Европейский банк реконструкции и развития и его роль в системе международного кредита

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 14:54, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы заключается в изучении сущности, условий, форм международного кредита, а также изучении роли Европейского банка реконструкции и развития в организации международного кредита.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1 Раскрыть сущность понятия "международный кредит";
2 Рассмотреть принципы, функции, формы и условия международного кредита;
3 Изучить опыт предоставления международных кредитов на примере Европейского Банка Реконструкции и Развития.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………..…3
1 Теоретические основы международного кредита…………………….…..….6
1.1 Сущность, принципы и функции международного кредита. Его роль в развитии производства………………………………………..………….6
1.2 Формы международного кредита и их классификация…………...……10
1.3 Условия международного кредита……………………………………....13
2 Международные кредитные отношения Российской Федерации………17
2.1 Современные тенденции развития международных кредитных отношений России и этапы внешних заимствований…………..…….17
2.2 Россия - должник и кредитор……………………………………………19
2.3 Участие России в международных финансовых институтах………….25
3 Европейский банк реконструкции и развития и его роль в системе международного кредита……………………………………………………..28
3.1 Роль Европейского банка реконструкции и развития в организации международного кредита ……………………………………………………..28
3.2. Условия банка по предоставлению кредита …………………………...32
3.3. Деятельность Европейский банк реконструкции и развития в России и мире…………………………………………………………………………….38
Заключение………………………………………………………...……………46
Список использованных источников…………………………………..……..48

Файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 236.00 Кб (Скачать)

      Многие  страны-должники просто перестали признавать свои долги. Это выразилось в том, что они прекратили направлять документы, подтверждающие график платежей. В 1992-2000 гг. Россия должна была получить 96 млрд. долл. долговых платежей, но фактически поступления составили лишь около 15% этой суммы [6, с.41]. Около 2/3 их приходилось на одну Индию. С ней Россия в 1993 г. урегулировала долг на взаимоприемлемых условиях, пойдя на некоторые уступки. Однако эффективность кредитных отношений с Индией, помимо прочего, была обусловлена тем, что за счет кредитов Советский Союз оказал действенную экономическую помощь этой стране.

      Столкнувшись  с описанной ситуацией и будучи лишена возможности повлиять на своих  должников, Россия в 1997 г. вступила в  Парижский клуб в качестве страны-кредитора. Многие станы были вынуждены вступить в переговоры с Россией и заключить с ней соглашения на условиях Парижского клуба. Однако в числе стран наших должников оказалось большое количество государств с высоким уровнем задолженности и низким уровнем развития. А согласно существующим правилам Парижского клуба долги таких стран подлежат списанию в пределах 70-90%, а остальная сумма погашается с рассрочкой в 25-30 лет. Поскольку Советский Союз активно кредитовал страны с низким уровнем развития, то в начале 2000 гг. Россия заняла одно из первых мест в мире по показателю соотношения списанных долгов к ВВП. Вступление России в Парижский клуб не привело к росту долговых платежей иностранных заемщиков. Значительную часть долгов пришлось списывать, а другую часть реструктурировать.

      На  страны, с которыми появилась возможность урегулировать их долг, приходилось около 1/3 финансовых активов России, а 2/3 - на страны, которые не признают Парижский клуб. В российских должниках числится более пятидесяти стран. Но изначально на три страны - Кубу, Монголию и Вьетнам - приходилось до 40% долга [7, с.101]. С Вьетнамом долг был урегулирован по схемам Парижского клуба: 85% его было списано, остальная часть реструктурирована. Однако с Кубой, Монголией и другими крупными должниками возможно урегулирование долга только на двухсторонней основе. При этом некоторые из них отвергают даже схемы, близкие к практике Парижского клуба, настаивая на полном списании долга.

      В 1992 г. долг развивающихся стран России был равен 142 млрд. долл., а в 2002 г. – 76,7 млрд. долл. [7, с102]. Сокращение его произошло главным образом в результате списания долговых обязательств. По некоторым оценкам, Россия может рассчитывать на долговые платежи развивающихся стран в размере не более 30 млрд. долл. в течение предстоящих 30 лет. Прогнозировать качественный прорыв в отношениях с нашими должниками не приходится, хотя возможности двухстороннего урегулирования с рядом стран не исчерпаны.

