Денежно-кредитная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 21:47, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы - денежно - кредитная политика Банка России.
В рамках поставленной цели были поставлены следующие задачи:
1. рассмотреть общие концепции денежно-кредитной политики в России, в частности основную роль Центрального Банка Российской Федерации;
2. проанализировать текущее состояние денежно-кредитного регулирования в России;
3. изучить перспективы развития денежно-кредитной политики в России.

Файлы: 1 файл

Деньги банки кредиты.docx

— 196.59 Кб (Скачать)

Особенности национальной банковской системы в значительной степени  воздействуют на выбор путей и  методов денежно-кредитного регулирования  центральным банком, на предпочтение им тех или иных инструментов денежной политики.

 

1.2 Направление, цели и методы денежно-кредитной политики.

Высшая конечная задача денежно-кредитной  политики состоит в обеспечении  стабильности цен, полной занятости  и росте реального объема производства. Денежно-кредитная политика состоит  в изменении денежного предложения  с целью стабилизации совокупного  объема производства (стабильный рост), занятости и уровня цен.

Первоначально основной функцией центральных банков было осуществление  эмиссии наличных денег, в настоящее  время эта функция постепенно ушла на второй план, однако не следует  забывать, что наличные деньги все  еще являются тем фундаментом, на котором зиждется вся оставшаяся денежная масса, поэтому деятельность центрального банка по эмиссии наличных денег должна быть не менее взвешенной и продуманной, чем любая другая.

Осуществляя денежно-кредитную  политику, центральный банк, воздействуя  на кредитную деятельность коммерческих банков и направляя регулирование  на расширение или сокращение кредитования экономики, достигает стабильного развития внутренней экономики, укрепления денежного обращения, сбалансированности внутренних экономических процессов. С помощью денежно-кредитного регулирования государство стремится смягчить экономические кризисы, сдержать рост инфляции, в целях поддержания конъюнктуры государство использует кредит для стимулирования капиталовложений в различные отрасли экономики страны.

С 1992 года денежно-кредитная  политика Банка России направлена на достижение финансовой стабилизации, в первую очередь, снижение темпов инфляции, укрепление курса национальной валюты и обеспечение устойчивости платежного баланса страны, создание условий  для осуществления позитивных структурных  сдвигов в экономике. В основе денежно-кредитного регулирования, осуществляемого  Банком России, лежит принцип количественных ограничений на прирост денежной массы.

С 1996 года приоритеты политики в денежно-кредитной сфере сместились в направлении увеличения реального  предложения денег в экономике  при дальнейшем снижении среднемесячных темпов инфляции. Нужно отметить, что  кредитная политика осуществляется косвенными и прямыми методами воздействия. Различие между ними состоит в  том, что Центральный Банк либо оказывает  косвенное воздействие через  ликвидность кредитных учреждений, либо устанавливает лимиты кредитования экономики (т.е. количественные ограничения  кредита). Инструментов денежно-кредитной  политики довольно много, и они очень  разнообразны. Их подразделяют на экономические и административные.

Среди экономических методов классики выделяют обычно три метода это регулирование учетной ставки, норма обязательных резервов и операции на рынке ценных бумаг. Банк России, являясь органом, определяющим и проводящим денежно-кредитную политику в РФ, использует следующие инструменты и методы:

рефинансирование банков и предоставление кредитов. Термин "рефинансирование" означает получение  денежных средств кредитными учреждениями от центрального банка. Центральный банк может выдавать кредиты коммерческим банкам, а также переучитывать ценные бумаги, находящиеся в их портфелях (как правило в виде векселей).

В случае повышения центральным  банком ставки рефинансирования, коммерческие банки будут стремиться компенсировать потери, вызванные ее ростом (удорожанием  кредита) путем повышения ставок по кредитам, предоставляемым заемщикам, т.е. изменение учетной ставки (ставки рефинансирования) прямо влияет на изменение ставок по кредитам коммерческих банков. Это и является главной  целью данного метода денежно-кредитной  политики центрального банка.

В настоящее время минимальные  резервы - это наиболее ликвидные  активы, которые обязаны иметь  все кредитные учреждения, как  правило, либо в форме наличных денег  в кассе банков, либо в виде депозитов  в центральном банке. Нормы данных резервов определяются именно ЦБ.

Использование нормативов может  иметь как тотальный (установление ко всей сумме обязательств, ссуд), так и селективный (к их определенной части) характер воздействия. Минимальные резервы выполняют две основные функции:

Во-первых, они как ликвидные  резервы служат обеспечением обязательств коммерческих банков по депозитам их клиентов. К примеру, если коммерческий банк обанкротится, то именно эти резервы  должны погасить вклады клиентов банка.

