Формы реорганизации кредитных организаций

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2010 в 15:56, реферат

Краткое описание

В настоящее время кредитные организации занимают важное место в экономической системе любого государства, построенного с учетом принципов рыночной экономики, и выполняют следующие функции:

- во-первых, обеспечивают потребности хозяйствующих субъектов в денежных средствах (путем предоставления кредитных ресурсов);\

- во-вторых, создают условия для сбережения и накопления денежных ресурсов населения (посредством привлечения денежных средств во вклады, которые в свою очередь являются ресурсами для кредитования);

- в-третьих, осуществляют перемещение денежных средств (путем предоставления расчетных услуг).

Оглавление

Введение 2

1. Понятие реорганизации кредитных организаций 3

2. Основные формы реорганизации кредитных организаций 7

2.1 Слияние и присоединение в банках 7

2.2 Разделение и выделение 12

2.3 Преобразования 14

Заключение 18

Список литературы 19

Файлы: 1 файл

доклад.docx

— 37.92 Кб (Скачать)

Содержание

Введение 2

1. Понятие реорганизации  кредитных организаций 3

2. Основные формы  реорганизации кредитных  организаций 7

2.1 Слияние и присоединение  в банках 7

2.2 Разделение и выделение 12

2.3 Преобразования 14

Заключение 18

Список  литературы 19 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение.

     В настоящее время кредитные организации  занимают важное место в экономической  системе любого государства, построенного с учетом принципов рыночной экономики, и выполняют следующие функции:

     - во-первых, обеспечивают потребности  хозяйствующих субъектов в денежных  средствах (путем предоставления  кредитных ресурсов);\

     - во-вторых, создают условия для  сбережения и накопления денежных  ресурсов населения (посредством  привлечения денежных средств  во вклады, которые в свою очередь  являются ресурсами для кредитования);

     - в-третьих, осуществляют перемещение  денежных средств (путем предоставления  расчетных услуг).

     Сфера деятельности кредитных организаций  свидетельствует о том, что они  вступают во взаимодействие с разнообразными субъектами экономических отношений, затрагивая при этом имущественные  интересы своих контрагентов. В банковской деятельности, как ни в какой другой, сочетаются экономические потребности  общества и самой кредитной организации, связанные с получением максимальных доходов.

1. Понятие реорганизации  кредитных организаций

     Реорганизация кредитной организации может  быть осуществлена в форме слияния, присоединения, разделения, выделения  и преобразования.

     Каждая  из указанных форм реорганизации  имеет свои особенности, но общим  для всех форм является следующее:

     1. При всех формах реорганизации  кредитных организаций, в результате  которых создается новая кредитная  организация (новые кредитные  организации), Банк России рассматривает  вопрос о выдаче ей (им) новых  лицензий на осуществление банковских  операций.

     2. Банк России вправе ввести  запрет на осуществление реорганизации  кредитной организации, если в  результате ее проведения возникнут  основания для применения мер  по предупреждению банкротства  кредитной организации, предусмотренные  ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)  кредитных организаций».

     3. Кредитные организации принимают  решение о реорганизации кредитной  организации и в течение 1 месяца  со дня принятия такого решения  представляют в территориальное  учреждение Банка России документы,  необходимые для государственной  регистрации кредитной организации,  если иное не установлено нормативными  актами Банка России. 
4. За государственную регистрацию кредитной организации, создаваемой путем реорганизации, взимается государственная пошлина в размере 2000 рублей. За рассмотрение вопроса о выдаче созданной в результате реорганизации кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций взимается лицензионный сбор в размере 0,1% от размера объявленного уставного капитала кредитной организации, указанного в ее уставе (за исключением случаев слияния и преобразования). 
5. Государственная регистрация кредитной организации, создаваемой путем ее реорганизации, в случае, если не принято решение об отказе в такой регистрации, осуществляется в течение 6 месяцев со дня представления в Банк России всех оформленных в установленном порядке документов. 
6. Информация о реорганизации и прекращении деятельности кредитной организации публикуется в «Вестнике Банка России». В соответствии со ст.75 Закона о Банке России последний имеет право потребовать проведения реорганизации кредитного учреждения. Порядок осуществления реорганизации по требованию Банка России регламентирован гл. IV ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций". В частности, Банк России вправе направить указанное требование о реорганизации, если кредитная организация:

     1) не удовлетворяет требования  кредиторов по денежным обязательствам  и (или) не исполняет обязанность  по уплате обязательных платежей  в течение 7 дней и более  с момента наступления даты  их исполнения в связи с  отсутствием или недостаточностью  средств на корсчетах кредитной  организации;

     2) допускает абсолютное снижение  собственных средств (капитала) по  сравнению с максимальной величиной,  достигнутой за последние двенадцать  месяцев, более чем на 30%;

     3) нарушает норматив текущей ликвидности,  установленный Банком России, в  течение последнего месяца более  чем на 20%.

     При получении требования Банка России об осуществлении реорганизации  кредитной организации ее руководитель обязан в течение 5 дней с момента  получения обратиться в органы управления кредитной организации (совет директоров, собрание учредителей) с ходатайством о подобной реорганизации. Данные органы управления кредитной организации  обязаны не позднее чем через 10 дней с момента получения требования Банка России о реорганизации  известить Банк России о принятом решении.

     Вместе  с тем дальнейшая процедура реорганизации  не отличается от определенной в федеральных законах и нормативных актах Банка России. Представляется, что в этом состоит упущение законодателя: с помощью федерального закона можно было бы упростить эту процедуру как меру по предупреждению банкротства банка.

