Функции Центрального Банка России и его место среди прочих экономических институтов

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 10:07, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время деятельность Центрального банка России приобретает огромное значение, поскольку от его эффективного функционирования и правильно выбранных методов, посредством которых он осуществляет свою деятельность, зависит стабильность и дальнейший рост экономического потенциала страны, отдельных секторов экономики, а также укрепление позиций на международном рынке.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
Организационная структура Центрального Банка России……………………..5
Общая характеристика целей и функций ЦБ РФ……………………………….7
Осуществление Центральным банком России единой государственной денежно-кредитной политики……………………………………..……………19
Заключение………………………….……………………………………………29
Список литературы и нормативных источников ……………………………...30

Файлы: 1 файл

Курсовая функции ЦБ и его место среди прочих экономических институтов государства - 2012 год.doc

— 135.50 Кб (Скачать)

- разработку правил расчетов с международными организациями, государствами, а также с юридическими и физическими лицами.  Деятельность Банка России по созданию нормативных актов (положений, инструкций, приказов), регулирующих банковские операции, порядок учета и отчетности коммерческих банков, дает ему возможность упорядочить и развивать работу кредитных учреждений, создать общую методическую базу, единые стандарты деятельности кредитных организаций, позволяющие им в рамках действующего законодательства осуществлять обслуживание своих клиентов.

Операционная  функция позволяет Банку России:

-осуществлять самостоятельно либо по поручению Правительства Российской Федерации все виды банковских операций и иных сделок;

- управлять своими золотовалютными резервами;

- обслуживать счета бюджетов всех уровней бюджетной системы страны посредством ведения расчетов по поручению уполномоченных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов.

Полномочия, определяемые данной функцией, позволяют  Банку России вести широкий круг деятельности, обслуживать разнообразный  перечень потребностей экономических субъектов, при необходимости выступать в качестве уполномоченного агента государства по ведению расчетов по финансовым операциям.

В соответствии с информационно-аналитической функцией Банк России:             - проводит анализ и прогнозирование состояния экономики в целом по стране и регионам, прежде всего в области денежно-кредитных и валютно-финансовых отношений, ценообразования, публикует соответствующие материалы и статистические данные;        - участвует в разработке прогноза платежного Баланса страны, организует его составление;          -  устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к национальной денежной единице.     Для Банка России данная функция имеет особое значение. Без ее выполнения практически невозможно регулирование денежного оборота, основанного на материальных и финансовых потоках. Анализ и прогнозирование экономического развития страны является той интеллектуальной базой, которая дает возможность определить динамику и структуру денежно-кредитных отношений. Сведения Банка России о тенденциях экономического развития страны, развитии отдельных секторов экономики, динамике платежного баланса, валютном курсе, основных показателях банковской деятельности, предоставляемые экономическим субъектам, в том числе банковскому сообществу, составляют важную информацию, позволяющую им при необходимости скорректировать направления своего развития.

Надзорная и  контрольная функции Банк России включают следующие направления:

-надзор за деятельностью банков и банковских групп;

- государственную регистрацию банков, выдачу им лицензий на осуществление банковских операций, приостановку их действий и отзыв их;

- регистрацию банками эмиссий ценных бумаг;

- валютное регулирование и валютный контроль.

Данные полномочия позволяют Банку России выполнять целевые ориентиры, направленные, в том числе, на развитие и укрепление банковского сектора страны. Осуществляя надзор за деятельностью коммерческих банков путем постоянного наблюдения и проверок на предмет ее соответствия законодательно установленным правилам и нормативным актам, Банк России защищает интересы вкладчиков и кредиторов, обеспечивает стабильность деятельности кредитных организаций. Контроль со стороны Банка России как самостоятельная форма наблюдения за обеспечением законности не основан на отношениях подчиненности между ним и коммерческими банками, поэтому его вмешательство в их оперативную деятельность строго ограничено законом; оно осуществляется только в случаях нарушения правил, установленных Банком России, а также при наличии угрозы интересам вкладчиков (кредиторов). В соответствии с законом Банк России не должен принуждать коммерческие банки выполнять операции, не предусмотренные учредительскими документами, законодательством и нормативными актами.       В экономической литературе можно встретить и другие критерии классификации функций Банка России. Среди них функции в зависимости от направлений его деятельности. Здесь выделяются функция хозяйственной деятельности и функция административной деятельности, которые в свою очередь состоят из организаторской функции (организация и управление денежным обращением) и функции защиты гражданского оборота, интересов вкладчиков (кредиторов).         По степени важности предпринята попытка разделить функции на основные и дополнительны. К основным относят те, без которых невозможно выполнение основной задачи центрального банка (сохранение стабильности денежной единицы). В свою очередь эта функция подразделяется на регулирующую, контрольную и обслуживающую. Дополнительные функции в этом случае содействуют решению основной задачи.   Помимо рассмотренных функций, в литературе можно встретить также упоминание о функциях: осуществления денежной эмиссии и организации денежного обращения, организации взаимодействия с органами государственной власти и управления Российской Федерации, а также с кредитными организациями.          В рамках установленных законом функций и достижения поставленных целей и задач Центральный банк Российской Федерации:

