Финансовая политика России на современном этапе

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 20:28, реферат

Краткое описание

Во все времена главной целью финансовых отношений являлась такая их организация, которая была бы направлена на обеспечение роста общественного богатства. Достижение этой цели возможно лишь при эффективности конкретных форм распределения, перераспределения и использования имеющихся финансовых ресурсов и финансового потенциала государства. Обобщающим показателем эффективности финансового механизма являются темпы роста внутреннего валового продукта и национального дохода - основного источника роста благосостояния общества.

Оглавление

1 Сущность и цели финансовой политики……………………………… …3
1.1 Содержание финансовой политики…………………………………… ..3
1.2 Элементы финансовой политики…………………………………… … ..5
1.3 Виды финансовой политики………………………………………… … 8
2 Современная финансовая политика России. Проблемы
и перспективы развития российской финансовой политики………… …10
Список использованной литературы………………………………… . …19
2. Формы внутреннего государственного кредита
Содержание
1. Государственный кредит его сущность и формы……………… …20
1.1 Понятие и экономическая сущность государственного кредита…..20
1.2 Функции государственного кредита…………………………………23
1.3 Формы и виды государственного кредита……………………….….26
2. Методы управления государственным кредитом…………………….28
Заключение………………………………………………………………..32
Список используемой литературы………………………………………34

Файлы: 1 файл

Ф,Д О и Кр ориг.doc

— 152.50 Кб (Скачать)

                  очень тесно связана с деятельностью государства и состоянием централизованного фонда денежных средств;

                  охватывает движения стоимости в обе стороны, поскольку предполагает возвратность и возмездность получения средств;

                  осуществляется не только финансовыми структурами, но и кредитными институтами.

Контроль осуществляется за целевым и рациональным использованием кредита, выделяемого государством. Эту функцию осуществляют соответствующие институты на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Необходимость контроля вытекает как из самой природы кредита, так и из функций государства. Контроль осуществляется за:

                  движением денежных потоков, осуществляемых через органы федерального казначейства или уполномоченные банки;

                  соблюдением условий кредитного договора;

                  целевым использованием заемщиком выделенных средств;

                  выполнением принятых дополнительных обязательств субъектами РФ и органами местного самоуправления и т.д.

 

1.3 Формы и виды государственного кредита

Структура государственного кредита образуется из различных взаимосвязанных компонентов и видов. В зависимости от статуса заемщика различают, такие виды государственных кредитов, как централизованный и децентрализованных государственный кредит. В первом случае государственные ценные бумаги выпускаются правительством (Министерством финансов), во втором - местными органами власти. Местные займы являются важной составной финансов регионального самоуправления. Они позволяют мобилизовать временно свободные денежные средства для нужд развития конкретных регионов. Децентрализованных государственный кредит и местные займы в перспективе могут стать важным финансовым инструментом развития народного хозяйства.

В зависимости от места размещения различают такие формы государственных кредитов, как внутренние государственные займы (размещаются в данном государстве в национальной валюте) и внешние займы (размещаются за рубежом в иностранной валюте). Однако в процессе размещения внутренних государственных займов могут принимать активное участие и нерезиденты. Либерализация порядка инвестирования средств нерезидентов на рынок государственных ценных бумаг расширяет его финансовые возможности.

Основная доля государственных расходов осуществляется в национальной валюте, поэтому преимущественное развитие получает внутренний государственный кредит. Но широкое международное разделение труда, обмен технологиями и научно-техническими идеями, оказание финансовой помощи иностранным государствам - все это обусловливает интенсивное развитие международного государственного кредита, осуществляемого в иностранной валюте. В систему государственных кредитных отношений включается также условный государственный кредит, когда государство выступает в роли гаранта по кредитам, предоставляемым иностранным заемщикам, местным органам власти, государственным объединениям и т.п.

