Центральный банк РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 16:15, курсовая работа

Краткое описание

Центральные банки возникли в процессе исторического развития банковских систем. В настоящее время для развития экономики страны в условиях становления денежного рынка, главную роль играет эффективная деятельность ЦБ и всей её системы в целом.
Роль ЦБ, её взаимосвязь с другими элементами экономического управления проявляется через выполняемые им функции, она поэтому является регулирующим центром кредитной системы страны, также налично-денежного оборота, обеспечение устойчивой национальной валюты, снижение темпов инфляции и наконец – разработка единой государственной денежно - кредитной политики.

Файлы: 1 файл

Курсовая 1.docx

— 80.03 Кб (Скачать)

 

  • Департамент общественных связей. Подразделениями Банка России являются:
  • Представительство Банка России в Федеральном собрании Российской Федерации;
  • Главное управление безопасности и защиты информации;
  • Главное управление недвижимости;
  • Управление специальной связи.

Принципы организации деятельности Банка России можно разделить  на внешние и внутренние.

Внешние: система действующих законов и норм международного права; степень независимости ЦБ и подотчетности Государственной Думе Федерального Собрания России.

Внутренние: организационная структура, где выделено 23 департамента; распределение ответственности в руководстве Центрального банка; кадровый состав; статус территориальных подразделений.

Внутренние принципы организации  деятельности Центрального банка вытекают из функций Совета директоров, который  во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает  и обеспечивает выполнение основных направлений единой государственной  денежно-кредитной политики. В Совет  директоров входят Председатель Банка России и 12 членов Совета.

Совет директоров — это высший исполнительный орган Центрального банка России, который отвечает за практическую реализацию его целей и задач. Он принимает решения по таким вопросам, как:

  • создание и ликвидация учреждений и организаций Банка России;
  • установление обязательных нормативов для кредитных организаций в соответствии с Федеральным законом «О Центральном банке»;
  • величина резервных требований, порядок формирования резервов кредитными организациями;
  • изменение процентных ставок Банка России;
  • определение лимитов операций на открытом рынке;
  • участие в капиталах организаций, обеспечивающих деятельность Банка России, его учреждений, организаций и служащих;
  • применение прямых количественных ограничений;
  • выпуск и изъятие банкнот и монет из обращения, общий объем выпуска наличных денег;
  • внесение в Государственную Думу предложений об изменении уставного капитала Банка России;
  • утверждение порядка работы Совета директоров и назначение главного аудитора Банка России;
  • утверждение внутренней структуры Банка России, положения о подразделениях Банка России, учреждениях Банка, уставы организаций Банка России, порядок назначения руководителей подразделений, учреждений и организаций Банка России;
  • определение условий допуска иностранного капитала в банковскую систему Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом.

Взаимоотношения Банка  России с органами государственной  власти и органами местного самоуправления направлены на реализацию денежно-кредитной политики и проявляются в том, что Банк России участвует в разработке экономической политики Правительства и координирует свою политику с Министерством экономики, Министерством Финансов и Правительством в целом. Банк России осуществляет операции с федеральным бюджетом и государственными внебюджетными фондами без взимания комиссионного вознаграждения, с бюджетом субъектов Российской Федерации и местными бюджетами, а также операции по обслуживанию государственного долга и операции с золотовалютными резервами Российской Федерации.

Все эти задачи Банк России решает с помощью созданного при нем Национального банковского Совета, который состоит из представителей палат Федерального Собрания, Президента, Правительства, кредитных организаций, а также экспертов.

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Цели деятельности  и функции Центрального банка России

Как организация, созданная  для осуществления управленческих функций, Банк России имеет три основные цели деятельности, закрепленные в Законе «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»:

  1. защита и обеспечение устойчивости рубля;
  2. развитие и укрепление банковской системы РФ;
  3. обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы.

Реализация функций и полномочий, предоставленных Банку России для  достижения этих целей, превращают его  в орган монетарной власти, орган банковского регулирования и надзора и расчетный центр банковской системы.

Для выполнения возложенных на него функций в различных сферах Банк России наделен полномочиями нормотворческой деятельности. Он имеет право издавать нормативные акты по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами. Нормативными актами Банка России являются те его акты, которые направлены на установление, изменение или отмену норм права как постоянных или временных предписаний, обязательных для круга лиц, определенных Законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», и рассчитаны на неоднократное применение на территории РФ. Любые иные акты Банка России, в том числе распорядительные акты, акты толкования нормативных актов в сфере компетенции Банка России, акты Банка России, содержащие исключительно технические форматы и иные технические требования, нормативными актами не являются.

Нормативные акты Банка  России обязательны для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц. Нормативные акты Банка России не могут противоречить федеральным законам и не имеют обратной силы. Нормативные акты Банка России издаются в форме его указаний, положений и инструкций. Нормативные акты Банка России должны быть зарегистрированы в Министерстве юстиции РФ в порядке, установленном для государственной регистрации нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, за исключением нормативных актов, устанавливающих курсы иностранных валют по отношению к рублю; изменение процентных ставок; размеры резервных требований и обязательных нормативов; прямые количественные ограничения, а также правила бухгалтерского учета и отчетности для Банка России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Деятельность Центрального банка как проводника денежно-кредитной политики РФ

Важная задача центральных  банков - управление эмиссионной, кредитной и расчетной деятельностью банковской системы - реализуется таким образом, чтобы обеспечить стабильный спрос и доверие к эмитированным платежным средствам. Наиболее точным показателем эффективности этой работы являются уровень инфляции и уровень монетизации экономики.

Центральный банк проводит регулирование денежного обращения  в процессе осуществления кредитной политики, выражающейся в кредитной экспансии или в кредитной рестрикции.

