Формы реорганизации кредитных организаций

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2010 в 15:56, реферат

Краткое описание

В настоящее время кредитные организации занимают важное место в экономической системе любого государства, построенного с учетом принципов рыночной экономики, и выполняют следующие функции:

- во-первых, обеспечивают потребности хозяйствующих субъектов в денежных средствах (путем предоставления кредитных ресурсов);\

- во-вторых, создают условия для сбережения и накопления денежных ресурсов населения (посредством привлечения денежных средств во вклады, которые в свою очередь являются ресурсами для кредитования);

- в-третьих, осуществляют перемещение денежных средств (путем предоставления расчетных услуг).

Оглавление

Введение 2

1. Понятие реорганизации кредитных организаций 3

2. Основные формы реорганизации кредитных организаций 7

2.1 Слияние и присоединение в банках 7

2.2 Разделение и выделение 12

2.3 Преобразования 14

Заключение 18

Список литературы 19

Файлы: 1 файл

доклад.docx

— 37.92 Кб (Скачать)

     д) проект сводного баланса банка (п.2.2.3 Положения N 12-П).

     Большинство указанных в Положении N 12-П документов не может быть подготовлено после решения совета директоров; значительная их часть требует предварительного проведения консультаций реорганизующихся банков. В этом смысле Положение N 12-П регулирует только ту часть гораздо более широкого процесса реорганизации, которая может быть формализована и требует повышенного внимания со стороны надзорного органа. Так, большинство документов, прежде всего договор о слиянии или присоединении, выносятся на совет директоров уже будучи практически согласованными исполнительными органами банков. После проведения совета возможно только согласование аудиторской фирмы (аудитора), которая в соответствии с п.1.9 Положения N 12-П должна осуществлять контроль за соответствием процедур, связанных с реорганизацией, действующему законодательству Российской Федерации.

     Второй  этап связан с деятельностью системы  Банка России. После получения  уведомления о предстоящей реорганизации  ЦБ РФ может провести проверку банка  с целью выяснения его финансового  состояния. Как подчеркнуто в  п.2.2.4 Положения N12-П, это - право территориального учреждения, которое будет использоваться в том случае, если существуют сомнения в достоверности отчетности. Если банк будет располагаться на территории, не подведомственной территориальному учреждению, то последнее в течение 3 рабочих дней извещает о предстоящей  реорганизации территориальное  учреждение по месту нахождения банка. В свою очередь, территориальное  учреждение по месту нахождения банка  не позднее 7 рабочих дней извещает реорганизующиеся банки и территориальные  учреждения по месту их нахождения о проведении рабочего совещания. Цель проведения такого совещания - выявление  на ранней стадии потенциально спорных  вопросов, которые могут возникнуть в процессе реорганизации, а также  установление оперативных контактов  между сотрудниками надзорных подразделений  территориальных учреждений, на которых  возложен надзор за реорганизующимися  банками, в том числе и на стадии реорганизации. Это совещание должно быть созвано не позднее чем через 3 недели с момента получения территориальными учреждениями по месту нахождения реорганизующихся банков уведомлений о готовящейся  процедуре.

     Третий  этап - проведение общих собраний. Они  могут проводиться не ранее чем  через 30 дней после направления уведомления  о реорганизации. При решении  вопроса о реорганизации также  должны быть решены вопросы об утверждении  договора о слиянии или присоединении, в том числе о назначении аудиторской  фирмы, осуществляющей совместный аудит  банков.

     Четвертый этап - работа с кредиторами обоих  банков, а если хотя бы один из них  действовал в форме акционерного общества, то с акционерами данного  банка, которые заявят требование о  выкупе принадлежащих им акций.

