика носит структурный характер.
Могут применяться и иные ограничения, вызванные потребностями проведения сбалансированной денежно-кредитной политики, направленной на достижение общенациональных задач макроэкономической стабильности.
Экономические методы регулирования включают создание таких условий, которые стимулировали бы субъекта предпринимательской деятельности к выполнению действий, необходимых для общества. При этом не предполагается прямого воздействия со стороны органов управления. Степень охвата экономическими методами управления перераспределительных процессов в обществе показывает уровень экономической и политической свободы, зрелость общественного сознания, степень независимости бизнеса от государственной власти.
В отечественной экономической литературе встречаются различные подходы к соотношению данных методов. Ряд исследователей считают административные методы регулирования приоритетными и более эффективными, нежели экономические. Такой подход приме ним к странам с нелиберальной экономикой, хотя следует признать, что в условиях, когда многие рыночные механизмы работают либо не достаточно эффективно, либо вообще не работают, прямое административное воздействие на экономику осуществляется быстрее, чем кос венное, экономическое.
Другие экономисты, анализируя эффективность и направление денежно-кредитного регулирования, в первую очередь рассматривают экономическую составляющую данного процесса.
Можно с уверенностью заявить, что и административные и экономические методы управления равно необходимы для эффективного функционирования народно-хозяйственного комплекса. Перекос на сторону одного из методов при недооценке другого влечет за собой серьезные диспропорции в процессе перераспределения денежных средств в национальной экономике.
Наибольшей эффективности денежно-кредитное регулирование экономики достигает в процессе использования как прямых, так и косвенных рычагов одновременно. В ситуации, когда в силу обстоятельств рыночные рычаги действуют либо недостаточно эффективно, либо вообще не действуют, их сочетание с административными мерами позволяет достичь желаемого эффекта.
Большинство развитых стран при проведении политики денежно-кредитного регулирования основное внимание уделяют экономическим методам, к числу которых относятся:
Данные инструменты имеют законодательное подтверждение5, что увеличивает их результативность и повышает статус главного банка страны.
1. Одним из наиболее эффективных инструментов денежно-кредитного регулирования в странах с развитой рыночной экономики является рефинансирование. Под рефинансированием понимают предоставление центральным банком кредитов головным кредитным организациям.
Первоначально самым развитым инструментом выступала учетная ставка. В процессе переучета товарных векселей у банковского сектора экономики центральный банк одновременно проводил операции по быстрому кредитованию, наполнявшему каналы денежного обращения платежными инструментами, однако не производил выпуска денег при полученном обеспечении. Постепенно товарные векселя все больше заменяются финансовыми, «отрываются» от реального товарно-материального покрытия, что превращает учетные операции в простейшие сделки по банковскому кредитованию. Именно поэтому в большинстве стран мира основное внимание уделяется ставке рефинансирования. Обеспечением для данных сделок служат высоколиквидные ценные бумаги (предпочтение отдается государственным обязательствам), размещаемые в центральном банке на условиях РЕПО или ломбардного кредитования.
Банк России предоставляет в рамках системы рефинансирования ломбардные, внутридневные кредиты, а также кредиты overnight. Все они предоставляются под залог ценных бумаг, входящих в ломбардный список (ГКО — государственные краткосрочные бескупонные облигации, ОФЗ с постоянным купонным доходом, ОФЗ с фиксированным тонным доходом, облигации Банка России). К указанным ценным бумагам предъявляются следующие требования:
а) они должны принадлежать банку на праве собственности;
б) иметь сроки погашения не ранее чем через 10 календарных дней после наступления срока погашения кредита;
в) отсутствие случая их ареста в течение последних 90 дней.
Требования, предъявляемые к кредитным организациям для получения кредита:
а) кредитная организация не должна входить в число проблемных;
б) выполнять требования по формированию резервов;
в) не иметь просроченной задолженности по кредитам Банка России;
г) не иметь задолженности по платежам
в бюджет и внебюджетные
фонды.
При выполнении данных условий банк может получить несколько видов кредита на разные сроки. По ломбардным кредитам и кредитам overnight уплачивается процент, по внутридневным взимается плата.
