Денежная система страны ее структура, институциональное обеспечение и основные направления совершенствования

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2014 в 20:55, курсовая работа

Краткое описание

В курсовой работе исследуется денежная система страны ее структура, институциональное обеспечение и основные направления совершенствования, которая включает в себя следующие этапы:
1)изучение понятия денежной системы;
2)рассмотрение типов и элементов денежной системы;
3) характеристика денежной системы Республики Беларусь и ее развитие.
Раскрыта роль денежной системы Республики Беларусь.
В результате проведенного анализа сделаны следующие выводы:
1) Денежная система – это форма организации денежного обращения в стране, сложившаяся исторически и закрепленная национальным законодательством. Ее составной частью является национальная валютная система, которая в то же время относительно самостоятельна.
2) В 2013 году денежная политика Беларуси сохранила стратегическую направленность на поддержание ценовой стабильности в экономике.
3) В настоящее время денежно-кредитная система нашей страны относится к типу среднеразвитых и характеризуется относительно небольшим финансовым потенциалом. для наращивания финансового потенциала и повышения степени устойчивости денежно-кредитной республики Беларусь необходимо осуществление институциональных преобразований во всей экономике.

Файлы: 1 файл

миу денежная система.docx

— 46.74 Кб (Скачать)

8. Порядок кассовой дисциплины - отражает комплект всеобщих правил, форм первичных кассовых документов, форм отчетности, которыми обязаны руководствоваться хозяйствующие субъекты при организации наличного денежного цикла, проходящего через их кассы.

1.3 Характеристика денежной системы Республики Беларусь и ее развитие

Налично-денежная система Республики Беларусь является системой открытого рыночного типа. Денежно-кредитное регулирование осуществляется предпочтительно экономическими способами на уровне банковской системы. Правовой основой денежно-кредитного регулирования являются Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь, годично разрабатываемые и утверждаемые правлением Национального банка Республики Беларусь [22, с.5].

Денежная система Республики Беларусь работает в соответствии с принятым в декабре 1990 г. Законом «О Национальном банке Республики Беларусь» и последующими законодательными актами, определившими ее правовые основы. В 1992 г. в цикл был введен белорусский рубль, тот, что сначала обращался параллельно с рублем прежнего СССР и применялся только в наличных расчетах. С марта 1993 г. он начал котироваться на валютной бирже, а в октябре 1994 г. белорусский рубль был объявлен исключительным законным платежным средством на территории республики. В процессе монетарного регулирования участвуют субъекты денежной сферы, к которым относятся все агенты товарно-денежных отношений: государство, экономические агенты (включая коммерческие банки, финансовые компании и биржи) и население. Но ведущая роль возложена на банковскую систему страны. В соответствии с Законом «О банках и банковской деятельности в Республике Беларусь» и статьей 136 Конституции Республики Беларусь в стране сформирована двухуровневая банковская система, включающая Национальный банк (1-й уровень), банки (унитарные и акционерные, в том числе с участием государства и иностранного капитала) и небанковские финансовые организации (2-й уровень).

Юридическая основа денежной системы Республики Беларусь заложена в Законе «О Национальном банке Республики Беларусь». Этим законом предусмотрено, что денежная система Республики Беларусь включает официальную (национальную) денежную единицу, виды государственных денежных знаков, имеющих законную платежную силу, порядок наличной и безналичной (депозитной) эмиссии, государственный орган денежно-кредитного и валютного регулирования. Правовой основой функционирования национальной банковской системы в текущее время является Банковский кодекс Республики Беларусь, вступивший в действие с 1 января 2001 г. [1]. В соответствии с Конституцией Республики Беларусь (ст. 136) и Банковским кодексом (ст. 7) Национальный банк (в качестве центрального банка) регулирует кредитные отношения, денежное обращение, определяет порядок расчетов и владеет исключительным правом эмиссии денег. Национальный банк призван обеспечивать прежде всего устойчивость национальной валюты и банковской системы. Фактически каждая действие Национального банка Республики Беларусь направлена на реализацию целей монетарного регулирования. [26, с. 3]

Регулирование денежного обращения, возлагаемое на Национальный Банк, осуществляется в соответствии с основными направлениями денежно-кредитной политики, которая разрабатывается и утверждается в порядке, установленном банковским правом. Основное воздействие на денежно-кредитную сферу оказывают операции Национального банка по рефинансированию банков. Посредством этих операций осуществляется поддержка ликвидности банковской системы, обеспечивающей кредитно-расчетное обслуживание в экономике страны.

Основными инструментами и способами денежного регулирования являются: процентные ставки по операциям Банка Беларуси; резервные требования; операции на открытом рынке; выпуск от своего имени облигаций, рефинансирование банков; валютное регулирование; установление целей роста денежной массы; прямые количественные ограничения. (ст. 7 Банковского кодекса РБ).