     Пятый этап - подписание договора о слиянии  или присоединении. Текст договора, с точки зрения процедуры, должен быть разработан к моменту проведения советов директоров, на которых принималось  решение о реорганизации, утвержден  на общих собраниях реорганизующихся банков. На общих собраниях также  должны быть определены лица, уполномоченные подписывать от имени банков этот договор. В этом документе обязательно  должен быть урегулирован вопрос о  новых обязательствах, сторонами  которых могут быть реорганизующиеся банки, если они (обязательства) возникнут  до вступления в силу решения о  реорганизации (п.2.1 Положения N 12-П). Самым  простым способом решения было бы введение запрета на осуществление  банками не только пассивных, но и  активных операций в период, который  формально начинается с момента  подписания договора. Однако трудно представить, что банки согласятся на такое  условие. Поэтому следует говорить о необходимости взаимного контроля (в случае сливающихся банков) либо контроля со стороны присоединяющего  банка за присоединяющимся. Этот контроль может быть выражен во взаимном предоставлении ежедневных балансов и информации о  текущих операциях; в ограничениях масштаба проводимых операций; в системе  особого контроля с помощью представительства  в органах, принимающих решения, при осуществлении крупных сделок и т.д.

     Шестой  этап - проведение совместного общего собрания. Оно не может быть проведено  ранее чем через 30 дней со дня  проведения общих собраний реорганизующихся банков, а в случае акционерных  банков этот срок может увеличиться  до 75 дней. На собрании принимается  решение об учредительных документах банка, об избрании его органов управления; об утверждении сводного баланса; о  выпуске ценных бумаг и об утверждении  документов, необходимых для регистрации  выпуска акций и отчета об этом выпуске. Акции первой эмиссии реорганизованного  банка распространяются только среди  его учредителей.

     Процедура присоединения по сравнению с  процедурой слияния имеет ряд  особенностей, хотя в целом они  достаточно близки:

     а) моментом реорганизации и, следовательно, возникновения банка является исключение из Книги государственной регистрации  кредитных организаций присоединяющегося  банка;

     б) процедура формально связана  с внесением изменений и дополнений в устав присоединяющего банка  и регистрацией этих изменений Банком России.

     По  сравнению с процедурой слияния  изменяется перечень документов, которые  должны представить в территориальное  учреждение Банка России лица, уполномоченные общим собранием. В их число включены:

     а) документы, предусмотренные п.142 Инструкции N 49, в том числе: ходатайство кредитной  организации, к которой осуществляется присоединение; протоколы общих  собраний участников реорганизуемых банков, на которых было принято решение  об их реорганизации в форме присоединения; передаточный акт; протокол совместного  общего собрания; договор о присоединении; текст изменений и дополнений в устав присоединяющей кредитной  организации; список участников банка; документы, подтверждающие уведомление  кредиторов банков об их реорганизации  и т.д.;

     б) документы, предусмотренные п.4.1 Положения N 12-П, в том числе: документы, необходимые  для регистрации выпуска дополнительных акций и отчета об итогах их выпуска; бизнес-план банка; проект сводного баланса; проекты положений о филиалах; уведомление об открытии филиалов; заявление о закрытии корсчета присоединяющегося  банка и субкорсчетов его филиалов, а также отчет аудиторской  фирмы (аудитора).

     Территориальное учреждение в течение 30 дней (если потребовалась  проверка - в течение 60 дней) готовит  заключение и направляет его в  центральный аппарат Банка России. Одновременно с подготовкой заключения территориальное учреждение производит согласование изменений и дополнений в устав банка.

     Третий  этап связан с регистрацией изменений  и дополнений в уставе банка Банком России. Специально оговаривается, что  указанные изменения и дополнения в устав вступают в силу с момента  исключения из Книги государственной  регистрации кредитных организаций  записи о прекращении деятельности присоединяющегося банка.

     Банк  сохраняет в полном объеме права  на все виды операций, которые он мог производить в связи с  действием лицензии присоединяющего  банка. Однако по ходатайству реорганизующихся банков может быть выдана новая лицензия с расширенным перечнем операций, если присоединяющийся банк имел право  их осуществлять.

