Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2014 в 20:55, курсовая работа
В курсовой работе исследуется денежная система страны ее структура, институциональное обеспечение и основные направления совершенствования, которая включает в себя следующие этапы:
1)изучение понятия денежной системы;
2)рассмотрение типов и элементов денежной системы;
3) характеристика денежной системы Республики Беларусь и ее развитие.
Раскрыта роль денежной системы Республики Беларусь.
В результате проведенного анализа сделаны следующие выводы:
1) Денежная система – это форма организации денежного обращения в стране, сложившаяся исторически и закрепленная национальным законодательством. Ее составной частью является национальная валютная система, которая в то же время относительно самостоятельна.
2) В 2013 году денежная политика Беларуси сохранила стратегическую направленность на поддержание ценовой стабильности в экономике.
3) В настоящее время денежно-кредитная система нашей страны относится к типу среднеразвитых и характеризуется относительно небольшим финансовым потенциалом. для наращивания финансового потенциала и повышения степени устойчивости денежно-кредитной республики Беларусь необходимо осуществление институциональных преобразований во всей экономике.
Источник – собственная разработка. Таблица составлена на основании изучения экономической литературы [18].
По данным Национального банка РБ, рублевая денежная масса в РБ (М2*), куда входят рублевая денежная масса в национальном определении (М2) и банковские дорогие бумаги, подросла за 2013 г. на 15,5%, достигнув 79,3 трлн. бел.руб. В декабре 2013г. она подросла на 1,6%.
В то же время, рублевая денежная масса в национальном определении (М2), в 2013 г. увеличилась на 18,1%, составив на 1 января 2014 г. 77,5 трлн. бел.руб. При этом в декабре она увеличилась на 2,4%.
А стоимость выпущенных банками дорогих бумаг в белорусских рублях, находящихся вне банковского цикла, в 2013 г. сократилась на 39,7% - до 1,9 трлн. бел.руб. Основное сокращение этого параметра случилось в декабре 2013г.: на 25,1%.
Таким образом, рост рублевой денежной массы в 2013 г. оказался ненамного выше темпов роста потребительских цен, увеличившихся за г. на 16,5%. При этом он оказался гораздо ниже процентов по рублевым взносам, составившим в 2013 г. около 50% (с учетом трудных процентов).
Депозиты в зарубежной валюте в 2013 г. увеличились на 21,8% в рублевом выражении и составили на 1 января 2014 г. 107,5 трлн. бел.руб. В декабре они увеличились на 5,5%.
Впрочем величина депозитов в драгоценных металлах за 2013 г. снизилась на 5,5% в рублевом выражении и составила 334,4 млрд. бел.руб. Это случилось в итоге падения цен на драгоценные металлы на мировом рынке. В декабре данный параметр сократился на 1,9%.
При этом объем дорогих бумаг в зарубежной валюте, выпущенных банками и находящихся вне банковского цикла, подрос за 2013 г. на 52,8% (в рублевом выражении) и добился 6,2 трлн. бел.руб. В декабре сумма данных дорогих бумаг увеличилась на 12%.
В итоге широкая денежная масса в Беларуси (М3) в 2013 г. подросла на 19,8% - до 193,3 трлн. бел.руб. Только за декабрь она увеличилась на 4%. Ее огромную часть на 1 января 2014 г. (55,6%) составили депозиты в зарубежной валюте, правда на 1 января 2013 г. их доля равнялась 54,7%.
На снижение объема золотовалютных резервов в декабре 2012 года оказало влияние погашение Правительством и Национальным банком Республики Беларусь внешних и внутренних обязательств в иностранной валюте в полном объеме, а также уменьшение стоимости золота на международном рынке драгоценных металлов.
Поддержанию уровня золотовалютных резервов способствовало положительное сальдо покупки-продажи Национальным банком иностранной валюты на внутреннем валютном рынке.
В целях обеспечения солидарности в организации цикла наличных денег Национальный банк Республики Беларусь разрабатывает и заявляет:
В 2013 г. денежная политика Беларуси сберегла тактическую целенаправленность на поддержание ценовой устойчивости в экономике. Для поддержания внешней и внутренней сбалансированности экономики обменный курс белорусского рубля, как и в 2012 г., формировался исходя из потребности и предложения зарубежной валюты при ограниченном участии Национального банка в курсообразовании (режим управляемого плавания).
Инструменты денежно-кредитной политики в 2013 г. были направлены на достижение цели по ограничению инфляции с учетом складывающихся внешних и внутренних макроэкономических условий. Ключевая роль отводилась процентной политике, приоритетом которой являлось поддержание правильного уровня (в настоящем выражении) процентных ставок в экономике как значимого данные для обеспечения ценовой устойчивости и сохранности сбережений вкладчиков. С учетом замедления инфляционных процессов ставка рефинансирования к концу 2013 г. составила 23,5% годовых.