- проводит  операции по выпуску денег в обращение;

- предоставляет  кредиты на срок не более  одного года под обеспечение  ценными бумагами и другими  активами, если иное не установлено  федеральным законом о федеральном  бюджете;

- покупает  и продает государственные ценные  бумаги на открытом рынке;

- покупает  и продает облигации, эмитированные  Банком России, и депозитные сертификаты;

- покупает  и продает иностранную валюту, а также платёжные документы  и обязательства, номинированные  в иностранной валюте, выставленные  российскими и иностранными кредитными организациями;

- покупает, хранит, продает драгоценные металлы  и иные валютные ценности;

- проводит  расчётные, кассовые и депозитные  операции, принимает на хранение  и в управление ценные бумаги  и другие активы;

- выдает поручительства  и банковские гарантии;

- осуществляет  операции с финансовыми инструментами,  используемые для управления  финансовыми рисками;

- открывает  счета в российских и иностранных  кредитных организациях на территории  России и территориях иностранных  государств;

- выставляет чеки и векселя в любой валюте;

- осуществляет  другие банковские операции и  сделки от своего имени в  соответствии с обычаями делового  оборота, принятыми в международной  банковской практике.

Помимо всего  указанного следует отметить, что  Банк России может осуществлять банковские операции по обслуживанию органов государственной власти и органов местного самоуправления, их организаций, государственных внебюджетных фондов, воинских частей. Банк России вправе обслуживать клиентов, не являющихся кредитными организациями, в регионах, где отсутствуют кредитные организации.

Банк России вправе осуществлять банковские операции и сделки на комиссионной основе.

Таким образом, список операций, осуществляемых Центральным банком очень велик, однако, соблюдая закон, Банк России не имеет права:

- осуществлять банковские  операции с юридическими лицами, не имеющими лицензий на проведение  банковских операций, и физическими  лицами;

- приобретать акции  кредитных и иных организаций  (за исключением случаев, предусмотренных  Законом о Банке России)

- проводить операции  с недвижимостью, за исключением  случаев, связанных с обеспечением  деятельности Банка России и  его организаций;

- заниматься торговой  и производственной деятельностью,  за исключением случаев, предусмотренных  Законом о Банке России;

- пролонгировать предоставленные  кредиты. Исключение может быть  сделано по решению Совета  директоров.

Операции, выполняемые  центральным банком, можно классифицировать в зависимости от определенных критериев.   По своей природе банковские операции подразделяются на банковские и небанковские. Это положение распространяется и на операции центрального банка. К банковским операциям центрального банка относятся те, которые закреплены за ним как за особым денежно-кредитным институтом. Небанковскими операциями в этом случае будут те, которые он выполняет наряду с другими параллельно функционирующими институтами. Например, центральный банк может выдавать поручительства, осуществлять операции с финансовыми инструментами, используемыми для управления финансовыми рисками, покупать и продавать государственные ценные бумаги на открытом рынке; эти операции выполняют и другие экономические субъекты.         По содержанию операции центрального банка можно подразделить на экономические, юридические, технические, охранные. Будучи экономическим институтом центральный банк выполняет прежде всего экономические операции, которые, конечно, требуют определенного юридического, технического и охранного сопровождения.    По характеру выполняемой работы выделяются аналитические, управленческие, контрольные, счетные, бухгалтерские и другие операции. Их характер определяет внутреннюю специализацию сотрудников банка, а иногда структуру внутрибанковского управления (в частности образование департамента бухгалтерского учета и отчетности).

