Формы организации и роль центральных банков, проблемы их независимости

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 08:24, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является исследование основных принципов организации и функционирования центральных банков. Исходя из этой цели, были поставлены следующие задачи:
Выявить основные функции центральных банков;
Определить роль центральных банков в развитии экономики;
Выделить основные направления деятельности Национального банка Республики Беларусь;
Установить роль центрального банка в системе денежно-кредитного регулирования.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………..3
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЦЕНТРАЛЬНЫХ БАНКОВ…………………5
ПРИЛОЖЕНИЕ А………………………………………………………………....34
ПРИЛОЖЕНИЕ Б………………………………………………………………....35

Файлы: 1 файл

Готовая курсовая.docx

— 72.55 Кб (Скачать)

Вторым фактором, определяющим независимость центрального банка от государства, является процедура назначения или выбора руководства банка.

Чаще всего независимость центральных банков проистекает не столько из законодательства, сколько обеспечивается традициями взаимоотношений с властью, личностью руководителя центрального банка. Разумеется, подобная независимость не предполагает полного отмежевания от проводимой правительством политики, однако в случаях необходимости препятствует давлению со стороны правительственных органов. Законодательство разных стран предусматривает различные формы взаимодействия центральных банков и органов государственной власти.

Право центрального банка самостоятельно определять финансовую политику страны обычно обеспечивается несколькими способами. Во-первых, его руководители (Председатель Правления, члены совета директоров) назначаются или избираются на срок, значительно превышающий срок полномочий назначающего лица или органа, причем без права досрочного отзыва.  
          Во-вторых, законодательство закрепляет за центральным банком возможность отказа финансирования бюджетного дефицита и предоставления правительству необеспеченных кредитов. Бесплатное и льготное кредитование бюджетного дефицита или запрещается вообще, или резко ограничивается и жестко лимитируется. Третьим фактором, отражающим независимость центрального банка, является степень подробности определения в законодательстве целей и задач его деятельности. Этим устанавливаются, во-первых, рамки свободы деятельности центрального банка, во-вторых, в законодательном порядке определяются его полномочия.  
          В таких странах, как США, Швеция, Италия, в законодательстве задачи центрального банка сформулированы лишь в общих чертах.  
Банк Англии представляет собой исключение, так как его задачи не зафиксированы ни в законодательном порядке, ни предписаниями казначейства. Эти задачи базируются на национальных традициях в этой области, основанных на исторических документах. Четвертым фактором независимости Центрального банка является законодательно установленное право государственных органов на их вмешательство в денежно-кредитную политику. Пятый фактор независимости центрального банка – наличие законодательного ограничения кредитования правительства.

Таким образом, все эти пять факторов независимости центрального банка свидетельствуют о его месте в экономике промышленно развитых стран, влиянии на экономические процессы при помощи предоставленного ему законом инструментария регулирования, о степени зависимости от правительства и об особой роли в денежно-кредитной системе страны.

Но независимо от того, принадлежит или нет капитал центрального банка государству, исторически между банком и правительством сложились тесные связи, особенно усилившиеся на современном этапе.

Общий смысл предоставления центральному банку независимости заключается в повышении доверия общества к проводимой центральным банком политике и повышении эффективности денежно-кредитной политики. Под эффективностью денежно-кредитной политики следует понимать достижение запланированных целевых ориентиров в рамках достижения основной цели денежно-кредитной политики.

Концепция независимости центрального банка предполагает заключение своего рода соглашения между центральным банком и правительством. Такое соглашение предполагает определенное наказание для центрального банка в случае, если намеченные целевые ориентиры денежно-кредитной политики не выполнены фактически. Причем вне зависимости от превышения или занижения фактических показателей по отношению к намеченным. При этом центральный банк абсолютно свободен в выборе инструментов и способов достижения цели. Т.е. центральный банк вправе совершенно самостоятельно применять любые из существующих инструментов денежно-кредитной политики. Важно лишь достижение намеченного результата.

Один из способов укрепления позиции центрального банка — повышение доверия к проводимой им политике.