Также Национальный банк продолжил работу по становлению и укреплению банковской системы. Банки нарастили нормативный капитал до яруса, нужного для покрытия принятых ими рисков, в том числе за счет внесения средств инвесторами в уставные фонды банков. Ресурсная база банков увеличилась за счет привлечения средств резидентов и нерезидентов Беларуси.
Аукционные операции Национального банка были направлены на недопущение существенных отклонений ставки однодневного рублевого межбанковского кредита от яруса ставки рефинансирования. Кредитная эмиссия Нацбанка проводилась экстраординарно на рыночных условиях и на короткие сроки с применением стандартных инструментов регулирования мобильности банков.
В 2013 г. Национальный банк коллективно с правительством Беларуси предпринял меры, направленные на возрастание стабильности и конкурентоспособности денежного рынка. Было обеспечено результативное, верное и безвредное функционирование национальной платежной системы [14].
Основной задачей, которую предстоит решить в 2014 г., станет достижение экономического роста при одновременном обеспечении сбалансированности экономики. Основными целями при этом являются возрастание эффективности труда, выручки на одного занятого и заработной платы на основе убыстрения технологического обновления, усовершенствования производства и организационно-экономических механизмов и институтов.
Денежно-кредитная политика сохранит стратегическую направленность на поддержание ценовой стабильности в экономике.
Для достижения данной цели проводилась жесткая монетарная политика: поддерживались высокие процентные ставки, рефинансирование банков осуществлялось только на рыночных условиях и в ограниченных объемах, возрастали нормативы фонда непременного резервирования.
Процентная политика Национального банка выступала в качестве основного антиинфляционного инструмента. Значение ставки рефинансирования при ее постепенном снижении в течение года осталось довольно высоким - 30 процентов годовых. Это сформировало динамику реальных процентных ставок на рынке кредитов и депозитов на устойчиво положительном уровне и обеспечило высокую доходность и сохранность сбережений. Срочные взносы (депозиты) населения в белорусских рублях с начала 2012 года увеличились на 5,8 трлн. рублей, в зарубежной валюте - на 1,9 млрд. долларов США. В последнее время в РБ обострилась загвоздка нехватки наличных и безналичных денежных средств, проявляющаяся в низком соотношении денежной массы к ВНП / ВВП. Данный показатель именуется показатель монетизации. Данный показатель свидетельствует о том, что в стране низкий уровень насыщенности наличными деньгами хозяйственного цикла и самый большой недобор денег, как в наличном, так и безналичном обращении.
Дефицит денежной массы в обращении и устойчиво высокие расходы государства приводят к росту доли денежных источников страны, направляемых на покрытие затрат бюджета.
Помимо того, налично-денежный цикл в стране нарастает по стоимостной структуре. Поводы роста налично-денежного цикла разнообразны. К ним дозволено отнести:
Ø M:>=><8G5A:89 :@878A;
Ø :@878A =5?;0B5659;
Ø :@878A =0;8G=>AB8;
Ø ?;>E0O >@30=870F8O A8AB5<K <5610=:>2A:8E @0AG5B>2;
Ø 70<54;5=85 @0AG5B>2;
Ø A>7=0B5;L=>5 A>:@0I5=85 2K@CG:8 8 ?@81K;59 ?@54?@8OB89 A F5;LN CE>40 >B =0;>3>2 8 @0ABO65=85 =0;8G=KE ?;0B5659 70 ?@545;0<8 10=:>2A:>9 A8AB5<K.
Резкий рост налично-денежного цикла приводит к увеличению издержек государства на обращение, перевозку, хранение наличных денег, а также замену старых купюр. Величина денежной массы в обращении контролируется и ЦБ РБ, воздействуя на действие коммерческих банков по кассовым операциям, не владеющими правом эмиссии денежных средств, только в пределах привлеченных ими источников.
Одной из основных задач организации наличного и безналичного цикла в всякий стране является инфляция. Исключительно отрицательные факторы инфляции проявляются в обесценении капиталов в наличной и безналичной формах, в падении покупательской способности, в разорении неконкурентоспособных предприятий, в всеобщем экономическом кризисе. Цикл наличных и безналичных средств неизменно связан с риском не получить ожидаемой суммы доходности как для государства в совокупности, так и для отдельного субъекта. Помимо этого, инфляция лишает банки вероятности привлекать долгосрочные депозиты, следственно для осуществления безналичного цикла во всевозрастающих размерах обязаны применять личный капитал.
