Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 16:15, курсовая работа
Центральные банки возникли в процессе исторического развития банковских систем. В настоящее время для развития экономики страны в условиях становления денежного рынка, главную роль играет эффективная деятельность ЦБ и всей её системы в целом.
Роль ЦБ, её взаимосвязь с другими элементами экономического управления проявляется через выполняемые им функции, она поэтому является регулирующим центром кредитной системы страны, также налично-денежного оборота, обеспечение устойчивой национальной валюты, снижение темпов инфляции и наконец – разработка единой государственной денежно - кредитной политики.
1.3.Инструменты и методы
ЦБ РФ регулирует денежно-кредитную политику с помощью следующих инструментов.
Основными инструментами и методами денежно-кредитной политики Банка России являются:
■ прямые
количественные ограничения (государственное
регулирование, административные меры
регулирования
валютного курса и валютных поступлений);
Государство может проводить денежную политику:
При проведении мягкой денежно-кредитной политики (политики дешевых денег) ЦБ:
■ снижает норму банковского резервирования;
Все эти меры приводят к росту предложения денег на рынке.
При проведении жесткой денежно-кредитной политики (рестрикции) ЦБ осуществляет противоположные действия.
При этом могут использоваться как прямые (административные), так и косвенные (экономические) методы воздействия на деятельность банков. Реакция рынка банковских услуг на прямые, т. е. административные, методы вмешательства в деятельность банков более оперативна, чем на косвенные. Использование косвенных, т. е. экономических, методов предполагает высокую степень развития процессов саморегуляции на микроуровне, а эффект от их применения замедлен и неоднозначен.
К административным методам относятся прямые ограничения (лимиты) и запреты, устанавливаемые Центральным банком в отношении количественных и качественных параметров деятельности банков. При использовании административных методов воздействия наиболее широко применяются следующие инструменты:
К экономическим методам управления совокупным денежным оборотом и регулирования банковских операций относятся мероприятия, использование которых оказывает в основном косвенное воздействие и не предполагает установление прямых запретов и лимитов. Выделяются три основные группы экономических методов управления: налоговые, нормативные (когда размеры вводимых ограничений или льгот увязываются с масштабом операций) и корректирующие (отличаются гибкостью и оперативностью, возможностью оказывать стимулирующее либо ограничивающее воздействие в зависимости от ситуации). Использование налоговых методов является прерогативой финансовых органов, в то время как нормативных и корректирующих — Центрального банка.
К нормативным методам воздействия относится использование таких инструментов воздействия, как отчисления в фонд регулирования кредитных ресурсов, коэффициенты ликвидности и достаточности банковского капитала, а также иные виды отчислений и коэффициентов, обязательных к использованию и устанавливаемых в виде норматива; к корректирующим — учетная политика (учетное окно) и проведение операций на открытом рынке.
Нормативные методы применяются путем установления и периодического пересмотра контрольных цифр, соотношений показателей или иных ограничений в сторону как увеличения, так и уменьшения; скорость их воздействия невелика и эффект от вводимых нормативов проявляется через относительно длительный промежуток времени.
Корректирующее воздействие осуществляется путем проведения Центральным банком кредитных операций и операций с ценными бумагами, которые могут проводиться по усмотрению Центрального банка в необходимых масштабах и с нужной периодичностью, благодаря чему эффект достигается быстро. Эта форма воздействия более гибка и оперативна.
2. Деятельность Центрального
2.1. Правовые и организационные
основы деятельности
Статус, задачи, функции, полномочия и принципы организации деятельности Банка России определяются Конституцией Российской Федерации, Федеральными законами и нормами международного права, а также действующими международными стандартами. Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.
Подотчетность Банка России проявляется в:
Независимость Банка России проявляется прежде всего в том, что он не входит в структуру федеральных органов государственной власти и выступает как особый институт, обладающий исключительным правом денежной эмиссии и организации денежного обращения.
Центральный банк России, являясь
государственным с точки зрения
собственности на капитал, обладает
юридической самостоятельностью в
вопросах тактики и стратегии
проведения денежно-кредитной политики,
направленной на поддержание стабильности
обращения денег и
Вопросы независимости Центрального банка имеют принципиальное значение в связи с необходимостью разграничения государственных финансов и банковских ресурсов. Правительству, как правило, не хватает государственных финансов, что подтверждается наличием дефицита Федерального бюджета.
В результате образуется внутренний
и внешний государственный
Если Центральный банк отдает предпочтение в решении этих проблем денежно-кредитной политике, то Правительство решает данные задачи бюджетными методами — налогами, амортизационной политикой и государственными инвестициями.
В процессе обслуживания государственного долга Центральный банк должен не только поддерживать Правительство, но, проявляя независимость, заботиться и о сохранении ликвидности банковской системы. (Созданное в 1999 г. по инициативе ЦБ и Правительства Агентство по реструктуризации кредитных организаций призвано обеспечивать устойчивость банковской системы и своевременное выполнение ими своих обязательств.) Банк России исходит из того, что реструктуризация региональных банков является на сегодня центральным звеном процесса реструктуризации банковской системы.
Принцип независимости Центрального банка проявляется также в передаче функций по кассовому исполнению бюджета из ЦБ в Федеральное казначейство. Кассовая наличность остается в отделениях банков, а казначейству передаются функции ведения учетных операций и безналичных расчетов оперативного управления средствами на счетах Федерального бюджета и главных распорядителей кредитов, пользующихся бюджетными средствами.
Главным, принципиальным отличием созданного Федерального казначейства является то, что это не просто централизованная система органов, а система, связанная глобальной компьютерной сетью, которая позволит получать полную информацию о состоянии федерального бюджета на региональном и локальном уровнях.
Банк России является юридическим
лицом и выступает как субъект
публичного права. Уставный капитал
и иное имущество Банка России
являются федеральной собственностью.
Полномочия по владению, пользованию
и распоряжению имуществом Банка
России осуществляются самим Банком;
изъятие и обременение
Государство не отвечает по обязательствам Банка России, так же как и Банк России не отвечает по обязательствам государства, если только они не приняли на себя такие обязательства. В соответствии с Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации» федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления не имеют права вмешиваться в деятельность Банка России. В случаях такого вмешательства Банк России информирует об этом Государственную Думу и Президента, и он вправе защитить свой статус и полномочия в судебном порядке.
Годовой отчет Центрального банка России и аудиторское заключение утверждает Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации.
Принципы организации Банка России, изложенные в Федеральном законе «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», утверждают следующее:
Структура центрального аппарата Банка России и его территориальных подразделений подвергается существенным изменениям, носящим прежде всего качественный характер, и ориентирована на приведение ее в соответствие с условиями деятельности и ролью банковской системы в реформируемой экономике.
В настоящее время в структуре Центрального банка Российской Федерации функционируют 23 департамента: