Денежный рынок, его сущность и структура

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2010 в 21:59, курсовая работа

Краткое описание

Специфика денег как абсолютно ликвидного товара обусловливает существенную специфику их перемещения между субъектами денежного рынка, а также всех инструментов и самого механизма функционирования этого рынка. Традиционные понятия «продажа» и «покупка», сложившиеся на товарных рынках, неприемлемые для денежного рынка. Сами деньги выступают здесь совсем в другом статусе по сравнению с товарными рынками. Другого характера приобретают и такие рыночные явления, как цена, спрос, предложение.
Передача денег от одного субъекта денежного рынка к другому приобретает смысл только тогда, когда у одного из них они являются свободными и нет нужды их тратить на покупку материальных благ, а у другого их нет вообще и нет материальных благ, от продажи которых нужны деньги можно было бы получить. Осуществляется такая передача или в форме прямой ссуды под обязательство вернуть деньги в установленный срок, либо в форме покупки особых финансовых инструментов (облигаций, акций, векселей, депозитных сертификатов и т.д.).

Оглавление

Введение

Раздел 1: роль денежного рынка в рыночной экономике

1.сущность денежного рынка
2.структура денежного рынка
3.функции денежного рынка
Раздел 2: деятельность денежного рынка в украине

2.1 анализ денежного рынка в украине

2.2 проблемы функционирования денежного рынка украине

2.3 перспективы развития денежного рынка в украине

Заключение

Список литературы

Файлы: 1 файл

Тема.docx

— 72.68 Кб (Скачать)

     Динамика реального и номинального ВВП, денежной массы и уровня индекса потребительских цен (ИПЦ) в Украине представлен в табл. 1. [12] 

     Таблица 1 – Динамика реального и номинального ВВП, денежной массы и уровня ИПЦ в Украине в 1991-2007 гг. (по состоянию на конец года в % к 1991г.)

     Годы      Реальный ВВП, %      Номинальный ВВП, тыс. %      М0, тыс. %      М3, тыс. %      ИПЦ, тыс. %
     1992      90,1      1,7      1,7      1,0      2,1
     1993      77,31      49,3      43,3      20,1      215,4
     1994      59,53      401,3      264,3      134,0      1079,0
     1995      52,5      1817,3      874,3      288,7      3039,6
     1996      47,25      2717,3      1347,0      390,2      4246,4
     1997      45,8      3112,2      2044,0      522,5      4713,5
     1998      44,9      3419,8      2386,0      654,4      5656,2
     1999      44,8      4348,1      3194,3      919,6      6742,1
     2000      47,44      5669,0      4266,3      1343,8      8481,6
     2001      51,8      6806,3      6488,3      1906,5      8999,0
     2002      54,5      7527,0      8811,3      2702,9      8460,1
     2003      59,7      8911,5      11034,7      3960,1      9153,8
     2004      67,0      11503,0      14115,0      5232,5      10280,0
     2005      68,7      14715,1      20077,0      8086,3      11338,5
     2006      73,6      17862,0      25000,0      10879,2      12653,8
     2007      79,0      19600,0      37000,0      13200,0      14800,0
 

     Как видно из данных табл. 1, наличная денежная масса Украины за все годы ее существования безудержно растет с 0,0017 млн. % в 1992 году до 37 млн., % к началу 2008 года (в процентах к 1991 году) при одновременном снижении реального объема производства. Понятно, что при таком соотношении динамики денежной массы и реального объема производства, резко возросла инфляция и, соответственно, произошло резкое обесценение национальных денег Украины, достигшее к началу 2008 года, в сравнении с 1991 годом, 14,8 млн. %.

     Что же касается уровня ИПЦ относительно предыдущего года, то в 2007 году он достиг 116,6 % и в 2008 году имеет тенденции к росту, что никоим образом не соответствует требованиям монетарной политики ЕС.

     Уместно отметить, что безудержное наращивание наличной денежной массы (без учета динамики реального ВВП) при наличии дефицита государственного бюджета и внешнего долга, величина которого к 1.07.2008 года приблизилась к 100 млрд. долларов США, позволяет сделать вывод о наличии неприкрытой заинтересованности эмитента (НБУ) в наращивании объемов эмиссии наличных гривен. Последнее обусловлено тем, что эмиссия наличных денежных билетов позволяет эмитенту получать ежегодно немалый эмиссионный доход, который может быть направлен и на частичное покрытие дефицита государственного бюджета, и на частичное покрытие внешнего государственного долга.

     Практически вся номинальная стоимость выпущенных в обращение денежных билетов представляет собой эмиссионный доход НБУ который, в соответствии со ст 5 Закона Украины "Про НБУ", все свои свободные доходы направляет на покрытие дефицита государственного бюджета, возросшего за 2007 год с 3,6 млрд. грн. до 8,2 млрд. грн. Соответственно, заинтересованность НБУ в наращивании объемов эмиссии наличных денег становится совершенно очевидной. Однако наращивание объёма наличной денежной массы, приведшее к безудержному росту цен – инфляции, соответственно привело к снижению покупательной способности гривны (табл. 2). 

     Таблица 2 – Динамика покупательной способности гривны за период 1996-2007 гг. [5]

     Показатели      1996      1997      1998      1999      2000      2001      2002      2003      2004      2005      2006      2007
     Розничный товарооборот (млрд.грн.)      17,3      18,9      19,3      22,2      28,8      34,4      39,7      50,0      67,6      94,3      130,0      175,1
     Наличнодене-жная масса

     (млрд.грн.)

