Центральный банк РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 16:15, курсовая работа

Краткое описание

Центральные банки возникли в процессе исторического развития банковских систем. В настоящее время для развития экономики страны в условиях становления денежного рынка, главную роль играет эффективная деятельность ЦБ и всей её системы в целом.
Роль ЦБ, её взаимосвязь с другими элементами экономического управления проявляется через выполняемые им функции, она поэтому является регулирующим центром кредитной системы страны, также налично-денежного оборота, обеспечение устойчивой национальной валюты, снижение темпов инфляции и наконец – разработка единой государственной денежно - кредитной политики.

Файлы: 1 файл

Курсовая 1.docx

— 80.03 Кб (Скачать)

1.3.Инструменты и методы денежно-кредитного  регулирования Центрального банка

ЦБ РФ регулирует денежно-кредитную  политику с помощью следующих инструментов.

Основными инструментами  и методами денежно-кредитной политики Банка России являются:

  • процентные ставки по операциям Банка России (ставка по депозитам для коммерческих банков, ставки по различным кредитам);
  • нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования) — изменение норм фондов обязательных резервов;
  • операции на открытом рынке (операции с ценными бумагами);
  • рефинансирование кредитных организаций — ставка рефинансирования;
  • валютные интервенции (валютное регулирование);
  • установление ориентиров роста денежной массы. Банк России может устанавливать ориентиры роста одного или нескольких показателей денежной массы исходя из основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики;

■ прямые количественные ограничения (государственное 
регулирование, административные меры регулирования 
валютного курса и валютных поступлений);

  • эмиссия облигаций от своего имени.

Государство может проводить денежную политику:

  1. сдерживания роста денежной массы (политику дорогих денег или политику рестрикции);
  2. политику дешевых денег (дешевых кредитов);
  3. умеренную денежную политику.

При проведении мягкой денежно-кредитной  политики (политики дешевых денег) ЦБ:

  • скупает государственные ценные бумаги на рынке;
  • снижает учетную ставку;

■ снижает норму банковского резервирования;

  • снижает проценты по своим депозитам для банков;
  • кредитует коммерческие банки под учет векселей фирм.

Все эти меры приводят к росту  предложения денег на рынке.

При проведении жесткой денежно-кредитной  политики (рестрикции) ЦБ осуществляет противоположные действия.

При этом могут использоваться как  прямые (административные), так и  косвенные (экономические) методы воздействия  на деятельность банков. Реакция рынка банковских услуг на прямые, т. е. административные, методы вмешательства в деятельность банков более оперативна, чем на косвенные. Использование косвенных, т. е. экономических, методов предполагает высокую степень развития процессов саморегуляции на микроуровне, а эффект от их применения замедлен и неоднозначен.

К административным методам относятся прямые ограничения (лимиты) и запреты, устанавливаемые Центральным банком в отношении количественных и качественных параметров деятельности банков. При использовании административных методов воздействия наиболее широко применяются следующие инструменты:

  • квотирование отдельных видов пассивных и активных операций;
  • введение потолков (или лимитов) на выдачу ссуд различных категорий и на привлечение кредитных ресурсов;
  • ограничение на открытие филиалов и отделений;
  • лимитирование размеров комиссионного вознаграждения, тарифов за оказание различных видов услуг, процентных ставок; определение номенклатуры операций, видов обеспечения, а также перечня банков, допущенных к отдельным видам операций (так называемое контингентирование).

К экономическим методам управления совокупным денежным оборотом и регулирования банковских операций относятся мероприятия, использование которых оказывает в основном косвенное воздействие и не предполагает установление прямых запретов и лимитов. Выделяются три основные группы экономических методов управления: налоговые, нормативные (когда размеры вводимых ограничений или льгот увязываются с масштабом операций) и корректирующие (отличаются гибкостью и оперативностью, возможностью оказывать стимулирующее либо ограничивающее воздействие в зависимости от ситуации). Использование налоговых методов является прерогативой финансовых органов, в то время как нормативных и корректирующих — Центрального банка.

К нормативным методам воздействия относится использование таких инструментов воздействия, как отчисления в фонд регулирования кредитных ресурсов, коэффициенты ликвидности и достаточности банковского капитала, а также иные виды отчислений и коэффициентов, обязательных к использованию и устанавливаемых в виде норматива; к корректирующим — учетная политика (учетное окно) и проведение операций на открытом рынке.

Нормативные методы применяются  путем установления и периодического пересмотра контрольных цифр, соотношений показателей или иных ограничений в сторону как увеличения, так и уменьшения; скорость их воздействия невелика и эффект от вводимых нормативов проявляется через относительно длительный промежуток времени.

Корректирующее воздействие  осуществляется путем проведения Центральным  банком кредитных операций и операций с ценными бумагами, которые могут проводиться по усмотрению Центрального банка в необходимых масштабах и с нужной периодичностью, благодаря чему эффект достигается быстро. Эта форма воздействия более гибка и оперативна.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Деятельность Центрального банка  РФ

2.1. Правовые и организационные  основы деятельности Центрального банка России

Статус, задачи, функции, полномочия и принципы организации деятельности Банка России определяются Конституцией Российской Федерации, Федеральными законами и нормами международного права, а также действующими международными стандартами. Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.

Подотчетность Банка России проявляется  в:

  • процедуре назначения (выбора) руководства Банка — Председателя и членов Совета директоров;
  • процедуре отчетности и проведении парламентских слушаний о деятельности Банка с участием его представителей;
  • правилах, оговаривающих степень невмешательства Думы в деятельность Банка России по реализации его законодательно закрепленных функций и полномочий.

Независимость Банка России проявляется прежде всего в том, что он не входит в структуру федеральных органов государственной власти и выступает как особый институт, обладающий исключительным правом денежной эмиссии и организации денежного обращения.

