Денежно-кредитная политика: цели и методы

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 18:08, реферат

Краткое описание

Цель написания работы заключается в особенностях денежно-кредитной политики РФ, изучение принципов и методов, инструментов ЦБ РФ.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ . 5
1.1. Понятие денежно-кредитной политики, ее цели, теории 5
1.2. Методы денежно-кредитной политики, денежно-кредитное регулирование 9
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИИ 20
2.1. Аналитический обзор денежно-кредитной сферы в России 20
2.2. Роль центральных банков в осуществлении денежно-кредитной политики 24
ГЛАВА 3. ЦЕЛИ И МЕТОДЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ БАНКА РОССИИ. 28
3.1. Цели и инструменты денежно-кредитной политики в 2011 году и на период 2012 и 2013 годов 28
3.2 Состояние денежно-кредитной политики в первом полугодии 2011 года 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 46

Файлы: 1 файл

Деньги кредит Банки Денежно-кредитная политика.doc

— 212.00 Кб (Скачать)
"text-align:justify">Важная составляющая часть американской банковской системы - это двенадцать федеральных резервных банков, которые являются: центральными банками, квазиобщественными банками и банками банкиров. То есть в США - двенадцать центральных банков. Это отражает географические масштабы, экономическое разнообразие и наличие большого числа коммерческих банков в этой стране. Через центральные банки осуществляются основные политические директивы Совета управляющих. Самый важный из них - Федеральный резервный банк города Нью-Йорка. Двенадцать федеральных резервных банков являются квазиобщественными. Они отражают симбиоз частной собственности и общественного контроля. Их собственник - коммерческие банки соответствующего округа. Для вступления в Федеральную резервную систему коммерческие банки обязаны приобрести долю участия в акционерном капитале федерального резервного банка своего района. Но принципы политики, проводимой федеральными резервными банками, устанавливаются государственным органом - Советом управляющих. Центральные банки американской капиталистической экономики находятся в частной собственности, но управляются государством. Они руководствуются не стремлением к прибыли, а следуют политике, которая с точки зрения Совета управляющих улучшает состояние экономики в целом.

Федеральные резервные банки делают для депозитных учреждении тоже самое, что депозитные учреждения делают для людей. Они принимают вклады банков и сберегательных учреждений и предоставляют им ссуды. Федеральные резервные банки являются банками для банков. Кроме того, у федеральных резервных банков есть функция, которую не выполняют коммерческие банки и сберегательные учреждения: выпуск наличных денег. Конгресс уполномочил их пускать в обращение банкноты федерального резервного банка, которые образуют предложение бумажных денег в экономике.

Осуществляя денежно-кредитную политику, центральный банк, воздействуя на кредитную деятельность коммерческих банков и направляя регулирование на расширение или сокращение кредитования экономики, достигает стабильного развития внутренней экономики, укрепления денежного обращения, сбалансированности внутренних экономических процессов.

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3. ЦЕЛИ И МЕТОДЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ БАНКА РОССИИ

 

3.1 Цели и инструменты денежно-кредитной политики в 2011 году и на период 2012 и 2013 годов

 

В ближайшие годы российской экономике необходимо преодолеть последствия мирового финансово-экономического кризиса и выйти на траекторию устойчивого роста. В этой связи главной целью денежно-кредитной политики в предстоящий трехлетний период является удержание инфляции в границах 5‑7% в годовом выражении. Обеспечение контроля над инфляцией и поддержание ее на стабильном уровне будет способствовать формированию низких инфляционных ожиданий, оживлению деловой активности.

В целях повышения эффективности денежно-кредитной политики Банк России продолжит движение в сторону свободного курсообразования, не препятствуя динамике обменного курса рубля, формирующейся на основе фундаментальных макроэкономических факторов. При этом Банк России сохранит свое присутствие на внутреннем валютном рынке с целью сглаживания чрезмерных колебаний рублевой стоимости бивалютной корзины.

Сокращение интервенций на внутреннем валютном рынке, повышение гибкости обменного курса рубля и постепенное сворачивание антикризисных мер будут способствовать усилению роли процентной политики Банка России в снижении инфляции и инфляционных ожиданий экономических агентов.

Процентная политика предполагает постепенное сужение коридора процентных ставок по операциям Банка России для снижения волатильности ставок денежного рынка. На уровень ликвидности и процентные ставки этого рынка также будут оказывать существенное влияние дефицит государ­ственного бюджета, действия Правительства Российской Федерации по сокращению этого дефицита, ориентация на внутренние заимствования для его финансирования. Поэтому эффективность действий Банка России в об­ласти денежно-кредитной политики в значительной степени будет зависеть от состояния государственных финансов, успешности проведения умеренно-жесткой бюджетной политики, предусмотренной параметрами проекта федерального закона «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов».