Официальной денежной единицей в нашей стране (валютой) является белорусский рубль. Вступление на территории Республики Беларусь других денежных единиц запрещено. Соотношение между рублем и золотом либо другими драгоценными металлами Законом не установлено. Формальный курс рубля к иностранным денежным единицам определяется Национальным Банком РБ (НБ) и публикуется в печати. В связи с тем, что белорусской денежная единица - белорусский рубль по закону не связана с денежным металлом (золотом), фиксированный его масштаб цен отсутствует. Формальный масштаб цен рубля устанавливается государством.

Исключительным правом эмиссии наличных денег, организации их обращения и изъятия на территории Республики Беларусь владеет Национальный Банк Беларуси. Он отвечает за состояние денежного обращения с целью поддержания типичной экономической деятельности в стране.

Видами денег, имеющими законную платежную силу, являются банкноты и металлические монеты, которые обеспечиваются всеми активами Банка Беларуси, в том числе золотым резервом, государственными ценными бумагами, запасами кредитных учреждений, находящимися на счетах Национального банка Беларуси. На территории Беларуси работают наличные деньги (банкноты и монеты) и безналичные деньги (в виде средств на счетах в кредитных учреждениях). Национальный банк, наделенный исключительным правом эмиссии денег, особенно ответственен за поддержание баланса в сфере денежного обращения.

Невзирая на то, что налично-денежный цикл во всех странах, Республика Беларусь не исключение, составляет меньшую часть, он имеет весомое значение. Именно данный цикл обслуживает приобретение и расходование большей части денежных прибылей населения. Именно в налично-денежный цикл складывается непрерывно повторяющийся кругооборот наличных денег. Приблизительная схема движения наличных денег приводится на рисунке 2.1 [22, с.8-9].

единый денежный оборот регулирование

Рисунок 1 ─ Движение наличных денег

 

В Республике Беларусь налично-денежный цикл осуществляется в соответствии с Инструкцией об организации наличного денежного обращения в Республике Беларусь, утвержденной Постановлением Национального Банка Республики Беларусь от 30.11.2012 № 112 [16].

Налично-денежный цикл Республики Беларусь обслуживает денежно - товарные и нетоварные отношения. Наличный денежный цикл в условиях перехода РБ к рыночной модели экономики обслуживает не только рыночные, но и распределительные отношения в хозяйстве. Это, раньше каждого, финансовые отношения, связанные с существованием федерального и здешнего бюджетов; кредитные отношения, связанные с предоставлением центральным банком кредитов правительству, а также льготных кредитов коммерческим банкам.

Таким образом, дозволено сформулировать две основные задачи, которые решает наличный денежный цикл, обслуживая систему рыночных отношений, что и определяет его роль:

Ø 45=56=K9 F8:;, ?5@5@0A?@545;OO 45=L38 <564C A2>8<8 G0ABO<8, >15A?5G8205B A2>1>4=K9 ?5@5;82 :0?8B0;0 87 >4=>9 AD5@K @K=>G=KE >B=>H5=89 2 4@C3CN, B5< A0<K< >ACI5AB2;OO 8E A2O7L;

Ø 2 45=56=>< F8:;5 A>740NBAO =>2K5 45=L38, >15A?5G820NI85 C4>2;5B2>@5=85 =04>1=>AB8 2 =8E 2A5E AD5@ @K=>G=KE >B=>H5=89.

В условиях рыночной модели экономики особенности наличного денежного цикла следующие:

Ø >1A;C68205B ?@54?>GB8B5;L=> @K=>G=K5 >B=>H5=8O 2 E>7O9AB25 8 B>;L:> 2 =57=0G8B5;L=>9 G0AB8 - @0A?@545;8B5;L=K5 >B=>H5=8O;

Ø A;C68B >1J5:B>< ?@>3=>7=>3> ?;0=8@>20=8O 3>AC40@AB2><, :><<5@G5A:8<8 10=:0<8, N@848G5A:8<8 8 D878G5A:8<8 ;8F0<8;

Ø DC=:F8>=8@C5B 2 CA;>28OE ACI5AB2>20=8O @07=KE D>@< A>1AB25==>AB8;

Ø 45F5=B@0;87>20= - 53> =0G0;L=K9 8 7025@H0NI89 MB0?K @0AA@54>B>G5=K 2 @07;8G=KE B>@3>2KE 8 3>AC40@AB25==KE 10=:0E;

Ø 157=0;8G=K9 8 =0;8G=>-45=56=K9 F8:;K C7:> A2O70=K 4@C3 A 8=>< - =0;8G=>-45=56=K9 F8:; A>25@H05BAO B>;L:> =0 1075 157=0;8G=>3> F8:;0 [10, A.174].

В наличном цикле денежная база в широком смысле включает в себя: наличные деньги в обращении, в том числе в кассах коммерческих банков; средства в фонде непременных запасов; средства на корреспондентских счетах коммерческих банков в Центральном Банке РБ.

Денежная база в тесном смысле включает в себя только наличные деньги, в том числе и в кассах коммерческих банков, и средства фонда непременных запасов в Центральном Банке РБ.

Сводный прогноз наличного денежного цикла по республике в совокупности составляется Национальным банком РБ. Приём, выдача, хранение денежной наличности банками осуществляется в порядке, установленном нормативными документами по эмиссионно-кассовым операциям в Национальном банке РБ и кассовым операциям в коммерческих банках РБ, правилами организации наличного денежного цикла.

