Денежно-крудитный мультипликатор

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2013 в 13:15, доклад

Краткое описание

Денежно-кредитный мультипликатор - это процесс создания новых банковских безналичных денег при кредитовании клиентуры на основе свободных резервов, которые поступили в банк извне.
Кратко рассмотрим назначение и порядок формирования свободных резервов банков.
Свободный резерв - это совокупность денежных средств коммерческого банка, которые в данный момент в распоряжении банка и могут быть использованы им для активных операций.

Файлы: 1 файл

Денежно кредитный мультипликатор.docx

— 34.40 Кб (Скачать)

 

В Украине, как и в любой стране с рыночной экономикой, вопросы научной разработки механизма денежно-кредитной политики, ее реализации чрезвычайно актуально для нашего государства. Стратегические цели этой политики, по сути, типичные и обращены в сторону обеспечения эффективной организации всего общественного производства и достижения экономического роста. Но переходный (к рыночному состоянию) характер нашей экономики, наличие целого ряда экономических проблем, которые достались нам от тоталитарной системы, ставят обязательным условием решения с помощью этой политики, прежде всего, тактическим вопросам. Этот акцент в формировании и реализации денежно-кредитной политики является наиболее значимым и предшествует достижению стратегических целей. 

Определяющей  целью денежно-кредитной политики Национального банка Украины (а именно он является главным субъектом ее разработки и реализации) является обеспечение стабильности национальной денежной единицы. Достижение этой цели - абсолютно необходимая предпосылка решения таких судьбоносных для Украины вопросов, как структурная перестройка экономики, доведение до логического завершения рыночных преобразований и формирования мощной динамической, автономно действующей системы общественного воспроизводства.  

Денежно-кредитная  политика НБУ в ее конкретных задачах  и акцентах значительно зависела прежде, как зависит и сегодня, от совокупности тех условий, той экономической и социальной среды, в котором она реализуется. Поэтому в разработке этой политики и в ее осуществлении есть характерные особенности, которые определяются особенностями того или иного периода в развитии общества. В этом отношении целесообразно рассмотреть денежно-кредитную политику в некоторой ретроспективе, поэтапно. Это позволит полнее понять как особенности ее реализации на том или ином этапе, так и определить ее возможности в перспективе, учитывая уже накопленный собственный опыт. 

Начиная раскрытия  этого вопроса, следует иметь  в виду, что денежно-кредитная  политика как на этапе ее формирования, так и в процессе ее реализации включает такие составляющие моменты: 

- Определение общего направления  (направленности) кредитно-денежной  политики на определенный (как  правило на год) период; 

- Определение  совокупности основных инструментов  осуществления кредитно-денежной  политики;  

- Организацию  и совершенствование базы статистических данных, фиксирующие состояние и изменения денежной массы, кредитов и сбережений;  

 

 

 На современном  этапе денежно-кредитная политика НБУ концентрируется на решении  следующих задач: 

- Обеспечение  стабильности национальной валюты;  

- Создание  монетарных условий для эффективного функционирования экономики; 

- Содействие  структурной перестройке экономики;  

- Усилению  надежности и эффективности функционирования  банковской системы; 

- Повышение  уровня занятости населения.  

Реализация  политики НБУ для достижения обозначенных целей в условиях уже достаточно высокого уровня реформованости экономики нашего государства и значительного подъема сегодня может осуществляться с помощью значительно более широкого, чем прежде, набором рычагов регулирования кредитно-денежных отношений. их использование становится более действенным, а направления применения - значительно разнообразнее. К ним относятся:  

- Установление  количественного контроля за  увеличением денежной массы путем  определения ее прироста на  основе учета реальных изменений  ВВП и целевых показателей инфляции. 

- Обеспечение  потребностей экономики в наличных  деньгах с акцентом на усиление  контроля за счетами в налично-денежной  форме между предприятиями, повышению  эффективности их использования,  а также децентрализация выпуска  наличных денег в обращение.  

- Сокращение  объема наличных расчетов через  создание и широкое использование  национальной системы расчетов  на основе пластиковых карточек. 

- Повышение  надежности существующей системы  электронных расчетов. 

- Поддержание  высокого уровня ликвидности активов коммерческих банков на основе их рефинансирования. 

- Достижение  того, чтобы наиболее важные правительственные  программы кредитовались через  коммерческие банки.  

