Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 14:40, курсовая работа
Цель курсовой работы – рассмотреть систему денежного оборота.
Основными задачами работы являются:
– раскрыть понятие и сущность денежного оборота;
– дать характеристику сущности наличного и безналичного денежного оборота;
– выявить проблемы организации регулирования наличного и безналичного оборотов в России.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………......4
ГЛАВА 1. ДЕНЕЖНЫЙ ОБОРОТ В ЭКОНОМИЧЕСКОМ ОБОРОТЕ ГОСУДАРСТВА ……………………………………………………………………....6
Денежный оборот: понятие, структура, роль в экономике…………………..6
Взаимосвязь платежного, денежно-платежного оборота и денежного обращения……………………………………………………………………………..10
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ НАЛИЧНОГО И БЕЗНАЛИЧНОГО ОБОРОТА В РОССИИ……………………………………………………………….15
2.1. Наличный денежный оборот в Российской Федерации…………………….15
2.2. Безналичный денежный оборот в Российской Федерации …………………...19
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ И РЕГУЛИРОВАНИЯ НАЛИЧНОГО И БЕЗНАЛИЧНОГО ОБОРОТОВ В РОССИИ……………………………………….26
3.1. Основные проблемы организации налично-денежного и безналичного
Оборота……………………………………………………………………………….26
Стратегические направления оптимизации наличного и безналичного оборота в России……………………………………………………………………………….28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………
При
использовании непокрытого (гарантированного)
аккредитива банк-эмитент
Отзывным
считается аккредитив, который может
быть изменен или отменен банком-
Безотзывным признается аккредитив, который не может быть отменен без согласия получателя средств, в пользу которого он был открыт.
Положительной стороной аккредитивной формы расчетов по сравнению с другими формами является оплата продукции после ее отгрузки и гарантия платежа. Вместе с тем средства покупателя отвлекаются из хозяйственного оборота на срок действия аккредитива, замедляется товарооборот. Возможно, это послужило одной из причин слабого развития данной формы расчетов в России.
Расчеты по инкассо. При расчетах по инкассо банк (банк-эмитент) обязуется по поручению клиента осуществить действия (за счет клиента) по получению от плательщика платежа и (или) акцепта платежа. Банк-эмитент имеет право привлекать для выполнения поручений клиента иной банк.
Процедура расчетов по инкассо состоит из следующих этапов:
1)
заключение договора о купле-
2) поставщик производит отгрузку товара в сроки, установленные договором;
3)
отгрузив продукцию и оформив
все необходимые по условиям
договора документы, поставщик
представляет их в
4)
банк поставщика пересылает
5–6) банк покупателя передает полученные документы покупателю против оплаты платежного требования-поручения;
7) денежные средства, полученные от покупателя, переводятся в банк поставщика;
8) банк поставщика зачисляет полученные суммы на расчетный счет поставщика.
Возможность осуществления расчетов по инкассо должна быть предусмотрена в договоре с банком на расчетно-кассовое обслуживание, иначе банк не обязан принимать к исполнению поступившие платежные документы.
Расчеты по инкассо осуществляются на основании платежных требований, оплата которых может производиться по распоряжению плательщика (с акцептом) или без его распоряжения (в безакцептном порядке), и инкассовых поручений, оплата которых производится без распоряжения плательщика (в бесспорном порядке).
Расчеты чеками. Оплата должна быть произведена конкретным банком с конкретного счета чекодателя. В итоге чекодержатель может не получить причитающуюся ему денежную сумму, если на конкретном счете не окажется необходимого количества средств, в то время как на других счетах чекодателя может быть средств достаточно.
Для
обеспечения платежей по выданным чекам
чекодатель может депонировать на отдельный
счет в обслуживающем банке
Платеж по чеку может быть гарантирован частично или полностью посредством аваля (гарантии). Гарантом платежа по чеку может быть любое лицо, исключая плательщика. На лицевой стороне чека или на дополнительном листе делается надпись «Считать за аваль» и указывается, кем и за кого он дан.
На практике бывают случаи отказа от оплаты чека. В этом случае чекодержатель может предъявить иск к одному, нескольким или ко всем отвечающим по чеку лицам (чекодателю, индоссантам, авалистам), которые несут солидарную ответственность перед чекодержателем. Иск к этим лицам может быть предъявлен в течение шести месяцев со дня окончания срока предъявления чека к платежу.
Расчеты с использованием банковских карт. Банковские (пластиковые) карты, эмитируемые банками, являются удобной формой осуществления расчетов. Такие расчеты на территории Российской Федерации регламентируются Положением Центрального банка РФ «О порядке эмиссии кредитными организациями банковских карт и осуществления расчетов по операциям, совершаемым с их использованием».
Банковская
карта – это именно денежный документ,
удостоверяющий личность владельца счета
в банке и дающий право на приобретение
товаров и услуг без использования наличных
денег или на получение наличных денег.
При всем многообразии в мире банковский
карточек их можно классифицировать по
способу записи информации: с магнитной
полосой и микропроцессором. Существуют
также кредитовые и дебетовые банковские
карточки.