      В настоящее время Россия превратилась из государства – должника в государство  – кредитора.  Она уже не нуждается  в официальных кредитах и не добивается дополнительной реструктуризации какой-либо задолженности. Россия становится активным участником позитивных процессов международного развития, в том числе применяя списание задолженности беднейшим странам, а также, что еще более важно, инвестируя в экономику этих стран [25, с 236].

      2.3 Участие России в международных  финансовых институтах

 

      Интеграция  России в мировую экономику предполагает ее участие в межгосударственных финансовых институтах. В условиях глобализации экономики страна не может без ущерба для своих интересов оставаться в стороне от участия в международных финансовых организациях, которые созданы на основе межгосударственных соглашений с целью регулирования валютных и кредитно-финансовых отношений между странами, содействия экономическому развитию стран, кредитной помощи [22,с 12].

      Одной из таких организаций является Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР). Деятельность ЕБРР в России осуществляется в виде предоставления кредитов, гарантий и участия в уставном капитале хозяйствующих субъектов.

      В настоящее время, несмотря на существенное улучшение макроэкономических и  финансовых показателей, Россия заинтересована в расширении сотрудничества с группой  Всемирного банка, особенно в целях  развития национальной экономики – промышленности и сельского хозяйства, в осуществлении инвестиционных проектов в области образования, здравоохранения, экологии и институциональных преобразований.

      Таким образом, в условиях рыночной экономики  Россия все активнее участвует в  международных валютно-кредитных отношениях. Происходит ее постепенная интеграция в мировой финансовый рынок, но вместе с тем мы сталкиваемся с большим количеством проблем.

      Одной из них является низкая экономическая  эффективность связанных кредитов под государственные гарантии РФ, так как их привлечение налагает обязанность закупать услуги или товары у стран, которые эти кредиты предоставляют. Эффективное использование иностранных связанных кредитов может быть обеспечено только при условии наведения порядка в заимствованиях, обеспечении государственного контроля над указанным процессом и добросовестного отношения заемщиков к своим обязательствам.

      Далее, в настоящее время международные  кредиты имеют довольно высокую  стоимость. Ежегодное сокращение расходов федерального бюджета по обслуживанию государственного долга может быть достигнуто при досрочном погашении части задолженности, но в большинстве случаев кредиторы не поддерживают эту инициативу.

      Кроме того, не обеспечивается контроль над эффективным использованием закупаемых в счет иностранных кредитов оборудования и услуг для модернизации и развития российских предприятий, а также товаров и сырья.

      И, наконец, анализируя исполнение законодательно-нормативных документов, необходимо отметить, что изложенные в них требования выполняются не в полном объеме. Не выполняются постановления и в части регистрации подписанных правительством РФ межправительственных соглашений в Государственной книге внешнего долга РФ: некоторые из них не имеют регистрационных номеров.

      Для решения выявленных проблем в  России разработана долговая стратегия  в области государственного внешнего долга, согласно которой должны быть достигнуты следующие цели [17, с. 41]:

      1  Повышение суверенного кредитного рейтинга РФ для поддержания стабильного доступа России к международным рынкам капитала;

      2 Осуществление внешних заимствований в форме несвязанных кредитов;

      3 Увеличение рыночной составляющей в государственном внешнем долге РФ;

      4 Существенное сокращение задолженности перед правительствами иностранных государств и международными финансовыми организациями.

      Для достижения указанных целей следует  прежде всего предпринять действия по качественному изменению структуры  государственного внешнего долга РФ в соответствии со структурой развитых индустриальных стран.

      Так, стратегия в области взаимодействия с международными финансовыми организациями  будет нацелена на существенное сокращение привлечения новых кредитов и  ускоренное погашение имеющихся  обязательств. Итак, без международных вливаний экономика России развиваться не может. Выход один: обеспечить эффективность использования международных кредитов. Для этого необходимо совершенствование и повышение институциональных механизмов регулирования.

      Таким образом, мы рассмотрели современные тенденции развития международных кредитных отношений и этапы внешних заимствований, представили Россию как международного должника и кредитора, изучили участие России в международных финансовых институтах, описали долговую стратегию в области государственного долга, проблемы внешних заимствований и пути их решения. 
 