Цикл наличных денег основан на тезисах, полагающих, что субъекты хозяйствования всех форм собственности обязаны беречь свои денежные средства на открытых счетах в учреждениях банков; наличные деньги, нужные для выплаты заработной платы либо осуществления других платежей, субъекты хозяйствования получают из касс банков; субъекты хозяйствования могут иметь в своей кассе наличные деньги в пределах лимитов и применять часть выручки на личные нужды в пределах норм, установленных учреждениями банков, а все наличные деньги сверх установленных лимитов остатка касс обязаны быть сданы в обслуживающие учреждения банков.

Денежная политика центрального банка является составной частью единой государственной экономической политики. При разработке прогноза экономического развития страны в обязательном порядке учитываются показатели, которые необходимо достичь экономике в определенные этапы времени, в частности, развитие рынка капиталов, развитие банковской и платежной систем, обеспечение устойчивости национальной валюты, увеличение спроса экономики на деньги и т.д. Все эти вопросы регулируются при разработке и реализации денежно-кредитной политики государства, без которой нормальное функционирование экономики невозможно.

Главная задача денежной политики – регулирование предложения денег, поддержание покупательной способности национальной валюты. В период производственного спада, стагнации увеличение денежного предложения стимулирует рост расходов; в период инфляции центральные банки сокращают предложение денег 7, с. 189.

Приоритеты денежной политики Национального банка Республики Беларусь в 2013 году:

  • поддержание монетарной стабильности в стране, создание условий для сбалансированного развития экономики.
  • Инфляция:

2012 год - 108,7%,

2013 год - 21,8%.

  • Поступление валютной выручки:

январь – ноябрь 2012 г. - $41,8 млрд.дол,

январь – ноябрь 2013 г. - $46,7 млрд.дол.

  • Золотовалютные резервы Республики:

увеличились за 2013 год на $179 млн. и составили $8,1 млрд.дол.

  • Срочные вклады (депозиты) населения выросли за 2013 год:

в белорусских рублях - на Br5,8 трлн.дол.,

в иностранной валюте – на $1,9 млрд.дол.

Государство должно постоянно изучать действие этих факторов и воздействовать на них в направлении уменьшения наличных денег в сфере обращения. Динамика денежных агрегатов в январе – декабре 2012 г. формировалась под влиянием экономических условий. В таблице 2.1 приведем динамику широкой денежной массы и ее составляющих за 2012 год [18].

 

Таблица 1 - Динамика широкой денежной массы и ее составляющих за 2013 год. В миллиардах рублей

Показатели

01.01.2013

01.12.2013

01.01.2014

отклонение  2013/2012

темп роста 2013/2012, %

1. Наличные деньги в обороте – М0

11 307,3

12 691,8

12 302,0

994,7

111,8

2. Переводные депозиты

23 130,9

22 052,9

24 797,1

1 666,2

104,2

2.1. Физических лиц

9 081,9

10 538,1

10 156,7

1 074,8

107,7

2.2. Юридических лиц**

14 049,0

11 514,8

14 640,3

591,4

129,6

Денежный агрегат – М1

34 438,2

34 744,7

37 099,1

2 660,9

150,4

3. Другие депозиты

31 163,6

40 891,1

40 383,1

9 219,6

109,7

3.1. Физических лиц

15 195,6

23 303,7

22 861,2

7 665,5

118,1

3.2. Юридических лиц**

15 967,9

17 587,4

17 522,0

1 554,0

60,3

Денежная масса в национальном определении – М2

65 601,8

75 635,9

77 482,2

11 880,4

115,5

4. Ценные бумаги, выпущенные банками (вне банковского оборота) в национальной валюте

3 067,7

2 467,4

1 849,0

-1 218,7

121,8

Рублевая денежная масса – М2*

68 669,5

78 103,3

79 331,2

10 661,7

121,9

5. Депозиты в иностранной валюте

88 231,1

101 872,5

107 467,3

19 236,2

113,8

5.1 Переводные депозиты

15 623,3

17 039,1

19 041,6

3 418,3

124,3

5.1.1 Физических лиц

3 621,3

4 134,7

4 121,1

499,8

121,8

5.1.2. Юридических лиц**

12 002,0

12 904,4

14 920,5

2 918,5

130,0

5.2. Другие депозиты

72 607,8

84 833,4

88 425,7

15 817,9

103,5

5.2.1. Физических лиц

50 168,5

63 151,9

65 199,5

15 031,0

152,9

5.2.2. Юридических лиц**

22 439,3

21 681,4

23 226,2

786,9

94,4

6. Ценные бумаги, выпущенные банками (вне банковского оборота) в иностранной валюте

4 039,2

5 510,2

6 173,9

2 134,8

119,8

7. Депозиты в драгоценных металлах

354,0

341,0

334,4

-19,7

111,8

Продолжение таблицы 1

Широкая денежная масса – М3

161 293,8

185 826,9

193 306,8

32 013,0

104,2

Информация о работе Денежная система страны ее структура, институциональное обеспечение и основные направления совершенствования