Денежно-кредитная политика Национального Банка Республики Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 14:37, курсовая работа

Краткое описание

Развитие рыночной экономики во второй половине XX века выявило четко обозначившуюся тенденцию расширения масштабов деятельности государства и усиления его роли в экономике. При этом общепризнанно, что наибольшая экономическая эффективность достигается в условиях действия конкурентного рыночного механизма. Цель государства в рыночной экономике не корректировать рыночный механизм, а создавать условия его свободного функционирования: конкуренция должна обеспечиваться везде, где возможно, регулирующее воздействие государства - везде где необходимо.

Оглавление

Введение
Глава I. Развитие денежно – кредитной политики Национального банка Республики Казахстан.
1.1.Теоритические основы денежно–кредитной политики
1.2.Цели и задачи проведения денежно–кредитной политики
1.3.Основные инструменты денежно–кредитной политики
Глава II.Анализ динамики развития денежно-кредитной политики
2.1.Основные направления денежно-кредитной политики
2.2.Анализ текущего состояния стабильности цен в РК в 2010г
Глава III.Проблемы и пути совершенствования денежно-кредитной политики в РК
3.1.Основные проблемы денежно-кредитной политики в РК на современном этапе развития
3.2.Пути решения проблемы связанных с экономическим прогнозом
Заключение

Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая работа - Ботик (Восстановлен).docx

— 203.66 Кб (Скачать)
 

              Соответственно фискальная политика на предстоящий среднесрочный период будет строиться исходя из необходимости обеспечения указанных параметров государственного потребления и инвестиций.

              В 2010 – 2014 годах прогнозируется  постепенное увеличение темпов  роста реального ВВП с 1,5-2% в  2010 году до 3,9% в 2014 году.

              Среднегодовой прирост объема  валовой продукции сельского  хозяйства в 2010-2014 годах составит 2,1%. Объем промышленной продукции в 2010 – 2014 годах будет расти в среднем на 3,3% в год.

              Росту объемов промышленного  производства будет способствовать  увеличение объемов производства как в горнодобывающем, так и обрабатывающем секторе. Объем добычи нефти и газового конденсата увеличится с 76,4 млн. тонн в 2009 году до 85,0 млн. тонн в 2014 году.

              Увеличение промышленного производства  будет способствовать росту объемов  строительства и услуг транспорта. Прогнозируется увеличение темпов роста объема строительства до 3,7% в 2014 году, услуг транспорта – с 0,8% до 4,0%, соответственно.

              Объем услуг связи по прогнозам  будет расти в среднем на  уровне более 6,4 % в год. В среднесрочном периоде, повышение цен на мировом товарном рынке и увеличение объемов производства будут способствовать увеличению объемов экспорта. Рост внутренних доходов будет способствовать увеличению импорта.

              В 2010 году прогнозируется дефицит  текущего счета к ВВП на  уровне 2,8% с постепенным его снижением  в 2011 – 2012 году до 1,8%.

      Рисунок 2.Прогноз платежного баланса на 2010 – 2012 гг.*

      

              * прогноз Национального Банка  Республики Казахстан

              Прогнозируемые параметры платежного  баланса совместимы с параметрами  денежно-кредитной политики и  параметрами макроэкономического  развития страны на среднесрочный  период.

      ВВП на душу населения к 2014 году по прогнозам  составит более 10 тысяч долларов США.

      Рисунок 3.Прогноз ВВП на душу населения  на 2010 – 2014 годы

      

              Проведение политики восстановления  и последующего поддержания устойчивых  темпов экономического роста  в качестве приоритетов предполагает  устойчивое повышение качества  и социальных стандартов жизни  населения.                                                                                 Прогнозируется снижение уровня безработицы с 6,3 % в 2010 году до 6,0 % к 2014 году. Прогноз показателей социально-экономического развития на 2010 – 2014 годы представлен в приложении. 
 
 

      Денежно-кредитная  статистика

      На 1 января 2010 года Международные резервы  страны, включая активы Национального  фонда (24,4 млрд. долл.) составили 47,6 млрд. долл. США, увеличившись по сравнению  с 1 января 2009 года на 0,5%.  

      

 

      По  данным Национального Банка РК, кредиты  банков второго уровня экономике  на 1 января 2010 года составили 7644 млрд. тенге, увеличившись по сравнению с 1 января 2009 года на 2,5%.  

      

      Объем депозитов в депозитных организациях на 1 января 2010 года составил 6472 млрд. тенге, увеличившись по сравнению с 1 января 2009 год на 20%. Из них депозиты физических лиц составили 1893,1 млрд. тенге, которые возросли в течение 2009 года на 28,5%. 

       

      Официальный обменный курс тенге к доллару США в течение 2009 года в среднем, в связи с проведенной в феврале 2009 года девальвацией национальной валюты, составил 147,5 тенге (в 2008 году – 120,3 тенге), тенге к евро – 205,7 тенге (в 2008 году – 177,0 тенге).

      

      По  предварительной оценке Национального  Банка РК дефицит текущего счета  платежного баланса за 2009 год составил 2833,2 млн. долл. США. Положительный баланс по операциям прямого инвестирования за 2009 год составил 8616,7 млн. долл. США»; 

      Платежный баланс

      По  данным Национального Банка РК дефицит  текущего счета платежного баланса  за 9 месяцев составил 3926,6 млн. долл. США, составляя 5,1% по отношению к  ВВП. (за 9 мес. 2008 года. – положительное  сальдо в 6659,2 млн.долл. США).

      Валовой приток прямых иностранных инвестиций в 1 полугодии текущего года составил 7677,9 млн.долл. США и снизился на 18% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. 
 
 
 

      Таблица 1 – Основные показатели денежно-кредитной  политики в 2008–2009гг. 

      Наименование основных показателей       2008 г.       2009 г.
      Инфляция, %                
      - на конец года, %       9,5       6,2
      Официальная ставка рефинансирования, %       10,5       7,0
      Денежная  база, млрд тенге       1525       2451
      изменение в %       4,2       60,7
      Денежная  масса, млрд тенге       6267       7386
      изменение в %       35,4       17,9
      Депозиты  резидентов в банковской системе, млрд тенге       5409       6473
      изменение в %       39,0       19,7
      Кредиты банков экономике, млрд тенге       7460       7644
      изменение в %       2,8       2,5
      Уровень монетизации экономики, %       39,0       46,2
 
 

      Таким образом, проведение сбалансированной политики, то есть постепенный отказ  от дальнейшей значительной поддержки  государством экономики, позволит восстановить темпы экономического роста при  сохранении ценовой стабильности.

      По  предварительным итогам 2009 г. реальный ВВП увеличился на 1,1%. Несмотря на то, что в 2009 г. темпы экономического роста были ниже, чем в 2007–2008 гг., меры государственной поддержки  позволили восстановить позитивные ожидания субъектов экономики и  стабилизировать экономическую  ситуацию.

      Таблица 1 показывает, что инфляционный потенциал  в экономике Республики Казахстан  в 2009 г. был минимальным. Отмечалось стабильное снижение темпов инфляции. По итогам 2009 г. инфляция сложилась  на уровне 6,2% (в декабре 2008 г. – 9,5%).

      В целом дальнейшее развитие экономики  Республики Казахстан будет зависеть от многих факторов, влияние которых  в настоящее время однозначно оценить практически невозможно, а контроль над ними со стороны  Правительства Республики Казахстан  и Национального Банка Республики Казахстан достаточно затруднителен.

      В условиях сохранения нестабильности и  неопределенности на мировых и внутреннем рынках, Национальный Банк Республики Казахстан принял решение разработать  основные направления денежно-кредитной  политики на один год – на 2010 г. По мере снижения неопределенности Национальный Банк Республики Казахстан намерен  вернуться к практике разработки основных направлений денежно-кредитной  политики на трехлетний период.

 

       В условиях неизбежности изменения  подходов при проведении денежно-кредитной  политики Национальным Банком Республики Казахстан были изучены варианты смещения акцентов с обеспечения  стабильности цен и продолжения  политики перехода к инфляционному  таргетированию к установлению валютного коридора. Анализ мирового опыта продемонстрировал, что единственно правильным решением в сложившихся условиях является проведение единовременной девальвации национальной валюты с последующим удержанием курса на новом уровне.

      В этой связи Национальным Банком Республики Казахстан в феврале 2009 г. был  установлен новый коридор обменного  курса тенге на уровне 150 тенге  за доллар США +/–3%. Это позволило  не только значительно снизить девальвационные  ожидания на рынке, но и обеспечить восстановление конкурентоспособности  отечественных производителей и  сохранение золотовалютных резервов.