Преодоление острой фазы кризиса и восстановление роста экономики определяют постепенное сокращение применения специальных антикризисных мер. Основную роль в денежно-кредитном регулировании будут играть стандартные инструменты.

Финансово-экономический кризис ярко продемонстрировал, насколько сильное влияние проблемы в финансовом секторе оказывают на состояние практически всех секторов экономики. С учетом уроков кризиса и опыта его преодоления Банк России намерен содействовать укреплению финансовой стабильности, в частности повышая требования к финансовой устойчивости и к управлению рисками кредитных организаций, способствуя дальнейшей консолидации и капитализации в банковском секторе.

Усиление конкуренции потребует изменения модели развития кредитных организаций в направлении большей диверсификации банковской деятельности, снижения концентрации рисков. Одновременно это будет спо­собствовать развитию российской экономики и повышению ее конкурентоспособности на международной арене.

С целью повышения эффективности своих действий Банк России при проведении денежно-кредитной политики будет учитывать ситуацию на финансовых рынках, риски, обусловленные ростом денежных агрегатов, кредитов и цен на активы. Банк России будет уделять особое внимание более широкому анализу тенденций в динамике денежных и кредитных показателей, чтобы своевременные действия в области денежно-кредитной политики и банковского регулирования и надзора могли способствовать предотвращению возникновения дисбалансов в финансовом секторе экономики, и, таким образом, содействовать не только выполнению задачи по снижению инфляции, но и поддержанию финансовой стабильности и общего макроэкономического равновесия.

В целях обеспечения доверия к проводимой денежно-кредитной политике Банк России будет расширять практику разъяснения широкой общественности причин и ожидаемых последствий принимаемых решений. В рамках подготовки к введению режима таргетирования инфляции будет также продолжена работа по совершенствованию методов экономического моделирования и прогнозирования и механизмов принятия решений относительно изменений параметров проводимой Банком России политики.

Основными параметрами прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов Правительство Российской Федерации и Банк России определили задачу снизить инфляцию в 2011 году до 6‑7%, в 2012 году – до 5‑6%, в 2013 году – до 4,5‑5,5% (из расчета декабрь к декабрю предыдущего года). Указанной цели по инфляции на потребительском рынке соответствует базовая инфляция на уровне 5,5‑6,5% в 2011 году, 4,5‑5,5% в 2012 году и 4‑5% в 2013 году.

Расчеты по денежной программе на 2011‑2013 годы осуществлены исходя из показателей спроса на деньги, соответствующих целевым ориентирам по инфляции, прогнозной динамике ВВП и валютных курсов, а также прогнозных показателей платежного баланса и параметров проекта фе­дерального закона «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов».

В соответствии с прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации ожидается, что в 2011 году экономический рост будет обеспечиваться за счет как внешних факторов, связанных с благоприятной конъюнктурой мировых рынков сырья и капитала, так и внутренних, включая рост внутреннего спроса и постепенное восстановление кредитования банками реального сектора российской экономики. Тем не менее в соответствии с прогнозными оценками в 2011‑2013 годах не ожидается существенного увеличения темпов экономического роста по сравнению с 2010 годом. При снижающейся инфляции это обусловит замедление роста трансакционной составляющей спроса на деньги. В то же время стабильный курс рубля будет способствовать росту спроса на национальную валюту как средство сбережения. В зависимости от вариантов прогноза прирост денежного агрегата М2 в 2011 году может составить 11‑23%, в 2012 году – 14‑20% и в 2013 году – 13‑17%.

Банк России разработал три варианта денежной программы в зависимости от основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на период 2011‑2013 годов. При этом второй вариант базируется на макроэкономических показателях, ис­пользованных при формировании проекта федерального бюджета на 2011 год и плановый период 2012‑2013 годов. Темпы прироста денежной базы в узком определении, рассчитанные исходя из необходимости достижения целевых показателей по инфляции и соответствующие оценкам динамики экономического роста и валютного курса, в зависимости от варианта программы могут составить в 2011 году 8‑19%, в 2012 году – 11‑16%, в 2013 году – 9‑13%.

При предполагаемом в прогнозный период ослаблении платежного баланса и повышении гибкости курсовой политики ожидается, что денежное предложение все в большей степени будет формироваться за счет увеличения чистых внутренних активов (ЧВА) органов денежно-кредитного ре­гулирования при уменьшении роли чистых международных резервов (ЧМР). При этом важное значение для реализации денежно-кредитной политики будет иметь предполагаемое изменение чистого кредита банкам, которое, согласно прогнозу, в 2011 году будет происходить за счет увеличения объема свободной ликвидности банковского сектора, а в 2012-2013 годах – за счет ее сокращения. При этом по первому варианту программы предполагается также значительный рост валового кредита банкам к концу прогнозного периода.

