Денежно-кредитная политика РФ на современном этапе

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 12:36, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы - рассмотреть денежную кредитно - денежную политику Центрального Банка России на современном этапе.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
исследовать денежно - кредитную политику Центрального Банка России;
рассмотреть методы денежно - кредитной политики и инструменты ее реализации;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
Глава I. Теоретические основы проведения денежно-кредитной политики государства ……………………………………………………………………….5
1.1 Понятие и цели денежно-кредитной политики центрального банка…..5
1.2 Методы денежно-кредитной политики и инструменты ее реализации.14
Глава II. Проблемы денежно - кредитной политики Российской Федерации на современном этапе………………………………………………………………20
2.1 Проблемы реализации кредитно - денежной политики Центрального Банка России……………………………………………………………………..20
2.2 Направления оптимизации денежно-кредитной политики в Российской Федерации ……………………………………………………………………….24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….30
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………32

Файлы: 1 файл

Finansyi i kredit_kursovaya_VyatkinaAV_305595.docx

— 55.76 Кб (Скачать)

Центральный банк регулирует экономику  не прямо, а через денежно-кредитную  систему. Воздействуя на кредитные  институты, он создает определенные условия для их функционирования. От этих условий в известной мере зависит направление деятельности коммерческих банков и других финансовых институтов, что и оказывает влияние  на ход экономического развития страны. Поэтому национальные особенности  кредитной системы определяют степень  регулирующего воздействия центрального банка на экономику и влияют на условия функционирования центрального банка. Особенности национальной банковской системы в значительной степени  воздействуют на выбор путей и  методов денежно-кредитного регулирования  центральным банком, на предпочтение им тех или иных инструментов денежной политики. Функции контролирующих органов  в денежно-кредитной сфере нередко  переплетаются. Например, в США важным органом, контролирующим деятельность банковского сектора, является наряду с Федеральной резервной системой (ФРС) Контролер денежного обращения. Этот орган был создан задолго  до появления ФРС, в 1863 г. в соответствии с Законом «О национальной денежной единице». Контролер денежного обращения наблюдает за деятельностью всех кредитных инструментов, находящихся в ведении организаций федерального уровня.

Кроме этого органа правами по банковскому  контролю в США наделены банковские департаменты штатов, а также Федеральная  Корпорация по страхованию депозитов, которая выдает лицензии на право  совершения банковских операций кредитным  институтам на федеральном уровне.

При выдаче лицензии проверяются прежде всего «финансовые тылы» вновь образовавшегося банка, соблюдение нормативов по использованию капитала, компетентность руководства, а также точность маркетинговых исследований в данной местности. Банкам, которым выдана федеральная лицензия, предписывается обязательное участие в ФРС; им придается статус федерального кредитного института и они называются национальными. Банки, получившие лицензию от правительства штата, имеют статус кредитного института, штата и им предоставляется возможность выбора: быть или не быть членом ФРС. Поскольку разные штаты вправе издавать собственные банковские законы, кредитные институты США поставлены в разные условия, что побуждает ФРС к использованию не административных, а рыночных механизмов регулирования. Специфические условия сложились в денежно-кредитной системе Великобритании. Банк Англии предпочитает организацию контактов с банковской системой через группу специализированных кредитных институтов - через дисконтные дома. Последние представляют собой существенную институционную особенность английской банковской системы, так как играют важную роль в осуществлении денежной политики Банка Англии. К ним относятся восемь институтов, занимающих как бы промежуточное положение между центральным банком и прочими кредитными институтами.

Такое особенное положение определяется тем, что только эти кредитные  институты в английской банковской системе имеют привилегию рефинансирования в центральном банке. За это дисконтные дома обязаны еженедельно принимать на себя от Банка Англии казначейские векселя в полном объеме, что очень выгодно последнему, так как в Великобритании задача размещения казначейских ценных бумаг возлагается на центральный банк.

Таким образом, подводя итог главе 1, необходимо отметить следующее.

Основополагающей целью денежно-кредитной  политики является помощь экономике  в достижении общего уровня производства, характеризующегося полной занятостью и стабильностью цен.

Денежно-кредитная политика состоит  в изменении денежного предложения  с целью стабилизации совокупного  объема производства (стабильный рост), занятости и уровня цен.

С помощью денежно-кредитного регулирования  государство стремится смягчить экономические кризисы, сдержать рост инфляции, в целях поддержания  конъюнктуры государство использует кредит для стимулирования капиталовложений в различные отрасли экономики  страны.

Нужно отметить, что денежно-кредитная  политика осуществляется как косвенными (экономическими), так и прямыми (административными) методами воздействия. Различие между  ними состоит в том, что центральный  банк либо оказывает косвенное воздействие  через ликвидность кредитных  учреждений, либо устанавливает лимиты кредитования экономики.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Проблемы денежно - кредитной политики Российской Федерации  на современном этапе.

