Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 14:37, курсовая работа
Развитие рыночной экономики во второй половине XX века выявило четко обозначившуюся тенденцию расширения масштабов деятельности государства и усиления его роли в экономике. При этом общепризнанно, что наибольшая экономическая эффективность достигается в условиях действия конкурентного рыночного механизма. Цель государства в рыночной экономике не корректировать рыночный механизм, а создавать условия его свободного функционирования: конкуренция должна обеспечиваться везде, где возможно, регулирующее воздействие государства - везде где необходимо.
Введение
Глава I. Развитие денежно – кредитной политики Национального банка Республики Казахстан.
1.1.Теоритические основы денежно–кредитной политики
1.2.Цели и задачи проведения денежно–кредитной политики
1.3.Основные инструменты денежно–кредитной политики
Глава II.Анализ динамики развития денежно-кредитной политики
2.1.Основные направления денежно-кредитной политики
2.2.Анализ текущего состояния стабильности цен в РК в 2010г
Глава III.Проблемы и пути совершенствования денежно-кредитной политики в РК
3.1.Основные проблемы денежно-кредитной политики в РК на современном этапе развития
3.2.Пути решения проблемы связанных с экономическим прогнозом
Заключение
Список используемой литературы
Соответственно фискальная
В 2010 – 2014 годах прогнозируется постепенное увеличение темпов роста реального ВВП с 1,5-2% в 2010 году до 3,9% в 2014 году.
Среднегодовой прирост объема валовой продукции сельского хозяйства в 2010-2014 годах составит 2,1%. Объем промышленной продукции в 2010 – 2014 годах будет расти в среднем на 3,3% в год.
Росту объемов промышленного
производства будет
Увеличение промышленного
Объем услуг связи по
В 2010 году прогнозируется дефицит текущего счета к ВВП на уровне 2,8% с постепенным его снижением в 2011 – 2012 году до 1,8%.
Рисунок 2.Прогноз платежного баланса на 2010 – 2012 гг.*
* прогноз Национального Банка Республики Казахстан
Прогнозируемые параметры
ВВП на душу населения к 2014 году по прогнозам составит более 10 тысяч долларов США.
Рисунок 3.Прогноз ВВП на душу населения на 2010 – 2014 годы
Проведение политики
Денежно-кредитная статистика
На
1 января 2010 года Международные резервы
страны, включая активы Национального
фонда (24,4 млрд. долл.) составили 47,6 млрд.
долл. США, увеличившись по сравнению
с 1 января 2009 года на 0,5%.
По
данным Национального Банка РК, кредиты
банков второго уровня экономике
на 1 января 2010 года составили 7644 млрд.
тенге, увеличившись по сравнению с
1 января 2009 года на 2,5%.
Объем
депозитов в депозитных организациях
на 1 января 2010 года составил 6472 млрд. тенге,
увеличившись по сравнению с 1 января 2009
год на 20%. Из них депозиты физических лиц
составили 1893,1 млрд. тенге, которые возросли
в течение 2009 года на 28,5%.
Официальный обменный курс тенге к доллару США в течение 2009 года в среднем, в связи с проведенной в феврале 2009 года девальвацией национальной валюты, составил 147,5 тенге (в 2008 году – 120,3 тенге), тенге к евро – 205,7 тенге (в 2008 году – 177,0 тенге).
По
предварительной оценке Национального
Банка РК дефицит текущего счета
платежного баланса за 2009 год составил
2833,2 млн. долл. США. Положительный баланс
по операциям прямого
Платежный баланс
По данным Национального Банка РК дефицит текущего счета платежного баланса за 9 месяцев составил 3926,6 млн. долл. США, составляя 5,1% по отношению к ВВП. (за 9 мес. 2008 года. – положительное сальдо в 6659,2 млн.долл. США).
Валовой
приток прямых иностранных инвестиций
в 1 полугодии текущего года составил
7677,9 млн.долл. США и снизился на 18% по сравнению
с аналогичным периодом прошлого года.
Таблица
1 – Основные показатели денежно-кредитной
политики в 2008–2009гг.
Наименование основных показателей | 2008 г. | 2009 г. |
Инфляция, % | ||
- на конец года, % | 9,5 | 6,2 |
Официальная ставка рефинансирования, % | 10,5 | 7,0 |
Денежная база, млрд тенге | 1525 | 2451 |
изменение в % | 4,2 | 60,7 |
Денежная масса, млрд тенге | 6267 | 7386 |
изменение в % | 35,4 | 17,9 |
Депозиты резидентов в банковской системе, млрд тенге | 5409 | 6473 |
изменение в % | 39,0 | 19,7 |
Кредиты банков экономике, млрд тенге | 7460 | 7644 |
изменение в % | 2,8 | 2,5 |
Уровень монетизации экономики, % | 39,0 | 46,2 |
Таким образом, проведение сбалансированной политики, то есть постепенный отказ от дальнейшей значительной поддержки государством экономики, позволит восстановить темпы экономического роста при сохранении ценовой стабильности.
По предварительным итогам 2009 г. реальный ВВП увеличился на 1,1%. Несмотря на то, что в 2009 г. темпы экономического роста были ниже, чем в 2007–2008 гг., меры государственной поддержки позволили восстановить позитивные ожидания субъектов экономики и стабилизировать экономическую ситуацию.
Таблица 1 показывает, что инфляционный потенциал в экономике Республики Казахстан в 2009 г. был минимальным. Отмечалось стабильное снижение темпов инфляции. По итогам 2009 г. инфляция сложилась на уровне 6,2% (в декабре 2008 г. – 9,5%).