Планируемое в 2011‑2013 годах со­кращение дефицита федерального бюджета, в том числе монетарных источников его финансирования, будет способствовать ограничению воздействия бюджетного канала на рост денежного предложения, формируемого органами денежно-кредитного регулирования. Однако, как показывают расчеты по денежной программе в соответствии с первым сценарием социально-экономического развития, в прогнозный период вероятно сохранение существенной роли бюджета в формировании денежного предложения.

Курсовая политика в 2011-2013 годах будет направлена на удержание в приемлемых границах волатильности российской национальной валюты. При этом Банк России видит своей задачей последовательное сокращение прямого вмешательства в процессы курсообразования и подготовку субъектов экономики к работе в условиях плавающего валютного курса.

На стадии перехода к режиму плавающего валютного курса Банк России продолжит использование механизма плавающего интервала допустимых значений стоимости бивалютной корзины с автоматической кор­ректировкой границ в зависимости от объема осуществленных валютных интервенций. Для обеспечения сглаживания изменений курса, не обусловленных фундаментальными факторами, Банк России сохранит возможность проводить операции по покупке / продаже иностранной валюты как на границах, так и внутри плавающего операционного интервала. Вместе с тем Банк России не будет задавать каких‑либо фиксированных коли­чественных ограничений на уровень курса национальной валюты.

В 2011-2013 годах основными факторами изменения курса рубля будут баланс внешнеторговых операций и динамика трансграничных потоков капитала при растущей роли последних. В настоящее время сохранение положительного сальдо внешнеторговых операций создает условия для укрепления национальной валюты, однако по мере выравнивания торгового баланса значение данного фактора будет снижаться. Вместе с тем повышающийся вклад в формирование курсовых тенденций динамики потоков капитала, которые зависят от трудно прогнозируемого развития ситуации на мировых финансовых рынках и характеризуются высокой волатильностью, формирует значительную неопределенность в динамике курса рубля в среднесрочной перспективе. В этих условиях существенно повышается важность управления валютными рисками экономическими агентами на всех уровнях, а также возрастает роль процентной политики, проводимой Банком России, как для обеспечения финансовой стабильности, так и для выполнения целевых ориентиров по инфляции.

В 2011‑2013 годах Банк России продолжит взаимодействие с Минфином России как в сферах, непосредственно относящихся к реализации денежно-кредитной политики, так и в области дальнейшего развития наци­ональных финансовых рынков. В частности, будет продолжено использование реализованного Минфином России совместно с Банком России механизма размещения временно свободных бюджетных средств на депозиты в кредитных организациях, позволяющего сглаживать воздействие неравномерности бюджетных потоков на состояние банковской ликвидности.

 

3.2 Состояние денежно-кредитной политики в первом полугодии 2011 года.

Рост производства по основным видам экономической деятельности, увеличение внутреннего потребительского спроса, а также нестабильная ситуация на глобальных финансовых и товарных рынках в значительной степени повлияли на динамику денежно-кредитных показателей в первом полугодии 2011года. Основными источниками денежного предложения в рассматриваемый период явились чистые иностранные активы и внутренние требования банковской системы к нефинансовым и другим финансовым организациям, а также к населению.

В январе—июне 2011г. на фоне сложившейся внешнеэкономической конъюнктуры и положительного сальдо по счету текущих операций платежного баланса наблюдался приток иностранной валюты в страну, что обусловило укрепление рубля к доллару США и евро. В результате чистые иностранные активы банковской системы в долларовом выражении увеличились на 12,6% при их росте в рублевом выражении на 3,8%.

Внутренние требования банковской системы за январь—июнь 2011г. уменьшились на 1,3% (во II квартале— возросли на 1,4%). В условиях сложившегося бюджетного профицита чистые требования банковской системы к органам государственного управления сократились на 60% (во II квартале— на 23,7%), прежде всего в результате накопления остатков средств на их счетах в Банке России. Вместе с тем продолжился рост кредитной активности. По итогам первого полугодия 2011г. прирост задолженности по кредитам нефинансовым организациям составил 7,5%, а задолженности по кредитам физическим лицам— 11,5%. При этом во II квартале 2011г. рост кредитных агрегатов ускорился и составил 5,2 и 8,6% соответственно. В результате годовой темп прироста общей задолженности по кредитам на 1.07.2011 составил 17,8%, и представляется вероятным его дальнейшее увеличение. Наиболее быстрорастущим кредитным агрегатом были рублевые кредиты физическим лицам. Так, годовой темп прироста задолженности по рублевым кредитам физическим лицам — резидентам на 1.07.2011 составил почти 30%, в то время как аналогичный показатель годом ранее был равен 1,5%. Это может свидетельствовать о росте потребительской уверенности домашних хозяйств. Однако вклад динамики данной категории кредитов в темпы роста общей задолженности не является определяющим.