Внутренний государственный кредит может выступать в следующих формах:

- заимствование средств общегосударственного ссудного фонда. ЦБ РФ предоставляет часть своих кредитных ресурсов на покрытие расходов правительства, не опосредуя операцию покупкой государственных ценных бумаг;

- обращение части вкладов населения в государственные займы. Посредником в этой операции выступает уполномоченный коммерческий банк, который передает средства без ведома реальных владельцев через покупку особо ценных бумаг - сберегательных сертификатов, казначейских обязательств и др. В качестве примера можно привести Сберегательный банк РФ.;

- государственные займы привлекают временно свободные денежные средства юридических и физических лиц на финансирование общественных потребностей путем выпуска и реализации государственных ценных бумаг.

Целевые бюджетные кредиты являются источниками финансирования отраслевых программ инвестиционного характера, конверсии оборонной промышленности, пополнения оборотных средств предприятий и др.

Бюджетные кредиты предусматриваются в бюджете на текущий год. Но поскольку их выделение связано с финансированием мероприятий долгосрочного характера, то возникает необходимость в преемственности программ кредитования на протяжении нескольких финансовых лет.

Государственная гарантия - способ обеспечения гражданско-правовых обязательств, в силу которого соответственно РФ, субъект РФ, ОМС-гарант - дает письменное обязательство отвечать полностью ил частично за исполнение лицом, которому дается гарантия, обязательства пред третьими лицами. Срок гарантии определяется сроком исполнения обязательств, по которым предоставлена гарантия. Гарантии предоставляются, как правило, на конкурсной основе. Гарант по государственной гарантии несет субсидиарную ответственность дополнительно к ответственности должника по гарантированному им обязательству. Предусмотренное обязательство гаранта перед третьим лицом ограничивается уплатой суммы, на которую выдана гарантия. Гарант, исполнивший обязательства получателя гарантии, имеет право потребовать от последнего возмещения в полном объеме сумм, уплаченных третьему лицу по гарантии.

ФЗ о федеральном бюджете устанавливается верхний предел общей суммы государственных гарантий РФ, предоставляемых в национальной валюте и верхний предел общей суммы государственных гарантий РФ, предоставляемых в иностранной валюте. Общая сумма, предоставленных государственных гарантий РФ для обеспечения обязательств включается в состав государственного долга РФ как вид долгового обязательства.

 

2. Методы управления государственным кредитом

Управление государственным кредитом, связанное с обеспечением его деятельности в качестве заёмщика, кредитора и гаранта, является одним из направлений финансовой политики государства.

Целями управления государственным кредитом являются достижение экономических, социальных и политических целей, которые определяются современным состоянием социально-экономического развития страны, тенденциями и перспективами её развития.

Функционирование государственного кредита ведет к образованию государственного долга. Под государственным долгом субъекта РФ понимают совокупность его долговых обязательств, которые обеспечиваются всем находящимся в собственности субъекта РФ имуществом, составляющим его казну.

Государственный долг является характеристикой результативности всех совершенных государственных кредитных операций. Его абсолютная величина, динамика и темпы изменений отражают состояние экономики и финансов страны, эффективность функционирования государственных структур. На состояние государственного долга существенно влияют ежегодные операции в сфере государственного кредита.

Под управлением государственного долга понимается совокупность мероприятий государства по выплате доходов кредиторам и погашение займов, изменению условий уже выпущенных займов, определению условий и выпуску новых государственных ценных бумаг.

Основными органами государственной власти, осуществляющими управление государственным кредитом являются Министерство финансов, Центральный банк.

Высшим органом управления государственным кредитом РФ является Федеральное Собрание, которое устанавливает максимальные размеры как привлечения средств для финансирования бюджетного дефицита, так и кредитования за счет средств бюджета. В соответствии с Конституционным законом «О правительстве» предельный объем выпуска тех или иных ценных бумаг устанавливается Правительством РФ.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ Правительство разрабатывает две программы:

                  Программа государственных внешних заимствований;

                  Программа государственных внутренних заимствований.

Программы предоставляются Федеральному собранию одновременно с проектом бюджета на очередной финансовый год и подлежат утверждению.

В процессе управления государственным кредитом решаются задачи:

                  Минимизация стоимости долга для заемщика.

                  Недопущения переполнения рынка заемными обязательствами государства и резкого колебания их курса.

                  Эффективного использования мобилизованных средств и контроля над целевым использованием выделенных кредитов.

                  Обеспечения своевременного возврата кредитов.