2.2 Разделение и выделение

     Разделение  кредитных институтов в зависимости  от того, относятся ли они к коммерческим организациям или нет, имеет значение с точки зрения регулирования  их деятельности. Если такой институт признается коммерческой организацией, то он должен действовать в соответствии с законами о кредитном деле, кредитных  организациях и т.п. В противном  случае должны быть указаны другие основные законы, определяющие деятельность организации.

     Независимо  от выполняемых функций и форм специализации кредитные организации, в том числе и банки, могут  создаваться на основе как частной  собственности, так и государственной. В кредитных системах многих стран  существуют смешанные государственно-частные  кредитные организации (банки, лизинговые, финансовые компании и др.).

     Панорама  кредитной системы не будет полной, если не упомянуть финансовые услуги почты. Обладая крупной сетью  отделений, размещенных на территории многих стран, почтово-сберегательная система собирает значительное число  вкладов. В то же время следует  учитывать, что почтовая система  не выдает кредиты. Помимо выполнения традиционных функций привлечения денежных средств, почтово-сберегательная система занимается страхованием и оказывает другие финансовые услуги, облегчая доступ населения к ним.

     При выделении из состава кредитной организации одной или нескольких новых кредитных организаций к каждой из них переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с разделительным балансом.

     Особенности регистрации кредитной организации, созданной в результате реорганизации кредитной организации в форме выделения, заключаются в следующем:

     в территориальное учреждение ЦБ РФ по месту предполагаемого нахождения создаваемой кредитной организации наряду с обычными для регистрации новой кредитной организации документами ,необходимо подать:

     протокол  общего собрания участников реорганизуемой кредитной организации, на котором  было принято решение о реорганизации  в форме выделения, о создании новой кредитной организации  и утвержден разделительный баланс (три экземпляра);

     разделительный  баланс кредитной организации (три  экземпляра);

     четыре  экземпляра изменений и дополнений в учредительные документы реорганизуемой кредитной организации, содержащих информацию о реорганизации кредитной  организации в форме выделения  и об уставном капитале кредитной  организации, уменьшенном в результате реорганизации;

     по  результатам рассмотрения представленных документов территориальное учреждение ЦБ РФ направляет в Департамент лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций ЦБ РФ заключение о возможности реорганизации  кредитной организации;

     при принятии по полученным документам положительного решения о государственной регистрации  кредитной организации,

     созданной в результате реорганизации кредитной  организации в 
форме выделения, и выдаче ей лицензии на осуществление банковских операций ЦБ РФ:

     в течение трех рабочих дней с момента  принятия положительного решения направляет в регистрирующий налоговый орган  один экземпляр документов, предусмотренных  ст. 14 Федерального закона "О государственной  регистрации юридических лиц  и индивидуальных предпринимателей", с сопроводительным письмом;

     не  позднее трех рабочих дней со дня  получения от уполномоченного регистрирующего  органа информации о внесенной в  единый государственный реестр юридических  лиц записи о кредитной организации  ЦБ РФ вносит запись о государственной регистрации созданных в результате выделения кредитных организаций (с указанием кредитной организации, из которой выделилась другая кредитная организация);

     направляет  с почтовым подтверждением оригинал свидетельства о внесении записи в единый государственный реестр юридических лиц, полученный от уполномоченного  регистрирующего органа, по два экземпляра свидетельства о государственной  регистрации, учредительных документов, лицензии созданной кредитной организации  в территориальное учреждение ЦБ РФ*, осуществляющее надзор за деятельностью  кредитной организации, созданной  в результате реорганизации;

     в реестр, который ведется в территориальном учреждении ЦБ РФ, вносится запись о создании в результате выделения кредитных организаций (с указанием кредитной организации, из которой произошло выделение).

2.3 Преобразования

     Реорганизация кредитной организации в форме  преобразования 
При преобразовании кредитной организации — юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно-правовой формы) — к вновь возникшей кредитной организации переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.

Информация о работе Формы реорганизации кредитных организаций