2.1 Проблемы реализации  кредитно - денежной политики Центрального  Банка России.

Проведение денежно-кредитной  политики ЦБ РФ в условиях неустойчивости и изменчивости внешних и внутренних условий экономики страны неизбежно  сталкивается с рядом проблем.Во-первых, непростой проблемой является сама оценка состояния экономического развития (что необходимо для принятия Центральным Банком наиболее рациональных мер).Во-вторых, регулирование в рамках национальной экономики усложняется из-за влияния внешнеэкономических процессов. Итогом является то, что целевая направленность принимаемых мер может искажаться.Осуществляя регулирование, ЦБ должен учитывать не только взаимосвязи в рамках мировой экономики, но и взаимозависимость звеньев национального хозяйства.Нестабильность российской экономики приводит к нестабильности спроса и предложения на кредитном рынке, выявляя положительные и отрицательные стороны методов кредитования народного хозяйства. Так, актуальность кредита под залог ценностей падает из-за залоговой стоимости, частой невозможности быстрой реализации залога.Популярность же потребительского кредита на кредитном рынке возрастает из-за простоты его оформления, доступности многим слоям населения, не требует крупного залога, сравнительно невысокая стоимость и другие преимущества. Кроме того, сфера функционирования кредитного рынка предполагает получение немалых доходов его участников. Поэтому, данный рыночный механизм привлекателен для различного рода махинаций.Как показывает мировая практика, институт кредитных историй является закономерным результатом эволюции финансового рынка и развития его институциональной основы. Решение наиболее актуальных задач, стоящих сегодня перед ЦБ РФ, в частности кредитование реального сектора экономики, серьезно затруднено отсутствием системы аккумуляции информации для оценки рисков при предоставлении кредитов. Отсутствие у банков информации о кредитной истории заемщиков сдерживает масштабы кредитования, тормозя тем самым развитие целых секторов экономики.Следует также отметить необходимость разработки законодательного обеспечения потребительского кредитования как косвенного источника кредитования реального сектора экономики, развивающегося в последнее время наиболее высокими темпами.В последнее время в России обострилась проблема нехватки наличных и безналичных денежных средств, проявляющаяся в низком соотношении денежной массы к ВНП / ВВП.Данный показатель называется коэффициент монетизации. В России данный показатель остается довольно высоким и в 2005 г.: 16-17 % (по данным Банка России). Этот показатель свидетельствует о том, что в стране низкий уровень насыщенности наличными деньгами хозяйственного оборота и самый крупный дефицит денег, как в наличном, так и безналичном обращении. Дефицит денежной массы в обращении и устойчиво высокие расходы государства приводят к росту доли денежных ресурсов страны, направляемых на покрытие расходов бюджета.Кроме того, налично-денежный оборот в стране возрастает по стоимостной структуре. Причины роста налично-денежного оборота многообразны. К ним можно отнести:

- Экономический кризис;

- Кризис неплатежей;

- Кризис наличности;

- Плохая организация  системы межбанковских расчетов;

- Замедление расчетов;

- Сознательное сокращение  прибыли и доходов предприятий  с целью ухода от налогов  и расширение наличных платежей  за пределами банковской системы.

Резкий рост налично-денежного  оборота приводит к увеличению издержек государства на обращение, перевозку, хранение наличных денег, а также  замену ветхих купюр.

Выполняя  расчетно-кассовые операции, банки  Российской Федерации регулируют объем  наличной денежной массы и ее обращение. В условиях ограниченности ресурсов, многие коммерческие банки не могут  в полном объеме выполнять наличное и безналичное обслуживание населения  и юридических лиц, что приводит к потере выгоды по данным операциям.Денежный рынок наличности также отличается повышенной рисковостью: подделка денежных знаков, вычислительные ошибки кассовых служб, значительный объем кассовых операций. Такие риски приводят к нарушению расчетно-кассовой работы в кредитных учреждениях и снижению эффективности данных операций. Другой негативный фактор заключается в том, что скорость обращения денег имеет тенденцию меняться в направлении, противоположном предложению денег, тем самым, замедляя или ликвидируя изменения в предложении денег, вызванные политикой, то есть когда предложение денег ограничивается, скорость обращения денег склонна к возрастанию. И наоборот, когда принимаются политические меры для увеличения предложения денег в период спада, весьма вероятно падение скорости обращения денег.Кроме того, одной из основных проблем денежного рынка в любой стране является инфляция. Особенно негативные факторы инфляции проявляются в обесценении капиталов в наличной и безналичной формах, в падении покупательской способности, в разорении неконкурентоспособных предприятий, в общем экономическом кризисе. Оборот наличных и безналичных средств всегда связан с риском не получить ожидаемой суммы доходности как для государства в целом, так и для отдельного субъекта. Инфляция лишает Центральный Банк эффективно проводить денежно-кредитную политику в стране.Все последние годы фактические темпы инфляции находились на верхней границе задаваемых интервалов. Более того, в 2004 г. потребительские цены возросли на 11,7% при прогнозе в 8-10 %. Для сравнения: в США они выросли на 3,3%, в еврозоне - на 2,1%. Опасность сохранения высоких темпов инфляции состоит в том, что за 2004-2005 г.г., по данным Банка России, произошло укрепление реального курса рубля к доллару на 14,0% и к евро - на 6,0%. Это привело к дальнейшему снижению конкурентоспособности российских товаропроизводителей.