     4,0      6,1      7,2      9,6      12,8      29,5      26,4      33,1      42,3      60,2      75,0      111,1
     Покупательная способность гривны      4,32      3,1      2,7      2,3      2,25      1,17      1,5      1,51      1,6      1,57      1,73      1,57
 

     Как видно из данных табл. 3, покупательная способность гривны с момента ее ввода в обращение снизилась почти втрое, в чем проявляется безудержное наращивание наличной денежной массы (без учета динамики объема реального производства) и, соответственно, безудержный рост цен (рост инфляции). Вместе с тем, как отмечает первый заместитель Председателя НБУ А, Шаповалов, каждый дополнительный процент инфляции в совокупности «съедает» больше миллиарда гривен в реальных доходах населения. При таких условиях становится очевидным, что безудержный рост инфляции в Украине существенно снижает не только покупательную способность ее национальной валюты – гривны, но и покупательский спрос ее населения, который сегодня итак недопустимо низкий (табл. 3). 

     Таблица 3 – Соотношение стоимости минимального и реального прожиточного минимума с минимальной и средней номинальной заработной платой в Украине в 2000-2007 гг. [4]

     Показатели      2000      2001      2003      2003      2004      2005      2006      2007
     Установленный законом прожиточный минимум

     (грн./месяц)

     270,1      311,3      342,0      342,0      362,2      423,0      472,0      510,0
     Реальный (средний по Украине) прожиточный минимум (грн./месяц)      500      550      700      750      950      1100      1370      1500
     Показатели      2000      2001      2003      2003      2004      2005      2006      2007
     Минимальная заработная плата (грн. / месяц)      118,0      118,0      165,0      205,0      237,0      310,0      400,0      460,0
     То же. в % к установлен-ному законом прожиточ-ному минимуму      43,7      37,9      48,2      59,9      65,5      73,3      84,7      90,2
     Средняя номинальная зарплата (грн. / месяц)      230      311      376      462      590      806      1041      1351
 

     Как видно из данных табл. 3, размер минимальной заработной платы (не говоря уже о пенсиях) в Украине во всех годах исследуемого периода был ниже официально установленного правительством прожиточного минимума. При этом, если в 2000-2002 гг, минимальная заработная плата не обеспечивала и 50 % прожиточного минимума, то в 2007 г, она обеспечивает более 50% прожиточного минимума и имеет тенденцию к росту, обеспечивая в 2007 году уже 90,2 % минимального прожиточного минимума. Что касается прожиточного минимума в 2008 году установленного на уровне 605 грн. в месяц, то с 1.07.2008 года он увеличен правительством страны всего на 2 гривны (в сравнении с прожиточным минимумом с начала 2008 года). Здесь необходимо отметить, что данный прожиточный минимум, установленный правительством Украины, не соответствует медицинским нормам существования человека, лишь поддерживая жизнь последнего.

     Как видно из данных табл. 3. средняя номинальная заработная плата по стране в два – два с половиной раза выше минимальной заработной платы. Однако, фактический прожиточный минимум все же выше средней номинальной заработной платы в стране и почти втрое выше официально установленного прожиточного минимума. В результате такой социальной политики правительства, при которой минимальная заработная плата ниже прожиточного минимума (а прожиточный минимум не соответствует нормам жизни человека), доля основного официального дохода (именно, с которого и взимается налог в бюджет) населения – заработная плата в его текущих расходах, непрерывно снижается (табл. 4). 

     Таблица 4 – Соотношение текущих расходов населения (оплаты товаров и услуг) и номинальной оплаты труда в Украине в 1996-2006 гг. [5]

     Показатели      1996      1997      1998      1999      2000      2001      2002      2003      2004      2005      2006
     Текущие расходы населения (млрд. грн.)      27,4      31,9      34,9      41,8      59,0      77,8      153,6      180,7      222,3      306,8      385,7
     Оплата труда (млрд. грн.)      23,7      25,6      26,2      30,7      42,3      56,4      78,9      94,6      117,2      160,6      205,1
     То же, в % к текущим расходам      86,5      80,2      75,0      73,4      71,7      72,5      51,4      52,3      52,7      52,3      53,2
 

     Как видно из данных табл. 4, удельный вес оплаты труда в текущих расходах населения к началу 2007 г. составлял только 53,2 %. Это означает, что население Украины на организованном рынке труда не может обеспечить покрытие своих текущих расходов и вынуждено либо уезжать на заработки в другие страны, создавая, тем самым, специфическую прослойку населения Украины – "заработчан", либо искать на неорганизованном рынке Украины источник покрытия своих текущих расходов (необлагаемый налогом), которые, к тому же, из-за непрерывного роста цен, также растут.

     Уместно отметить, что снижение покупательского спроса населения и покупательной способности гривны, рассмотренное выше, создаёт денежному рынку Украины серьезные трудности во всех отраслях экономики станы и, прежде всего, в банковской системе и страховой деятельности, так как резко снижается их ресурсная база. Это выражается в том, что, несмотря на рост общей массы вкладов в денежной массе, из-за низкого уровня оплаты труда подавляющей части населения Украины, не имеющего временно свободных средств и, соответственно не может создавать вклады, так же как и страховать свою деятельность, жизнь и имущество.

     Анализ валютного рынка Украины показал, что ее национальная валюта привязана к доллару США в связи с чем, экономика страны долларизирована. Именно поэтому, говоря о курсе гривны, как правило, подразумевают ее курс именно к доллару США (табл. 5), несмотря на то, что НБУ устанавливает курс гривны практически ко всем валютам Классификатора иностранных валют НБУ.

Таблица 5 – Официальный валютный курс гривны к доллару США в 1996-2007 гг. (по состоянию на конец года, гривен за 1 доллар США) [4]

     1996      1997      1998      1999      2000      2001      2002      2003      2004      2005      2006      2007
     1,76      1,90      3,42      5,22      5,43      5,30      5.33      5.33      5,30      5.35      5.05      5.05

Информация о работе Денежный рынок, его сущность и структура