Широкая денежная масса за первое полугодие 2011г. увеличилась на 2,8% (за II квартал — на 3,4%) и на 1.07.2011 составила 24,5трлн. руб. (за январь—июнь 2010г. ее прирост был равен 7,7%). Годовые темпы прироста широкой денежной массы снизились на 1.07.2011 до 18,9% (с 24,6% на 1.01.2011), что ниже, чем на аналогичную дату 2010года.

Денежный агрегат М2 за первое полугодие 2011г. вырос на 3,7% (за II квартал — на 4,7%) и на 1.07.2011 составил 20,7трлн. руб. (за первое полугодие 2010г. его прирост был равен 10,7%). Годовые темпы прироста рублевой денежной массы в рассматриваемый период постепенно снижались — с 31,1% на 1.01.2011 до 22,7% на 1.07.2011 (на 1.07.2010 аналогичный показатель составил 33,6%). Соотношение темпов прироста потребительских цен и денежного агрегата М2 в первом полугодии 2011г. обусловило уменьшение последнего в реальном выражении на 1,3% (в первом полугодии 2010г. он вырос на 6,0%).

Скорость обращения денег, рассчитанная по денежному агрегату М2 в среднегодовом выражении, снизилась в первом полугодии 2011г. на 3,1% (за январь—июнь 2010г. — на 6,9%). Уровень монетизации экономики (по денежному агрегату М2) за рассматриваемый период возрос с 37,5 до 38,7%.

Денежный агрегат М0 за январь—июнь 2011г. увеличился на 2,5% (за первое полугодие 2010г. — на 8,2%). При этом после сезонного сокращения объема наличных денег в обращении в январе—марте 2011г. (на 2,9%) в апреле—июне он возрос на 5,6%. В годовом выражении прирост наличных денег в обращении на 1.07.2011 был равен 18,8%.

Безналичная составляющая денежного агрегата М2 за первое полугодие 2011г. увеличилась на 4% (за аналогичный период 2010г. ее прирост составил 11,6%). При этом если за I квартал безналичные рублевые средства сократились на 0,3%, то за II квартал они увеличились на 4,4%. Годовые темпы прироста безналичных рублевых денежных средств на 1.07.2011 составили 24,1%.

В первом полугодии 2011г. рублевые депозиты "до востребования" сократились на 0,4% (в аналогичный период 2010г. они выросли на 9,3%). В I квартале 2011г. средства на текущих счетах уменьшились на 3,8%, а во II квартале они возросли на 3,6%. Вместе с тем срочные депозиты увеличились в рассматриваемый период на 6,9% (в январе—июне 2010г. — на 13,1%). Увеличение срочных депозитов имело место в обоих кварталах 2011г. — на 1,9 и 4,9% соответственно. По состоянию на 1.07.2011 годовые темпы прироста рублевых депозитов "до востребования" были равны 23,2%, срочных рублевых депозитов — 24,6%.

За январь—июнь 2011г. общий объем средств юридических лиц на рублевых счетах уменьшился на 1,5% (за первое полугодие 2010г. — возрос на 3,2%). При этом депозиты "до востребования" сократились на 3,7%, а срочные вклады возросли на 1,9%. За этот же период средства физических лиц на рублевых счетах увеличились на 8,8% (за первое полугодие 2010г. — на 20,1%) при росте как депозитов "до востребования" (на 7,9%), так и срочных вкладов (на 9%).

В структуре рублевой денежной массы доля наличных денег в обращении на 1.07.2011 уменьшилась относительно 1.01.2011 на 0,3 процентного пункта — до 25,0%. Удельный вес депозитов "до востребования" уменьшился на 1,1 процентного пункта, а срочных депозитов — увеличился на 1,4 процентного пункта (до 27,9 и 47,1% соответственно).

В первом полугодии 2011г. депозиты в иностранной валюте в долларовом выражении увеличились примерно на 6,5% (в рублевом эквиваленте — сократились на 1,8%). При этом средства юридических лиц на инвалютных счетах увеличились на 5,4%, а средства физических лиц — на 7,7% (за первое полугодие 2010г. — сократились на 3,4% и 11,3% соответственно). Годовые темпы прироста средств в иностранной валюте на банковских счетах на 1.07.2011 составили 12,7%.

Информация о работе Денежно-кредитная политика: цели и методы