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ И РЕГУЛИРОВАНИЯ НАЛИЧНОГО И БЕЗНАЛИЧНОГО ОБОРОТОВ В РОССИИ
В последнее время в России обострилась проблема нехватки наличных и безналичных денежных средств, проявляющаяся в низком соотношении денежной массы к ВНП / ВВП. Данный показатель называется коэффициент монетизации. В России данный показатель остается довольно высоким 16–17 % (по данным Банка России). Этот показатель свидетельствует о том, что в стране низкий уровень насыщенности наличными деньгами хозяйственного оборота и самый крупный дефицит денег, как в наличном, так и безналичном обращении.
Дефицит
денежной массы в обращении и
устойчиво высокие расходы
Кроме того, налично-денежный оборот в стране возрастает по стоимостной структуре. Причины роста налично-денежного оборота многообразны. К ним можно отнести:
6. Сознательное сокращение прибыли и доходов предприятий с целью ухода от налогов и расширение наличных платежей за пределами банковской системы.
Резкий рост налично-денежного оборота приводит к увеличению издержек государства на обращение, перевозку, хранение наличных денег, а также замену ветхих купюр.
Выполняя расчетно-кассовые операции, банки Российской Федерации регулируют объем наличной денежной массы и ее обращение. Величина денежной массы в обращении контролируется и ЦБ РФ, воздействуя на деятельность коммерческих банков по кассовым операциям, не обладающими правом эмиссии денежных средств, только в пределах привлеченных ими ресурсов. В условиях ограниченности ресурсов, многие коммерческие банки не могут в полном объеме выполнять наличное и безналичное обслуживание населения и юридических лиц, что приводит к потере выгоды по данным операциям.
Наличный оборот также отличается повышенной рисковостью: подделка денежных знаков, вычислительные ошибки кассовых служб, значительный объем кассовых операций и т.д. Такие риски приводят к нарушению расчетно-кассовой работы в кредитных учреждениях и снижению эффективности данных операций.
Кроме того, наличный оборот требует значительных затрат по приему, хранению и перевозке наличных денежных средств, содержания большого штата специалистов и контролеров.
Для кассового обслуживания юридические лица должны представить ряд документов (учредительные документы, кассовый план, прогноз кассовых поступлений и другие) для предотвращения возможных противоправных действий, но сбор и регистрация данных документов в большинстве случаев затягивается, что затрудняет саму организацию кассового обслуживания. Достаточно значительный документооборот усложняет процедуру получения – зачисления наличных денежных средств и делает безналичную форму расчетов наиболее привлекательной.
Наличный и безналичный оборот достаточно в большом объеме проходит через кассу банков - множество видов расчетных операций (оплата коммунальных услуг, взнос наличных денег на открытые счета в банке, денежные переводы, оплата услуг государственных и иных организаций и т.п.), в определенные дни возникают очереди из – за не успевания обслуживания населения, что ведет к усложнению работы расчетно-кассовых служб и росту недовольства клиентов.
Кроме того, одной из основных проблем организации наличного и безналичного оборота в любой стране является инфляция. Особенно негативные факторы инфляции проявляются в обесценении капиталов в наличной и безналичной формах, в падении покупательской способности, в разорении неконкурентоспособных предприятий, в общем экономическом кризисе. Оборот наличных и безналичных средств всегда связан с риском не получить ожидаемой суммы доходности как для государства в целом, так и для отдельного субъекта. Кроме этого, инфляция лишает банки возможности привлекать долгосрочные депозиты, поэтому для осуществления безналичного оборота во всевозрастающих размерах должны использовать собственный капитал.
Причины
углубляющегося кризиса наличного
и безналичного обращения во многом
кроются в сохраняющейся
Дефицит денежной массы в наличной и безналичной формах, кризис неплатежей и другие негативные факторы в экономике привели к острой необходимости создания оптимальных условий для развития наличного и безналичного оборота в России. К таким мерам можно отнести:
Конечно, внедрение таких мер требует значительных затрат и в России должно проходить поэтапно.
Необходимо более широкое привлечение ведущих банков России к разработке государственной денежно-кредитной, структурной и инвестиционной политики. Государство будет содействовать формированию банковских объединений инвестиционной направленности, поддерживать их роль в формировании финансово-промышленных групп, что значительно повысит эффективность наличного и безналичного оборота в России.
В результате реализации гибкой инвестиционной политики банков России и осуществления мер по улучшению инвестиционного климата и стимулированию инвестиционной активности, по мнению специалистов, повысится эффективность инвестиционной деятельности и, возможно, произойдет рост объемов привлечения в инвестиционную сферу средств частных инвесторов, и, прежде всего, крупного корпоративного национального капитала.
Для повышения скорости и эффективности оборачиваемости денежных средств в наличной и безналичной формах очень важно развитие механизма предоставления гарантий. В настоящее время это предоставление государственных гарантий. Однако только государственными гарантиями нельзя полностью обеспечить потребности коммерческих структур в гарантиях.
В связи с этим большое значение для изменения ситуации в сфере наличного и безналичного обращения (в части предоставления гарантий) имеет проводимая с участием ряда коммерческих банков работа по созданию распределенной по уровням управления системы гарантийно-залоговых фондов. В эти фонды будут привлекаться как средства отечественных и зарубежных коммерческих банков и фирм, так и государственные средства (земля, имущество, отдельные производственные объекты). Работа таких фондов позволит решить вопросы представления гарантий без обращения к федеральному бюджету.