Первая увеличивает  ресурсы банков, которые в результате выдаваемых кредитов увеличивают общую массу денег в обращении.

Вторая сжимает денежную массу в распоряжении коммерческих банков и влечет за собой ограничение возможностей по выдаче кредитов, по насыщению экономики деньгами.

Методы, используемые^ денежно-кредитной  политике, разнообразны, но наиболее известными и распространенными из них являются:

• изменение ставки учетного процента или официальной учетной ставки центрального банка (учетная или дисконтная политика);

  • изменение норм обязательных резервов банков;
  • операции на открытом рынке, т. е. по купле-продаже векселей, государственных облигаций и других ценных бумаг;

• рефинансирование банков; 
         • валютные интервенции;

• установление ориентиров изменения денежных агрегатов.

Центральным банком могут применяться  также выборочные (селективные) методы, направленные на регулирование отдельных форм кредита (например, потребительского) или кредитования различных отраслей (жилищного строительства, экспортной торговли).

Одним из ведущих методов регулирования  является учетная политика. Официальная учетная ставка - это проценты по ссудам, которые центральный банк использует при кредитовании коммерческих банков. Кредитование оформляется или как покупка у банков ценных бумаг, или как выдача кредита под их залог.

Учетные ставки центрального банка представляют собой минимальные ставки, по которым он осуществляет свои операции. Процентная ставка используется для воздействия на рыночные процентные ставки в елях осуществления выбранной политики. Учетная ставка пересматривается в зависимости от экономической ситуации в стране и, с одной сто-гоны, определяется ожидаемым уровнем инфляции, а с другой - оказывает на последнюю большое влияние. Когда центральный банк намерен смягчить или ужесточить денежно-кредитную политику, то соответственно снижает или повышает учетную ставку. Он может устанавливать одну кш несколько ставок по различным видам операций или проводить процентную политику без фиксации процентной ставки.   -

Повышение официальных ставок сокращает  возможности коммерческих банков получить ресурсы для кредитования, что влечет за собой сокращение денежной массы. Снижение официальной учетной ставки действует в обратном направлении.

Изменение учетной ставки центрального банка, вызывая соответствующее изменение рыночного процента, отражается на состоянии платежного баланса и валютного курса. Ее повышение способствует привлечению в страну иностранного краткосрочного капитала. В итоге активизируется платежный баланс, увеличивается предложение иностранной валюты, соответственно снижается курс иностранной и повышается курс национальной валюты. Снижение ставки приводит к противоположным результатам.

Существенное воздействие  на кредитные ресурсы коммерческих банков, на их возможности предоставлять ссуды оказывает изменение нормы обязательных резервов.

Обязательные резервы - это обязательная норма депонирования  части пассивов коммерческих банков в центральном банке, устанавливаемая в законодательном порядке и определяемая как процент от общей суммы вкладов и привлеченных средств коммерческих банков. Изменение данной ставки влияет на величину денежно-кредитного мультипликатора, способность банковской системы эмитировать деньги помимо государства. Ее повышение означает, что большая часть банковских средств «заморожена» на счетах центрального банка и не может использоваться коммерческими банками для выдачи кредитов. В результате сокращаются банковские ссуды и денежная масса в обращении, повышаются проценты по банковским кредитам. Снижение нормы банковских резервов ведет к расширению кредитования экономики и росту денежной массы, к снижению рыночного процента.

Операции на открытом рынке  - наиболее распространенный метод денежно-кредитного регулирования в странах с развитым рынком ценных бумаг. Если центральный банк продает ценные бумаги на открытом рынке, а коммерческие банки их покупают, то ресурсы последних и соответственно их возможности предоставлять ссуды клиентам уменьшаются. Это приводит к сокращению денежной массы в обращении и повышению ссудного процента. Покупая ценные бумаги на рынке у банков, центральный банк предоставляет им дополнительные ресурсы, расширяет их возможности по выдаче ссуд. Операции на открытом рынке способствуют регулированию банковских ресурсов, процентных ставок и курса государственных ценных бумаг.

Покупка Центробанком государственных обязательств вызывает повышение их рыночного курса (в результате расширения спроса на них). Увеличение цены облигации означает снижение их фактической доходности, которая определяется отношением суммы дохода по облигации к ее рыночному курсу. Уменьшение фактической доходности облигаций приводит к снижению процентных ставок на рынке. Напротив, продажа облигаций центральным банком на открытом рынке вызывает падение их курса и повышение доходности облигаций, а значит, и процентных ставок. Кроме того, купля-продажа ценных бумаг оказывает влияние на процентные ставки через расширение или ограничение банковской наличности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.4. Центральный банк  Российской Федерации как орган  банковского регулирования и  надзора

Основными целями банковского регулирования  и надзора в РФ являются поддержание  стабильности банковской системы и  защита интересов вкладчиков и кредиторов. Банк России как надзорный орган не вмешивается в оперативную самостоятельность кредитных организаций, за исключением случаев, предусмотренных законодательством. Регулирующие и надзорные функции Банка России осуществляются через действующий на постоянной основе орган — Комитет банковского надзора. Он объединяет структурные подразделения Банка России, обеспечивающие выполнение его надзорных функций. Руководитель этого Комитета назначается Председателем Банка России из числа членов Совета директоров. В структуре Банка России для выполнения надзорных функций созданы департаменты банковского регулирования и надзора, лицензирования деятельности кредитных организаций и их финансового оздоровления и др. Непосредственно функции по надзору Банк России реализует через свои территориальные управления (главные управления и национальные банки республик в составе РФ).

Информация о работе Центральный банк РФ