Во-вторых, минимальные резервы  являются инструментом, используемым центральным банком для регулирования  объема денежной массы в стране. Посредством изменения норматива  резервных средств центральный  банк регулирует масштабы активных операций коммерческих банков, а, следовательно, и возможности осуществления  ими депозитной эмиссии. Изменение  нормы обязательных резервов влияет на рентабельность кредитных учреждений. Так, в случае увеличения обязательных резервов происходит как бы недополучение прибыли. Поэтому, по мнению многих западных экономистов, данный метод служит наиболее эффективным антиинфляционным средством.

В последние полтора-два  десятилетия произошло уменьшение роли указанного метода кредитно - денежного  регулирования. Об этом говорит тот  факт, что повсеместно (в западных странах) происходит снижение нормы  обязательных резервов и даже ее отмена по некоторым видам депозитов. ·  Операции на открытом рынке Постепенно два вышеописанных метода денежно-кредитного регулирования (рефинансирование и  обязательное резервирование) утратили свое первостепенное по важности значение, и главным инструментом денежно-кредитной  политики стали интервенции центрального банка, получившие название операций на открытом рынке. Этот метод заключается  в том, что центральный банк осуществляет операции купли-продажи ценных бумаг  в банковской системе.

Приобретение ценных бумаг  у коммерческих банков увеличивает  ресурсы последних, соответственно повышая их кредитные возможности, и наоборот. Центральный банк периодически вносит изменения в указанный  метод кредитного регулирования, изменяет интенсивность своих операций, их частоту. Операции на открытом рынке  впервые стали активно применяться  в США, Канаде и Великобритании в  связи с наличием в этих странах  развитого рынка ценных бумаг. Позднее  этот метод кредитного регулирования  получил всеобщее применение и в  Западной Европе. Таким образом, операции на открытом рынке, этот метод денежно-кредитного регулирования, значительно отличаются от двух предыдущих.

Главное отличие - это использование  более гибкого регулирования, поскольку  объем покупки ценных бумаг, а  также используемая при этом процентная ставка могут изменяться ежедневно  в соответствии с направлением политики центрального банка. Коммерческие банки, учитывая указанную особенность  данного метода, должны внимательно  следить за своим финансовым положением, не допуская при этом ухудшения ликвидности. Наряду с экономическими методами, посредством которых центральный банк регулирует деятельность коммерческих банков, им могут использоваться в этой области и административные методы воздействия.

К ним относится, например, использование количественных кредитных  ограничений. Этот метод кредитного регулирования представляет собой  количественное ограничение суммы  выданных кредитов. В отличие от рассмотренных выше методов регулирования, данный метод является прямым методом  воздействия на деятельность банков.

Нужно отметить, что, добиваясь  при помощи указанной политики сдерживания  банковской деятельности и умеренного роста денежной массы, государство  способствует снижению деловой активности. Поэтому метод количественных ограничений  стал использоваться не так активно, как раньше, а в некоторых странах  вообще отменён. Также центральный  банк может устанавливать различные  нормативы (коэффициенты), которые коммерческие банки обязаны поддерживать на необходимом  уровне. К ним относятся нормативы  достаточности капитала коммерческого  банка, нормативы ликвидности баланса, нормативы максимального размера  риска на одного заемщика и некоторые  дополняющие нормативы. Перечисленные  нормативы обязательны для выполнения коммерческими банками.

Также центральный банк может  устанавливать необязательные, так  называемые оценочные нормативы, которые  коммерческим банкам рекомендуется  поддерживать на должном уровне. При  нарушении коммерческими банками  банковского законодательства, правил совершения банковских операций, других серьезных недостатках в работе, что ведет к ущемлению прав их акционеров, вкладчиков, клиентов центральный  банк может применять к ним  самые жесткие меры административного  воздействия, вплоть до ликвидации банков. Очевидно, что использование административного  воздействия со стороны центрального банка по отношению к коммерческим банкам не должно носить систематического характера, а применяться в порядке  исключительно вынужденных мер.

 

2. Основные инструменты денежно-кредитной политики ЦБ РФ.

 

2.1 Текущее состояние денежно-кредитного регулирования в Российской Федерации

Основными инструментами  и методами денежно - кредитной политики Банка России в соответствие с  Федеральным законом "О Центральном  банке Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 26.04.06 N 65-ФЗ) являются:

1) процентные ставки по  операциям Банка России;

2) нормативы обязательных  резервов;

3) операции на открытом  рынке;

4) рефинансирование банков;

5) валютное регулирование;

6) установление ориентиров  роста денежной массы;

7) прямые количественные  ограничения;

8) выпуск от своего имени  облигаций (п.8 введен Федеральным  законом от 08.07.1999 N 139-ФЗ).

