Основополагающей
целью денежно-кредитной политики
является помощь экономике в достижении
общего уровня производства, характеризующейся
полной занятостью и отсутствием инфляции.
Денежно-кредитная политика состоит в
изменении денежного предложения с целью
стабилизации совокупного объема производства,
занятости и уровня цен. При этом, центральный
банк главный, но не единственный орган
регулирования. Существует целый комплекс
регулирующих органов. Осуществляя кредитное
регулирование, государство преследует
следующие цели: воздействуя на кредитную
деятельность коммерческих банков и направляя
регулирование на расширение или сокращение
кредитования экономики, оно, таким образом,
достигает стабильного развития внутренней
экономики, укрепления денежного обращения,
поддержки национальных экспортеров на
внешнем рынке. Таким образом, воздействие
на кредит позволяет достичь более глубоких
стратегических задач развития всего
хозяйства в целом. С другой стороны, избыточная
денежная масса имеет свои недостатки:
обесценение денег, и, как следствие, снижение
жизненного уровня населения, ухудшение
валютного положения в стране. Соответственно
в первом случае денежно-кредитная политика
должна быть направлена на расширение
кредитной деятельности банков, а во втором
случае - на ее сокращение, переходу к политике
"дорогих денег".
С помощью кредитного регулирования
государство стремится смягчить
экономические кризисы, сдержать рост
инфляции, в целях поддержания
конъюнктуры государство использует
кредит для стимулирования капиталовложений
в различные отрасли народного
хозяйства.
В условиях рыночной экономики
в основе денежно-кредитной политики
центрального банка лежит принцип "компенсационного
регулирования". Принцип компенсационного
регулирования включает сочетание двух
комплексов мероприятий:
- политики денежно-кредитной рестрикции (ограничения кредитных операций путем повышения уровня процентных ставок, торможения темпов роста денежной массы в обращении);
- политики денежно-кредитной экспансии (стимулирование кредитных операций через снижение нормы процента и увеличение денежной массы в обращении).
Политика денежно-кредитной
рестрикции (политика "дорогих денег")
применяется в условиях циклического
оживления хозяйственной конъюнктуры.
Политика денежно-кредитной экспансии
(политика "дешевых денег") применяется
в кризисной фазе цикла, в условиях
падения производства и увеличения
безработицы. Она заключается в
стимулировании кредитных операций
банков, введении более льготных условий
кредитования7.
Основные цели денежно - кредитной
политики государства меняются в
зависимости от уровня социально-экономического
развития, на котором находится это
государство.
Приоритет целей денежно-кредитной
политики определяется состоянием государственных
финансов, стабильностью экономики
государства или ее отсутствием,
наличием сбалансированности доходов
и расходов государственного бюджета
или его дисбалансом.
В общем случае, основными
целями денежно-кредитной политики государства
являются:
- регулирование экономической активности агентов экономических отношений;
- достижение уровня производства, характеризующегося минимальной безработицей;
- создание безинфляционной экономики.
К преимуществам денежно-кредитной
политики следует отнести:
- быстроту и гибкость (предложение денег можно изменять без законодательных процедур);
- независимость от политического давления (существует закон о ЦБ, определяющий его функции и полномочия);
Глава 2.Основные
инструменты и методы денежно-кредитной
политики
2.1Методы денежно-кредитной политики
Методы денежно-кредитной
политики – это совокупность приемов
и операций, посредством которых
субъекты денежно-кредитной политики
– Центральный банк как государственной
орган денежно-кредитного регулирования
и коммерческие банки как «проводники»
денежно-кредитной политики – воздействуют
на объекты (спрос на деньги и предложение
денег) для достижения поставленных
целей. Методы проведения повседневной
денежно-кредитной политики называют
также тактическими целями денежно-кредитной
политики.
Современная система методов
денежно-кредитной политики столь
же разнообразна, как и сама денежно-кредитная
политика. Классификацию методов
денежно-кредитной политики можно
проводить по различным признакам.
В рамках денежно-кредитной
политики применяются методы прямого
и косвенного регулирования денежно-кредитной
сферы. Прямые методы имеют характер
административных мер в форме
различных директив Центрального банка,
касающихся объема денежного предложения
и цены на финансовом рынке. Реализация
этих мер дает наиболее быстрый эффект
с точки зрения контроля центрального банка
за ценой или максимальным объемом депозитов
и кредитов, особенно в условиях экономического
кризиса. Однако со временем прямые методы
воздействия в случае «неблагоприятного»
с точки зрения хозяйствующих субъектов воздействия
на их деятельность могут вызвать перелив,
отток финансовых ресурсов в «теневую
экономику» или за рубеж.
Косвенные методы регулирования
денежно-кредитной сферы воздействуют
на мотивацию поведения хозяйствующих
субъектов с помощью рыночных механизмов.
Естественно, что эффективность использования
косвенных методов регулирования тесно
связана со степенью развития денежного
рынка. В переходных экономиках, особенно
на первых этапах преобразований, используются
как прямые, так и косвенные инструменты
с постепенным вытеснением первых вторыми.
Помимо деления методов
денежно-кредитного регулирования
на прямые и косвенные различают
также общие и селективные
методы осуществления денежно-кредитной
политики Центрального банка.
Общие методы являются преимущественно
косвенными, оказывающими влияние на
денежный рынок в целом.
Селективные методы регулируют
конкретные виды кредита и имеют
в основном директивный характер.
Их назначение связано с решением
частных задач, таких, например, как
ограничение выдачи ссуд некоторыми
банками или ограничение выдачи
отдельных видов ссуд, рефинансирование
на льготных условиях отдельных коммерческих
банков и т.д. Используя селективные
методы, Центральный банк сохраняет
за собой функции централизованного
перераспределения кредитных ресурсов.