Центральный банк России, являясь  государственным с точки зрения собственности на капитал, обладает юридической самостоятельностью в  вопросах тактики и стратегии  проведения денежно-кредитной политики, направленной на поддержание стабильности обращения денег и сбалансированности платежного баланса.

Вопросы независимости Центрального банка имеют принципиальное значение в связи с необходимостью разграничения  государственных финансов и банковских ресурсов. Правительству, как правило, не хватает государственных финансов, что подтверждается наличием дефицита Федерального бюджета.

В результате образуется внутренний и внешний государственный долг. Как Центральный банк должен участвовать в его покрытии, в каких размерах должна проводиться эмиссия под прямое кредитование Правительства, какой тип денежной реформы — девальвация или же деноминация — может помочь Правительству в решении его задач, определяется Центральным банком. В этом и проявляется принцип независимости Центрального банка.

Если Центральный банк отдает предпочтение в решении этих проблем денежно-кредитной  политике, то Правительство решает данные задачи бюджетными методами —  налогами, амортизационной политикой  и государственными инвестициями.

В процессе обслуживания государственного долга Центральный банк должен не только поддерживать Правительство, но, проявляя независимость, заботиться и  о сохранении ликвидности банковской системы. (Созданное в 1999 г. по инициативе ЦБ и Правительства Агентство по реструктуризации кредитных организаций призвано обеспечивать устойчивость банковской системы и своевременное выполнение ими своих обязательств.) Банк России исходит из того, что реструктуризация региональных банков является на сегодня центральным звеном процесса реструктуризации банковской системы.

Принцип независимости Центрального банка проявляется также в  передаче функций по кассовому исполнению бюджета из ЦБ в Федеральное казначейство. Кассовая наличность остается в отделениях банков, а казначейству передаются функции ведения учетных операций и безналичных расчетов оперативного управления средствами на счетах Федерального бюджета и главных распорядителей кредитов, пользующихся бюджетными средствами.

Главным, принципиальным отличием созданного Федерального казначейства является то, что это не просто централизованная система органов, а система, связанная глобальной компьютерной сетью, которая позволит получать полную информацию о состоянии федерального бюджета на региональном и локальном уровнях.

Банк России является юридическим  лицом и выступает как субъект  публичного права. Уставный капитал  и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью. Полномочия по владению, пользованию  и распоряжению имуществом Банка  России осуществляются самим Банком; изъятие и обременение обязательствами имущества Банка России без его согласия не допускаются. Финансовая независимость Центрального банка Российской Федерации выражается также в том, что он осуществляет свои расходы за счет собственных доходов, которые не регистрируются в налоговых органах.

Государство не отвечает по обязательствам Банка России, так же как и Банк России не отвечает по обязательствам государства, если только они не приняли  на себя такие обязательства. В соответствии с Федеральным законом «О Центральном  банке Российской Федерации» федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления не имеют права вмешиваться в деятельность Банка России. В случаях такого вмешательства Банк России информирует об этом Государственную Думу и Президента, и он вправе защитить свой статус и полномочия в судебном порядке.

Годовой отчет Центрального банка  России и аудиторское заключение утверждает Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации.

Принципы организации Банка  России, изложенные в Федеральном  законе «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», утверждают следующее:

  • Банк России образует единую централизованную систему с вертикальной структурой управления, включающей центральный аппарат, территориальные учреждения, расчетно-кассовые центры, вычислительные центры, полевые учреждения, учебные заведения, российское объединение инкассации и все другие учреждения и организации, необходимые для его деятельности;
  • национальные банки республик являются территориальными учреждениями Банка России и не имеют права принимать решения, носящие нормативный характер, а также выдавать гарантии и поручительства, вексельные и другие обязательства без разрешения Совета директоров;
  • задачи и функции территориальных учреждений Банка России определяются Положением о территориальных учреждениях Банка России, утверждаемым Советом директоров;
  • когда создание и функционирование территориальных учреждений на той или иной территории невозможно, то такие территории обслуживаются полевыми учреждениями, предназначенными для банковского обслуживания воинских частей, учреждений и организаций Министерства обороны Российской Федерации, а также иных государственных органов и юридических лиц, обеспечивающих безопасность Российской Федерации;
  • Банк России может быть ликвидирован только на основании принятия соответствующего федерального закона, который и определит порядок использования его имущества.

Структура центрального аппарата Банка России и его территориальных  подразделений подвергается существенным изменениям, носящим прежде всего качественный характер, и ориентирована на приведение ее в соответствие с условиями деятельности и ролью банковской системы в реформируемой экономике.

В настоящее время в структуре  Центрального банка Российской Федерации  функционируют 23 департамента:

  • Сводный экономический департамент;
  • Департамент исследований, информации и статистики;
  • Департамент бухгалтерского учета и отчетности;
  • Департамент организации и исполнения госбюджета и внебюджетных фондов;
  • Департамент методологии и организации расчетов;
  • Департамент лицензирования банковской и аудиторской деятельности;
  • Департамент пруденциального банковского надзора;
  • Департамент по организации банковского санирования;
  • Департамент иностранных операций;
  • Департамент регулирования денежного обращения;
  • Департамент эмиссионно-кассовых операций;
  • Департамент информатизации;
  • Юридический департамент;
  • Департамент внутреннего аудита и ревизий;
  • Административный департамент;
  • Департамент подготовки персонала;
  • Департамент операций на открытом рынке;
  • Департамент контроля за деятельностью кредитных организаций на финансовых рынках;
  • Департамент валютного регулирования и валютного контроля;
  • Департамент инспектирования кредитных организаций;
  • Департамент телекоммуникаций;
  • Департамент полевых учреждений;

Информация о работе Центральный банк РФ