В
целом дальнейшее развитие экономики
Республики Казахстан будет зависеть
от многих факторов, влияние которых
в настоящее время однозначно
оценить практически
В условиях сохранения нестабильности и неопределенности на мировых и внутреннем рынках, Национальный Банк Республики Казахстан принял решение разработать основные направления денежно-кредитной политики на один год – на 2010 г. По мере снижения неопределенности Национальный Банк Республики Казахстан намерен вернуться к практике разработки основных направлений денежно-кредитной политики на трехлетний период.
В условиях неизбежности изменения подходов при проведении денежно-кредитной политики Национальным Банком Республики Казахстан были изучены варианты смещения акцентов с обеспечения стабильности цен и продолжения политики перехода к инфляционному таргетированию к установлению валютного коридора. Анализ мирового опыта продемонстрировал, что единственно правильным решением в сложившихся условиях является проведение единовременной девальвации национальной валюты с последующим удержанием курса на новом уровне.
В
этой связи Национальным Банком Республики
Казахстан в феврале 2009 г. был
установлен новый коридор обменного
курса тенге на уровне 150 тенге
за доллар США +/–3%. Это позволило
не только значительно снизить
В результате данных мер, а также возобновления роста мировых цен на основные позиции казахстанского экспорта ситуация на внутреннем валютном рынке стабилизировалась, а к концу 2009 г. наметилась тенденция укрепления национальной валюты. Национальному Банку Республики Казахстан удалось восполнить объем золотовалютных резервов. На конец 2009 г. он составил 23,2 млрд долл. США, что на 16,8% больше по сравнению с 2008 г.
Минимальный
инфляционный потенциал в экономике
позволил Национальному Банку Республики
Казахстан в качестве основного
направления денежно-кредитной
Для этого Национальный Банк Республики Казахстан принимал меры по предоставлению краткосрочной тенговой ликвидности банкам. В рамках данного направления предоставлялись займы рефинансирования банкам, был скорректирован перечень инструментов, принимаемых в качестве залогового обеспечения по данным операциям. Была постепенно снижена официальная ставка рефинансирования с 10,5% до исторически минимального уровня – 7,0%. В марте 2009 г. были снижены нормативы минимальных резервных требований к банкам с 2% до 1,5% – по внутренним обязательствам и с 3% до 2,5% – по иным обязательствам. Для поддержания текущей ликвидности банков, находящихся в процессе реструктуризации долга, в ноябре 2009 г. были установлены отдельные нормативы минимальных резервных требований в размере 0% по всем обязательствам данных банков.
Кроме
того, поддержка банковской системы
со стороны государства в рамках
Плана совместных действий Правительства
Республики Казахстан, Национального
Банка Республики Казахстан и
Агентства Республики Казахстан
по регулированию и надзору
В функционировании банковского сектора играют важную роль коммерческие банки. В ходе реформирования банковской системы ежегодно сокращалось общее количество банков путем слияния, ликвидации или банкротства проблемных и неустойчивых банков. В результате если в 1993 г. было 204 банка, в том числе 5 с иностранным участием, то на 1 февраля 2010 г. их количество сократилось почти в 5 раз и составило 38 банков.
На сегодняшний день можно констатировать, что ситуация в банковском секторе достаточно управляема и в большинстве своем поддается коррекции со стороны регулирующих органов Казахстана. В настоящее время возникают хорошие предпосылки для расширения кредитно-финансовой сферы платежеспособного спроса населения на рынке жилья за счет создания условий для развития рыночных механизмов мобилизации денег посредством запуска и развития системы долгосрочного жилищного ипотечного кредитования. Анализ состояния банковского сектора Казахстана позволяет сделать вывод о высоких темпах его реформирования и принятии эффективных мер по развитию ипотечного кредитования и легализации капитала.
Важным фактором развития финансовой системы Казахстана является углубление интеграционного взаимодействия с зарубежными странами, в том числе и в рамках ЕврАзЭС. О необходимости дальнейшего развития интеграционного сотрудничества со странами СНГ, а также других региональных объединений было отмечено в Послании Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана 29 января 2010 г. «Новое десятилетие – новый экономический подъем – новые возможности Казахстана».
Одним
из важных элементов сотрудничества
государств ЕврАзЭС в финансовой сфере
является банковский сектор, уровень развития
которого определяется таким показателем,
как отношение активов банковских систем
к ВВП. По данному показателю в настоящее
время лидирует пока только Казахстан
(отношение активов банков республики
к ВВП составило 102%). Денежно-кредитная
политика Республики Казахстан достигла
высоких темпов развития. Правительством
государства приняты активные меры по
ее реформированию, что является важным
фактором устойчивого экономического
роста страны. Вместе с тем в денежно-кредитной
системе республики сохраняются серьезные
проблемы, связанные, прежде всего, с усилением
инфляционных процессов в экономике, возрастанием
внешнего долга банков второго уровня,
отсутствием эффективного механизма развития
фондового рынка в стране. В Казахстане
осуществлены все основные финансовые
реформы, а регулирование финансовых институтов
проводится на основе международных стандартов:
банковская деятельность – на основе
принципов Базельского комитета для банковской
системы; деятельность страховых организаций
– в соответствии с принципами и требованиями
Международной ассоциации страховых надзоров;
платежная система – в соответствии со
всеми принципами Комитета по платежным
и расчетным системам Банка международных
расчетов.
Информация о работе Денежно-кредитная политика Национального Банка Республики Казахстан