Подобные функции несвойственны
Центральным банкам стран с рыночной
экономикой. Применение в практике
Центральных банков селективных
методов воздействия на деятельность
коммерческих банков типично для
экономической политики, проводимой
на стадии циклического спада, в условиях
резкого нарушения пропорций
воспроизводства.
Вместе с тем прямые
методы денежно-кредитной политики
являются грубыми методами внешнего
воздействия на функционирование субъектов
денежного рынка, затрагивают основы
их экономической деятельности. Они
могут противоречить микроэкономическим
интересам кредитных организаций,
вести к неэффективному распределению
кредитных ресурсов, к ограничениям
межбанковской конкуренции, затруднениям
в появлении новых финансово
устойчивых институтов на банковском
рынке.
Таким образом, негативные последствия
прямых методов денежно-кредитной
политики зачастую превалируют над
преимуществом их применения в условиях
рынка, поскольку деформируют рыночный
механизм.
Поэтому Центральные банки
стран с развитой рыночной экономикой
практически отказались от прямых методов
денежно-кредитной политики и прибегают
к ним в исключительных случаях,
когда необходимо принять «быстрые
меры реагирования», например, в условиях
резкого развития экономического
кризиса.
Практика формирования рыночной
экономики и ее развития доказали
низкую эффективность прямых методов
денежно-кредитной политики. Как
следствие, происходит повсеместное вытеснение
прямых методов денежно-кредитной
политики косвенными.
Выбор типа проводимой денежно-кредитной
политики, а соответственно и набора
инструментов регулирования деятельности
коммерческих банков, Центральный банк
осуществляет исходя из состояния хозяйственной
конъюнктуры в каждом конкретном
случае. Разработанные на основе такого
выбора основные направления денежно-кредитной
политики утверждаются законодательным
органом. При этом необходимо учитывать
временной лаг между проведением
того или иного мероприятия денежно-кредитного
регулирования и проявлением
эффекта от его реализации. Эффективность
применения различных типов денежно-кредитной
политики определяется тем, в какой
мере дестабилизация денежного оборота
вызвана «чисто» денежными, а
не общеэкономическими и политическими
факторами.
- Инструменты денежно-кредитной политики
К
основным инструментам денежно-кредитной
политики относятся в первую
очередь изменение ставки рефинансирования,
изменение норм обязательных
резервов, операции на открытом
рынке с ценными бумагами и
иностранной валютой, а также некоторые
меры, носящие жесткий административный
характер.
1. Политика
обязательных резервов.
В настоящее
время минимальные резервы - это
наиболее ликвидные активы, которые
обязаны иметь все кредитные
учреждения, как правило, либо
в форме наличных денег в
кассе банков, либо в виде депозитов
в центральном банке или в
иных высоколиквидных формах, определяемых
центральным банком. Норматив резервных
требований представляет собой
установленное в законодательном
порядке процентное отношение
суммы минимальных резервов к
абсолютным (объемным) или относительным
(приращению) показателям пассивных
(депозитов) либо активных (кредитных
вложений) операций. Использование
нормативов может иметь как
тотальный (установление ко всей
сумме обязательств или ссуд),
так и селективный (к их определенной
части) характер воздействия.
Минимальные
резервы выполняют две основные
функции.
Во-первых,
они как ликвидные резервы
служат обеспечением обязательств
коммерческих банков по депозитам
их клиентов. Периодическим изменением
нормы обязательных резервов
центральный банк поддерживает
степень ликвидности коммерческих
банков на минимально допустимом
уровне в зависимости от экономической
ситуации.
Во-вторых,
минимальные резервы являются
инструментом, используемым центральным
банком для регулирования объема
денежной массы в стране. Посредством
изменения норматива резервных
средств центральный банк регулирует
масштабы активных операций коммерческих
банков (в основном объем выдаваемых
ими кредитов), а следовательно,
и возможности осуществления
ими депозитной эмиссии. Кредитные
институты могут расширять ссудные
операции, если их обязательные
резервы в центральном банке
превышают установленный норматив.
Когда масса денег в обороте
(наличных и безналичных) превосходит
необходимую потребность, центральный
банк проводит политику кредитной
рестрикции путем увеличения нормативов
отчисления, то есть процента резервирования
средств в центральном банке. Тем самым
он вынуждает банки сократить объем активных
операций".
Изменение нормы обязательных
резервов влияет на рентабельность
кредитных учреждений. Так, в случае
увеличения обязательных резервов
происходит как бы недополучение
прибыли. Поэтому, по мнению
многих западных экономистов,
данный метод служит наиболее
эффективным антиинфляционным средством.
Недостаток этого метода заключается
в том, что некоторые учреждения,
в основном специализированные
банки, имеющие незначительные
депозиты, оказываются в преимущественном
положение по сравнению с коммерческими
банками, располагающими большими
ресурсами.
В последние полтора-два десятилетия
произошло уменьшение роли указанного
метода кредитно-денежного регулирования.
Об этом говорит тот факт, что
повсеместно (в западных странах)
происходит снижение нормы обязательных
резервов и даже ее отмена
по некоторым видам депозитов.
Понижение нормы денежных резервов
приведет к увеличению денежного
мультипликатора, а следовательно,
увеличит объем той денежной
массы, которую может поддерживать
некоторое количество резервов.
Если центральный банк увеличивает
норму обязательных резервов, то
это приводит к сокращению
избыточных резервов банков и
к мультипликационному уменьшению
денежного предложения. Этот
процесс происходит очень быстро.
Ибо, как только подписывается
решение об увеличении резервных
норм, каждый банк сразу же
обнаруживает недостаточность своих
резервов. Он срочно продаст часть
своих ценных бумаг и потребует
возвращения ссуд.