- Усиление  уровня капитализации коммерческих  банков путем увеличения требований  к их минимального уставного капитала. 

- Расширение  кредитной базы через дальнейшее  совершенствование кредитных аукционов  НБУ, выкуп аккумулированных Сбербанком  вкладов населения для последующей  продажи этого кредитного ресурса  коммерческим банкам. 

- Усиление  контроля Национального банка за деятельностью небанковских кредитных учреждений для повышения эффективности действий НБУ по регулированию денежной массы. 

Осуществление мероприятий, связанных с общими направлениями в реализации денежно-кредитной  политики НБУ станет новой ступенью на пути к формированию стабильно действующей, а главное, адекватной современным рыночным условиям системы кредитно-денежных отношений. Это, в свою очередь, заложит основательные фундаменты для развития экономики нашего независимого государства и усиления его роли в мировом хозяйстве. 

Однако выполнение денежно-кредитной политики на этапе  экономического подъема (т.е. начиная  с 2000 г.) показало, что на этом пути есть достаточно существенные проблемы, решение  которых становится насущным. Опыт показывает, что в долгосрочной перспективе необходимо учитывать действие некоторых факторов, которые заметно модифицируют как общую ситуацию, так и меры НБУ по осуществлению его политики и достижения определенных целей. 

Во-первых, следует отметить, что достигнутая динамика макроэкономических показателей в 2000-2004 pp. была в значительной мере обеспечена за счет конъюнктурных изменений на мировом рынке и формированием для нашего товаропроизводителя благоприятных в этом отношении условий. Действительно, в эти годы наблюдалось заметное роста внешнеторгового оборота и постоянное положительное сальдо торгового баланса. Итак, в основе позитивных изменений, к сожалению, еще не лежит структурная перестройка экономики, что делает ее, по сути, заложницей конъюнктуры мирового рынка, которая является очень непостоянной.  

Во-вторых, можно констатировать, что за недостаточного развития коммерческого кредита  и рынка ценных бумаг в целом  действенность влияния такого важного  рычага реализации монетаристских мер  в денежно-кредитной сфере, как учетная ставка в Украине, не очень высокая. Так, если с 2000 по 2003 г. включительно учетная ставка снизилась с 27% до 7%, т.е. почти в четыре раза, то средневзвешенная ставка коммерческих банков по кредитам, которые они предоставляют субъектам хозяйствования, снизилась с 37,2% в 2000 г. до 18% в 2003 г. Это означает, что взятая на вооружение на данном этапе развития нашего государства экспансионистская модель не срабатывает на должном уровне. Как следствие, кредиты коммерческих банков остаются дорогими, что сдерживает развитие кредитных отношений, а следовательно, и экономики в целом. 

В-третьих, в период с 2003 по 2010 pp. государство будет нести огромные затраты по погашению ранее реструктуризированных внешних долговых обязательств. Ежегодные платежи будут колебаться в пределах 2,1-2,6 млрд дол., А это почти треть государственного бюджета Украины. Понятно, что рассчитываясь с внешними долгами, правительство будет вынуждено через Национальный банк скупать валюту, а эти валютные интервенции непременно усилят поступления в обращение гривни по каналам валютного рынка. 

В-четвертых, угрожающей является и тенденция  по росту внешней задолженности. Если не считать правительство В. А. Ющенко, который в своей программе впервые среди всех предыдущих правительств ввел мораторий на рост внешней задолженности на уровне 12,5 млрд дол. состоянию на 01.10.2001 г. и в реальной практике до этого периода сократил его до 10 млрд дол., то следующее правительство Кинаха не только не устанавливал никакого моратория, а существенно (до 14 млрд долл.). увеличил внешнюю задолженность. Курс на новые заимствования взял и правительство В. Януковича. Все это создало угрожающую ситуацию для денежного рынка и для всей экономики в целом. 

В-пятых, слабое развитие рынка ценных бумаг не позволяет в полной мере использовать его как существенный рычаг уменьшения давления растущей денежной массы на денежный рынок через валютный рынок. И хотя НБУ прибегает к расширению спектра инструментов, направленных на смягчение этой ситуации (использование депозитных сертификатов Национального банка Украины, распространение операций РЕПО, распространение операции


Информация о работе Денежно-крудитный мультипликатор