По планированию деятельности можно выделить операции стратегические и тактические. Стратегической операцией будет, например, их совокупность по формированию "Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2008 года". К числу тактических операций можно отнести операции, каждодневно выполняемые центральным банком. (Например, установление ежедневного курса рубля по отношению к различным валютам иностранных государств.)      По этапам осуществления операции центрального банка подразделяются на первоочередные и последующие. Так, осуществляя рефинансирование, центральный банк в первоочередном порядке изучает надежность обеспечения, представленного в форме соответствующих ценных бумаг, их соответствия установленному перечню, и лишь впоследствии предоставляет временную финансовую помощь.     По периодичности совершения операции центрального банка можно подразделить на единовременные (разовые) и многоразовые (повторяющиеся). Единовременными в рамках определенного периода можно, к примеру, считать операции по деноминации, выпуску в обращение новых денежных купюр и монет; к многоразовым - операции по обмену иностранной валюты, по приему и выдаче наличных денег (кассовые операции) и др.           По отношению к национальному рынку операции делятся на внутренние и международные. К внутренним принято относить все те операции, которые банк совершает по поручению отечественных клиентов, к международным - все то, что связано с обслуживанием внешней торговли и международных валютно-кредитных отношений.     По используемой валюте операции могут проводиться в национальной валюте, валюте иностранных государств и с использованием комбинации валют (мультивалютные операции).

 

Осуществление Центральным банком России единой государственно денежно-кредитной политики

 

В современном мире денежно-кредитная  политика  становится одной из наиболее  значимых форм государственного регулирования  экономики. О роли. Известный экономист П. Самуэльсон определяя её значение писал, что «с помощью соответствующей денежно-кредитной политики… возможно избежать эксцессов бума и резкого спада, рассчитывать на здоровый экономический рост»1.           В экономической литературе под денежно-кредитной политикой понимается часть единой государственной макроэкономической политики, предполагающей целенаправленное воздействие на денежно-кредитную систему  посредством преимущественно  рыночных инструментов с целью создания условия для экономического  роста в стране2.     Основным инструментом проведения денежно-кредитной политики является денежно-кредитное регулирование, под которым понимается процесс прямого или косвенного воздействия центрального банка на денежно-кредитную систему (количество денег в обращении, ликвидность банковской системы) в целях достижения поставленных целей3.    Конечными целями денежно-кредитной политики являются:

- обеспечение стабильности цен;

- полная занятость трудоспособного населения;

- рост реального объема производства;

- устойчивый платежный баланс страны.

Для достижения поставленных целей центральные банки — проводники официальной денежно-кредитной политики — могут использовать разные ее виды и стратегии.         Для достижения своих стратегических целей центральный банк может проводить политику денежно-кредитной рестрикции либо денежно-кредитной экспансии.         Политика денежно-кредитной рестрикции (ограничительная денежно-кредитная политика) направлена, как правило, на сжатие денежной  массы и рассматривается как один из основных компонентов антиинфляционного регулирования экономики. Выделяют два варианта такой политики. Денежно-кредитная рестрикция может осуществляться путем непосредственного воздействия на величину денежной массы и кредитного оборота. Второй вариант денежно-кредитной рестрикции — косвенное регулирование масштабов безналичного оборота денег, которое осуществляется прежде всего посредством повышения процентных ставок в экономике. Речь идет о повышении норм обязательных резервов, учетной ставки и ставки рефинансирования, что закономерно приводит к удорожанию кредита и снижению спроса на заемные ресурсы.     Рестрикционная денежно-кредитная политика является одним из вариантов антиинфляционного регулирования экономики. Однако данный вид денежно-кредитной политики может оказывать крайне негативное воздействие на экономическое развитие страны. Повышение ставки процента в краткосрочном периоде приводит к снижению совокупного спроса и, что закономерно, - к понижению реального производства. Таким образом, следствием денежно-кредитной рестрикции может стать падение инвестиций и чистого национального продукта, а также снижение спроса на деньги, что ограничивает эффективность стимулирующей денежно-кредитной политики. Большим недостатком денежно-кредитной рестрикции является увеличение стоимости обслуживания внешнего долга, внутреннего долга и дефицита бюджета вследствие роста реального процента. И, наконец, в условиях высокой инфляции жесткую монетарную политику реализовать практически невозможно, иначе возникает кризис ликвидности.      В случае необходимости стимулирования экономического роста, деловой активности в обществе монетарные власти проводят политику денежно-кредитной экспансии, характеризующуюся снижением процентных ставок.          В литературе обычно рассматривают четыре основные цели и четыре мотива, которыми руководствуются монетарные власти при проведении политики денежно-кредитной экспансии:

Информация о работе Функции Центрального Банка России и его место среди прочих экономических институтов