Кроме того, денежная масса растет вследствие эмиссии  денег, предназначенных на покупку  поступающей в Россию свободно конвертируемой валюты. Бороться с ее избытком, завышая  ставку рефинансирования относительно рыночных ставок, нельзя.

Процентные  ставки пока не являются адекватным инструментом для борьбы с инфляцией. Они более  важны для регулирования движения капитала и обменного курса.

Эффект  девальвации 1998 г. оказался практически  исчерпанным. За 1998-2005 гг. реальный курс доллара к рублю возрос всего  на 6,7%, а евро - на 26% . Конечно, надо учитывать  и динамику цен на импортируемые  Россией товары.

Судя  по отчетам Банка России о платежном  балансе, они в 2005 г. понизились относительно 1997 г. примерно на 24% в пересчете на доллары. Это означает, что снижение долларовых цен на импортируемые  товары с лихвой перекрывает реальное укрепление доллара за указанный  период времени. Поэтому, на современном  этапе развития денежно-кредитной  сферы необходимо совершенствовать денежно-кредитную политику ЦБ РФ для  решения наиболее срочных проблем.

2.2 Направления  оптимизации денежно - кредитной  политики в Российской Федерации.Наибольшая эффективность реализации денежно-кредитной политики Центрального Банка проявляется тогда, когда используется вся совокупность экономических инструментов, причем в целесообразной последовательности.Совершенствование денежно-кредитной сферы экономики России происходит при помощи совместных действий ЦБ и государства. Цель кредитно-денежной политики ЦБ в денежной сфере состоит в том, чтобы создать на денежном рынке условия для того, чтобы в экономике постоянно существовала такая масса денег и кредитов, которая необходима для развития, а тем самым обеспечить страну растущим количеством товаров, услуг, рабочих мест.

Чтобы компенсировать потерю покупательной способности, кредиторы должны добавить определенный процент (соответствующий уровню инфляции) к тем ставкам, которые они  назначили бы в другой ситуации. Поэтому если рост инфляции обусловлен ростом денежной массы, то фактически может привести к повышению процентных ставок.

Для проведения монетарной политики резервная система  Российской Федерации располагает  четырьмя основными инструментами:

- изменение  уровня резервных требований;

- изменение  процентных ставок, которые должны  платить банки, беря кредиты  у центрального института (учетная  ставка). В целом считается, что  воздействие процентной ставки  на экономику ведет к тому, что усиливается экономический  рост. Так, снижение средней ставки  на 1% дает прибавку ежегодного  экономического роста страны  на 1\ 3 процента;

- покупка  и продажа государственных ценных  бумаг (операции на открытых  рынках);

- определение  условий для различных видов  займов (выборочный кредитный контроль).

Кроме того, для создания оптимальных условий  развития денежного рынка в России необходимо:

- совершенствование  законодательной базы в сфере  денежно - кредитной политики;

- уменьшение  долларизации российского денежного обращения;

- усиление  стимулов инвестиционной активности;

- совершенствование  налоговой системы;

- снижение  инфляции и проведения политики  сдерживания цен;

- внедрение  и совершенствование электронного  денежного обращения;

- развитие  и применение широкого спектра  форм безналичного обращения;

- усиление  контроля над законностью наличного  и безналичного оборота для  предотвращения возможных противоправных  действий и другие.

Для повышения  скорости и эффективности оборачиваемости  денежных средств в наличной и  безналичной формах очень важно  развитие механизма предоставления гарантий. В настоящее время это предоставление государственных гарантий.

Однако  только государственными гарантиями нельзя полностью обеспечить потребности  коммерческих структур в гарантиях.

Таким образом, улучшение конъюнктуры денежного  рынка в России приведет к укреплению национальной денежной единицы и  стабилизации денежной системы в  целом, что, в свою очередь, окажет положительное  влияние на весь комплекс экономических  процессов в стране.

В рамках курсовой политики ЦБ РФ не следует  переоценивать роль реального обменного  курса национальной валюты в качестве эффективной управляющей переменной. Кроме того, поддержание курса  национальной валюты на относительно низком уровне, отмеченное на протяжении последних лет, консервирует существующую отраслевую структуру нашей экономики, ее экспортный потенциал в современном  виде, когда в структуре экспорта преобладает углеводородное сырье  и товары низких переделов.

Основными направлениями денежно-кредитной  политики в кредитной сфере будут  являться:

Информация о работе Денежно-кредитная политика РФ на современном этапе