      В результате данных мер, а также возобновления  роста мировых цен на основные позиции казахстанского экспорта ситуация на внутреннем валютном рынке стабилизировалась, а к концу 2009 г. наметилась тенденция  укрепления национальной валюты. Национальному  Банку Республики Казахстан удалось  восполнить объем золотовалютных резервов. На конец 2009 г. он составил 23,2 млрд долл. США, что на 16,8% больше по сравнению с 2008 г.

      Минимальный инфляционный потенциал в экономике  позволил Национальному Банку Республики Казахстан в качестве основного  направления денежно-кредитной политики определить принятие мер по восстановлению доверия населения к национальной валюте.

      Для этого Национальный Банк Республики Казахстан принимал меры по предоставлению краткосрочной тенговой ликвидности банкам. В рамках данного направления предоставлялись займы рефинансирования банкам, был скорректирован перечень инструментов, принимаемых в качестве залогового обеспечения по данным операциям. Была постепенно снижена официальная ставка рефинансирования с 10,5% до исторически минимального уровня – 7,0%. В марте 2009 г. были снижены нормативы минимальных резервных требований к банкам с 2% до 1,5% – по внутренним обязательствам и с 3% до 2,5% – по иным обязательствам. Для поддержания текущей ликвидности банков, находящихся в процессе реструктуризации долга, в ноябре 2009 г. были установлены отдельные нормативы минимальных резервных требований в размере 0% по всем обязательствам данных банков.

      Кроме того, поддержка банковской системы  со стороны государства в рамках Плана совместных действий Правительства  Республики Казахстан, Национального  Банка Республики Казахстан и  Агентства Республики Казахстан  по регулированию и надзору финансового  рынка и финансовых организаций  по стабилизации экономики  и финансовой системы на 2009–2010 г. способствовала значительному улучшению ситуации с банковской ликвидностью. Как следствие, со II-го квартала 2009 г. сократился спрос на ресурсы Национального Банка Республики Казахстан со стороны банков.

      В функционировании банковского сектора  играют важную роль коммерческие банки. В ходе реформирования банковской системы  ежегодно сокращалось общее количество банков путем слияния, ликвидации или  банкротства проблемных и неустойчивых банков. В результате если в 1993 г. было 204 банка, в том числе 5 с иностранным  участием, то на 1 февраля 2010 г. их количество сократилось почти в 5 раз и  составило 38 банков.

      На сегодняшний день можно констатировать, что ситуация в банковском секторе достаточно управляема и в большинстве своем поддается коррекции со стороны регулирующих органов Казахстана. В настоящее время возникают хорошие предпосылки для расширения кредитно-финансовой сферы платежеспособного спроса населения на рынке жилья за счет создания условий для развития рыночных механизмов мобилизации денег посредством запуска и развития системы долгосрочного жилищного ипотечного кредитования. Анализ состояния банковского сектора Казахстана позволяет сделать вывод о высоких темпах его реформирования и принятии эффективных мер по развитию ипотечного кредитования и легализации капитала.

      Важным  фактором развития финансовой системы  Казахстана является углубление интеграционного  взаимодействия с зарубежными странами, в том числе и в рамках ЕврАзЭС. О необходимости дальнейшего развития интеграционного сотрудничества со странами СНГ, а также других региональных объединений было отмечено в Послании Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана 29 января 2010 г. «Новое десятилетие – новый экономический подъем – новые возможности Казахстана».

      Одним из важных элементов сотрудничества государств ЕврАзЭС в финансовой сфере является банковский сектор, уровень развития которого определяется таким показателем, как отношение активов банковских систем к ВВП. По данному показателю в настоящее время лидирует пока только Казахстан (отношение активов банков республики к ВВП составило 102%). Денежно-кредитная политика Республики Казахстан достигла высоких темпов развития. Правительством государства приняты активные меры по ее реформированию, что является важным фактором устойчивого экономического роста страны. Вместе с тем в денежно-кредитной системе республики сохраняются серьезные проблемы, связанные, прежде всего, с усилением инфляционных процессов в экономике, возрастанием внешнего долга банков второго уровня, отсутствием эффективного механизма развития фондового рынка в стране. В Казахстане осуществлены все основные финансовые реформы, а регулирование финансовых институтов проводится на основе международных стандартов: банковская деятельность – на основе принципов Базельского комитета для банковской системы; деятельность страховых организаций – в соответствии с принципами и требованиями Международной ассоциации страховых надзоров; платежная система – в соответствии со всеми принципами Комитета по платежным и расчетным системам Банка международных расчетов. 
 

Информация о работе Денежно-кредитная политика Национального Банка Республики Казахстан