 
 

    Глава 3 Европейский банк реконструкции и развития и его роль в системе международного кредита 

      3.1 Роль ЕБРР в организации международного  кредита 

      В конце 80-х - начале 90-х годов в странах Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) сложилась новая политическая обстановка. Окончание «холодной войны» обеспечило определенную международную стабильность, изменило политическое положение и равновесие в мире и способствовало развитию демократических процессов в странах ЦВЕ. Вместе с тем после краха социалистической системы указанные страны столкнулись с проблемами, связанными с резким падением производства, уровня жизни населения крупномасштабной миграцией рабочей силы и безработицей, обострением национальных проблем и перерастанием их в вооруженные конфликты, ухудшением состояния окружающей среды. Кредитно-финансовые учреждения стран ЦВЕ унаследовали такие серьезные проблемы как безнадежные кредиты, ограниченность финансовых резервов, вялость процесса капитализации, чрезмерную монополизацию финансового сектора, связанные с тем, что акционерами кредитных учреждений являлись государственные предприятия, выступающие одновременно в качестве заемщиков. Перед странами ЦВЕ встала задача формирования и ускоренного развития частного сектора экономики.

      С другой стороны, окончание «холодной  войны» означало возможность дальнейшего  развития интеграционных процессов  в Европе, одним из проявлений которых  явилось создание европейских межгосударственных организаций, способствующих усилению роли данного региона на мировой арене, баланс сил на которой после краха социализма сместился в пользу США.

      Все это привело к учреждению одной  из международных финансовых организации  – Европейского банка реконструкции  и развития (ЕБРР). ЕБРР создан на основе Соглашения от 29 мая 1990 года и призван содействовать переходу стран от Центральной Европы до Центральной Азии к рыночной экономике. Учредителями ЕБРР были 40 стран – все европейские страны (кроме Албании), США, Канада, Мексика, Марокко, Египет, Израиль, Япония, Новая Зеландия, Австралия, Южная Корея, а также Европейский союз (ЕС) и Европейский инвестиционный банк (ЕИБ). В последствии акции СССР, Чехословакии и СФРЮ были распределены между возникшими в результате их распада новыми государствами. В настоящее время акционерами ЕБРР являются 60 стран (в том числе европейские страны), а также ЕС и ЕИБ[23, с.259].

      На  этапе формирования ЕБРР по некоторым  вопросам развернулась дискуссия, в  частности:

         - Отсутствие потребности в организации ЕБРР аргументировалось существованием международных финансовых институтов (прежде всего МВФ и Международного банка реконструкции и развития (МБРР) и его группы). Вызывала сомнение способность взять под свой контроль процессы реконструкции и развития в странах Центральной и Восточной Европы, а также отсутствием в тот период конкретных программ у создателей ЕБРР;

         - Вопрос о целесообразности вступления США в европейский финансовый институт, где они заведомо не будут занимать лидирующих позиций. Высказывались самые полярные мнения, например, чтобы быть членом ЕБРР для США - это шанс влиять на европейские процессы, которым не следует пренебрегать, и наоборот, что ЕБРР станет "бюрократической машиной в руках нескольких европейцев", поэтому для США лучше не быть его членом (в процессе дискуссии победила первая точка зрения);

         - США и Япония пытались сорвать участие в ЕБРР Советского Союза. В результате СССР все же был принят в члены ЕБРР, однако ст. 8 соглашения об учреждении была дополнена пунктом 4 и СССР должен был ограничить доступ к ресурсам ЕБРР суммой оплаченных акций, т.е. 180 млн. экю на трехлетий период;

         - Опасения западно-европейских государств относительно перерастания политической нестабильности в вооруженные конфликты в ЦВЕ из-за сложностей переходного периода, в том числе и экономических;

         - Желание сформировать единую европейскую структуру, в которую были бы интегрированы страны ЦВЕ;

         - Наличие общих задач европейских государств вследствие их географической близости (в таких областях как экология, энергетика, инфраструктура и т. д.);

         - Желание западноевропейских государств создать контролируемый финансовый институт (в котором США не играли бы доминирующей роли, что способствовало бы повышению статуса Западной Европы в формировании глобальной и региональной экономической политики, как и повышению её роли в расстановке сил между тремя центрами соперничества - США, Западной Европой и Японией;

         - Возможность для бывшего СССР прорвать изоляцию от международных финансовых институтов. Ко времени создания ЕБРР СССР стремился стать членом МВФ и МБРР, однако это ему не удавалось, хотя необходимость в поддержке со стороны ведущих финансовых институтов в области инвестирования и оказания технической помощи остро ощущалась. Такая потребность могла быть удовлетворена лишь с помощью нового международного финансового института учредителем которого СССР стал бы с самого начала, в связи с чем СССР активно поддержал идею создания ЕБРР;

Информация о работе Европейский банк реконструкции и развития и его роль в системе международного кредита