                  Минимизации вывоза полученных доходов из страны.

Оперативное управление государственным кредитом под руководством Правительства осуществляют Министерство финансов и Казначейство совместно с ЦБ РФ. Так, в рамках Министерства финансов РФ созданы два департамента:

-Департамент управления государственным внутренним долгом;

-Департамент управления государственным внешним долгом.

В РФ действует единая система учета и регистрации государственных заимствований РФ. Для этого департаменты Министерства финансов РФ ведут Государственные книги внутреннего и внешнего долга РФ.

Информация о заимствованиях субъекта РФ или муниципалитета вносится соответственно в долговую книгу субъекта или муниципальную долговую книгу.

Министерство финансов выступает эмитентом государственных ценных бумаг от лица Федерации и определяет конкретные сроки и объемы выпусков в пределах параметров, установленных Правительством.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ Центральный Банк РФ бесплатно осуществляет функции генерального агента по обслуживанию государственного внутреннего долга. При эмиссии каждого выпуска облигаций все суммарные и единичные сертификаты подлежат передаче Минфином на хранение и учет в депозитарий. Функции депозитария выполняет ЦБ РФ или иная организация, уполномоченная им. ЦБ РФ осуществляет по поручению Министерства финансов РФ и за счет средств федерального бюджета выплаты владельцам облигаций при погашении выпусков. ЦБ РФ также осуществляется регулирование рынка государственных ценных бумаг.

Меры воздействия, применяемые ЦБ делятся на две группы:

«Пожарные» меры – поднятие ставки рефинансирования, ломбардных ставок, интервенции ЦБ на рынке ценных бумаг и валютном рынке. Эти меры действенны на короткий промежуток времени – 2-3 дня.

Иностранные заимствования. Для воздействия на рынок достаточно даже не самих заимствований, а только психологической уверенности в том, что кредиты будут предоставлены.

При управлении государственным долгом между кредиторами и заемщиком могут быть достигнуты соглашения о:

                  новации – замене обязательств по долгу другими обязательствами;

                  унификации – объединении нескольких размещенных ранее долговых обязательств;

                  конверсии – изменении условий займов, касающихся их доходности;

                  консолидации – изменении условий обращения займов, касающихся их сроков.

Совокупность действий государства по управлению государственным кредитом включает:

                  Обслуживание и погашение государственного долга;

                  Выпуск и размещение новых облигационных займов:

                  Поддержание вторичного рынка долговых обязательств;

                  Регулирование рынка государственного кредита;

                  Выработка порядка, условий и форм предоставления государством кредитов.


Заключение

 

Формулируя выводы отметим, что государственный кредит представляет собой совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управления, и юридическими и физическими лицами, с другой, при которых государство выступает преимущественно в качестве заемщика, а также кредитора и гаранта.

Внутри страны государство обычно является заемщиком средств, а население, предприятия и организации - кредиторами. В сфере международных экономических отношений государство выступает как в роли заемщика, так и кредитора. В тех случаях, когда государство берет на себя ответственность за погашение займов или выполнение других обязательств, взятых физическими и юридическими лицами, оно является гарантом. В количественном отношении преобладает деятельность государства как заемщика средств.

Государственный кредит может быть внутренним и внешним.

Государственный кредит отличается от других видов кредита. Так, если при предоставлении банковского кредита в качестве обеспечения выступают конкретные ценности – товары на складе, незавершенное производство, то при заимствовании средств государством обеспечением кредита служит все имущество, находящееся в его собственности, имущество данной территориальной единицы или какой-либо ее доход.

Как финансовая категория государственный кредит выполняет три функции финансов: распределительную, регулирующую и контрольную.

Под управлением государственным кредитом понимается совокупность действий, связанных с подготовкой к выпуску и размещению долговых обязательств государства, регулированию рынка государственных ценных бумаг, обслуживанию и погашению государственного долга, предоставлению ссуд и гарантий.

Государственный кредит способствует экономическому развитию страны, если средства, мобилизованы в бюджет за его помощью, направляемых на финансирование производственных программ, строительство новых предприятий, модернизацию и техническую реконструкцию действующих мощностей.

Информация о работе Финансовая политика России на современном этапе