Поводы углубляющегося кризиса наличного и безналичного обращения во многом кроются в сохраняющейся неблагополучной общеэкономической атмосфере в стране, которая усугубляется острым кризисом неплатежей.
Недобор денежной массы в наличной и безналичной формах, кризис неплатежей и другие отрицательные факторы в экономике привели к острой необходимости создания оптимальных условий для становления денежного цикла в Республике Беларусь. К таким мерам можно отнести:
Ø A>25@H5=AB2>20=85 70:>=>40B5;L=>9 107K 2 AD5@5 45=56=>-:@548B=>9 ?>;8B8:8;
Ø CA8;5=85 B>;G:>2 8=25AB8F8>==>9 0:B82=>AB8;
Ø A>25@H5=AB2>20=85 =0;>3>2>9 A8AB5<K;
Ø A=865=85 8=D;OF88 8 ?@>2545=8O ?>;8B8:8 A45@6820=8O F5=;
Ø 2=54@5=85 8 C;CGH5=85 M;5:B@>==>3> 45=56=>3> >1@0I5=8O;
Ø @0728B85 8 8A?>;L7>20=85 H8@>:>3> A?5:B@0 D>@< 157=0;8G=>3> >1@0I5=8O;
Ø CA8;5=85 :>=B@>;O =04 70:>==>ABLN =0;8G=>3> 8 157=0;8G=>3> F8:;0 4;O ?@54>B2@0I5=8O 4>?CAB8<KE ?@>B82>?@02=KE 459AB289 8 4@C385.
Финально, внедрение таких мер требует существенных расходов и должно проходить поэтапно. Таким образом, дозволено сделать итог, что юридическая основа денежной системы Республики Беларусь заложена в Законе «О Национальном банке Республики Беларусь». Этим законом предусмотрено, что денежная система Республики Беларусь включает официальную (национальную) денежную единицу, виды государственных денежных знаков, имеющих законную платежную силу, порядок наличной и безналичной (депозитной) эмиссии, государственный орган денежно-кредитного и валютного регулирования. В текущее время денежно-кредитная система нашей страны относится к типу среднеразвитых и характеризуется касательно небольшим финансовым потенциалом. для наращивания финансового потенциала и возрастания степени стабильности денежно-кредитной республики Беларусь нужно осуществление институциональных реформирований во всей экономике.
Заключение
Денежная система - это форма организации денежного обращения в стране, сложившаяся исторически и закрепленная национальным правом. Ее комбинированный частью является национальная валютная система, которая в то же время относительно независима.
Денежные системы произошли в Европе в XVI-XVII вв. в период укрепления государственной власти и образования национальных рынков, правда отдельные их элементы возникли в более ранний период. Объективную надобность в цельной, стабильной и гибкой денежной системе обусловили следующие поводы: феодальная раздробленность, в том числе в монетном деле, которая препятствовала образованию национального рынка; товарно-денежные отношения периода капитализма свободной соперничества, которые требовали стабильности денежной системы, относительного постоянства стоимости денежной единицы.
Денежная система представляет собой форму организации денежного обращения, которая имеет исторический характер и изменяется в соответствии с сущностью экономической системы и основами денежно-кредитной политики.
Как любая система, денежная система состоит из ряда элементов. Выдаются следующие элементы денежной системы: наименование денежной единицы как единицы денежного счета, нужного для выражения цены товара; масштаб цен; виды денег и денежных знаков, находящихся в обращении и являющихся законным платежным средством; порядок эмиссии и характер обеспечения денежных знаков, выпущенных в обращение; способы регулирования денежного обращения.
По данным 2013 г. широкая денежная масса в Беларуси (М3) выросла на 19,8% - до 193,3 трлн. BYR. Только за декабрь она увеличилась на 4%. Ее большую часть на 1 января 2014 года (55,6%) составили депозиты в иностранной валюте, хотя на 1 января 2013 года их доля равнялась 54,7%.
В 2013 году денежная политика Беларуси сохранила стратегическую направленность на поддержание ценовой стабильности в экономике. Для поддержания внешней и внутренней сбалансированности экономики обменный курс белорусского рубля, как и в 2012 году, формировался исходя из спроса и предложения иностранной валюты при ограниченном участии Национального банка в курсообразовании (режим управляемого плавания).
Инструменты денежно-кредитной политики в 2013 году были направлены на достижение цели по ограничению инфляции с учетом складывающихся внешних и внутренних макроэкономических условий. Ключевая роль отводилась процентной политике, приоритетом которой являлось поддержание положительного уровня процентных ставок в экономике как важного условия для обеспечения ценовой стабильности и сохранности сбережений вкладчиков.
В 2014г. денежно-кредитная политика сохранит стратегическую направленность на поддержание ценовой стабильности в экономике.
Список использованных источников