Сегодня в мире лишь развивающиеся государства делают ставку на центральные банки как на подчиненные правительству и до бесконечности финансирующие все его потребности учреждения. Экономически развитые государства предоставляют своим центральным банкам возможность самостоятельно выбирать основные направления и механизмы осуществления денежно-кредитной политики, определяя при этом принципы взаимодействия центрального банка с исполнительной властью.

Ответ на вопрос, почему государство сочло возможным предоставить центральным банкам подобную самостоятельность, скрывается в их истории. Первые центральные банки возникли из эмиссионных банков, основанных в связи с острой потребностью правительств в кредитах и необходимостью осуществления контроля за состоянием финансов. Поскольку почти всегда учреждению центральных банков предшествовала полная финансовая нестабильность, государство сочло необходимым придать новой организации независимый статус и обезопасить его таким образом от необоснованного вмешательства различных политических сил. Требовалось также убедить население в стабильности государственной валюты. Независимые институты, большинство которых было учреждено с участием частного капитала, оказались эффективным способом завоевания общественного доверия.

Сложность возникших сегодня экономических проблем, вызванных возрастанием международных денежных потоков и прозрачностью границ, радикальное изменение всей мировой экономики требует высочайшего профессионализма государственных органов, ответственных за проведение денежно-кредитной политики. Только центральные банки, обладающие достаточным авторитетом, способны справиться с этими проблемами.

Практика деятельности центральных банков показывает, что независимость центральных банков — необходимый атрибут успешного осуществления денежно-кредитной политики и, в первую очередь, главной ее задачи — обеспечения стабильности цен.

 Независимость же центрального банка РБ имеет весьма значимые проявления:

• Самостоятельность решений в области денежно-кредитной политики.

В мировой практике встречаются четыре модели взаимодействия центрального банка с другими органами государственной власти в области денежно-кредитной политики. Первая: центральный банк реализует денежно-кредитную политику, разрабатываемую правительством (Франция, Италия). Вторая: государственные органы наделены правом инструктировать центральный банк в данной области деятельности (Россия, Япония). Третья: согласно законам страны, центральный банк обязан поддерживать экономическую политику правительства, в то же время государственные органы не наделены правом вмешательства в денежно-кредитную политику эмиссионного банка. Четвертая: центральный банк независим от правительства и денежно-кредитную политику проводит самостоятельно.

• Подотчетность банка.

Федеральная резервная система США несет ответственность перед конгрессом. Национальный банк Франции подотчетен счетной палате парламента. Министр финансов Канады наделен правом (после консультации с правительством) давать конкретные распоряжения Банку Канады по финансовой политике. Национальный банк Республики Беларусь подотчетен Президенту страны.

• Процедура назначения руководства банка.

Руководитель банка избирается из кандидатур, предложенных правительством, как в Великобритании, США, Швейцарии, Франции, Японии, или центральным банком, как в Италии, Нидерландах. В Республике Беларусь назначение и освобождение от должности Председателя и членов Правления Национального банка производится Президентом с согласия Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь.

• Бюджетная независимость банка; участие государства в капитале банка и распределении прибыли.

В большинстве стран мира, включая Республику Беларусь, центральные банки являются собственностью государства. В отдельных странах (США, Швейцарии, ЮАР, Японии) их учредителями-акционерами могут быть коммерческие банки и другие юридические и физические лица. Ряд центральных банков обладает правом самостоятельно (без надзора правительства) устанавливать смету расходов.

• Особый юридический статус имущества центрального банка.

К примеру, имущество Национального банка является собственностью Республики Беларусь и закреплено за банком на праве оперативного управления. Национальный банк уполномочен владеть, пользоваться и распоряжаться закрепленным за ним имуществом в соответствии с целями своей деятельности, своим Уставов и законодательством страны.

 

 

3. Деятельность Национального банка в Республике Беларусь, его роль в проведении денежно-кредитной политики

 

Первоначально необходимо сделать вступление и сказать, что центральным звеном банковской системы Республики Беларусь является Национальный банк. Он находится в государственной собственности, однако юридически самостоятелен и независим в своей деятельности.

Национальный банк — центральный банк и государственный орган Республики Беларусь – действует исключительно в интересах Республики Беларусь.