Ломбардные кредиты предоставляются на срок до 30 календарных дней, пролонгация по этим видам кредита не допускается. В западной практике ломбардные кредиты предоставляются на более длительный срок, в среднем до 90 календарных дней.
Основанием для предоставления однодневных расчетных кредитов является наличие в конце операционного дня неисполненных платежных поручений, наличие непогашенных внутридневных кредитов.
Основанием для предоставления внутридневных кредитов является наличие неисполненных платежных поручений в течение операционного дня. Отдельного заявления банка на получение кредита не требуется. Погашение кредита происходит за счет поступлений денежных средств на корсчет кредитной организации.
ЦБ РФ может осуществлять кредитование банковской системы с использованием дополнительных форм обеспечения: поручительство либо залог векселей.
Кредитование Банком России кредитных организаций осуществляется по ставке рефинансирования. Изменяя ее величину, ЦБ РФ может влиять на ликвидность банковской системы и денежное предложение в целом. Следует отметить, что изменение ставки рефинансирования может серьезнейшим образом повлиять на кредитную политику банковского сектора экономики. Кредит был и остается существенной составной частью заемных источников покрытия производственных затрат, а кроме того, именно величина депозитного процента служит базой для определения доходности прочих инструментов привлечения дополнительного капитала. Сокращение ставки рефинансирования или, во всяком случае, предсказуемая политика ее изменения благоприятно отражаются на инвестиционном климате национальной экономики, и наоборот.
2. Не менее важный инструмент реализации денежно-кредитного политики — операции на открытом рынке.
Как правило, к операциям на открытом рынке относят операции по покупке, продаже государственных ценных бумаг, операции междилерского РЕПО и валютные интервенции. В России данный инструмент (за исключением, пожалуй, валютных интервенций) вряд ли можно считать эффективным, что обусловлено и низкой степенью развития финансовых рынков и недостаточной заинтересованностью банков в государственных бумагах. Тем не менее операции на открытом рынке остаются важнейшим инструментом, позволяющим оперативно регулировать ликвидность банковской системы6. В случаях избыточной ликвидности, повышении вероятности роста инфляции, опасного накопления остатков на счетах кредитных организаций, увеличения платежеспособного спроса на валютном рынке центральный банк может разместить дополнительную массу государственных обязательств в банковской системе, оттянув таким образом излишек денежной массы. И наоборот: при недостаточной ликвидности банковской системы, грозящей замедлением расчетов в национальной экономике, опасном укреплении позиций национальной денежной единицы ни внутреннем валютном рынке (угрозе снижения эффективности экспорта), неадекватном состоянию экономики росте процентных ставок по кредитам центральный банк может выкупить часть государственных бумаг, вернув в каналы денежного обращения значительную сумму денег'.
Анализ практики проведения операций на открытом рынке выявил наличие определенных противоречий. В случаях нечеткого определения границ независимости центрального банка либо в случаях несоблюдения этих границ, жесткого прессинга со стороны правящих кругов главный банк может стать фактически подразделением министерства финансов (как это было в Российской империи). Тогда основной задачей банка становится покрытие бюджетного дефицита, что негативно сказывается на стабильности денежного обращения, ведет к росту инфляции, снижению инвестиционной привлекательности всей экономики. В результате население перестает участвовать в инвестиционных проектах, номинированных в национальной денежной единице.
И, наконец, одним из инструментов денежно-кредитной политики является проведение валютных интервенций. Главная цель данного мероприятия — укрепление позиций национального производителя на внешнем товарном рынке. Подчиненной к ней целью может быть поддержание позиций национальной денежной единицы по отношению к иностранной валюте. Когда эти цели меняются местами, валютная политика теряет смысл, а центральный банк проводит регулирование рынка лишь с количественных позиций.
Следует заметить, что денежно-кредитная политика выступает основным инструментом регулирования экономических процессов в современном обществе. Поэтому важнейшим аспектом деятельности центрального банка государства является выбор правильных ориентиров при ее проведении.
В настоящее время деятельность Центрального банка России приобретает огромное значение, поскольку от его эффективного функционирования и правильно выбранных методов, посредством которых он осуществляет свою деятельность, зависит стабильность и дальнейший рост экономического потенциала страны, отдельных секторов экономики, а также укрепление позиций на международном рынке.