Банк России регулирует общий  объем выдаваемых им кредитов в соответствии с принятыми ориентирами единой государственной денежно - кредитной  политики. Банк России может устанавливать  одну или несколько процентных ставок по различным видам операций или  проводить процентную политику без  фиксации процентной ставки.

Процентные ставки Банка  России представляют собой минимальные  ставки, по которым Банк России осуществляет свои операции. Банк России использует процентную политику для воздействия  на рыночные процентные ставки в целях  укрепления рубля.

Размер обязательных резервов в процентном отношении к обязательствам кредитной организации, а также  порядок их депонирования в Банке  России устанавливаются Советом  директоров.

Нормативы обязательных резервов не могут превышать 20 процентов обязательств кредитной организации и могут быть дифференцированными для различных кредитных организаций. Нормативы обязательных резервов не могут быть единовременно изменены более чем на пять пунктов.

При нарушении нормативов обязательных резервов Банк России имеет  право взыскать в бесспорном порядке  с кредитной организации сумму  недовнесенных средств, а также  штраф в установленном им размере, но не более двойной ставки рефинансирования.

Под операциями на открытом рынке понимаются купля - продажа  Банком России казначейских векселей, государственных облигаций и  прочих государственных ценных бумаг, краткосрочные операции с ценными  бумагами с совершением позднее  обратной сделки.

Лимит операций на открытом рынке утверждается Советом директоров.

Под рефинансированием понимается кредитование Банком России банков, в  том числе учет и переучет векселей. Формы, порядок и условия рефинансирования устанавливаются Банком России. Под  валютными интервенциями Банка  России понимается купля - продажа Банком России иностранной валюты на валютном рынке для воздействия на курс рубля и на суммарный спрос  и предложение денег. Под прямыми  количественными ограничениями  Банка России понимается установление лимитов на рефинансирование банков, проведение кредитными организациями  отдельных банковских операций.

Банк России вправе применять  прямые количественные ограничения  в исключительных случаях в целях  проведения единой государственной  денежно - кредитной политики только после консультаций с Правительством Российской Федерации.

Банк России может устанавливать  ориентиры роста одного или нескольких показателей денежной массы исходя из основных направлений единой государственной  денежно - кредитной политики. Банк России в целях реализации денежно - кредитной политики может от своего имени осуществлять эмиссию облигаций, размещаемых и обращаемых только среди кредитных организаций.

Предельный размер общей  номинальной стоимости облигаций  Банка России всех выпусков, не погашенных на дату принятия Советом директоров решения об очередном выпуске  облигаций Банка России, устанавливается  как разница между максимально  возможной величиной обязательных резервов кредитных организаций  и суммой обязательных резервов кредитных  организаций, определенной исходя статья 43.1 введена Федеральным законом  от 08.07.1999 N 139-ФЗ)

Банк России ежегодно не позднее 1 октября представляет в Государственную  Думу проект основных направлений единой государственной денежно - кредитной  политики на предстоящий год и не позднее 1 декабря - основные направления единой государственной денежно - кредитной политики на предстоящий год (в ред. Федерального закона от 20.06.2005 N 80-ФЗ).

Предварительно проект основных направлений единой государственной  денежно - кредитной политики представляется Президенту Российской Федерации и  Правительству Российской Федерации.

Основные направления  единой государственной денежно - кредитной  политики на предстоящий год включают следующие положения:

анализ состояния и  прогноз развития экономики Российской Федерации;

основные ориентиры, параметры  и инструменты единой государственной  денежно - кредитной политики.

Государственная Дума рассматривает  основные направления единой государственной  денежно - кредитной политики на предстоящий год и принимает решение.

 

2.2 Регулирование обязательных резервов

Норма обязательных резервов широко используется государством для  увеличения или уменьшения свободной  денежной массы. Естественно, увеличение нормы обязательного резервирования влечет за собой уменьшение свободной  денежной массы.

Для регулирования ликвидности  банковской системы Банк России в  числе других мер активно использовал  такой инструмент денежно-кредитной  политики, как обязательные резервы. В результате проведенных Банком России мероприятий, а также в связи с ростом привлеченных средств (обязательств) кредитных организаций, учитываемых при расчете размера обязательных резервов, подлежащих депонированию в Банке России (которые с января по сентябрь 2005 года увеличились на 45, 0%, в том числе в валюте Российской Федерации на 64, 6% и в иностранной валюте на 23, 0%), сумма обязательных резервов увеличилась по сравнению с началом года в 2, 7 раза, в том числе по привлеченным средствам в валюте Российской Федерации в 2, 5 раза, по привлеченным средствам в иностранной валюте в 2, 9 раза.

Информация о работе Денежно-кредитная политика