     Изменение параметров структуры банковского  сектора (таких, как концентрация капитала, оказание отдельных видов услуг, размещение кредитных организаций  по регионам) должно происходить на рыночных принципах. Роль государства  состоит в обеспечении на законодательном  уровне и при регулировании процессов  концентрации и централизации капитала условий, способствующих реализации целей  развития банковского сектора, включая:

  • защиту интересов кредиторов, вкладчиков, клиентов и собственников кредитных организаций;
  • развитие рынка банковских услуг и повышение уровня удовлетворения спроса на них;
  • укрепление рыночной дисциплины и развитие конкуренции на рынке банковских услуг.

     Реорганизация устойчивых кредитных организаций  должна быть основана на принципе добровольности.

     Все реорганизационные процедуры должны строго соответствовать правовым нормам, установленным законодательством  Российской Федерации. Процедуры реорганизации  могут проводиться лишь при условии, если параметры рисков, принятых организацией, образующейся после реорганизации, будут находиться в границах общеустановленных  норм.

     В интересах развития рынка банковских услуг необходимо создать более  благоприятные условия для консолидации, слияния и присоединения кредитных  организаций. В этих целях предстоит предпринять следующие шаги:

  • принять законодательные и нормативные правовые акты, обеспечивающие существенное ускорение и удешевление процедуры реорганизации кредитных организаций путем слияния и присоединения;
  • предусмотреть в законодательстве положения, устанавливающие, что право требования досрочного исполнения денежных обязательств имеют только кредиторы — физические лица, если обязательства перед ними возникли до даты объявления кредитными организациями о реорганизации. Требования о досрочном исполнении обязательств кредитными организациями перед кредиторами — юридическими лицами подлежат удовлетворению, если условиями договора кредитору — юридическому лицу предоставлено указанное право.

     Такой порядок позволит обеспечить условия  для сохранения присоединяющей или  созданной в результате слияния  или преобразования кредитной организацией ликвидности и платежеспособности. Важным условием развития банковской деятельности и повышения устойчивости банков является увеличение капитала банков, улучшение его качества и  обеспечение достаточного уровня покрытия капиталом принимаемых банками  рисков. Концентрация банковского капитала - объективный процесс сосредоточения денежных средств в крупнейших банках. Этот процесс происходит как путем расширения операций более крупных банков, так и путем поглощения или слияния банков.

     Прирост капитала банков будет обеспечен  в основном за счет капитализации  их прибыли, а также за счет привлечения  средств российских и зарубежных инвесторов. Развитие операций кредитных  организаций по привлечению и  размещению средств за счет внедрения  системы страхования вкладов, ипотеки, расширения кредитования населения, малого и среднего бизнеса будет способствовать росту капитала банков.

     В целях повышения требований к  уровню капитализации кредитных  организаций будут внесены изменения  в законодательство Российской Федерации, в соответствии с которыми требование по достаточности капитала, невыполнение которого рассматривается как основание для обязательного отзыва лицензии на совершение банковских операций, будет установлено на уровне 10 процентов. Указанное требование будет применяться в отношении всех кредитных организаций независимо от вида (банки, небанковские кредитные организации) и от величины собственных средств (капитала).

2. Основные формы  реорганизации кредитных  организаций

2.1 Слияние и присоединение  в банках

     Процедуры слияния и присоединения банков отличаются от аналогичных процедур в отношении других юридических  лиц. Во-первых, они находятся под  надзором Банка России и - что является новеллой для этого процесса - внешнего аудитора; во-вторых, сама процедура  начинается задолго до проведения общего собрания, на котором участниками  банков будет принято решение  об их судьбе.

     Обращаем  внимание на роль внешнего аудитора - аудиторской  фирмы (аудитора), который в соответствии с п.1.9 Положения N 12-П должен осуществлять контроль за соответствием процедур, связанных с реорганизацией, действующему законодательству Российской Федерации. ЦБ РФ рекомендует банкам принять  решение о назначении аудитора; однако в число документов, которые направляет банк в Банк России после проведения общего собрания участников реорганизующихся кредитных учреждений, включено требование о необходимости представления  отчета аудитора. Представляется, что  аудитор при проведении реорганизации  может не только осуществлять контроль, но и играть роль третейского судьи  при возникновении спорных вопросов между банками.

     Первый  этап процедуры - проведение заседания  совета директоров или иного органа, уполномоченного для принятия решения  о проведении общего собрания по вопросу  о реорганизации (в банках в форме  ООО это может быть правление). Совет директоров должен принять указанное решение не позднее чем за 30 календарных дней до дня проведения общего собрания и не позднее чем за 30 дней направить уведомление в территориальное учреждение Банка России по месту нахождения банка о предстоящей реорганизации, предполагаемом месте нахождении банка, а также о месте и времени проведения общего собрания (п.2.2.1 Положения N 12-П). Кроме того, Совет директоров банка в форме ОАО должен представить два экземпляра копии протокола, список участников и проект решения о соотношении номиналов конвертируемых акций (п.2.2.2 Положения N 12-П). К уведомлению прилагаются следующие документы:

     а) проект договора о слиянии или  присоединении;

     б) проект бизнес-плана банка;

     в) проекты передаточных актов;

     г) проект устава (при слиянии) либо изменений  и дополнений в устав (при присоединении);

Информация о работе Формы реорганизации кредитных организаций