Национальный банк представляет собой единую централизованную организацию, состоящую из структурных подразделений центрального аппарата и структурных подразделений в областных центрах Республики Беларусь (Главное управление Национального банка Республики Беларусь по городу Минску и Минской области). Полномочия структурных подразделений Национального банка Республики Беларусь устанавливаются в положениях, утверждаемых Правлением национального банка Республики Беларусь.

Органами управления Национального банка Республики Беларусь являются Правление национального банка Республики Беларусь и совет директоров Национального банка Республики Беларусь.

Национальный банк осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, Банковским кодексом Республики Беларусь, законами Республики Беларусь, нормативными правовыми актами Президента Республики Беларусь и независим в своей деятельности.

Национальный банк подотчетен Президенту Республики Беларусь.

 

Денежно-кредитная политика в 2012 году была направлена на замедление

инфляционных процессов и формирование условий для сбалансированного

развития экономики Республики Беларусь.

Снижение инфляции являлось первоочередной задачей денежно-кредитной политики в 2012 году, на решение которой были ориентированы все инструменты денежно-кредитной политики.

В отчетном году обменный курс белорусского рубля формировался

на основе спроса и предложения иностранной валюты на внутреннем валютном рынке при ограниченном вмешательстве Национального банка.

В целом за 2012 год обменный курс белорусского рубля снизился к доллару США на 2,6 процента (с 8 350 до 8 570 рублей за 1 долларСША), к евро – на 5 процентов (с 10 800 до 11 340 рублей за 1 евро), к российскому рублю – на 8 процентов (с 261 до 282 рублей за 1 российский рубль).

Реальный эффективный курс белорусского рубля, рассчитанный по индексу потребительских цен, за 2012 год снизился на 7,08 процента (в 2011 году – на 13,41 процента).

Замедление инфляции и процессы, происходящие в экономике и денежно-кредитной сфере Республики Беларусь, позволили Национальному банку постепенно снизить ставку рефинансирования и ставки по инструментам регулирования ликвидности.

С начала 2012 года ставка рефинансирования снизилась на 15 процентных пунктов и с 12 сентября 2012 г. составила 30 процентов годовых (в Основных направлениях на 2012 год предусмотрено снижение ставки рефинансирования к концу 2012 года до 20 – 23 процентов годовых). В целях сохранения ситуации на валютном и депозитном рынках Национальным банком было принято решение о нецелесообразности дальнейшего снижения ставки рефинансирования. Ставки по инструментам предоставления ликвидности с начала 2012 года снизились с 70 до 50 процентов годовых, а ставки по инструментам изъятия ликвидности – с 30 до 19 процентов годовых.

В результате принятых мер средневзвешенная процентная ставка на межбанковском рынке снизилась с 62,6 процента годовых в декабре 2011 г. до 27,6 процента годовых в декабре 2012 г.

Воздействие Национального банка на ликвидность банковской системы и динамику процентных ставок денежного рынка осуществлялось посредством проведения постоянно доступных операций, двусторонних операций и операций на открытом рынке .

В 2012 году основными инструментами изъятия ликвидности были депозиты Национального банка и размещение краткосрочных облигаций на аукционной основе. Основной объем ликвидности изымался по ставке, равной или приближенной к нижней границе коридора процентных ставок. В периоды дефицита ликвидности в целях обеспечения бесперебойного платежного процесса, сглаживания колебаний процентных ставок на рынке межбанковских кредитов Национальный банк оказывал необходимую ресурсную поддержку банкам, используя двусторонние операции по предоставлению ликвидности по ставке, равной верхней границе коридора процентных ставок (50 процентов

годовых), в ограниченных объемах на сроки до 7 дней.

Среднедневной остаток задолженности по операциям поддержания текущей ликвидности банковской системы за 2012 год составил 258,8 млрд. рублей. Среднедневной остаток средств банков по операциям изъятия ликвидности Национальным банком за этот же период составил 3 610,1 млрд. рублей. 
         Динамика денежных агрегатов формировалась в условиях снижения инфляционных процессов, роста реальных денежных доходов населения и с учетом ситуации во внешней торговле.

Информация о работе Формы организации и роль центральных банков, проблемы их независимости